http://shop-centralshop-cc.ru Договор комиссии с нерезидентом казахстан | Nlpseminar.ru

Ходатайство

Договор комиссии с нерезидентом казахстан

Кодекс Республики Казахстан от 01.07.1999 N 409-I ЗРК
«Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть)»

Навигация
  • В начало документа
  • Справочная информация о документе
  • Тематический раздел
    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
  • В начало раздела Законодательство Казахстана on-line
  • Поиск документов в базе данных раздела
  • Тексты НПА Казахстана в формате FictionBook
  • Справочно-правовая система Adviser
  • В начало сервера pavlodar.com
  • Карта сервера

Рекомендуем посетить:
Профессор Шафер Наум Григорьевич — филолог и музыковед, исследователь творчества и критик, композитор, публицист и коллекционер —>

Раздел 4. Отдельные виды обязательств

Глава 43. Комиссия

Статья 865. Договор комиссии

1. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента.

2. Договор комиссии должен быть заключен в письменной форме.

Статья 866. Комиссионное вознаграждение

Комитент обязан уплатить вознаграждение комиссионеру, а в случае, предусмотренном в пункте 2 статьи 868 настоящей главы, также дополнительное вознаграждение в размере, установленном в договоре. Если договором этот размер не предусмотрен и не может быть определен, исходя из его условий, размер вознаграждения устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 385 настоящего Кодекса.

Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов.

Статья 867. Права и обязанности комиссионера по сделке с третьим лицом

1. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по сделке.

Комиссионер обязан извещать комитента о заключении сделки с третьим лицом.

2. По требованию комитента комиссионер обязан передать ему права по такой сделке, уведомив о передаче третье лицо, с которым совершена сделка. Последнее не вправе выдвигать против требований комитента возражений, основанных на своих требованиях к комиссионеру, не вытекающих из данной сделки.

Статья 868. Исполнение комиссионного поручения

1. Комиссионер должен выполнить все обязанности и осуществить все права, вытекающие из сделки, заключенной им с третьим лицом.

2. Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре таких указаний — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, на наиболее выгодных для комитента условиях. Если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, то выгода делится сторонами поровну, если иное не предусмотрено договором.

3. Комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, совершенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).

4. В случае нарушения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту, собрать и обеспечить необходимые доказательства.

5. Комитент, уведомленный о нарушении третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, имеет право требовать передачи ему требований комиссионера к этому лицу по такой сделке.

Статья 869. Субкомиссия

1. Если иное не предусмотрено договором, комиссионер вправе заключить с другим лицом договор субкомиссии, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом.

По договору субкомиссии комиссионер приобретает права и обязанности комитента по отношению к субкомиссионеру, за исключением прав, предусмотренных пунктом 2 статьи 867 настоящего Кодекса.

В случаях, когда законодательными актами допускается совершение каких- либо сделок только специально уполномоченными лицами, договор субкомиссии может быть заключен лишь с таким лицом.

2. До прекращения договора комиссии комитент не вправе вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером, если иное не предусмотрено договором комитента с комиссионером.

Статья 870. Отступление от указаний комитента

1. Комиссионер вправе отступить от указаний комитента в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 847 настоящего Кодекса.

2. Комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки, а также то, что он не имел возможности получить предварительного согласия комитента на отступление от его указаний.

3. Если комиссионер купит имущество по цене выше согласованной с комитентом, комитент, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру без промедления по получении извещения о заключении сделки с третьим лицом. В противном случае покупка признается принятой комитентом.

Если комиссионер сообщит, что принимает разницу в цене на свой счет, комитент не вправе отказаться от заключенной для него сделки.

Статья 871. Права на имущество, являющееся предметом комиссии

1. Имущество, поступившее к комиссионеру от комитента либо приобретенное комиссионером за счет комитента, является собственностью комитента.

2. Комиссионер вправе удержать имущество, подлежащее передаче комитенту либо третьему лицу по заключенной комиссионером сделке, до выплаты причитающихся ему по договору комиссии сумм.

Статья 872. Удержание комиссионером причитающихся ему сумм

Комиссионер вправе удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента.

Статья 873. Ответственность комиссионера

1. Комиссионер отвечает перед комитентом за всякое упущение, повлекшее утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.

2. Если при приеме комиссионером имущества, присланного комитентом либо поступившего к комиссионеру для комитента, в этом имуществе окажутся повреждения или иные недостатки, которые могут быть замечены при наружном осмотре, а также в случае причинения кем-либо ущерба имуществу комитента, находящемуся у комиссионера, комиссионер обязан принять меры к охране прав комитента, собрать необходимые доказательства и обо всем без промедления известить комитента. При выполнении указанных условий комиссионер не отвечает за убытки комитента.

3. Комиссионер, не застраховавший находящееся у него имущество комитента, отвечает за это лишь в случаях, когда комитент предписал ему застраховать имущество или страхование этого имущества обязательно в силу закона.

4. Комиссионер несет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, за неисполнение обязанностей по сделке с третьим лицом.

5. Расходы, вызванные неисполнением комиссионером своих обязанностей по сделке с третьим лицом, покрываются за счет комиссионера.

Статья 874. Сделка на себя

1. Если комитент не обусловил иного, договор комиссии может быть осуществлен комиссионером таким образом, что он сам в качестве продавца поставляет товар, который он должен купить, или сам в качестве покупателя принимает товар, который он должен продать.

2. Комиссионер, самостоятельно поставивший товар в качестве продавца или принявший его в качестве покупателя, имеет право на обычные комиссионные и может выставлять счета по возмещению расходов, возникающих из комиссионных сделок.

Статья 875. Принятие комитентом исполненного по договору комиссии

1) принять от комиссионера все исполненное по договору;

2) осмотреть имущество, приобретенное для него комиссионером, и известить последнего без промедления об обнаруженных в этом имуществе недостатках;

3) освободить комиссионера от обязательств, принятых им на себя перед третьим лицом по исполнению комиссионного поручения.

Статья 876. Возмещение расходов по исполнению комиссионного поручения

1. Комитент обязан, помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере, возместить комиссионеру израсходованные им по исполнению поручения суммы.

2. Комиссионер не имеет права на возмещение расходов по хранению находящегося у него имущества комитента, если в законодательных актах или договоре не установлено иное.

Статья 877. Отмена поручения комитентом

Комитент вправе в любое время отменить данное комиссионеру поручение. При этом убытки комиссионера, вызванные отменой поручения, возмещаются на общих основаниях.

В случае отмены поручения комитент обязан распорядиться находящимся у комиссионера имуществом в течение месяца с момента отмены поручения, если договором не установлен иной срок. Если комитент не выполнит этой обязанности, комиссионер вправе либо сдать имущество на хранение, либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене.

Статья 878. Отказ комиссионера от исполнения поручения

1. Комиссионер не вправе, если иное не предусмотрено договором, отказаться от исполнения принятого поручения, за исключением случаев, когда нарушение комитентом своих обязанностей влечет за собой невозможность исполнения поручения в соответствии с указаниями комитента или невозможность исполнения возникает вследствие иных обстоятельств, за которые комиссионер не отвечает.

Комиссионер обязан письменно уведомить комитента о своем отказе и принять меры к сохранности находящегося у него имущества комитента.

Комитент, поставленный в известность об отказе комиссионера исполнить поручение, обязан распорядиться находящимся у комиссионера имуществом в течение месяца со дня получения отказа, если договором не установлен иной срок. Если он не выполнит этой обязанности, комиссионер вправе либо сдать имущество на хранение, либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене.

2. Комиссионер, отказавшийся от исполнения поручения вследствие нарушения комитентом своих обязанностей, сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов.

Статья 879. Прекращение договора комиссии

1. В случае отмены комитентом всех поручений, предусмотренных договором комиссии, договор прекращается.

2. Договор комиссии прекращается, помимо общих оснований, также вследствие:

1) отказа комиссионера от исполнения договора;

2) смерти комиссионера, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или несостоятельным (банкротом).

Статья 880. Отказ комитента от договора, заключенного без указания срока

Комитент вправе в любое время отказаться от договора комиссии, заключенного без указания срока, уведомив комиссионера об отказе не позднее чем за один месяц, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором.

В этом случае комитент обязан выплатить комиссионеру вознаграждение за сделки, совершенные им до прекращения договора, а также возместить комиссионеру понесенные им до прекращения договора расходы.

Статья 881. Отказ комиссионера от договора, заключенного без указания срока

1. Комиссионер вправе в любое время отказаться от договора комиссии, заключенного без указания срока, уведомив комитента об отказе не позднее чем за один месяц, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен договором.

В этом случае комиссионер обязан принять меры к сохранности находящегося у него имущества комитента. Комитент обязан до момента прекращения договора распорядиться находящимся у комиссионера имуществом. Если он не выполнит этой обязанности, комиссионер вправе либо сдать имущество на хранение, либо продать его по возможно более выгодной для комитента цене.

2. Комиссионер, отказавшийся от договора, имеет право на получение комиссионного вознаграждения и возмещение расходов, причитающиеся ему на момент прекращения договора.

Статья 882. Правопреемство в договоре комиссии

1. В случае реорганизации юридического лица-комиссионера его права и обязанности переходят к правопреемникам, если в течение месяца со дня получения извещения о состоявшейся реорганизации комитент не сообщит о расторжении договора.

2. В случае смерти комитента-гражданина, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, а также в случае ликвидации юридического лица-комитента комиссионер обязан продолжать исполнение данного ему поручения до тех пор, пока от наследников или представителей комитента не поступят надлежащие указания.

Особенности налогообложения посреднических договоров

  • Рекец И.Г. | исполнительный директор ЗАО «Аспект»
  • Существует несколько видов посреднических договоров: поручения, комиссии и агентирования. Все эти договоры объединяет то, что посредник всегда действует в чужих интересах и за чужой счет. За это он получает вознаграждение от клиента. В договоре поручения такого клиента называют доверителем, в договоре комиссии — комитентом, а в агентском договоре — принципалом. Соответственно, посредников называют поверенным, комиссионером или агентом.

    Договор поручения

    По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (п. 1 ст. 971 ГК РФ). Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Однако при этом доверитель не может постоянно контролировать действия своего поверенного. В этом и заключается особенность договора поручения — отношения сторон носят лично-доверительный характер, а в его основе лежит высокая степень доверия. Об этом свидетельствует и возможность одностороннего отказа от исполнения договора без указания соответствующих причин.

    На практике всегда следует внимательно относиться к оформлению доверенности, в которой четко и подробно должны быть описаны полномочия поверенного, а также более детально регламентировать основания прекращения договора поручения.

    Поверенный обязан исполнить поручение, данное ему доверителем, лично и в соответствии с указаниями последнего. Поверенный вправе отступить от указаний, если это делается в интересах доверителя, но при этом не выходя за рамки полномочий, определяемых доверенностью.

    Гражданский кодекс четко устанавливает два случая, когда при невозможности лично осуществлять действие поверенный может возложить исполнение поручения на своего заместителя:

  • поверенный прямо уполномочен на это самим доверителем;
  • поверенный вынужден к этому силою обстоятельств для неотложной охраны интересов своего доверителя (п. 1 ст. 187 ГК РФ, п. 1 ст. 976 ГК РФ).
  • Однако в этих случаях за доверителем также сохраняется право отвода избранного поверенным заместителя. Кроме того, поверенный отвечает перед своим доверителем за выбор заместителя (включая возмещение возможных убытков, причиненных обнаружившейся неудачей выбора), если только сам доверитель прямо не указал в договоре или в доверенности возможного заместителя и никакого выбора у поверенного не было.

    Договор комиссии

    По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

    Комиссионер совершает сделки от своего имени, но за счет комитента, а все права и обязанности по договору возникают у комиссионера. Это и является отличительной чертой договора комиссии. При этом комиссионер обязан исполнить принятые на себя обязанности на наиболее выгодных для комитента условиях и в соответствии с его указаниями.

    Отличия договора комиссии от договора поручения

    Во-первых, комиссионер по договору комиссии действует от собст­венного имени, а поверенный по договору поручения — от имени поручителя. Таким образом, поверенный является прямым представителем, а комиссионер — косвенным.

    Во-вторых, комиссионер более свободен в выборе способа исполнения поручения комитента, чем поверенный по договору поручения. Отступления комиссионера от указаний комитента могут привести или к получению дополнительной выгоды, или к возникновению убытков. При получении выгоды она делится между комитентом и комиссионером поровну, а в случае возникновения убытков они погашаются за счет средств комиссионера.

    В-третьих, договор комиссии в обязательном порядке является возмезд­ным (ст. 991 ГК РФ). При этом если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов. Договор поручения, в зависимости от того, к какому соглашению пришли стороны, может быть как возмездным, так и безвозмездным.

    Договор агентирования

    По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

    Главная особенность агентского договора состоит в том, что он может строиться как по принципу договора комиссии, так и по принципу договора поручения. В случае если агентский договор строится по принципу договора поручения, то к нему применяются правила, установленные главой 49 ГК РФ «Договор поручения». Для агентских договоров с элементами договора комиссии применяются правила, определенные главой 51 ГК РФ «Договор комиссии».

    Поверенный действует только от имени доверителя, комиссионер — от своего собственного имени. Существенное отличие агентского договора от договоров поручения и комиссии состоит в том, что в агентском договоре возможны оба варианта, а также их сочетание.

    Агентский договор может быть заключен как на определенный срок, так и без определения срока. Если срок в договоре не определен, то каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора.

    Таблица 1. Сравнительный анализ посреднических договоров

    Наименование договора Предмет договора Лицо, от имени которого действует посредник Оформление доверенности
    Договор поручени Совершение юридических действий От имени доверителя Обязательно
    Договор комиссии Совершение сделок От имени комиссионера Не оформляется
    Агентский договор Любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций поверенного или комиссионера От своего имени, либо от имени принципала Оформляется, только если агент действует от имени принципала

    Общим для всех посреднических договоров является то, что посредник не становится собственником того имущества, которое он получает от доверителя (комитента, принципала) либо приобретает за его счет в ходе исполнения сделки.

    Согласно статьям 974 и 999 Гражданского кодекса РФ поверенный (комиссионер, агент) обязаны по исполнении поручения передавать доверителю (комитенту, принципалу) все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения.

    На практике часто возникает вопрос о сроках такой передачи. Означает ли такая формулировка, что полученное по сделкам должно быть передано по мере реализации и поступления денежных средств на счет посредника или речь идет об окончании срока действия договора?

    Как следует из смысла указанных статей, при отсутствии соглашения сторон об ином посредник обязан перечислять доверителю (комитенту, принципалу) суммы, вырученные от продажи товаров, работ, услуг, по мере их поступления, а не по результатам исполнения посреднического договора в полном объеме.

    В соответствии с пунктом 9 информационного письма Президиума ВАС от 17 ноября 2004 г. № 85 обязательство по перечислению выручки комитенту комиссионер должен исполнить на следующий день после того, как он узнал или должен был узнать о поступлении выручки на его счет. Неисполнение обязательств такого рода влечет признание просрочки исполнения комиссионером своих обязательств по сделке и штрафные санкции, предусмотренные как самим договором, так и статьей 395 Гражданского кодекса РФ. То же самое можно распространить и на агентский договор и договор поручения.

    В соответствии со статьями 974, 999, 1008 Гражданского кодекса РФ поверенный, комиссионер, агент по исполнении поручения обязаны ­представлять отчеты.

    На практике налоговые органы требуют от посредников составление актов, считая, что все расходы на работы и услуги должны быть подтверждены актами приемки-передачи, и ничем иным. При этом налоговые инспекторы ссылаются на пункт 2 статьи 272 Налогового кодекса РФ. В результате индивидуальные предприниматели, выполняющие функции посредников, вынуждены вместо отчетов оформлять акты.

    С другой стороны, налоговые органы, не обнаружив отчетов посредников, пытаются переквалифицировать посреднические договоры в иные, например, в договоры купли-продажи.

    Выход из этой ситуации есть: необходимо четко озвучить в договоре, что отчеты поверенного (комиссионера, агента) будут оформляться в виде актов. Это вполне допустимо, так как форма и содержание отчетов — свободные. Для наглядности в качестве приложения к посредническому договору можно приложить образец акта-отчета.

    Более подробно о посреднических договорах читайте в статье Д.В. Белоусовой «Сравнительный анализ посреднических договоров» на стр. 11 журнала «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ» № 11 за 2006 г.

    Особенности налогообложения операций по посредническим договорам

    Исходя из сравнительного анализа посреднических договоров, их условно можно подразделить на 2 группы:

    1-ая группа — посреднические договоры по типу «поручения»: посредник действует от имени клиента и за счет клиента. Клиент опосредованно участвует во всех операциях. Сюда относятся договор поручения и агентский договор, построенный по принципу договора поручения.

    2-ая группа — посреднические договоры по типу «комиссии»: посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Сюда относятся договор комиссии и агентский договор, построенный по принципу договора комиссии. В данном случае комитент (принципал) несколько отстранен от процесса реализации товаров, работ, услуг. Он поставлен в зависимость от комиссионера (агента), поскольку действия, совершаемые посредником, влекут для комитента (принципала) налоговые последствия.

    При этом Гражданский кодекс не содержит никаких положений об извещении посредником комитента (агента) о проведенных им операциях. Такое требование содержится в Налоговом кодексе — посредник должен известить комитента (принципала) о факте реализации в течение трех дней с момента окончания отчетного периода (ст. 316 НК РФ). На основании даты, указанной в этом извещении, комитент (агент) и определяет дату реализации.

    В практической деятельности стороны, как правило, самостоятельно предусматривают в посреднических договорах немедленное уведомление комитента (принципала) о фактах, которые имеют для него налоговые по­следствия, а также определяют сроки, регулярность, способ представления информации, требования к содержанию извещений.

    Налог на доходы физических лиц

    Размер вознаграждения в договоре может быть установлен в виде фиксированной суммы, процента от стоимости реализованного товара или как разница в его цене.

    За оказываемые посреднические услуги доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения (ст. 972 ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По агентскому договору агент по поручению принципала совершает за вознаграждение юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

    Таким образом, доходом поверенного, комиссионера и агента является вознаграждение за услуги, оказываемые ими доверителю, комитенту или прин­ципалу. Это положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, поскольку предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей, как и предпринимательская деятельность организаций, регулируется гражданским законодательством (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

    Доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от осуществления посреднической деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц в обычном порядке, предусмотренном главой 23 Налогового кодекса РФ, то есть по ставке 13 процентов.

    Следовательно, и для целей налогообложения НДФЛ вознаграждение, полученное индивидуальным предпринимателем от оказания услуг по договору поручения, комиссии или агентскому договору, в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса РФ, рассматривается как доход.

    Поступление имущества в рамках посреднического договора не признается доходом посредника — индивидуального предпринимателя. Минфин России в письме от 24 мая 2005 г. № 03–03–02–05/23 рекомендует при определении доходов индивидуальных предпринимателей, подлежащих налогообложению, руководствоваться гражданским законодательством. В соответствии со статьями 971, 990, 1005 Гражданского кодекса РФ по­средник обязуется совершить определенные юридические действия и сделки за счет другой стороны (доверителя, комитента, принципала).

    Таким образом, имущество (включая денежные средства), поступившее индивидуальному предпринимателю в связи с исполнением обязательств по посредническому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных им за доверителя (комитента, принципала), если такие затраты не подлежат включению в состав их расходов, к доходам от ­предпринимательской деятельности не относятся.

    Существуют два варианта получения посредником своего вознаграждения:

    перечислением с расчетного счета доверителя (комитента, принципала) на основании отчета и (или) акта об оказании посреднических услуг (где обычно фиксируется сумма данного вознаграждения). Этот вариант применяется в том случае, когда такое требование содержится в договоре комиссии либо если все расчеты производятся через счета доверителя (комитента, принципала);

  • посредник удерживает свое вознаграждение из сумм, причитающихся к перечислению доверителю (комитенту, принципалу). Размер вознаграждения в данном случае также определяется исходя из отчета и (или) акта об оказании услуг. Причем данный вариант также должен быть отражен в посредническом договоре.
  • При исчислении налоговой базы доходы, полученные от предпринимательской деятельности, уменьшаются на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональные налоговые вычеты). Кроме того, в состав расходов включается также уплаченный единый социальный налог (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2006 г. по делу № Ф08–1488/2006–610А).

    При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».

    Расходы индивидуального предпринимателя на реализацию по­среднического договора компенсируются ему доверителем (комитентом, принципалом). В то же время, если посредник в рамках посреднического договора осуществляет расходы, не возмещаемые доверителем (комитентом, принципалом), то такие расходы посредник вправе включить в состав профессиональных вычетов по НДФЛ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 октября 2004 г. по делу № А79–2020/2004-СК1–20200). Аналогичная позиция изложена и в письмах Минфина России от 24 июля 2006 г. № 03–03–04/2/604, от 16 февраля 2006 г № 03–03–04/1/117. При этом указанные расходы должны отвечать требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ об обоснованности и документальном подтверждении.

    Например, договором комиссии предусмотрена обязанность организации-комитента возмещать индивидуальному предпринимателю-комиссионеру расходы, связанные с хранением товаров. Суммы арендной платы, перечисленные комитентом арендодателю на основании договора аренды склада, заключенного комиссионером, не могут рассматриваться как доход комиссионера. Данные суммы не являются объектом налогообложения по НДФЛ, поскольку индивидуальный предприниматель-комиссионер, заключивший от своего имени договор аренды склада, указанные суммы от организации-комитента не получал.

    Если же индивидуальный предприниматель не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с его предпринимательской деятельностью, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности (ст. 221 НК РФ).

    В том случае, если индивидуальный предприниматель является комитентом (принципалом), налогооблагаемая база по НДФЛ от реализации товаров с использованием посредника формируется у него в обычном порядке. Суммы вознаграждений, выплачиваемых посредникам, учитываются в составе профессиональных вычетов по НДФЛ.

    Налог на добавленную стоимость

    Индивидуальные предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (или любых иных аналогичных доходов) при исполнении таких договоров (ст. 156 НК РФ).

    Таким образом, налогооблагаемой базой по НДС у посредника будет являться только сумма его вознаграждения за исполнение посреднического договора.

    В налоговую базу не включаются:

    • суммы, полученные поверенными, комиссионерами или агентами от комитентов, доверителей и принципалов для исполнения сделки (за исключением вознаграждения);
    • суммы, полученные поверенными, комиссионерами или агентами от покупателей товаров, работ или услуг.
    • Расчеты с бюджетом по указанным суммам должен провести сам заказчик.

      Сформированная индивидуальным предпринимателем налоговая база по НДС облагается по ставке в размере 18 процентов вне зависимости от того, по какой ставке подлежит налогообложению сам реализуемый товар, работа, услуга. НДС с суммы вознаграждения посредника, установленного в процентах от суммы совершенной сделки, а также дополнительных доходов посредника, определяется расчетным путем по налоговой ставке 18/118 (п. 3 ст. 164 НК РФ).

      Если посредник участвует в расчетах и удерживает суммы своего вознаграждения из поступивших от покупателей средств, их необходимо включить в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они получены (письмо Минфина России от 5 августа 2005 г. № 03–04–08/215).

      НДС, уплаченный по расходам, которые по условиям договора не возмещаются комитентом (принципалом), посредник — индивидуальный предприниматель может принять к вычету.

      В случае если товары, работы, услуги доверителя (комитента, принципала) освобождены от уплаты НДС, на вознаграждение посредника данная льгота не распространяется (п. 2 ст. 156 НК РФ). Исключение составляют лишь некоторые виды товаров (работ, услуг), такие, как предоставление в аренду помещений иностранным гражданам и организациям, реализация медицинских товаров, ритуальных услуг, изделий народных художественных промыслов (письмо Минфина России от 21 марта 2006 г. № 03–04–07/04).

      Если индивидуальный предприниматель оказывает посреднические услуги иностранным фирмам, то данные услуги подлежат обложению НДС по ставке налога в размере 18 процентов. Связано это с тем, что местом осуществления деятельности посредника признается территория Российской Федерации (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

      С 1 января 2006 г. посредников наделили еще одной обязанностью. Согласно новой редакции статьи 161 Налогового кодекса РФ перечень налоговых агентов дополнен организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими посредническую деятельность. Эта обязанность распространяется на те случаи, когда посредник заключил договор поручения, комиссии или агентирования с иностранным лицом, не состоящим на учете в российском налоговом органе в качестве налогоплательщика. При реализации товаров, принадлежащих данному иностранному лицу, посредник — индивидуальный предприниматель должен уплатить в бюджет сумму НДС, предъявленную покупателям товаров на территории РФ. При этом налоговой базой будет считаться стоимость продаваемых товаров без включения в них НДС, но с учетом акцизов (если они есть). НДС начисляется при отгрузке (то есть при реализации товаров покупателям). В отличие от налогового агента, приобретающего товары у иностранца по договору поставки, принять к вычету сумму НДС из бюджета, уплаченную за иностранного комитента (доверителя, принципала), индивидуальный ­предприниматель не сможет (п. 3 ст. 171 НК РФ).

      Часто на практике возникает ситуация, когда предоплата от покупателя поступает на счет посредника в одном налоговом периоде, а отгрузку товаров посредник производит в следующем периоде. При этом посредник удерживает свое вознаграждение из полученных им сумм от покупателей. Получается, что посредник должен будет уплатить НДС в периоде получения аванса (п. 1 ст. 156, п. 1 ст. 167 НК РФ).

      Чтобы избежать данной ситуации, необходимо в посредническом договоре четко указать, что комитент (принципал) оплачивает услуги по­средника на момент отгрузки товаров покупателям, например, в процентах от суммы поставки. Такая формулировка договора позволяет не платить НДС, поскольку к посреднику на счет поступили авансовые платежи для комитента (принципала). Поэтому налоговая база по НДС возникает у комиссионера только в момент получения вознаграждения, то есть после отгрузки товаров. До момента отгрузки товаров посредническое вознаграждение считается невыплаченным, пока покупателю не отгружен товар (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2004 г. по делу № А19–12348/03–43-Ф02–484/04-С1).

      Порядок выставления счетов-фактур по посредническим операциям

      Если стороны заключили договор поручения (или агентский договор по типу поручения), то посредник действует от имени доверителя (принципала) и счета-фактуры, соответственно, выставляются доверителем (принципалом) на имя третьего лица (покупателя), минуя агента, с регистрацией их в Книге продаж (п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

      Несколько иной порядок выставления счетов-фактур действует в рамках договора комиссии (агентирования по типу комиссии).

      При реализации товара комитента (принципала) посредник выписывает два экземпляра счета-фактуры от своего имени. Первый экземпляр передается покупателю, второй хранится у посредника, в Книге продаж этот счет-фактура не регистрируется, а просто подшивается в журнал ­регистрации выставленных счетов-фактур.

      Реквизиты выставленного на имя покупателя счета-фактуры посредник указывает в своем отчете по исполнению посреднического договора перед комитентом (принципалом). Комитент (принципал) в течение пяти дней со дня отгрузки товара дублирует эту операцию счетом-фактурой от своего имени за своим номером на имя посредника в двух экземплярах (письмо МНС России от 17 сентября 2004 г. № 03–1–08/2029/[email protected]). Один экземпляр комитент (принципал) передает посреднику, а второй регистрирует в книге продаж и хранит в журнале полученных счетов-фактур (п. 3 Правил).

      Посредник не регистрирует у себя в книге покупок полученный счет-фактуру (п. 11 Правил), но хранит его в журнале учета полученных счетов-фактур (п. 3 Правил).

      Таким образом, факт реализации для целей налогообложения НДС отражает собственник проданного товара — комитент (принципал). А посредник в своей книге продаж показывает счет-фактуру на сумму собственного вознаграждения за посреднические услуги (п. 24 Правил).

      Каких-либо особенностей в порядке выставления посредником счетов-фактур на суммы вознаграждения Правила не содержат. На сумму вознаграждения посредник выставляет комитенту (принципалу, доверителю) отдельный счет-фактуру по посредническому договору. Этот счет-фактура регистрируется у посредника в установленном порядке в Книге продаж, а у комитента (принципала, доверителя) — в Книге покупок.

      В то же время посредник может указать сумму своего вознаграждения в одном счете-фактуре вместе со стоимостью приобретенных для комитента (принципала, доверителя) товаров, работ, услуг отдельными строками с указанием соответствующих сумм НДС.

      Сложности «таможенного» НДС

      НДС, уплаченный при ввозе товаров из-за границы, в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, можно принять к вычету.

      Однако официального перечня документов, на основании которых российский импортер может применить вычет по НДС, уплаченному на таможне посредником, не существует.

      Налоговые органы считают, что комитент (принципал) вправе произвести вычет «таможенного» НДС на основании счета-фактуры, выставленного на его имя посредником. Причем выделенный в этом документе налог должен соответствовать сумме, указанной в таможенной декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 8 декабря 2004 г. № 24–11/79072).

      А по мнению Минфина России, изложенному в письме от 23 марта 2006 г. № 03–04–08/67, после постановки ввезенного товара на учет комитент (принципал) может принять к вычету НДС на основании таможенной декларации (ее копии) и документов, подтверждающих уплату посредником налога на таможне. Следовательно, посреднику при осуществлении импортных операций необходимо обязательно прилагать к своему отчету таможенную декларацию или ее копию.

      Если посредник на упрощенной системе налогообложения

      Отдельного рассмотрения требует ситуация, когда посредник — индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, а его комитент (принципал) находится на общей системе налогообложения.

      Денежные средства, полученные от комитента (принципала, доверителя), за исключением посреднического вознаграждения, не являются доходом и не учитываются посредником для исчисления налоговой базы. Статьей 346.15 Налогового кодекса РФ установлен порядок определения доходов, в соответствии с которым при определении объекта налогообложения «упрощенцы» не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ. А подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, за исключением вознаграждения поверенного. Данная позиция подтверждается также письмами Минфина России от 3 мая 2005 г. № 03–03–02–04/1/113 и от 26 мая 2005 г. № 04–02–05/2/24.

      При этом не имеет значения, где находятся денежные средства: на счету посредника — индивидуального предпринимателя или были перечислены комитенту (принципалу, доверителю). Даже в том случае, если посредник использует полученные денежные средства в собственных целях для осуществления своей хозяйственной деятельности, они не могут быть признаны его доходом. Денежные средства не являются индивидуально определенными вещами, поэтому, будучи переведенными комитентом (принципалом, доверителем) на расчетный счет посредника, они смешиваются с его собственными денежными средствами. Соответственно, посредник распоряжается всей суммой денежных средств, находящейся на его расчетном счете (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 мая 2006 г. по делу № А52–6115/2005/2).

      Однако при этом не следует забывать, что у посредника существует обязанность передать денежные средства комитента (принципала, доверителя) в соответствии с условиями посреднического договора или по его требованию.

      При применении упрощенной системы налогообложения индивидуальный предприниматель не признается плательщиком НДС. Однако, несмотря на это, он должен выставлять на имя покупателей счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость и передавать реквизиты этих счетов-фактур своему комитенту (принципалу). Такую позицию неоднократно высказывал Минфин России в своих письмах (см., например, письмо от 22 марта 2005 г. № 03–04–14/03). Но такой порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности посредника уплачивать НДС в бюджет по реализуемым им товарам комитента.

      Что же касается своего собственного посреднического вознаграждения, то на его сумму посредник счет-фактуру выставлять комитенту (принципалу) не должен (письмо Минфина России от 5 мая 2005 г. № 03–04–11/98).

      Аналогичный порядок действий будет и у посредника — индивидуального предпринимателя, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Так разъяснил Минфин России в письме от 13 мая 2005 г. № 03–06–05–04/124.

      Если индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, является комитентом (принципалом), он при определении объекта налогообложения учитывает доходы по правилам статей 249 и 250 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются. Избранный индивидуальным предпринимателем объект налогообложения — «доходы» либо «доходы, уменьшенные на величину расходов», — в данном случае роли не играет.

      При этом комиссионное вознаграждение, уплаченное комиссионеру (агенту) по договору комиссии (агентирования), является составной частью этих доходов вне зависимости от того, уплачивается ли оно после совершения сделки (сделок) или посредник самостоятельно его удерживает из доходов, поступающих индивидуальному предпринимателю.

      Если посредник на ЕНВД

      Порядок действий в отношении определения доходов и выставления счетов-фактур у посредника — индивидуального предпринимателя, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), аналогичен тому, который применяется посредниками на упрощенной системе. Так разъяснил Минфин России в письме от 13 мая 2005 г. № 03–06–05–04/124.

      Большинство посредников осуществляет розничную торговлю товарами, принадлежащими комитенту (принципалу, доверителю). А в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м., согласно статье 346.26 Налогового кодекса РФ, должен применяться ЕНВД. В этой связи на практике возникает много вопросов по тому, какую систему налогообложения должен применять посредник.

      Данную ситуацию разъяснил Минфин России в своих письмах от 6 декабря 2005 г. № 03–11–04/3/160 и от 13 мая 2005 г. № 03–06–05–04/124. Специалисты финансового ведомства пришли к мнению, что из статьи 990 Гражданского кодекса РФ следует, что комитент не осуществляет фактическую розничную торговлю и поэтому он не может быть признан налогоплательщиком по единому налогу на вмененный доход.

      А вот что касается деятельности комиссионера по осуществлению розничной торговли, то она подлежит обложению единым налогом на вмененный доход только в том случае, если комиссионер осуществляет указанную деятельность на территории тех объектов организации торговли, которые принадлежат или используются им в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда и т.п.). В том случае, когда комиссионер осуществляет розничную торговлю в помещении, принадлежащем комитенту, данная предпринимательская деятельность подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения).

      То есть если комиссионер осуществляет деятельность от своего имени и в помещении комитента, то никто из них не будет платить ЕНВД.

      Другая ситуация, по мнению специалистов Минфина России, складывается, если стороны используют агентский договор по типу поручения. Доходы, извлекаемые принципалом от розничной торговли, осуществляемой агентом от имени и за счет принципала через собственный или арендуемый принципалом на правовых основаниях объект организации торговли, подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход. При этом налогообложение доходов агента должно производиться в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения).

      Договор комиссии с нерезидентом казахстан

      К. Рахманов, аудитор, СIPA

      КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА КОМИССИИ ТОВАРА С НЕРЕЗИДЕНТОМ?

      Комиссионер и РФ (комитент) заключили договор комиссии, по которому РФ пересылает в РК товар, а Комиссионер его доставляет покупателям. Деньги за товар, полученные от покупателя, перечисляются наложенным платежом РФ. Какая возникает у Комиссионера ответственность по законодательству РК, оплате налогов и оформлению товара?

      Согласно пункту 1 статьи 865 Гражданского кодекса (Особенная часть) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента.

      Когда резидент РК (комиссионер) ввозит (или получает) товар на территорию РК, доставляет товар конечному покупателю, получает от него деньги, оплачивает их комитенту, то данная операция является импортом товара из РФ в РК по договору комиссии.

      Согласно пункту 1 статьи 276-19 Налогового кодекса при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан комиссионером (поверенным) на основе договоров комиссии (поручения) обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость по импортированным товарам возлагается на комиссионера (поверенного).

      То есть, обязанность по исчислению, уплате НДС на ввозимый товар, подаче налоговой отчетности по формам 328.00 и 320.00 возлагается на комиссионера. Комиссионер обязан ежемесячно подавать налоговую декларацию по косвенным налогам формы 320.00 и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов формы 328.00 до 20 числа следующего месяца, НДС оплачивается в эти же сроки.

      Согласно положениям статьи 192 Налогового кодекса доход нерезидента из источников в РК возникает при оказании услуг, выполнении работ нерезидентом на территории РК и за пределами территории РК (по отдельным основаниям) резиденту РК. В данном случае комиссионер оказывает услуги по доставке товара, сбору и перечислению денег на счет комитента. Комитент реализует товары, которые пересекают границу РК, при импорте товара доходов нерезидента из источников в РК нет. Следовательно, доходов нерезидента из источников в РК в данном случае не возникает, и налоговые обязательства по КПН с нерезидента отсутствуют.

      К. Рахманов, аудитор ТОО «Ар-Аудит», СIPA

      КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ В РК ТОВАРА ОТ НЕРЕЗИДЕНТА ПО ДОГОВОРУ КОМИССИИ?

      Компания планирует заключить договор с нерезидентом (РФ) на оказание услуг. Согласно договору Исполнитель выполняет в соответствии с Приложением № 1, являющимся неотъемлемой частью Договора, следующие услуги (далее по тексту — «Услуги»): услуги по перевозке Отправок по маршрутам Россия-Казахстан и Казахстан-Россия; курьерские услуги в пределах городов и областей Казахстана; услуги по доставке Отправок/Заказов через региональную сеть Исполнителя по Казахстану; услуги по погрузке, выгрузке, хранению и получению Отправок/Заказов. Однако наличие следующих обязательств: Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства от имени и за счет Заказчика: — осуществлять расчеты с Получателями за доставленные Получателю Заказы; — осуществлять расчеты с Получателями за оказанные услуги по возврату Заказов (Товаров) от Получателей; — перечислять на счет Заказчика все денежные средства, принятые от Получателей по настоящему Договору (далее по тексту — Поручение) говорит о том, что данный договор должен рассматриваться не столько как договор на оказание услуг, сколько как Агентский договор. Исполнитель (резидент РК). По условиям перевозок по Договору Исполнитель забирает товар со склада Заказчика на территории РФ, отправления считаются принятыми/переданными в момент подписания Сторонами накладной Исполнителя.

      За исполнение поручения по сбору оплаты за Заказы по настоящему Договору Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение в размере 1,2% (кроме того, НДС 12%, согласно законодательству РК) от всей суммы денежных средств, полученных Исполнителем от Получателей и перечисленной Исполнителем на счет Заказчика. Вознаграждение рассчитывается в валюте Республики Казахстан — тенге. Возникает ли у Исполнителя (резидент) обязательство по уплате налога у источника за нерезидента, НДС за нерезидента?

      В соответствии с пунктом 1 статьи 846 Гражданского кодекса (Особенная часть) по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. По сделке, совершенной поверенным, права и обязанности возникают непосредственно у доверителя.

      Ваш договор по своему содержанию можно отнести к договору комиссии ил поручения, так как в гражданском законодательстве РК нет такого понятия, как агентский договор. Понятие агентского договора есть в подпункте 6 пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса:

      Для целей настоящего подпункта под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны.

      Определение, данное в Налоговом кодексе, подходит для договоров комиссии и поручения в Гражданском кодексе (Особенная часть).

      Когда резидент РК (ТОО) забирает товар со склада на территории РФ, и ввозит этот товар на территорию РК, доставляет товар конечному покупателю, получает от него деньги, оплачивает их Заказчику, то данная операция является импортом товара из РФ в РК по договору комиссии (агентскому договору).

      То есть, обязанность по исчислению, уплате НДС на ввозимый товар, подаче налоговой отчетности по формам 328.00 и 320.00 возлагается на комиссионера (ТОО). ТОО обязано ежемесячно подавать налоговую декларацию по косвенным налогам формы 320.00 и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов формы 328.00 до 20 числа следующего месяца, НДС оплачивается в эти же сроки.

      Услуг или работ Заказчик-нерезидент Исполнителю-резиденту (ТОО) не оказывает, поэтому прочих налоговых обязательств по уплате НДС за нерезидента не возникает.

      В соответствии с пунктом 6 статьи 276-19 Налогового кодекса при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии (поручения), размер облагаемого оборота комиссионера (поверенного) определяется на основе вознаграждения по договору комиссии (поручения).

      Поэтому оборот у ТОО будет определяться на основе его вознаграждения по договору комиссии с Заказчиком, сумма вознаграждения будет облагаться НДС.

      Согласно положениям статьи 192 Налогового кодекса доход нерезидента из источников в РК возникает при оказании услуг, выполнении работ нерезидентом на территории РК и за пределами территории РК (по отдельным основаниям) резиденту РК. В данном случае Исполнитель (ТОО) оказывает услуги по доставке товара, сбору и перечислению денег на счет Заказчика. Заказчик реализует товары, которые пересекают границу РК, при импорте товара доходы нерезидента из источников в РК нет. Следовательно, доходов нерезидента из источников в РК в данном случае не возникает, и налоговые обязательства по КПН с нерезидента отсутствуют.

      Настоящий материал является объектом авторского права.

      Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.

      Новые правила валютного контроля, о которых нужно знать малому бизнесу

      С марта 2020 г. в силу вступит инструкция ЦБ, которая облегчит жизнь компаниям, работающим с иностранными партнерами, и это коснется внешнеторговой деятельности малого бизнеса. Оформить перевод денег по внешнеторговым контрактам станет проще и быстрее. Самые важные изменения таковы.

      Российским компаниям больше не нужно будет оформлять в банках паспорт сделки – документ, который необходим банку, для того чтобы провести платеж за границу. Сейчас такие паспорта необходимо оформлять для сделок на сумму более $50 000. Банк оформляет паспорт сделки, как правило, за три дня, некоторые банки берут за это плату. С 1 марта вместо паспорта сделки банк будет регистрировать внешнеторговый контракт и, как и раньше, открывать ведомость банковского контроля. Регистрация должна занимать один день. Предприниматель должен предоставить банку контракт вместе с информацией о сроках завершения расчетов по контракту.

      Банки будут регистрировать не все контракты, а только те, сумма которых превышает установленный законами предел. Для импортных контрактов и кредитных договоров это 3 млн руб., для экспортных – 6 млн руб. Если в договоре сумма меньше, его регистрировать не надо. Сумма по экспортным контрактам, которым необходима регистрация в банках, выросла в 2 раза.

      Уменьшается количество документов, необходимых для валютной операции. Если раньше клиенту банка при списании и зачислении средств по паспорту сделки было необходимо предоставить справку о валютной операции, то теперь это требование отменяется. Лишь в случае авансового платежа по контракту, который был поставлен на учет, клиенту будет необходимо сообщить в банк сроки возврата аванса при непоставке товара. Однако подавать в банк документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (контракты, инвойсы и т. п.), все равно придется.

      Упростится порядок оформления операций на суммы менее 200 000 руб. в эквиваленте. Банк может вообще не запрашивать документы для таких валютных операций. Сейчас без предоставления документов можно проводить операции на суммы не более $1000. С 1 марта при проведении валютной операции на сумму до 200 000 руб. нужно будет представить в банк только платежное поручение с кодом валютной операции.

      Если вы оформили паспорт сделки в феврале, до того как начнут действовать нововведения, после 1 марта его можно не закрывать – банк закроет его сам, а внешнеторговый контракт будет поставлен на учет автоматически. И если документы поданы на проверку в банк, но оформление паспорта не началось, контракт тоже поставят на учет автоматически. Собирать сведения заново не придется.

      Все эти изменения существенно сократят время оформления валютных сделок и упростят процедуры платежей. Но отмена паспортов сделок вряд ли позволит малому бизнесу сэкономить на комиссиях – за регистрацию договоров все равно будет взиматься комиссия, а уж комиссию за валютный контроль придется платить, так как его никто не отменял.

      Эти изменения упростят жизнь малым импортерам и экспортерам, но нельзя забывать, что банки по-прежнему обязаны выявлять нарушения валютного законодательства и направлять информацию в органы валютного контроля. Ответственность за нарушение валютного законодательства сохраняется – и даже усиливается.

      Оформление валютных сделок упростилось, но в то же время ужесточаются санкции для нарушителей закона. С 14 мая 2020 г. вступят в действие изменения ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение валютного законодательства». Теперь положения этой статьи распространяются не только на компании, но и на руководителей компаний и на индивидуальных предпринимателей. Штраф за незаконные валютные операции может достигать всей суммы сделки, а руководителей будут штрафовать на 20 000–30 000 руб. За повторные валютные нарушения руководитель может быть дисквалифицирован на срок от полугода до 3 лет. Также с 2020 г. вступили в силу изменения в ст. 193 Уголовного кодекса – «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте России». Они ужесточили наказания за нарушение валютного законодательства – вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

      Какой код валютной операции должен быть указан при переводе из Казахстана денежных средств на рублевый счет ИП (интернет-магазин)?

      А мне кажется код верным, т.к. эти средства — выручка ИП (резидента) от реализации.
      Рекомендую уточнить данный момент в отделе валютного контроля Вашего банка.

      Но точно ответит на этот вопрос именно банк.

      Цитата (НКК): Добрый день!

      Вы правы, не обратил внимание, что речь идет про товары. Тогда может быть применим код 12050 «Расчеты нерезидента в пользу резидента за товары, продаваемые за пределами территории Российской Федерации без их ввоза на территорию Российской Федерации, за исключением расчетов по кодам 22110, 22210, 22300».

      ?Добрый день, код 12050 не подходит, потому что мы передаем товар перевозчику в РФ.

      ?Дозвонилась сегодня в банк, и они посовещавшись пришли к выводу, что это код 21500 «Расчеты нерезидента-комиссионера (агента, поручителя) в пользу резидента-комитента (принципала, доверителя) в связи с оказанием нерезидентом услуг по реализации иным лицам товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидента в соответствии с договором комиссии (агентским договором, договором поручения), за исключением расчетов, указанных в группе 58 настоящего Перечня». Я склонялась к этому же мнению. Так что буду делать СВО и исправлять код валютной операции.

      Читайте так же:  Дарственная на дачный дом

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *