https://carderplanetsu.ru Информация как объект права федеральный закон | Nlpseminar.ru

Защита

Информация как объект права федеральный закон

ИНФОРМАЦИЯ И ПРАВО

В.П. МОЗОЛИН, Ю.В. ПЕТРОВИЧЕВА

Мозолин Виктор Павлович — заведующий кафедрой гражданского и семейного права МГЮА, доктор юридических наук, профессор.

Петровичева Юлия Владимировна — кандидат юридических наук.

Информация — необходимый атрибут жизни как отдельного человека, так и любого общества, в котором он проживает. По мере развития общества развиваются и наши представления об информации, и соответственно степень воздействия общества на информацию, распространение и использование информации. Данные изменения происходят прежде всего в результате научно-технического прогресса, создания и совершенствования новых технологий и средств распространения информации.

Само понятие «информация» довольно широко. В словаре русского языка С.И. Ожегова информация — это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и 2) сообщения, уведомляющие о понятии, состоянии чего-либо. Согласно ст. 2 Закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления .
———————————
См.: СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.

Информация относится к категории нематериальных (неимущественных) прав, рассматривается как нематериальное благо. По словам О.А. Городова, «благо, представленное информацией, особого рода: оно материально в том смысле, что материя способна переносить, отражать или содержать информацию, и нематериально, поскольку не является особым видом материи» . Без материального носителя, обеспечивающего нахождение у лица, ее создавшего (мозга человека), движения к другим лицам, информация существовать и передаваться не может. Именно поэтому сфера действия по существу основного в настоящее время Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» распространяется исключительно на документированную информацию.
———————————
Городов О.А. Информация как объект гражданских прав // Правоведение. 2000. N 5.

Понятие информации как таковое употребляется только тогда, когда оно связывается с возможностью передачи (получения) сведений о лицах, предметах или, напротив, запретом на ее передачу (получение) третьим лицам (третьими лицами). Иными словами, понятие информации связано с движением. Отсюда возникает проблема свободы передачи информации о чем-то или запрета на такую передачу (незаконного получения), называемая тайной соответствующей информации.

Говоря об информации, необходимо иметь в виду еще два свойства, определяющие ее роль и значение в условиях общества с рыночной экономикой.

Во-первых, информация физически не может быть отчуждена от ее производителя и от любого лица, в пользовании которого она оказалась. Любая информация несет в себе знания, которые по своей сущности неотчуждаемы. Лицо, владеющее ими, может передать знания другим лицам (на этом построена вся система обучения), продолжая оставаться их владельцем.

Во-вторых, информация обладает свойством обособляемости от ее производителя. Благодаря материальному носителю она становится товаром массового распространения и соответственно самостоятельным объектом права.

Законодатель подходит раздельно к определению правового положения информации, считающейся нематериальным (неимущественным) благом, и материальных носителей информации, относимых к имущественным ценностям. В отношении информации как понятия в целом он ограничивается молчанием, на материальные же носители распространяет положения Гражданского кодекса РФ, относящиеся к праву собственности. Согласно п. 2 ст. 4 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» правовой режим информационных ресурсов (материальных носителей информации) определяется нормами, устанавливающими право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах. Соответственно, информационные ресурсы, являющиеся собственностью организации, как сказано в п. 5 ст. 6 того же Закона, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством.

Служебная и коммерческая тайна, защите которой посвящена комментируемая статья закона, является разновидностью информации с ограниченным доступом.

Правовой режим собственности нельзя распространить на атмосферные и космические волны и изображения, являющиеся материальными носителями информации, в частности, при радиосообщениях и телепередачах с использованием спутникового телевидения.

Положение п. 7 ст. 6 названного Закона о том, что собственник имеет право назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими, находится в противоречии с ГК РФ. Согласно ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом принадлежит лишь государственным и муниципальным образованиям. В соответствии же с Законом подобное право может предоставляться любому собственнику, в роли которого Закон называет физических и юридических лиц, РФ и ее субъектов (п. 2 ст. 6). Аналогичная ошибка допускается и в отношении казенных предприятий по вопросу о предоставлении им права оперативного управления имуществом.

Но главное даже не в этом. Уход законодателя от определения правовой природы информации объективно ведет к тому, что информация становится неразрывной частью соответствующего материального носителя, содержанием которого она является. Происходит примерно то же, что имеет место при определении сущности векселя, — неразрывная связь вексельного денежного требования с документарной или бездокументарной формой векселя. В связи с этим крайне необходимо дополнить Закон «Об информации, информатизации и защите информации» положениями о правовой природе информации.

Применительно к информации нельзя говорить о праве собственности хотя бы потому, что в этом случае речь идет о неимущественном благе. Что касается его позитивного содержания, то оно должно учитывать многообразие видов информации и быть различным в отношении открытых сведений и конфиденциальных. Действующее гражданское законодательство не предусматривает такого правового положения информации. Оно должно быть сформулировано в законе. По своей родовой принадлежности правовое положение информации следует относить к категории прав на неимущественные ценности (блага).

Основные виды информации и их правовое регулирование. По своему правовому режиму информация разделяется на общедоступную (открытую) и информацию с ограниченным доступом. В свою очередь последняя подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.

Конституция РФ исходит из приоритета общедоступной (открытой) информации в обществе, опираясь при этом на нормы международного права (п. 2 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах). Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В общедоступную информацию входят сведения, определяющие основы жизни и мировоззрения человека в обществе, начиная от получения общего профессионального образования и кончая знаниями о состоянии здоровья Президента Российской Федерации. Это самая широкая зона информации, функционирующая по принципу: все разрешено, что не запрещено законом. Запрет на общедоступную информацию может быть наложен только федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Не может быть запрещена к открытому распространению в обществе информация, относящаяся к:
— законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
— документам, содержащим информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности населения;
— документам, содержащим информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
— документам, накапливаемым в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Индивидуальное пользование общедоступной информацией гарантируется вышеупомянутым Законом «Об информации, информатизации и защите информации». Естественно, он не определяет содержания всех видов информации, которые относятся и могут относиться к общедоступной информации.

К информации, являющейся государственной тайной, относится информация, установленная Законом от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» с последующими изменениями .
———————————
См.: СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

В соответствии со ст. 5 этого Закона к государственной тайне относятся:
1) сведения о содержании стратегических и оперативных планов, о разработке, производстве, объемах производства, хранении и утилизации ядерных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и другие;
2) сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданской обороны, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное значение, и пр.);
3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты секретной информации и др.

Одновременно этот Закон устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной тайне сведения о:
— чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
— состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
— привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
— фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
— размерах золотого запаса и государственных резервах Российской Федерации;
— состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
— фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Под конфиденциальной информацией понимается документированная информация (информация, содержащаяся на материальных носителях), доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Законе «Об информации, информатизации и защите информации» содержится также положение о том, что отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона (п. 5 ст. 10). Общего закона о порядке отнесения информации к конфиденциальной в настоящее время не существует. Данный вопрос решается применительно к отдельным видам конфиденциальной информации на уровне закона, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а в отношении коммерческой и служебной тайны также на уровне локальных норм права.

Необходимо отметить, что, в отличие от установленного порядка отнесения информации к конфиденциальной, вопрос о защите конфиденциальной информации может решаться непосредственно собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании указанного Закона (п. 1 ст. 21).

Под защитой информации в данном случае понимается установление порядка представления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающих условия доступа пользователей к информации.

Что же касается иных исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со ссылкой на ст. 11 Закона, то в последней речь идет о том, что персональные данные о гражданах определяются на уровне федерального закона.

В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» предусматриваются шесть видов такой информации :
———————————
См.: СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.
1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);
4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными

Информация как объект права. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация — это информация, а не энергия и не материя», — сказал Ноберт Винер — отец кибернетики. В его определении информация выступает как философская категория наравне с материей и энергией.

В практическом смысле определение информации дал С.И. Ожегов информация — это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

В современном мире информация уже давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности. При этом особое значение имеет машинная информация, под которой понимается информация, циркулирующая в вычислительной среде, зафиксированная на физическом носителе в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по телекоммуникационным каналам.

Как особый объект гражданских прав информация характеризуется следующими признаками. Прежде всего информация является идеальным компонентом бытия, т. е. благом нематериальным, несводимым к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями (запись на бумаге, магнитная лента и т.п.). Далее, информация есть благо непотребляемое, которое подвергается лишь моральному, но не физическому старению.

Важной особенностью информации является возможность ее практически неограниченного тиражирования, распространения и преобразования форм ее фиксации. Наконец, закон не закрепляет за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности или подпадает под понятие служебной и коммерческой тайны.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого предмета, добавим: в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность «вывести» из понятия «информация» программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ. 1

В статье 5 указанного Закона 2 информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Читайте так же:  Официальный сайт приставы по курской области

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Согласно ст. к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

В ст. 9 Закона указано, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

Служебная и коммерческая тайна есть особая разновидность информации, которая специально выделяется в ст. 139 ГК. Ее образует та часть информации, которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при условии, что к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Состав сведений, образующих служебную и коммерческую тайну, определяется самими участниками гражданского оборота с учетом установленных законодательством ограничений. К такого рода сведениям предприниматели обычно относят данные о проводимых переговорах, заключенных сделках, контрагентах, имущественном положении и т. п. К служебной и коммерческой тайне с точки зрения действующего законодательства относятся и сведения относительно применяемых технологий, технических решениях, методах организации производства и т.д., т. е. всего того, что обычно охватывается понятием «секрет производства» («ноу-хау»).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Статья 6. Обладатель информации

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

Читайте так же:  Страховка аго

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 11. Документирование информации

1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

5. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

1. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Статья 13. Информационные системы

1. Информационные системы включают в себя:

1) государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

2. Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.

3. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

4. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

5. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.

6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Статья 14. Государственные информационные системы

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

2. Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления — Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей

1. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

4. Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

5. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

6. Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1)либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609);

2) Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3347);

3) статью 16 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) статью 21 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700);

5) статью 39 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Информация как объект гражданских прав, или Что надо менять в гражданском праве

(тезисы доклада, прочитанного на Сибирских правовых чтениях 1 ноября 2020 г. (г. Тюмень); будут опубликованы в сборнике III Сибирских правовых чтений)

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Информация как объект гражданских прав, или Что надо менять в гражданском праве [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 6 ноября. (0,4 п.л.) URL: https://zakon.ru/blog/2020/11/06/informaciya_kak_obekt_grazhdanskih_prav_ili_chto_nado_menyat_v_grazhdanskom_prave

Все чаще звучат предложения о легальном закреплении информации в качестве объекта гражданских прав путем включения соответствующего указания в статью 128 ГК.

В то же время контраргументом этому предложению становятся ссылки на то, что информация ранее уже «побывала» в перечне объектов гражданских прав и была исключена из данного перечня статьей 17 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с 1 января 2008 г.). При этом попутно обычно отмечается, что информация имеет «собственную» отрасль законодательства – информационное право, вследствие чего нет никакой надобности в регулировании общественных отношений по поводу информации еще и гражданским правом.

Нередко приходится слышать, что информация не может быть объектом гражданских прав хотя бы потому, что она воспринимается всеми органами чувств человека (свет, звуки, тепло, вкус, запахи) и нет необходимости, да и возможности устанавливать субъективные гражданские права на такого рода блага.

Читайте так же:  Хищение в среднем размере

Вне всяких сомнений, отношения по поводу такой информации не нуждаются в какой-либо правовой регламентации. Подобный подход существует и применительно к любым бытовым отношениям: прогулка в парке, встреча с друзьями, выгул собаки, вышивание крестиком не требуют гражданско-правового регулирования.

Вместе с тем как только информация приобретает экономическую ценность, она становится имуществом, а значит – и объектом гражданских прав, поскольку ст. 128 ГК относит к числу таких объектов всякое имущество, перечень которого в статье является открытым.

Ранее информацией, имеющей экономическую (коммерческую) ценность, прямо признавалась служебная и коммерческая тайна[1]. На сегодняшний день этот список намного-намного шире – это большие данные, персональные данные, «большие пользовательские данные», цифровые профили, личные аккаунты в соцсетях и проч. Однако правовой режим такой информации, как известно, не определен, что создает неопределенность в гражданско-правовых отношениях[2], препятствует нормальному развитию и функционированию гражданского оборота.

Сложность разработки адекватного регулировании отношений по поводу упомнутой информации во многом обусловлена тем, что сегодня информация создается, хранится, обрабатывается, передается не в письменной или устной, а в электронной форме. Именно эта относительно новая форма существования информации порождает массу дополнительных вопросов при разработке регулятивных и охранительных норм. Вследствие этого представляется важным уделить некоторое внимание самой этой форме.

В работах по информатике отмечается, что информация имеет форму сообщения от источника информации к ее приемнику посредством канала связи между ними. Но чтобы передавать эту информацию по каналам связи, ее необходимо соответствеующим образом закодировать. При этом самым удобным и эффективным на сегодняшний день способом признается двоичное кодирование, основанное на предоставлении данных последовательностью всего двух цифр – 0 и 1 (двоичные цифры, binary digit).

Таким образом, всякая создаваемая информация – звуки, тексты, изображения, показания приборов и проч. – для обеспечения возможности ее обработки, хранения и передачи компьютером требует преобразования в цифровую (электронную) форму. То есть цифровизация предполагает изменение формы существования информации для целей ее хранения, обработки, передачи и т.д.[3].

Далее стоит остановиться одном важном нюансе.

С технической точки зрения, как уже указывалось выше, цифровая форма информации предусматривает ее передачу от источника к приемнику посредством канала связи.

С позиций теории гражданского права передача информации от одного лица к другому недопустима – возможен лишь переход (передача) имущественных прав на информацию. Раскрыть это утверждение можно, опираясь на пример интеллектуальной собственности.

Как известно, статья 128 ГК относит к имуществу как вещи (традиционные предметы материального мира, которые можно осязать), так и нематериальные объекты, прямо упоминая результаты интеллектуальной деятельности и так называемые средства индивидуализации. Упомянутые нематериальные объекты – полноценные объекты гражданских прав, но никак не гражданского оборота. В оборот в соответствии с пунктом 4 статьи 129 ГК выпускаются не сами результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, а только имущественные права на них (исключительные права), что обусловлено как раз нематериальной природой этих объектов. Иными словами, предметом гражданско-правовых сделок могут быть лишь исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, но не сами названные объекты прав, не обладающие свойством оборотоспособности[4].

Аналогичным образом информация, имеющая экономическую ценность,[5] являясь нематериальным объектом, не может становиться предметом гражданско-правовых сделок и переходить от одного лица к другому. Однако имущественные права на такую информацию (отдельно – на материальные носители этой информации) оборотоспособны и вполне могут отчуждаться или иным образом переходить от одного лица к другому.

Какая же отрасль является «ответственной» за регулирование подобных сделок?

К предмету информационного права традиционно относят общественные отношения, связанные со сбором, передачей, регистрацией, хранением, распространением, обработкой информации с использованием современных информационных технологий. Характеризуя сферу правового регулирования информационного права, в частности И.Л. Бачило, писала: «…сфера информационного права включает и проблемы управления информационными ресурсами, и вопросы технологии их обработки, передачи и использования. Здесь образуется еще одна предметная область отношений, связанных с процессом создания и использования новых технологий в области упорядочения и использования информации. Пользование информацией предполагает и пользование информационными технологиями и средствами связи. Эти отношения также включаются в систему регулирования информационного права»[6].

Особенностью информационного права как комплексной отрасли законодательства является широкое использование методов регулирования, характерных прежде всего для административного права. Причем нормы, составляющие информационное право, носят иногда скорее технико-юридический, нежели чисто юридический характер.

Исходя из сказанного и с учетом содержания пункта 1 статьи 2 ГК, закрепляющего, что всякие отношения по поводу имущества, основанные на равенстве, автономии их воли и имущественной самостоятельности их участников, относятся к сфере гражданского права[7], регулирование такого рода имущественных отношений по поводу информации не может относиться к сфере информационного права. Возникновение субъективных гражданских прав на информацию и оборот прав на информацию должны регламентироваться именно гражданским правом.

Подводя некоторые итоги, нельзя не дать оценку идее обязательности включения информации в перечень объектов гражданских прав, содержащийся в статье 128 ГК.

Подобные предложения звучат всегда, когда то или иное вновь возникшее явление становится предметом повышенного внимания со стороны юридического сообщества. Так было с доменными именами, мета-тегами, виртуальным имуществом, цифровыми деньгами и проч. – посвященные их анализу диссертационные исследования и разного рода публикации как правило включали утверждение, согласно которому эти явления всенепременно должны были быть прямо поименованы в статье 128 ГК.

На мой взгляд, в этом нет необходимости. Как уже отмечалось, перечень объектов гражданских прав в статье 128 ГК является открытым, вследствие чего действие данной статьи распространяется на любой объект, имеющий экономическую ценность, даже без прямого указания на это в названной статье. Попытка «загрузить» в статью 128 ГК все то, что приобрело или способно приобрести экономическую ценность – тупиковый путь.

Сказанное позволяет сделать два не противоречащих друг другу вывода:

  1. информация – это объект гражданских прав; но
  2. включать ее в перечень объектов гражданских прав, содержащийся в статье 128 ГК, вовсе не обязательно.

Развивая изложенное, надо отметить влияние, которое оказало на гражданское право появление упомянутой выше цифровой (электронной) формы.

Во-первых, многие объекты гражданских прав, существовавшие в традиционной («аналоговой») форме, обогатились новой – цифровой (электронной) – формой. Это, например, бездокументарные ценные бумаги; объекты digital art – компьютерная анимация, электронная музыка, цифровая живопись[8] и т.д.

Во-вторых, возникли новые объекты гражданских прав, предусматривающие существование исключительно в цифровой (электронной) форме – так называемое виртуальное имущество[9] (игровое имущество, виртуальные деньги, доменные имена и проч.).

В обоих обозначенных случаях требуется создание специальных нормативных правил, учитывающих специфику цифровой формы упомянутых объектов. Но, как известно, законодательное регулирование в этой сфере значительно отстает от потребностей оборота.

Важно заметить, что зачастую и в публикациях, и в законопроектах, касающихся того или иного объекта, существующего исключительно в цифровой (электронной) форме, предлагается распространять на эти объекты режим права собственности. Так, к объектам права собственности предлагалось отнести цифровые финансовые активы, игровое имущество, большие данные, криптовалюту и т.д.

Безусловно, подобные предложения не могут быть поддержаны, поскольку они вступают в противоречие с постулатом отечественного гражданского права, согласно которому объектом права собственности может выступать только индивидуально-определенная вещь (материальный предмет).

Вместе с тем уже сами эти предложения (с учетом их многочисленности), на мой взгляд, обнажают существующую в цивилистике концептуальную проблему, на которую хотелось бы обратить внимание.

Из курса гражданского права отечественные юристы знают, что гражданские правоотношения делятся на абсолютные (в которых управомоченному субъекту противостоит неопределенный круг обязанных субъектов; к числу абсолютных традиционно относят вещное право и интеллектуальную собственность) и относительные (в которых управомоченному лицу противостоит строго определенное обязанное лицо; к числу относительных правоотношений традиционно относят обязательственные и корпоративные)[10].

При появлении нового нематериального объекта, существующего исключительно в цифровой форме и обладающего экономической ценностью, обнаружилось, что имущественные права на такие объекты не втискиваются в рамки ни одной из разработанных в доктрине разновидностей правоотношений[11]. Имея абсолютную природу, права на рассматриваемые (нематериальные) объекты не могут быть отнесены ни к категории вещных прав, ни к категории интеллектуальной собственности. Искусственное же причисление отношений по поводу исследуемых объектов к числу относительных правоотношений представляется довольно проблематичным и вполне способно привести к созданию неадекватного и неэффективного правового регулирования.

Отнюдь не разрешает проблему широко распространившаяся в последнее время квалификация рассматриваемых нематериальных объектов как «иного имущества». Дело в том, что в статье 128 ГК выражение «иное имущество» служит для указания то, что относящееся к объектам гражданских прав имущество могло бы быть перечислено дальше (подобно тому, как мы говорим о «яблоках, грушах, апельсинах и иных фруктах»). То есть это выражение вовсе не обладает глубоким сакральным смыслом и не призвано обозначить какую-то специальную правовую категорию. Поэтому квалификация исследуемых объектов как «иного имущества» не привносит никакой определенности.

По всей видимости пора признать, что круг абсолютных правоотношений должен быть расширен за счет включения в него новой разновидности гражданских правоотношений – имущественных отношений по поводу нематериальных объектов, существующих исключительно в цифровой (электронной) форме и имеющих экономическую значимость. Только такой подход позволит разрабатывать юридически корректное и эффективное правовое регулирование.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

[1] Этой разновидности информации изначально была посвящена ст. 139 ГК, признанная утратившей силу упомянутым выше ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

[2] Справедливости ради надо заметить, что это имеет место не только в российском правопорядке: можно вспомнить противоречивые решения германских судов в отношении возможности наследования аккаунта в социальной сети (Карташов М. Наследование личной страницы в социальной сети после смерти пользователя в судебной практике Германии. Часть первая [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 24 мая. URL: https://zakon.ru/blog/2020/5/24/nasledovanie_lichnoj_stranicy_v_socialnoj_seti__posle_smerti_polzovatelya_v_sudebnoj_praktike_german; Карташов М. Наследование личной страницы в социальной сети после смерти пользователя в судебной практике Германии. Часть вторая [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 28 сентября. URL: https://zakon.ru/blog/2020/09/28/nasledovanie_lichnoj_stranicy_v_socialnoj_seti__posle_smerti_polzovatelya_v_sudebnoj_praktike_german )

[3] См. например: «Цифровизация – переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую» (распоряжение Правительства Москвы от 11.10.2010 N 2215-РП).

[4] Подробнее об этом см. Рожкова М.А. § 2.1 Концепция, положенная в основу раздела VII ГК РФ // Цивилистическая концепция интеллектуальной собственности в системе российского права: Монография / Под общ. ред. М.А. Рожковой. М.: Статут, 2020. С. 120–173.

[5] М.И. Брагинский, анализируя понятие объектов гражданских прав, указывал, что под информацией надо понимать «набор имеющих правовое значение и выраженных в различной форме сведений, подлежащих денежной оценке» (Брагинский М.И. Комментарий к главе 6 // Научно-практический комментарий к части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Спарк; редакция журнала «Хозяйство и право», 1999. С. 233).

[6] Бачило И.Л. Информационное право: учебник / М.: Юрайт, 2011. С. 28–29.

[7] При перечислении имущественных отношений в п. 1 ст. 2 ГК упоминается метод их регулирования, характерный для гражданского права и основанный на равенстве участников гражданских отношений, автономии их воли и имущественной самостоятельности. Это отражает сформировавшийся в отечественной доктрине постулат: сущность гражданского законодательства составляет предмет и метод правового регулирования (Брагинский М.И. Комментарий к главе 1 // Научно-практический комментарий к части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Спарк; редакция журнала «Хозяйство и право», 1999. С. 24).

[8] См. об этом подробнее: Рожкова М.А. Цифровые активы и виртуальное имущество: как соотносится виртуальное с цифровым [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2020. 13 июня. URL: https://zakon.ru/blog/2020/06/13/cifrovye_aktivy_i_virtualnoe_imuschestvo_kak_sootnositsya_virtualnoe_s_cifrovym

[10] Практическая значимость подобного разграничения всегда объяснялась необходимостью создания различных мер гражданско-правовой защиты: «при нарушении абсолютного права меры защиты и ответственности могут быть применены к любому нарушителю, а при нарушении относительного права может отвечать только строго определенное лицо, обязанное своими действиями удовлетворять интересы управомоченного» (Ем В.С. Глава 5. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений // Гражданское право. В 2-х томах. Том 1 Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М. БЕК, 1993. С. 53)

[11] Справедливости ради нужно признать, что эта проблема знакома и зарубежным правопорядкам. Так, К.В. Нам обозначая трудности, с которыми столкнулся германский правоприменитель при определении правовой природы прав на домены, пишет следующее: «Домены обладают определенной экономической ценностью, имеют измеримую в деньгах стоимость, отчуждаемы и могут быть предметом различных договорных обязательств. Та особенность доменного имени, что оно является в силу технических особенностей единственным в своем роде, наделяет его владельца неким фактическим абсолютным правом владения доменом. Если кто-то владеет доменом, то другой им владеть уже не может. Вопрос заключался в том, является ли такое фактическое владение абсолютным самостоятельным правом в юридическом смысле.

Если бы право на домен являлось абсолютным правом, его «владелец мог бы держать любого другого на расстоянии от домена не только фактически, но и юридически». Однако в итоге право на домен не признано абсолютным правом, аналогичным праву на наименование, на товарный знак. Аргументом против этого стало то обстоятельство, что наименования и товарные знаки могут использоваться и иметь правовую защиту отдельно от доменов, что домены в большей степени представляют собой лишь форму использования независимых от них наименований и товарных знаков. Кроме того, признание права на домен абсолютным правом стало и отсутствие специального указания на это в законе.

В итоге немецкий правопорядок квалифицировал право на доменное имя в качестве обязательственного права, а не абсолютного» (Нам К.В. Правовое регулирование регистрации и использования доменного имени в Германии // Право в сфере Интернета: Сборник статей / Рук. авт. кол. и отв. ред. д.ю.н. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2020. (СПС «КонсультантПлюс»)).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *