http://shop-best-cc-dumps-site.ru 1 группа б инвалидности | Nlpseminar.ru

Финансы

1 группа б инвалидности

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Стерлитамакская психиатрическая больница

Пациенту

ГБУЗ РБ СПб » Пациенту » Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

Как я могу получить инвалидность по заболеванию?

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (ред. от 21.06.2020), медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Какая пенсия и льготы положены инвалидам с детства?

Застрахованные лица, признанные инвалидами I, II или III группы, независимо от причины и времени наступления инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности имеют право на страховую пенсию по инвалидности. В случае полного отсутствия страхового стажа постоянно проживающие в РФ инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, получают социальную пенсию по инвалидности (ст. 9 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; пп. 8 п. 1 ст. 4, п. 6 ст. 5, пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 11 Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ).

С 01.04.2020 размер социальной пенсии для инвалидов с детства составляет:

— инвалидам с детства I группы — 12 432,44 руб.;

— инвалидам с детства II группы — 10 360,52 руб.;

— инвалидам III группы — 4 403,24 руб.

  • Часто инвалиды с детства I группы нуждаются в постороннем уходе. Если такой уход осуществляет неработающий трудоспособный гражданин, ему полагается ежемесячная выплата независимо от факта совместного проживания с инвалидом (п. 1 Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 N 397; п. 2 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 11.09.2017 N 669н).
  • Размер выплаты составляет 5 500 руб. родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) и 1 200 руб. другим лицам. При этом выплата устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. п. 1, 4 Указа N 175).
  • Инвалиды с детства независимо от присвоенной им группы инвалидности имеют право на следующие налоговые льготы.
  • Инвалиды с детства — налоговые резиденты РФ имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. за каждый месяц календарного года в отношении доходов, облагаемых НДФЛ (за исключением доходов от долевого участия в организациях)
  • Налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, принадлежащего инвалиду с детства.
  • Инвалиды с детства не уплачивают налог на имущество (пп. 3 п. 1 ст. 407 НК РФ).
  • Инвалиды с детства имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных средств в пределах установленной квоты, а также на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет средств федерального бюджета. Кроме того, обучающиеся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета студенты — инвалиды с детства получают государственную социальную стипендию и имеют право на предоставление им жилых помещений в студенческих общежитиях в первоочередном порядке (ч. 5 ст. 36, ч. 2 ст. 39, ч. 5, п. 2 ч. 7 ст. 71 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
  • Какая пенсия и льготы положены инвалидам 1 группы ?

    Назначение первой группы инвалидности происходит, если человек признаётся полностью нетрудоспособным и нуждающимся в постороннем уходе. Признанными инвалидами с первой группой могут быть люди, у которых есть увечья или нездоровье, однако причиной этого не должны быть противоправные действия, алкогольное, наркотическое, токсическое опьянение, либо умышленное нанесение вреда своему здоровью.

    Социальная пенсия по 1 группе инвалидности на 2020 год составляет 10360,52 рублей в месяц.

    Инвалидам с детства 1 группы — 12432,44 рубля в месяц.

    Право на данный вид пенсии имеют те, кто не имеет трудового стажа либо те, кто по каким-то своим соображениям не хочет переходить на страховую пенсию.

    Сколько платят инвалидам 1 группы, которые получают трудовую или страховую пенсию? Для того, что инвалид имел право на трудовую пенсию, он должен иметь хотя бы один день трудового стажа. Трудовая пенсия по инвалидности рассчитывается по формуле исходя из наличия трудового стажа. Существует фиксированный законодательством базовый размер трудовой пенсии по инвалидности:

    При отсутствии иждивенцев —10688,38 руб. в месяц;

    При наличии одного иждивенца – 12446,44 руб.;

    При наличии двух иждивенцев – 14224,50 руб.;

    При наличии трех иждивенцев – 16002,56 руб.

    Размер ЕДВ инвалидам 1 группы с 1 февраля 2020 года

    Каждый месяц помимо пенсии гражданину с 1 группой инвалидности положены специальные выплаты, которые называются ЕДВ. По размеру это самая большая выплата среди всех групп и размер ее составляет 3782,94 рублей (при условии, что вы получаете НСУ в денежном эквиваленте) или 2661,52 руб. (если вы не отказывались от социального пакета).

    Размер стоимости социального пакета (НСУ) для инвалидов 1 группы в 2020 году

    Набор социальных услуг стоит и состоит из одинаковых льгот для всех групп инвалидности — 1121,41 рублей. Но это при условии, что все льготы вы получаете в их денежном эквиваленте.

    Налоговые льготы инвалидам 1 группы

    — освобождение от имущественного налога на жильё;

    — уменьшить сумму налога примерно на 10 000 рублей получится у тех инвалидов, кто владеет земельным участком;

    — взимают лишь половину стоимости в качестве налога на услуги нотариуса; — налоговая ставка на авто снижается в несколько раз, если средство передвижения мощностью не больше 150 ЛС;

    — инвалидам 1 группы не нужно вносить плату за госпошлину по искам, касающимся имущества, если исковое заявление оценено в 1 000 000 рублей максимум.

    Какая пенсия и льготы положены инвалидам 2 группы ?

    Назначение второй группы инвалидности возможно для людей, которые считаются нетрудоспособными, но при этом не нуждаются в постоянном уходе. При наличии 2-ой группы гражданину предоставляется целый ряд льгот и денежных выплат. Инвалидность 2 группы может носить как временный характер, так и бессрочный, решение о назначении принимает специальная комиссия МСЭ.

    Социальная пенсия по 2 группе инвалидности на 2020 год составляет 5180,24 рублей в месяц.

    Инвалидам с детства 2 группы 10360,52 рублей в месяц.

    Трудовая пенсия по инвалидности рассчитывается по формуле исходя из наличия трудового стажа. Существует фиксированный законодательством базовый размер трудовой пенсии по инвалидности:

    При отсутствии иждивенцев — 5334,19 руб. в месяц;

    При наличии одного иждивенца – 7112,25 руб.;

    При наличии двух иждивенцев – 8890,31 руб.;

    При наличии трех иждивенцев – 10668,37 руб.

    ЕДВ инвалидам 2 группы с 1 февраля 2020 года

    Инвалиды 2 группы не зависимо от наличия трудового стажа имеют право на особую ежемесячную выплату в размере 2701,62 рублей (при условии, что вы получаете НСУ в денежном эквиваленте) или 1580,20 руб. (если вы не отказывались от социального пакета). Назначение данной выплаты происходит в ПФР по заявлению гражданина.

    Социальный пакет инвалидам 2 группы в 2020 году

    Соц. пакет предоставляется всем инвалидам не зависимо от стажа и группы. И в отличии от ЕДВ он для всех един. Его стоимость в 2020 году с учетом индексации составляет 1121,41 рублей. Особо хочется отметить тот факт, что в данный пакет входит ряд мер социальной поддержки (необходимые бесплатные лекарства, санаторное лечение, проезд к месту лечения), которые имеют свою денежную стоимость. Гражданин же сам выбирает в какой форме ему выбирать льготы — в денежной либо натуральной.

    Какая пенсия и льготы положены инвалидам 3 группы ?

    Третья группа инвалидности — группа инвалидности, к которой относят лиц, нетрудоспособных по своей профессии, но способных работать по другой, более легкой специальности или по прежней профессии, но при значительно облегченных условиях труда. Вам дали инвалидность третьей группы. Давайте рассмотрим, какие льготы и выплаты Вам положены от государства в такой ситуации.

    Социальная пенсия по 3 группе инвалидности на 2020 год составляет 4403,24 рублей в месяц.

    Трудовая пенсия по инвалидности рассчитывается по формуле исходя из наличия трудового стажа. Существует фиксированный законодательством базовый размер трудовой пенсии по инвалидности:

    При отсутствии иждивенцев — 2667,10 руб. в месяц;

    При наличии одного иждивенца – 4445,16 руб.;

    При наличии двух иждивенцев – 6223,22 руб.;

    При наличии трех иждивенцев – 8001,28 руб.

    ЕДВ инвалидам 3 группы в 2020 году

    Независимо от того имеет или нет инвалид трудовой стаж государством ему ежемесячно выплачивается денежная выплата под названием ЕДВ. Размер данной денежной выплаты для всех групп инвалидности свой. Так, для инвалидов 3 группы в 2020 году он составляет 2162,67 рубля (при условии, что вы получаете НСУ в денежном эквиваленте) или 1041,25 руб. (если вы не отказывались от социального пакета).

    Социальный пакет инвалидам 3 группы в 2020 году

    Соц. пакет предоставляется всем инвалидам не зависимо от стажа и группы. И в отличие от ЕДВ он для всех един. Его стоимость в 2020 году с учетом индексации составляет 1121,41 рублей. Особо хочется отметить тот факт, что в данный пакет входит ряд мер социальной поддержки (необходимые бесплатные лекарства, санаторное лечение, проезд к месту лечения), которые имеют свою денежную стоимость. Гражданин же сам выбирает в какой форме ему выбирать льготы — в денежно либо натуральной. Меры социальной поддержки для инвалидов определены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Положена ли инвалиду компенсация услуг ЖКХ?

    Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” инвалидам предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%: — платы за наем и платы за содержание жилого помещения.

    При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.

    В связи с тем, что не все граждане, зарегистрированные в жилом помещении, относятся к льготным категориям, при расчете ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг производится выделение вашей доли льготника. Таким образом, расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг вам будет производиться на вашу часть.

    Если в семье проживают два и более льготников, то компенсация рассчитывается и выплачивается каждому льготнику в соответствии с законодатель­ством для соответствующей категории граждан.

    Для начисления ЕДК необходимо обращаться в филиал ГКУ РЦСПН по г.Стерлитамак, который находится по адресу: ул. К. Маркса, 103, тел. +7 (3473) 25-21-40

    Как отказаться от набора социальных услуг и получить денежную компенсацию?

    Одним из видов государственной социальной помощи является предоставление набора социальных услуг определенным категориям граждан, например инвалидам (абз. 2 ст. 1, ст. 6.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

    Вы имеете право отказаться от набора соц. услуг в пользу денежного эквивалента (ч. 3 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ).

    Для этого рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

    Шаг 1. Обратитесь в территориальный орган ПФР с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг

    Заявление об отказе от получения набора социальных услуг подается в территориальный орган ПФР (ТО ПФР) по месту нахождения выплатного дела получателя ежемесячной денежной выплаты (п. 33 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 353н).

    При этом вы можете отказаться от получения набора социальных услуг в пользу денежного эквивалента (ч. 3 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ):

  • полностью;
  • в части лекарственного обеспечения;
  • в части путевки на санаторно-курортное лечение;
  • в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
  • в части двух любых из указанных услуг одновременно.
  • Заявление об отказе от получения набора соц. услуг на следующий год подается в ТО ПФР до 1 октября текущего года и действует до 31 декабря года, в котором вы измените свое решение и обратитесь с заявлением о возобновлении предоставления набора соц. услуг, либо до момента утраты права на получение ежемесячной денежной выплаты (ч. 4 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ).

    Обратиться в ТО ПФР с заявлением можно одним из следующих способов (ч. 3 ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ; п. 33 Административного регламента):

  • непосредственно в ТО ПФР;
  • через МФЦ;
  • по почте;
  • через Единый портал госуслуг;
  • через личный кабинет на официальном сайте ПФР (в отдельных регионах).
  • ТО ПФР выдаст или направит вам уведомление о приеме заявления, содержащее дату приема и регистрационный номер заявления (п. 1.5.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328; п. 33 Административного регламента).

    Шаг 2. С 1 января года, следующего за годом подачи заявления, получайте ежемесячно денежный эквивалент социальных услуг

    С 01 февраля 2020 года общая стоимость набора социальных услуг составляет 1 121,42 руб., из них (ч. 1 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ; п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88):

  • 863,75 руб. — на лекарства, медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
  • 133,62 руб. — на санаторно-курортное лечение;
  • 124,05 руб. — на проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
  • При отказе от набора социальных услуг на сумму средств, направляемых в его оплату, ежемесячная денежная выплата уменьшаться не будет (ч. 2 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ).

    Льготы ухаживающим за инвалидом 1 группы

    Помощь по уходу должны получать недееспособные инвалиды 1 группы, а также дети с инвалидностью и инвалиды с детства. В качестве ухаживающих лиц рассматриваются трудоспособные незанятые люди, например родственники

    Выплаты по уходу осуществляются вместе с пенсией, при этом базовая величина составляет 1 200 рублей. Родитель или опекун инвалида, не достигшего совершеннолетия, вправе получить 5 500 рублей. Стоит добавить, что при проживании в сложных климатических условиях начисляют региональные коэффициенты. А если ухаживать приходится за несколькими инвалидами, выплаты будут происходить на каждого в отдельности. При этом у того, кто ухаживает, должны отсутствовать дополнительные доходы, как только они появятся компенсации не будет. Для назначения этих выплат следует обращаться в Пенсионный фонд.

    Положена ли инвалидам дополнительная или отдельная жилая площадь?

    Инвалиды могут получить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на 1 человека (но не более чем в 2 раза). Условие — они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний. Утвержден новый перечень последних.

    Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 991н г. Москва «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь

    Читайте так же:  С какого возраста можно выезжать за границу самостоятельно

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 декабря 2012 г.

    Регистрационный N 26442

    В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2005, N 1, ст. 25; 2008, N 30, ст. 3616; 2012, N 30, ст. 4175) и подпунктом 5.2.108 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

  • Утвердить перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, согласно приложению.
  • Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5488).
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н г. Москва «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 февраля 2013 г.

    Регистрационный N 27154

    В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616) и подпунктом 5.2.107 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

    1. Утвердить перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно приложению.
    2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 25, ст. 2736).
    3. Министр В. Скворцова

      За более подробной информацией по данному вопросу рекомендуем обратиться в отдел по жилищной политике администрации ГО г. Стерлитамак, расположенный по адресу: г. Стерлитамак, пр. Октября, д. 32.

      Каков порядок признания гражданина недееспособным?

      Признание гражданина недееспособным осуществляется в случае, когда он неспособен более руководить своими поступками по причине психического заболевания. Однако надо помнить: само по себе психиатрическое заболевание не даёт основания для того, чтобы лишить гражданина возможности распоряжаться своими действиями. Даже если ему требуются условия стационара, требуется как минимум заключение независимых специалистов.

      Признание гражданина недееспособным происходит в судебном порядке.

      Для того, чтобы провести лишение гражданина дееспособности, необходимо, чтобы в суд обратился кто-то из заинтересованных лиц. Ими могут быть:

    4. муж или жена, родители, совершеннолетние дети, пусть даже и проживающие отдельно;
    5. братья либо сёстры;
    6. органы опеки, действующие на территории, где проживает гражданин;
    7. администрация лечебного учреждения или организации для постоянного проживания инвалидов, в котором находится гражданин.
    8. Заинтересованное лицо подаёт в суд заявление, в котором излагает основания, на основании которых просит ограничить гражданина в дееспособности, а также доказательства, подтверждающие изложенную в заявлении позицию.

      Подтверждением служит заключение психиатрической экспертизы, медицинские документы, показания свидетелей о действиях и поведении гражданина и т. д.

      Порядок подтверждения недееспособности гражданина следующий:

    9. Суд рассматривает заявление и принимает дело к производству – либо возвращает документы заявителю;
    10. Если дело принято, судья в заседании рассматривает все доказательства, предъявленные заявителем и другими заинтересованными лицами, заслушивает самого гражданина, назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Задача экспертизы – определить, способен ли гражданин понимать свои действия и руководить ими;
    11. По итогам исследования всех доказательств судья принимает решение о том, будет ли введено лишение дееспособности – или заявителю будет отказано в этом;
    12. Если заявление удовлетворено, а судебный акт вступил в силу, он направляется в орган опеки. Там происходит назначение гражданину опекуна – то есть представителя, который будет выступать во всех сделках и иных правоотношениях от имени гражданина.
    13. Решение суда, на основании которого происходит признание гражданина недееспособным, а позже назначение опекуна, вступает в силу через месяц. В течение этого времени сам гражданин имеет возможность обжаловать акт и добиться того, что ограничение дееспособности к нему применяться не будет.

      Если решение суда вступило в силу, то последствия признания гражданина недееспособным будут следующими:

    14. Распоряжение имуществом и совершение всех сделок от имени гражданина полностью ложится на опекуна.
    15. Сам недееспособный гражданин не совершает никаких сделок – но при этом не несёт никакой ответственности за свои действия;
    16. Для опекуна предусмотрена обязанность выслушивать мнение самого гражданина. Но если паталогические изменения в психике недееспособного зашли столь далеко, что он уже не может высказываться, опекуна должны информировать родственники гражданина, предшественники опекуна и другие лица, когда-либо оказывавшие недееспособному услуги. Информация должна содержать сведения про вкусы, предпочтения и другие особенности, касающиеся личности гражданина.
    17. За более подробной информацией вам следует обратиться в отдел медико-социальной помощи ГБУЗ РБ Стерлитамакская психиатрическая больница, расположенный по адресу: г. Стерлитамак, ул. Лесная, д. 18, каб. 112 (трехэтажное здание).

      Установление инвалидности

      Ю.Н.Аргунова

      Условия признания лица инвалидом

      В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Таким образом, условиями признания лица инвалидом являются:

      а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

      б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

      в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию[1].

      Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания лица инвалидом.

      Функции учреждений, осуществляющих признание лица инвалидом

      Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ): Федеральным бюро МСЭ, главными бюро МСЭ и бюро МСЭ в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

      Порядок организации и деятельности указанных учреждений определен постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 805[2].

      Бюро выполняет следующие функции:

      а) проводит освидетельствование граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в т.ч. степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

      б) разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в т.ч. определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

      в) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;

      г) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

      д) определяет причины смерти инвалида в случае, когда законодательством РФ предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

      е) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам МСЭ[3];

      ж) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

      з) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших МСЭ, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

      и) представляет в военкоматы сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

      Главное бюро выполняет следующие функции:

      а) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро;

      б) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

      в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в т.ч. степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала;

      г) дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам МСЭ;

      д) формирует в рамках обслуживаемой территории банк данных о гражданах, прошедших МСЭ, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

      е) участвует в разработке программы реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

      ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

      з) в случае проведения освидетельствования:

      – разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в т.ч. определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности;

      – определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

      и) определяет причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

      Федеральное бюро выполняет следующие функции:

      а) обеспечивает предоставление всем гражданам равных возможностей для прохождения ими освидетельствования в целях признания инвалидом;

      б) рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения главных бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения главных бюро;

      в) проводит освидетельствование граждан, обжаловавших решения главных бюро;

      г) проводит освидетельствование граждан по направлению главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования;

      д) проводит по собственной инициативе повторное освидетельствование граждан, прошедших освидетельствование в главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения главных бюро;

      е) осуществляет комплексную реабилитационно-экспертную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

      ж) проводит по поручению Минздравсоцразвития России научные исследования;

      з) осуществляет мероприятия по повышению квалификации специалистов в области МСЭ;

      и) оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро и бюро, обеспечивает единообразное применения законодательства в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

      к) формирует банк данных о гражданах, прошедших МСЭ, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов;

      л) принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

      м) вносит в Минздравсоцразвития России предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий реабилитационно-экспертной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям МСЭ.

      Учреждения медико-социальной экспертизы имеют право:

      – направлять граждан, проходящих МСЭ, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в т.ч. реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей;

      – запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведения, необходимые для выполнения полномочий, возложенных на учреждения МСЭ (п. 8 постановления Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 805).

      Хотя в постановлении Правительства РФ и не указывается, что сведения, составляющие врачебную тайну, по таким запросам могут предоставляться лишь с согласия гражданина, следует исходить именно их этого правила, т.к. предоставление таких сведений без согласия гражданина ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в подобных случаях не допускает.

      Решение учреждения МСЭ, не отмененное или не измененное вышестоящим учреждением либо в судебном порядке, является обязательным для исполения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

      Правила и сроки установления инвалидности

      Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом[4].

      Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификацией и критериев, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. 535[5].

      В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

      При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с указанными выше классификациями и критериями степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

      Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

      В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро его заявления о проведении МСЭ.

      Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ (переосвидетельствования).

      Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

      Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, или переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока могут проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

      Переосвидетельствование может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

      В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, а также иные причины, установленные законодательством РФ.

      В соответствии с разъяснением «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 г. № 17[6], причина инвалидности с формулировкой «общее заболевание» определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний (в т.ч. психических расстройств – примечание автора – Ю.А.) или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профзаболевания, трудового увечья, военной травмы и не связана с иными обстоятельствами.

      Критерии установления группы инвалидности

      Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. 535[7].

      Критерием для определения I группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

      – способности к самообслуживанию 3 степени (неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц);

      – способности к передвижению 3 степени (неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц);

      – способности к ориентации 3 степени (дезориентация и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц);

      – способности к общению 3 степени (неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц);

      – способности контролировать свое поведение 3 степени (неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц).

      Критерием для определения II группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

      – способности к самообслуживанию 2 степени (способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

      – способности к передвижению 2 степени (способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

      – способности к ориентации 2 степени (способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

      – способности к общению 2 степени (способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

      – способности контролировать свое поведение 2 степени (постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц);

      – способности к обучению 3 и 2 степеней (неспособность к обучению либо способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий);

      – способности к трудовой деятельности 3 и 2 степеней (неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности либо способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц).

      Критерием для определения III группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности I степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

      – способности к самообслуживанию I степени (способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

      – способности к передвижению I степени (способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств);

      – способности к ориентации I степени (способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств);

      – способности к общению I степени (способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи);

      – способности контролировать свое поведение I степени (периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции);

      – способности к обучению I степени (способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий).

      Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

      Порядок направления лица на медико-социальную экспертизу

      Гражданин направляется на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

      В случае если указанные органы и организации отказали гражданину в направлении на МСЭ ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

      Форма «Направление на медико-социальную экспертизу, выдаваемое органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения», утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874.[8] Приказом того же министерства от 31 января 2007 г. № 77 утверждена форма № 088/у-06 «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»[9].

      Порядок проведения медико-социальной экспертизы

      МСЭ проводится специалистами бюро по месту жительства гражданина (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы России). МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

      Для проведения МСЭ необходимо заявление гражданина (его законного представителя), поданное в письменной форме с приложением направления на МСЭ и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (амбулаторная карта, выписки из стационаров, справки медицинских организаций, заключения врачей-специалистов и др.).

      МСЭ проводится путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении экспертизы ведется протокол.

      Действующие Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, в отличие от утратившего силу Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства от 13 августа 1996 г. № 965, не предоставляют гражданину права привлекать для участия в проведении МСЭ любого специалиста по своей инициативе, что, безусловно, является отступлением от принципов медицинского права. «Специалисты соответствующего профиля» (консультанты) для участия в МСЭ, согласно п. 27 Правил, могут быть приглашены только руководителями бюро. В период проведения МСЭ граждане вправе воспользоваться (а руководители бюро обязаны руководствоваться) ст. 50 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в соответствии с которой гражданин или его законный представитель для участия в проведении МСЭ имеет право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия.

      Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, на основе обсуждения результатов МСЭ. Решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

      По результатам МСЭ составляется акт, который подписывается руководителем бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению МСЭ, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт МСЭ или приобщаются к нему.

      При проведении МСЭ в главном бюро акт экспертизы с приложением всех документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения МСЭ в бюро. При проведении МСЭ в Федеральном бюро акт экспертизы с указанными приложениями направляются в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения МСЭ в главном бюро.

      В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Программа доводится до сведения гражданина, проходящего МСЭ, в доступной для него форме. Программа может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

      При отказе гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основе имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте МСЭ.

      Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими МСЭ, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 ноября 2004 г. № 287 утверждена Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы[10]. Индивидуальная программа реабилитации содержит, во-первых, мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р[11], и, во-вторых, реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид, либо другие лица и организации. Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем.

      Индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Отказать инвалиду в помощи они, следовательно, не имеют право. Для самого инвалида программа имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы или объема реабилитационных мероприятий и даже выполнения программы в целом. Однако отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от программы реабилитации в целом или частично, во-первых, освобождает соответствующие органы власти и организации от ответственности за ее исполнение и, во-вторых, не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

      Выписка из акта МСЭ гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

      Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации. Форма справки и порядок ее заполнения утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 марта 2004 г. № 41[12].

      Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах МСЭ.

      Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

      Процедура обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы

      Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, поданного в бюро, проводившее МСЭ, либо в главное бюро.

      Бюро, проводившее МСЭ, в 3-дневный срок со дня получения заявления гражданина направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро МСЭ.

      Главное бюро МСЭ не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

      В случае обжалования гражданином решения главного бюро МСЭ главный эксперт по МСЭ по соответствующему субъекту РФ с согласия гражданина может поручить проведение его МСЭ другому составу специалистов главного бюро.

      Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее МСЭ, либо в Федеральное бюро.

      Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

      Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы непосредственно в суд.

      Контроль за порядком производства МСЭ

      Государственную контрольно-надзорную функцию по оценке соответствия деятельности субъектов производства МСЭ установленным законодательством требованиям осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития[13] в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 декабря 2006 г. № 900.[14]

      Федеральная служба (Управление Росздравнадзора по субъекту РФ) осуществляет плановые и внеплановые мероприятия по контролю за деятельностью субъектов производства МСЭ. Внеплановые мероприятия проводятся, в частности, при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также при получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

      К проведению мероприятий, требующих осуществления исследований и экспертиз могут быть привлечены научные, иные организации, ученые и специалисты.

      В случае выявления в результате мероприятий по контролю административного правонарушения должностным лицом службы составляется протокол в порядке, установленном КоАП РФ, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

      Примечания

      [1] Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

      Социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Распоряжением Правительства РФ от 28 сентября 2005 г. № 1515-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» (Российская газета, 2005, 5 октября), а в январе 2006 г. Правительство РФ утвердило и саму программу.

      Реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Она направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

      [2] См.: постановление Правительства РФ «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16 декабря 2004 г. № 805 (Российская газета, 2004, 24 декабря)

      [3] Правилами признания лица инвалидов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, функции бюро в этой части сформулированы несколько шире: специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности

      [4] Российская газета, 2006, 28 февраля

      [5] Российская газета, 2005, 21 сентября

      [6] Российская газета, 2003, 27 мая; 2005, 8 июня

      [7] Российская газета, 2005, 21 сентября

      [8] Российская газета, 2007, 25 января

      [9] Российская газета, 2007, 22 марта

      [10] Российская газета, 2004, 29 декабря

      [11] Российская газета 2006, 11 января

      [12] См.: постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 марта 2004 г. № 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения» с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 29 августа 2005 г. № 543 (Российская газета, 2004, 27 апреля; 2005, 20 сентября). См. также: приказ Минздравсоцразвития России от 20 октября 2005 г. № 643 «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению» (Российская газета, 2006, 15 февраля и 11 апреля)

      [13] См.: Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 (Российская газета, 2004, 8 июля); Положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденное приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 205 (Российская газета, 2004, 24 декабря)

      ИНВАЛИДНОСТЬ: ГРУППЫ, ПРАВА И ЛЬГОТЫ

      Инвалидность в последнее время все чаще воспринимается как один из возможных социальных статусов и не означает для человека выключенность из жизни, отвергнутость обществом. Многочисленные примеры показывают, что инвалидность не закрывает человеку доступ в театры, парки, даже на спортивные площадки, оставляет возможность для посильной работы. В то же время инвалидность дает определенные права и льготы, которым наше государство уделяет все большее внимание. Меры помощи, оказываемые со стороны государства, со временем приобретали все более значительный характер с тем, чтобы сократить дистанцию, возникавшую между больным человеком и здоровым. Там же, где этого недостаточно, на помощь во все времена приходило людское милосердие.

      Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

      В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

      Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту его жительства, по месту пребывания, а также по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

      Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. (см. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

      Условиями признания гражданина инвалидом являются:
      а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
      б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
      в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

      Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

      Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

      Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

      Права и льготы инвалида

      Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы.

      Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, указанных ниже), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

      При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

      Размер пенсии по инвалидности определяется в зависимости от группы инвалидности. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в следующих суммах:

      1) при I группе – 5 124 рублей в месяц;
      2) при II группе – 2 562 рублей в месяц;
      3) при III группе – 1 281 рубля в месяц.

      Также при определении размера пенсии в каждом конкретном случае используется ряд других показателей.

      Трудовая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за ней последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.

      Заявление о назначении пенсии рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов (если к заявлению были приложены не все необходимые документы).

      К заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по инвалидности, должны быть приложены документы:

      • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
      • об установлении инвалидности;
      • о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
      • о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
      • Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы:

      • о нетрудоспособных членах семьи;
      • подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
      • о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;
      • подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
      • об изменении фамилии, имени, отчества.
      • Но выплата только пенсии не может решить всех проблем, как нельзя с помощью лопаты засыпать пропасть. Поэтому государство, стараясь уменьшить этот неизбежный разрыв между здоровым и больным человеком, должно предоставить ему, по крайней мере, «бульдозер», то есть попытаться предоставить ему права в разных областях человеческой жизнедеятельности. И наше дальнейшее повествование не будет складываться в отдельный непрерывный рассказ, а станет своеобразным путешествием по всем отраслям законодательства.

        Право на внеочередное получение жилья имеют граждане, страдающие заболеваниями, указанными в утвержденном Постановлением Правительства от 16 июня 2006 г. N 378 перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире:

      • Активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза;
      • Злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
      • Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
      • Эпилепсия с частыми припадками;
      • Гангрена конечностей;
      • Гангрена и некроз легкого;
      • Абсцесс легкого;
      • Пиодермия гангренозная;
      • Множественные поражения кожи с обильным отделяемым;
      • Кишечный свищ;
      • Уретральный свищ.
      • Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» предоставило инвалидам право состоять на учете по улучшению жилищных условий как по месту работы, так и по месту жительства.

        Законодательством РФ (Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») также предусмотрены другие случаи льготного порядка представления жилья инвалидам.

        Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, освобождаемые инвалидами, направляемыми в стационарные учреждения социального обслуживания, подлежат заселению в первую очередь другими инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору найма, при их освобождении заселяются в первую очередь другими инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении шести месяцев инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением (если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение).

        Право инвалида на получение отдельной комнаты учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставления жилищных помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Кроме того, за инвалидом, помещенным в стационарное учреждение социального обслуживания, сохраняется занимаемое им по договору найма жилое помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления инвалида в такое учреждение. Если в жилом помещении остались проживать члены его семьи, – в течение всего времени пребывания его в этом учреждении.

        Жилые помещения, занимаемые инвалидами, должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В настоящее время форма и содержание таких программ еще разрабатываются, но, тем не менее, строительство новых домов ведется с учетом требований оборудования их соответствующими приспособлениями, облегчающими доступ в них инвалидам. Если инвалид был помещен в стационарное учреждение социального обслуживания и изъявил желание получить жилье по договору найма, он подлежит принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади. Такие инвалиды обеспечиваютcя жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

        Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования (то есть, специально оборудованные для использования инвалидами и некоторыми другими категориями граждан) предоставляются одиноким инвалидам, инвалидам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при условии сохранения указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствия условий их проживания требованиям жилищного законодательства.

        Норма обеспечения инвалида жилой площадью определяется законодательством субъектов РФ.

        Постановлением Правительства от 28.02.1996 года в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов» разработан перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты:

      • Активные формы туберкулеза всех органов и систем.
      • Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
      • Трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не коррегируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания.
      • Множественные поражения кожи с обильным отделяемым.
      • Проказа.
      • ВИЧ-инфекция у детей.
      • Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.
      • Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.
      • Состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II-III степени.
      • К области жилищного права можно отнести ряд других льгот, предоставляемых инвалидам, которые направлены на защиту этой категории граждан. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставленных льгот.

        К сожалению, при реализации льготы на сниженную оплату жилья у некоторых граждан-инвалидов могут возникнуть затруднения, поскольку возмещение расходов по эксплуатации и содержанию жилищно-коммунального хозяйства, находящегося на балансе предприятия, производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении данного предприятия. В случае недостаточности указанных средств ведомственный жилой фонд может быть передан в муниципальную собственность. Можно попытаться обратиться в органы социальной защиты района, где вы проживаете, за оказанием такой помощи, но в этом случае получение этих льгот будет уже затруднено.

        Инвалидам I и II групп при наличии технической возможности установка телефона осуществляется вне очереди (Указ Президента от 2 октября 1992 года «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»).

        Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. При выделении земельного участка должно обязательно приниматься во внимание, что в соответствии с Указом Президента этот участок должен быть максимально приближен к месту жительства инвалида. Установлены также специальные требования к совершению сделок купли-продажи жилых домов (помещений) в целях оплаты социальных услуг:

      • Сохранения за инвалидом права пожизненного проживания в отчужденном жилом доме (жилом помещении) либо обеспечения его другим жилым помещением, отвечающим требованиям жилищного законодательства, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода и необходимой помощи.
      • Получения согласия в письменной форме местных органов управления социальным обслуживанием населения на оформление сделки.
      • Предоставление льгот в сфере жилищного законодательства может производиться и другим категориям граждан-инвалидов, в частности, инвалидам-военнослужащим, инвалидам-«чернобыльцам» и некоторым другим.
      • Copyright © 2008 | | E-mail: | Конфиденциальность

        При копировании материалов
        ссылка на сайт обязательна.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *