http://cvv-shop-login.atm-dumps-with-pin.moscow Экспертиза недропользования | Nlpseminar.ru

Финансы

Экспертиза недропользования

Структура центрального аппарата ФГКУ «Росгеолэкспертиза»

Экспертиза проектной документации

Полномочия по проведению экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых в соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от 16.10.2012 № 1101 с 1 января 2013 года были возложены на Федеральное бюджетное учреждение «Росгеолэкспертиза».

Требования к составлению проектной документации установлены Правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденными приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 352, зарегистрирован в Минюсте России 01.07.2016 № 42717 (далее – Правила).

Порядок проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, утвержден приказом Минприроды России от 23.09.2016 № 490 (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45044) (далее – Порядок).

Согласно документу, для проведения экспертизы проектной документации заявитель подает в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» или его территориальное отделение заявку, содержащую сведения, предусмотренные пунктом 10 Порядка, с приложением документов, предусмотренных пунктом 11 Порядка.

Общий срок проведения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр не должен превышать 60 рабочих дней с даты регистрации заявки в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» или его территориальном отделении. При этом заявка с прилагаемыми к ней документами может быть возвращена заявителю без проведения экспертизы, если в заявке и прилагаемых к ней документах были нарушены требования п.п. 9 – 13 Прядка.

Для проведения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» создается экспертная группа, в состав которой входят штатные и внештатные эксперты учреждения. Результаты экспертизы проектной документации излагаются в заключении. При этом заключение подписываю все члены экспертной группы.

Положительное заключение экспертизы составляется, если проектная документация соответствует требованиям законодательства о недрах, условиям пользования недрами, документам, предусмотренным законодательством РФ о техническом регулировании и стандартизации. Также важным условиям выдачи положительного заключения является обоснованность принятой методики, техники, технологии и комплекса работ по геологическому изучению недр на объекте, достаточности их видов и объемов, обеспечения рационального комплексного использования и охраны недр.

Приказом Минприроды России от 03.05.2020 № 185 в целях оптимизации порядка проведения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр были внесены изменения в приказ Минприроды России от 23.09.2016 № 490, зарегистрирован в Минюсте России 14.06.2020 № 51351.

Среди основных новелл необходимо отметить следующие:

— закреплены особенности проведения экспертизы проектов геологического изучения недр при несоответствии проектной документации содержанию лицензии на пользование недрами в случае, когда проектная документация не соответствует отдельным условиям пользования недрами по лицензии. Согласно документу, пользователю недр предоставляется возможность внести изменения в лицензию на пользование недрами, одновременно приостановив процедуру экспертизы. Это возможно в случае, если проект соответствует нормативным и методическим требованиям к проведению геологоразведочных работ, однако не «укладывается» в сроки, предусмотренные лицензией. После получения ФГКУ «Росгеолэкспертиза» информации о государственной регистрации изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами срок проведения экспертизы возобновляется. Возможна выдача положительного заключения при внесении уполномоченным органом изменений в лицензию;

— урегулирован порядок проведения экспертизы, если проектная документация подготовлена в целях устранения замечаний, содержащихся в уведомлении недропользователю о допущенных нарушениях условий пользования недрами.

Согласно ч. 4 ст. 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств заявителей.

Размер платы за проведение экспертизы проектной документации установлен Приложением № 2 к приказу Минприроды России от 23.09.2016 № 490.

Внесение платы за проведение экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр осуществляется до подачи заявки. Для подтверждения факта внесения платы за проведение экспертизы проектной документации в заявке на проведение экспертизы указываются реквизиты (номер, дата) соответствующего платежного поручения.

При этом согласно п. 13 Порядка проведения экспертизы проектной документации, утвержденного приказом Минприроды России от 23.09.2016 № 490 (далее – Порядок), в документе, подтверждающем факт внесения платы (платежном поручении), указывается наименование представляемой на экспертизу проектной документации на геологическое изучение недр.

Если заявитель обнаружил ошибки в оформлении платежного поручения на перечисление платы за проведение экспертизы проектной документации в части наименования платежа, он вправе направить соответствующему администратору доходов федерального бюджета обращение о допущенной ошибке с просьбой уточнить наименование платежа.

Указание некорректного наименования проектной документации в платежном поручении, если оно не было уточнено, может являться основанием для возврата соответствующей проектной документации без проведения экспертизы.

В случае возврата заявителю проектной документации на геологическое изучение недр в связи с подачей заявителем заявки и прилагаемых к ней документов с нарушением требований п.п. 9 — 13 Порядка, плата за ее проведение подлежит возврату лицу, внесшему плату.

Вместе с тем, в случае отзыва заявителем заявки с прилагаемыми к ней документами в порядке, предусмотренном п. 20 Порядка, плата за проведение экспертизы заявителю не возвращается.

В соответствии с приказом Роснедр от 21.07.2016 № 467 администраторами доходов федерального бюджета по плате, взимаемой при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр, являются территориальные органы Роснедр, указанные в Приложении № 1 к данному приказу.

В соответствии с с приказом Роснедр от 20.07.2020 № 304 с 1 августа 2020 года ФГКУ «Росгеолэкспертиза» также наделяется полномочиями администратора доходов федерального бюджета платы, взимаемой при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр. При этом полномочия территориальных органов Роснедр, предусмотренные приказом Роснедр от 21.07.2016 № 467, сохраняются.
Рекомендации по заполнению поля «Назначение платежа» в платежном поручении, подтверждающем факт внесения платы за проведение экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр

Реквизиты ФГКУ «Росгеолэкспертиза» для перечисления платы:

С 1 января 2020 года плата, взимаемая при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр, перечисляется исключительно в ФГКУ «Росгеолэкспертиза».

Приказом Роснедр от 13.11.2020 № 515 с 1 января 2020 г. из перечня источников доходов федерального бюджета, закрепляемых за территориальными органами Роснедр, исключаются доходы федерального бюджета платы, взимаемой при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр.

Таким образом, с 1 января 2020 г. администрирование доходов федерального бюджета платы, взимаемой при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр, осуществляется исключительно ФГКУ «Росгеолэкспертиза».

Изменения в Правила подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых

Приказом Минприроды России от 29.05.2020 № 226 внесены изменения в Правила подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июня 2016 г. № 352

О порядке внесения платы за проведение экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых

В соответствии с Приказом Роснедр от 20.07.2020 № 304 с 1 августа 2020 года ФГКУ «Росгеолэкспертиза» наделяется полномочиями администратора доходов федерального бюджета платы, взимаемой при исполнении государственной функции по проведению экспертизы проектов геологического изучения недр.

Изменения, направленные на совершенствование процедуры проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр

С 26 июня 2020 года Приказом Минприроды России от 03.05.2020 № 185 были внесены изменения в приказ Минприроды России от 23.09.2016 № 490 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение» (далее – Порядок) (зарегистрирован в Минюсте России 14.06.2020 № 51351), направленные на совершенствование процедуры проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр.

Новое в правовом регулировании проведения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр

С 10 января 2017 г. вступил в силу Порядок проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение, утвержденный приказом Минприроды России от 23.09.2016 № 490 (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45044) (далее – Порядок).

Указанный Порядок устанавливает правила проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых (далее — экспертиза проектной документации на геологическое изучение недр) и размер платы за ее проведение.

В связи с вступлением в силу Порядка признаны утратившими силу Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации экспертизы проектов геологического изучения недр, утвержденный приказом Минприроды России от 12.04.2013 № 139, и приказ Минприроды РФ от 08.07.2010 № 252 «Об утверждении размеров платы за экспертизу проектов геологического изучения недр».

Порядок включает четыре раздела:

  • Общие положения;
  • Объекты и предмет экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр;
  • Порядок представления документов для проведения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр;
  • Организация проведения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр.

Пунктом 3 Порядка закреплен перечень объектов экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр:

а) проектная документация на проведение работ по региональному геологическому изучению недр;

б) проектная документация на проведение работ по геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), углеводородного сырья, подземных вод;

в) проектная документация на проведение работ по разведке (доразведке) месторождений твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), углеводородного сырья, подземных вод;

г) проектная документация на проведение работ по геологическому изучению и оценке пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

д) изменения к проектной документации на геологическое изучение недр.

Предусмотрен единый подход к проведению экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр, включающей в себя анализ и оценку:

а) соответствия представленной проектной документации на геологическое изучение недр законодательству о недрах в сфере проведения регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых (далее — геологическое изучение недр), документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации;

б) обоснованности принятой методики, техники, технологии и комплекса работ по геологическому изучению недр на объекте, достаточности их видов и объемов для решения поставленных геологических задач, обеспечения рационального комплексного использования и охраны недр;

в) соответствия проектной документации на геологическое изучение недр условиям пользования недрами, закрепленным в лицензии на пользование недрами (для проектной документации на геологическое изучение недр, финансируемое за счет средств пользователей недр);

Читайте так же:  Мировой суд города камышлова

г) соответствия проектной документации на геологическое изучение недр государственному заданию (для проектной документации на геологическое изучение недр, финансируемое за счет средств федерального бюджета и проводимое по государственному заданию);

д) соответствия проектной документации на геологическое изучение недр условиям контракта (для проектной документации на геологическое изучение недр, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и проводимое по контракту);

е) соответствия выполненного укрупненного расчета стоимости работ по проекту условиям контракта (для проектной документации на геологическое изучение недр, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и проводимое по контракту) или государственному заданию (для проектной документации на геологическое изучение недр, финансируемое за счет средств федерального бюджета и проводимое по государственному заданию).

Наряду с пользователями недр и исполнителями по контракту впервые в круг заявителей включены государственные (бюджетные или автономные) учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа и осуществляющие проведение мероприятий по государственному геологическому изучению недр на основании государственного задания.

Отмечаем, что к заявке на проведение экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр прилагается проектная документация на геологическое изучение недр — в электронном виде, подписанная электронной подписью уполномоченного представителя заявителя в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», а также на бумажном носителе в двух экземплярах (в случае подачи заявки и прилагаемых к ней документов лично либо почтовым отправлением).

Проектная документация подлежит представлению в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» и его территориальные отделения в соответствии с Приложением № 2 к Порядку.

При этом обращаем внимание, что была скорректирована территориальная подведомственность при проведении экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр.

Проектная документация на геологическое изучение недр, представленная на экспертизу до 10.01.2017, подлежит экспертизе в порядке, действовавшем на дату ее представления.

Отмечаем, что Порядком предусмотрен общий срок проведения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр, который не должен превышать 60 рабочих дней с даты регистрации заявки в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» или его территориальном отделении, а в случае проведения экспертизы раздела проектной документации на геологическое изучение недр «Календарный план выполнения работ по проекту» (без изменения иных разделов проектной документации на геологическое изучение недр) — не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом в случае направления заявителем заявки и прилагаемых к ней документов с нарушением требований пунктов 9-13 Порядка, представленная заявка с прилагаемыми к ней документами подлежит возврату заявителю без проведения экспертизы проектной документации на геологическое изучение недр. В указанном случае плата за проведение экспертизы проектной документации подлежит возврату лицу, ее внесшему.

Вместе с тем заявитель имеет право отозвать заявку с прилагаемыми к ней документами. В этом случае экспертиза проектной документации на геологическое изучение недр не проводится, плата за проведение экспертизы заявителю не возвращается.

Обращаем внимание, что в случае получения отрицательного заключения экспертизы заявитель имеет право повторно направить заявку на проведение экспертизы проектной документации или изменения к проектной документации в соответствии с Порядком после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении экспертизы. В Приложении № 2 к приказу Минприроды России от 23.09.2016 № 490 предусмотрены следующие размеры платы за проведение экспертизы проектной документации, размер которой определяется в зависимости от общей инвестиционной (сметной) стоимости по проектной документации на геологическое изучение недр, вида экспертизы и даты представления проектной документации на экспертизу.

Экспертиза недропользования — рациональное использование недр Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подтуркин Ю.А.

сырьевым потенциалом и эффективной стратегией его использования. Важнейшими задачами органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования является объективная экономическая оценка запасов полезных ископаемых в недрах, их достоверный государственный учет, вовлечение в освоение максимального количества полезных ископаемых при существующей экономике и технологиях, снижение потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, комплексная переработка сырья, предотвращение случаев хищнической отработки запасов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подтуркин Ю.А.

Текст научной работы на тему «Экспертиза недропользования — рациональное использование недр»

Ю.А.ПОДТУРКИН, канд. экон. наук, генеральный директор, zkz(ci’,zkz-rf.ru Федеральное государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», Москва

Yu.A.PODTURKIN, PhD in econ. se., General director, gkz((u,gkz-rf.ru Federal officiai body «The state commission on stocks of minerais», Moscow

ЭКСПЕРТИЗА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ -РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДР

Российская экономика в значительной мере определяется богатейшим минерально-сырьевым потенциалом и эффективной стратегией его использования. Важнейшими задачами органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования является объективная экономическая оценка запасов полезных ископаемых в недрах, их достоверный государственный учет, вовлечение в освоение максимального количества полезных ископаемых при существующей экономике и технологиях, снижение потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, комплексная переработка сырья, предотвращение случаев хищнической отработки запасов.

Ключевые слова: доля России в мировой добыче и на рынке полезных ископаемых; комплексное использование и воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.

EXAMINATION OF UTILIZATION OF THE EARTH’S INTERIOR IS A WISE USE OF MINERAL RESERVES

The Russian economy is appreciably defined by the richest minerals -raw potential and effective strategy of its use. The major problems of bodies of the Government in sphere of regulation of attitudes protection of reserves is the objective economic estimation of stocks of minerals, their authentic state account, involving in development of a maximum quantity of minerals at existing economy and technologies, decrease in losses of minerals in extraction and processing, complex processing of raw material, prevention of cases of injurious working off of stocks.

Key words proportion of Russia in the world output and on the market of mineral resources; complex utilization and reproduction of mineral raw materials resources.

Роль России в современном мире на нынешнем этапе ее развития в перспек-

тиве в значительной мере определяется ее богатейшим минерально-сырьевым

потенциалом В недрах Российской Федерации разведана значительная часть мировых запасов важнейших видов минерального сырья, а именно — около 50 % запасов алмазов, 25 % железа, 10 % газа и нефти и других видов полезных ископаемых (рис. 1). Необходимо отметить, что, к сожалению, сегодня наблюдается тенденция к истощению имеющейся минерально-сырьевой базы. По многим полезным ископаемым добыча превышает приросты (рис 2). Доля Российской Федерации в мировой добыче различных

видов полезных ископаемых составляет более 10-15% (рис.3). Сегодня Россия занимает одно из лидирующих мест на мировом рынке минерального и энергетического сырья. В связи с этим следует уделять особое внимание сырьевому потенциалу нашей страны. Недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью Важнейшими задачами нашего государства является рациональное, комплексное использование и воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Рис.1. Доля России в мировых разведанных запасах важнейших видов минерачьного сырья

300 250 200 150 100

2001 2003 2004 ПК HDi Ж

291.1 296.2 2S9.3 301J 303^

1937 1999 2001 Л . J 200Э 20И 2005 1006 2007

бал ото «00 зол 2000 1Ю0

143 445 пин 277 IIIIIIIIIIIII 236 266 IIIIIIIIIIII ¦ 229 210 256

1997 19SS 3001 2002 20 2016 2СС6 3007

Рис.2. Динамика добычи никеля (я), цинка (б), бокситов (в) и прирост их запасов (тыс.т) в результате геолого-разведочных работ в 1997-2007 гг.

Рис.3. Доля России в мировой добыче различных видов полезных ископаемых

Решение проблемы рационального недропользования, а именно вовлечение в освоение максимального количества полезных ископаемых при существующей экономике и технологиях, снижение потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, комплексная переработка сырья, предотвращение случаев хищнической отработки запасов и, как следствие этого, уменьшение стоимости оставшихся в недрах запасов из-за снижения их качества, позволяет без привлечения дополнительных финансовых средств на геологоразведочные работы существенно увеличить обеспеченность промышленности запасами минерального сырья.

Проблемы добывающей и перерабатывающей промышленности чаще всего связаны с неудовлетворительным техническим оснащением предприятий и несовершенством используемых технологий. Решение этих проблем требует как усиления контроля за потерями сырья в недрах при добыче и переработке, так и экономического стимулирования рационального использования недр.

Современное недропользование требует совершенствования. Об этом свидетельствует опыт работы, накопленный в результате рассмотрения материалов недропользователей по подсчету запасов, технико-экономи-ческого обоснования кондиций, КИН, про-

ектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых и утверждению уточненных при подготовке годовых планов развития горных работ, нормативов потерь. Одной из наиболее важных проблем является низкое качество исполнения недропользователем подсчетов запасов, технико-экономических обоснований кондиций, проектной и технической документации.

Сегодня проектная и техническая документация, например, по твердым полезным ископаемым в подавляющем большинстве случаев составлена в 80-90-е гг. XX в. и разработана на базе устаревших кондиций (1950-1990 гг.).

Существующая система законодательных актов не побуждает недропользователя актуализировать технико-экономическую оценку сырьевой базы и проектной документации

В процессе развития любого проекта, промышленного инвестирования неизбежные изменения значений параметров внешней и внутренней среды его реализации, предопределяют необходимость актуализации этого проекта для принятия своевременных решений по разработке и осуществлению корректирующих воздействий и обеспечению достижения поставленных целей.

Опыт работы свидетельствует, что отсутствие должного контроля за полнотой

извлечения балансовых запасов, отсутствие комплексного использования недр, наличие выборочной отработки наносят существенный экономический ущерб государству.

Согласно Конституции РФ, Закону РФ «О недрах» государству необходимо совершенствовать систему недропользования,

стремясь к повышению рациональности пользования недрами. Одним из действующих механизмов является процедура контроля полноты и рациональности использования недр на этапе геолого-экономической оценки месторождения и составления проектной и технической документации.

Ежегодный объединенный семинар ФБУ «ГКЗ» и ЦКР-ТПИ Роснедр «Совершенствование государственной экспертизы запасов и согласования технических проектов разработки месторождений ТПИ»

В соответствии с приказом № 123 от 05.04.2020 Федерального агентства по недропользованию 25-27 сентября 2020 года проводится ежегодный объединенный семинар ФБУ «ГКЗ» и ЦКР-ТПИ Роснедр «Совершенствование государственной экспертизы запасов и согласования технических проектов разработки месторождений ТПИ».
Семинар посвящен обсуждению различных научных и практических аспектов геологического изучения и промышленного освоения месторождений ТПИ, а также существующих и перспективных технологий, направленных на вовлечение этих запасов в разработку. Особое внимание в ходе работы семинара будет уделено вопросам нормативно-­правовой и методической базы по учету запасов и экономическим проблемам добычи ТПИ, ознакомлению специалистов с последними тенденциями и нововведениями в государственной экспертизе запасов и согласовании техпроектов разработки месторождений ТПИ.

Тематический план семинара:

  • Стратегии развития МСБ до 2035 г. Обеспечение ее реализации;
  • Ключевые вопросы государственной экспертизы запасов и согласования технических проектов разработки месторождений ТПИ;
  • Вопросы электронного взаимодействия недропользователей и органов управления фондом недр;
  • Энергопотребление технологических процессов как критерий выбора наилучших доступных технологий;
  • Поуступный подсчет запасов на месторождениях ТПИ. Методология. Результаты;
  • Надзорная функция Росприроднадзора в сфере недропользования, практика ее реализации при разработке месторождений ТПИ;
  • Вопросы составления планов развития горных работ, оформления горноотводной документации и рекультивации МПИ;
  • Вопросы нормативного регулирования разработки ТПИ;
  • Мониторинг выполнения лицензионных обязательств;
  • Применение технологий искусственного интеллекта при государственной экспертизе проектной документации;
  • Рекультивация нарушенных земель с точки зрения негативного влияния недропользования на окружающую среду, с учетом внесения изменений в законодательную базу о том, что лицензионные обязательства заканчиваются рекультивацией;
  • Опытно-промышленная разработка и совершенствование технологий рентабельной добычи и переработки полезных ископаемых;
  • Совершенствование технологии рентабельной экологически безопасной разработки сложноструктурных месторождений горными комбайнами;
  • Влияние полного технологического цикла добычных работ на величину НДПИ;
  • Электронная экспертиза проектов – перспективы;
  • Тендеры и рейтинги в недропользовании;
  • Совершенствование методического и нормативно-правового обеспечения вопросов геологического изучения и разработки ТПИ;
  • Совместимость с международными стандартами и значимость проекта новой Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых;
  • Критический анализ кондиционных показателей, используемых для подсчёта запасов рудных месторождений;
  • Некоторые особенности обоснования районных и индивидуальных кондиций для подсчета запасов россыпных месторождений;
  • Технико-экономическое обоснование кондиций и государственная экспертиза запасов твердых полезных ископаемых (механизмы экспертизы, основные ошибки выбора обоснования кондиций для подсчета запасов угля);
  • Геологическое изучение недр в России: правовое регулирование, администрирование и основные направления развития;
  • Об изменениях порядка проведения экспертизы проектной документации и правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых;
  • Судебная практика рассмотрения споров в сфере недропользования;
  • Взаимодействие национального аудита с государственной системой экспертизы запасов;
  • Технологический аудит в недропользовании;
  • Оконтуривание оруденения и подсчет запасов с выделением рудных интервалов по эксплуатационным уступам;
  • Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов горнодобывающего сектора.
  • Для участия в семинаре приглашены ведущие специалисты и представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Роснедр, Ростехнадзора, Росприроднадзора, Главгосэкспертизы, Росгеолфонда, ФБУ «ГКЗ» и ЦКР Роснедр, авторитетные эксперты в области недропользования, ключевые работники геологических служб и научных центров и предприятий, добывающих ТПИ.

    Порядок регистрации для участия в семинаре:

    необходимо заполнить регистрационную форму на сайте vvww.naen.ru и направить ее на электронный адрес: [email protected] в срок до 23 сентября 2020 года.

    Токарева Анна Григорьевна, тел.: +7 (926) 543 89 98, [email protected] Кочергин Андрей Михайлович, тел. +7 (916) 380 55 45, [email protected] 1 .com

    Прием заявок на участие:

    Анна Токарева тел: +7 (926) 543-89-98, [email protected]

    Екатерина Бойкова тел.: + 7 (916) 5 I I-69-29, [email protected]

    Оператор семинара: АООН «НАЭН»

    Информационная поддержка: научно-технический журнал «Недропользование XXI век».

    Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в системе рационального использования недр Текст научной статьи по специальности « Энергетика и рациональное природопользование»

    Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Подтуркин Ю.А.

    Важнейшей задачей органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования является создание условий для рационального использования недр. Основополагающую роль в ее решении играет экспертиза недропользования. Обеспечение эффективного проведения экспертизы требует постоянного ее совершенствования применительно к рыночным условиям с использованием международных критериев в части подсчета и оценки запасов, а также составления проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

    Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Подтуркин Ю.А.

    Текст научной работы на тему «Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в системе рационального использования недр»

    Ю.А.ПОД ГУРКИН, канд. экон. наук, генеральный директор, gkz(a\gkz-rf.ru Федеральное государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», Москва

    Yu.A.PODTURKIN. PhD in econ. sc., General director, pkz(a)gkz-rf.ru Federal official body «The state commission on stocks of minerals», Moscow

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В СИСТЕМЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДР

    Ключевые слова: функции и задачи Федерального агентства по недропользованию; этапы экспертизы; методика, техника и обоснованность объемов ГГР, подсчета запасов; обоснованности систем разработки, программы НИР.

    STATE EXAMINATION OF MINERAL RESERVES IN THE SYSTEM OF WISE UTILIZATION OF THE EARTH’S INTERIOR

    The major problem of bodies of the government in sphere of regulation of attitudes protection of reserves creation of conditions for rational use of resources. The basic role in its decision is played with examination protection of reserves. Maintenance of effective carrying out of examination demands its constant perfection with reference to market conditions with use of the international criteria regarding both calculation and an estimation of stocks, and drawing up design and the engineering specifications on development of mineral deposits.

    Key words: functions and tasks of Federal Agency on utilization of the Earth’s interior; stages of examination; methods, techniques and feasibility study of volumes of works, calculation of reserves; substantiation of mining systems, programmes of researches in mineral deposit mining.

    В реализации механизма контроля недропользования и создании условий рационального использования недр основополагающую роль играет экспертиза, которая является одной из важнейших функций Федерального агентства по недропользованию. Реализация этих функций осуществляется через Федеральное государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») и 188 —

    Центральную комиссию по разработке запасов полезных ископаемых (ЦКР)

    Сегодня перед ФГУ «ГКЗ» стоят следующие задачи: обеспечение достоверности вносимых ежегодных изменений в государственный баланс в результате геологоразведочных работ (ГТР), переоценки, открытия новых месторождений полезных ископаемых (МПИ), государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, ТЭО

    КИН, газового конденсата, кондиций на минеральное сырье. Основные организационные задачи включают: объективную оценку подготовленности месторождений к промышленному освоению, внесению изменений в отчетность по запасам, т.е. в государственный баланс; проведение предварительного рассмотрения проектной и технической документации на разработку МПИ, рассмотрение уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых (ТПИ) при подготовке годовых планов развития горных работ; рассмотрение материалов по обоснованию отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и утверждение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся в отвалах, отходах, во вскрышных, вмещающих породах.

    Усилия ФГУ «ГКЗ» направлены на обеспечение на стадии проектных решений полноты извлечения из недр полезных ископаемых, исключения выборочной отработки МПИ, достижение эффективной переработки минерального сырья.

    Экспертиза проводится в несколько этапов с участием высокопрофессиональных специалистов (геологов, горняков, геофизиков, экономистов и т.д.), затрагивающих весь спектр вопросов по экспертируемому объекту (месторождению).

    При проведении экспертизы МПИ особое внимание уделяется следующим основным вопросам: правильность применяемой методики, техники и обоснованность объемов ГГР; обоснованность рекомендуемых граничных параметров для подсчета запасов; обоснованность мероприятий по обезвреживанию отходов производства; обоснованность принятого метода подсчета запасов и правильность техники его выполнения, выбор геолого-технологической модели МПИ и использование программ моделирования, обоснованность системы разработки; обоснованность внедрения различных технологий, повышающих эффективность освоения МПИ, полнота и комплексность использования природных ресурсов; обоснованность потерь полезных ископаемых в недрах; программы исследовательских работ

    по контролю за разработкой МПИ и программам доизучения МПИ.

    Важным является то, что проведение экспертизы способствует росту определенного прогресса в использовании при проектировании и промышленном внедрении новых научно-технических решений, а именно на примере углеводородного сырья (УВС): при разработке пластов с низкими фильтрационными характеристиками широкое применение находит гидравлический разрыв пласта; в соответствующих условиях применение систем разработки месторождений горизонтальными и разветвленно-горизон-тальными скважинами становится нормой; растут объемы бурения горизонтальных скважин и боковых горизонтальных стволов в «старых» скважинах месторождений, находящихся в поздней и завершающей стадиях разработки, что позволяет вовлекать в разработку ранее невырабатываемые пласты, пропластки и тупиковые зоны; применение специальных технологий, таких как равновесные промывочные буровые системы, глубоко проникающая перфорация и др., повышающих охват пластов выработкой, расширяются опытно-промышленные работы по полимерному заводнению, позволяющему в необходимых случаях снижать подвижность вытесняющей жидкости, увеличивать охват пластов вытеснением.

    Благодаря требованиям экспертизы новые и применявшиеся эффективные технологические решения все чаще становятся основой технологических проектов разработки месторождений.

    В качестве примера можно привести тот факт, что в 2008 г. при рассмотрении проектных технологических документов по месторождениям нефти в результате улучшения систем разработки, внедрения новых методов увеличения нефтеотдачи пластов, применения новой техники и технологии обеспечен прирост извлекаемых запасов нефти в объеме 110 млн т

    По твердым полезным ископаемым в 2008 г. по результатам рассмотрения проектной документации по ряду месторождений были снижены проектные потери. В целом срок погашения уменьшения потерь ба-

    лансовых запасов за счет снижения заявленных недроползователями проектных нормативов потерь составит более 17млнт угля, 31 млн т железной руды, 107тыс.т цветных и 150 т благородных металлов.

    Сегодня в целях повышения эффективности недропользования нами активно проводятся работы по совершенствованию нормативно-методической базы, в частности, важно отметить работу над новой классификацией УВС

    Ввод в действие этой классификации планировался с 1 января 2009 г., однако из-за необходимости доработки отдельных положений классификации и методических рекомендаций по ее применению, ввод был перенесен приказом Минприроды на 2012 г

    В настоящее время ведутся работы по совершенствованию экономической и геологической составляющих классификации в двух направлениях; внесение изменений в существующую редакцию и подготовка альтернативного варианта классификации.

    Помимо совершенствования нормативной базы, ФГУ «ГКЗ» стремится к профессиональному росту специалистов и экспертов, их объединению, повышению уровня представляемых на экспертизу материалов и качества проводимой экспертизы. Для достижения поставленной цели в 2007 г проведена организационная работа по созданию Общества экспертов России по недропользованию (ОЭРН).

    Общество является общественной организацией, основанной на принципах, аналогичных признанным крупнейшими международными ассоциациями в области недропользования, таких как вРЕ, СМЯЗСО и др.

    Задачи ОЭРН сводятся к обобщению опыта и наилучшей практики в области геолого-экономической оценки и аудита запасов и ресурсов полезных ископаемых, соз-

    данию и совершенствованию единых правил, требований и отраслевых стандартов, повышению квалификации и подготовке новых специалистов-экспертов в области рационального недропользования, созданию прозрачности и независимости экспертизы. Общество является членом ЕФГ с правом аккредитации российских специалистов как «Геологов Европейского класса».

    В целях развития экспертизы и ее нормативно-методической базы ФГУ «ГКЗ» осуществляет сотрудничество с организациями, сфера деятельности которых аналогична нашей сфере деятельности. Это участие в деятельности специальной группы экспертов, созданной при Европейской экономической комиссии ООН; участие в работе Европейской федерации геологов, взаимодействие с профессионально-ориентированными организациями, такими как Общество инженеров-нефтяников (8РЕ) Комитетом по международным стандартам отчетности о запасах ТПИ (СЮИ-БСО), с представителями аудиторских компаний (в частности, «Миллер энд Ленц»),

    Проведение экспертизы недропользования осуществляется в целях обеспечения объективной количественной и качественной оценки минерального сырья по всей территории России применительно к рыночным условиям с использованием международных критериев для подсчета и оценки запасов и составления проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых. Также следует отметить неоценимую роль, которую экспертиза недропользования играет в управлении минерально-сырьевым комплексом страны, его рациональном использовании и охране недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.

    ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.185

    Экспертиза недропользования

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Письмо Федерального агентства по недропользованию от 4 октября 2020 г. N СА-04-30/15011 «О проведении государственной экспертизы запасов ОПИ»

    В дополнение к письму Федерального агентства по недропользованию от 05.07.2020 N ОК-03-30/9549 и в целях оптимизации процедуры проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедра направляет Временные рекомендации по подготовке материалов подсчета запасов и проведению экспертизы запасов общераспрастраненных полезных ископаемых, расположенных в границах участков недр, предоставленных в пользование для разведки и добычи или геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, ипользуемых для собственных нужд, не относящихся к участкам недр местного значения (далее — Временные рекомендации) для руководства и использования в работе.

    Дополнительно сообщаем, что при проведении государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, предоставленных в пользование для разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, используемых для собственных нужд, не относящихся к участкам недр местного значения, в состав экспертной комиссии, формируемой в соответствии с п. 72 Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденного приказом Минприроды России от 10.01.2020 N 4, в качестве внештатных экспертов возможно привлечение экспертов, осуществляющих экспертизу запасов общераспространенных полезных ископаемых в отношении участков недр местного значения соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Действие Временных рекомендаций устанавливается до особого распоряжения.

    Приложение: на 3 л. в 1 экз.

    И.о. Руководителя С.А. Аксенов

    Временные рекомендации
    по подготовке материалов по подсчету запасов и проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, используемых для собственных производственных и технологических нужд, расположенных в границах участков недр, предоставленных в пользование для разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, не относящихся к участкам недр местного значения

    Настоящие временные рекомендации предусматривают упрощенный порядок подготовки, представления и проведения государственной экспертизы материалов по подсчету запасов общераспространенных полезных ископаемых, используемых для собственных производственных и технологических нужд, расположенных в границах участка недр, предоставленного в пользование для разведки и добычи или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, кроме участков недр, включенных в перечень участков недр местного значения.

    Общераспространенные полезные ископаемые (далее — ОПИ), используемые для собственных производственных и технологических нужд, должны отвечать Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод. ОК-032-2002, принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 N 503-ст, а также требованиям качества и радиационной безопасности, предусмотренным в документах в области технического регулирования и стандартизации.

    Временные рекомендации подготовлены с целью реализации ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», в соответствии с которой пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу ОПИ в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Объемы горных работ и бурения, виды горных выработок и способы бурения, геометрия и плотность разведочной сети, методы и способы опробования должны обеспечивать достоверность оценки качества и количества запасов полезного ископаемого, используемых для собственных производственных и технологических нужд. Геологическое изучение недр, включая поиски и оценку, а также разведка месторождений полезных ископаемых должны осуществляться в соответствии с действующими требованиями нормативных и методических документов в области недропользования.

    Геологические материалы должны дать объективную оценку количества и качества запасов ОПИ, их промышленного значения, геологических, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи и соответствия установленным стандартам (правилам, нормам) и (или) требованиям предприятия по использованию для собственных производственных и технологических нужд.

    К балансовым запасам ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, относят запасы, использование которых экономически целесообразно и, которые по своим параметрам отвечают действующим нормативным документам и (или) требованиям предприятия.

    Материалы по подсчету запасов ОПИ оформляются в виде краткого отчета согласно Требованиям к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых, утвержденным приказом Минприроды России от 23.05.2011 N 378 (далее — Требования). Рекомендуется в материалы по подсчету запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, включать в отчеты разделы, аналогичные по содержанию тем, которые предусмотрены в Требованиях, путем их укрупнения с отражением, в том числе следующей информации:

    — информация о недропользователе;

    — информация о лицензии на пользование недрами, указание на статус участка недр (горный или геологический отвод) и его местоположение;

    — информация о цели использования ОПИ;

    — общие сведения о месторождении ОПИ;

    — краткая геологическая характеристика района;

    — геологическое строение месторождения или его части;

    — характеристика ранее проведенных геолого-разведочных и добычных работ;

    — методика и объемы выполненных геолого-разведочных работ на месторождении (участке) ОПИ;

    — гидрогеологическая характеристика по месторождениям-аналогам;

    — качественная и технологическая характеристика полезного ископаемого. Качество полезного ископаемого должно быть изучено исходя из намечаемых направлений его промышленного использования, отраслевых стандартов и (или) требованиями предприятия. Технологические свойства полезного ископаемого установлены по данным лабораторных проб;

    — горнотехнические условия эксплуатации объекта определяются на основе месторождений аналогов;

    — расчёт экономических показателей;

    — подсчет запасов ОПИ.

    Объем и содержание каждого из указанных разделов определяются в зависимости от индивидуальных особенностей рассматриваемого объекта. Для характеристики объекта допускается использование метода аналогии.

    В графической части материалов приводится:

    — топографическая основа, масштаб которой соответствует размерам месторождения ОПИ, геологическим особенностям и рельефу местности — обычно в масштабах 1:1000 — 1:2000. Для месторождений, протяженность которых превышает 3 км, допускается топографическая основа масштаба 1:5000. Все разведочные и эксплуатационные выработки (скважины, канавы, шурфы, траншеи, карьеры и др.), задокументированные и опробованные естественные обнажения должны быть инструментально привязаны;

    — геологическая карта масштаба 1:1000 — 1:2000 (в зависимости от размеров и сложности) и детальные геологические разрезы.

    Результаты государственной экспертизы запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, излагаются в заключении, которое рекомендуется оформлять по упрощенной форме (информация по представленным на экспертизу материалам и выводы экспертизы).

    Для подсчета запасов, используемых для собственных производственных и технологических нужд, определяются параметры кондиции, содержащие требования к качеству сырья, горно-геологическим особенностям месторождения (например: минимальная мощность полезного ископаемого, максимальная мощность пустых прослоев) и контуру карьера. Контур карьера отстраивать исходя из контуров геологической изученности, стандартных углов откосов бортов, принятые для каждого участка ОПИ, представляемого на экспертизу.

    Балансовая принадлежность запасов подтверждается себестоимостью добычи и перевозки единицы объёма минерального сырья и справкой недропользователя о том, что он будет использовать это сырье для собственных производственных и технологических нужд при указанной себестоимости и рассчитанных показателях.

    При подготовке протокола по утверждению экспертного заключения государственной экспертизы запасов отмечать конкретное направление использования утверждаемых запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд.

    Названия месторождений ОПИ (их частей), предоставляемых на государственную экспертизу, должны быть простыми, без кавычек, преимущественно носить географический или топонимический характер, по возможности исключить сложные технические наименования типа «Месторождения песка в районе куста скважин N 512 (участок N 3) в пределах Яунрлорского лицензионного участка».

    Квалификация запасов ОПИ по степени разведанности должна соответствовать требованиям Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР России от 11.12.2006 N 278.

    Отчет с подсчетом запасов месторождения ОПИ или его части представляется на государственную экспертизу в установленном порядке в 2 экземплярах на бумажном носителе и в 1 экземпляре на электронном носителе.

    Государственная экспертиза запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, может проводиться на любой стадии геологического изучения недр и осуществляться совместно с государственной экспертизой запасов того вида (видов) основного и попутного полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых или в совмещенной лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых.

    В случае, если недропользователь представляет материалы подсчета запасов ОПИ, используемых для собственных производственных и технологических нужд, на государственную экспертизу без материалов по подсчету запасов того вида (видов) основного и попутного полезных ископаемых, которые указаны в лицензии на пользование недрами, срок проведения экспертизы не должен превышать 30 дней. В случае запроса о предоставлении дополнительной информации, уточняющей материалы, представленные заявителем, срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

    В случае использования ОПИ не только для собственных производственных и технологических нужд (при реализации другим потребителям), проведение геолого-разведочных работ и подготовка материалов подсчета запасов ОПИ на государственную экспертизу осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами по геологическому изучению недр и экспертизе запасов.

    Обзор документа

    Роснедра разработали временные рекомендации, которые предусматривают упрощенный порядок подготовки материалов по подсчету запасов и проведения госэкспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, которые расположены в границах участков недр, не относящихся к участкам местного значения. Речь идет об ископаемых, используемых для собственных производственных и технологических нужд. Разъяснен порядок формирования создаваемой в этих целях комиссии.

    Уточняются полномочия федеральных и региональных органов власти при проведении экспертизы в сфере недропользования

    Сенаторы внесли изменения в закон о недрах.

    Совет Федерации одобрил изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» о необходимости проведения государственной экспертизы запасов подземных вод.

    Как сообщил член Комитета СФ по экономической политике Юрий Важенин, Важенин
    Юрий Иванович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры вносятся изменения, предусматривающие корректировку его отдельных положений, в том числе положений, регламентирующих вопросы проведения государственной экспертизы в области недропользования.

    Смотрите также

    23 декабря 2020 года, 14:57

    Уточняются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области проведения государственной экспертизы в сфере регулирования отношений недропользования.

    Корректируется порядок и условия проведения государственной экспертизы в области недропользования. В число объектов, подлежащих государственной экспертизе включаются подземные воды, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, которая оформляется заключением.

    Предусматривается необходимость ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр и государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий, целью которых является государственный учет работ, участков недр и лицензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *