http://free-fullz-cc.moscow Экспертиза знаний учащихся | Nlpseminar.ru

Истец

Экспертиза знаний учащихся

Особенности прохождения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Особенности прохождения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

Экзамены, проверочные работы обучающихся — это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая показывает уровень подготовки ученика по различным предметам. Для ребенка любая оценка знаний почти всегда стресс. Для педагога это показатель его профессионализма. Одна из особенностей современного образовательного процесса заключается в том, что проверка качества подготовки учащегося проходит в рамках независимой оценки. Это означает, что обучающиеся пишут итоговые работы в особых условиях с наблюдателями.

Особенности прохождения независимой оценки качества подготовки обучающихся регулируются статьей 95 и статьей 95.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).

«Независимая оценка качества образования

1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 95 Закона)».

«Независимая оценка качества подготовки обучающихся

1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.

2. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

3. Независимая оценка качества подготовки обучающихся осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций (ст. 95.1 Закона).»

В соответствии со ст.28 Закона образовательная организация должна обеспечивать функционирование внутренней системы оценки качества образования, позволяющей получать объективные данные об уровне подготовки обучающихся. Диагностика в школе на сегодняшний день является одним из главных компонентов учебного процесса.

Проводится такая оценка по инициативе участников образовательных отношений в сфере образования. Организации, которые проводят такую оценку определяют и конкретизируют формы, методы ее проведения и т. д. Детально вопросы проведения диагностики учащихся разъясняют Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 № АП-512/02 (далее — Методические рекомендации).

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование государственной аккредитации, лицензии на осуществление образовательной деятельности в отношении образовательной организации. Но на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся могут формироваться рейтинги школ. В сети «Интернет» можно найти информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества подготовки обучающихся.

Закон определил положение согласно которому школы и обучающиеся проходят независимую оценку. Такая оценка дает возможность совершенствовать содержание и способы организации образовательного процесса и соответствие достижений обучающихся требованиям ФГОС. На основании таких результатов такой оценки родители могут выбрать наилучшее место для обучения своих детей, понять насколько ребенок хорошо освоил программу обучения.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях:

  • определения соответствия качества подготовки учеников;
    • выявление факторов, влияющих на качество подготовки детей в школе, что включает в себя особенности методов, приемов обучения.
    • выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
    • выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
    • определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
  • создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся (Методические рекомендации).
  • Проводит такую оценку организация, подведомственная органу управления образования. Чаще всего такими организациями являются центры оценки качества образования в субъектах РФ. Также могут привлекаться некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и специалистов с соответствующей квалификацией.

    Именно организации проводящие оценку качества подготовки обучающихся разрабатывают методики и инструментарий проведения такой экспертизы, разработку материалов экспертизы, сбор и обобщение полученных данных, обработку и анализ информации, проведение апробации инструментария для оценки качества подготовки учащихся. Подготовка отчетов и рекомендаций для педагогов и родителей учащихся также проводит данная организация.

    Школа, в свою очередь, создает все необходимые условия для проведения такой оценочной деятельности, обеспечивает открытость и доступность информации для всех участников экспертизы.

    Диагностика качества подготовки обучающихся по итогам Всероссийской проверочной работы (на основании Письма Рособрнадзора от 02.02.2017 № 05–41 «Всероссийские проверочные работы»).

    В прошлом году многие школьники впервые участвовали в проведении Всероссийских проверочных работ (далее-ВПР). В конце этого учебного года учащиеся 4-х, 5-х, 11-х классов также смогут попробовать свои силы в данном мероприятии в режиме апробации. Данные работы не являются итоговой аттестацией и проводятся школой самостоятельно. ВПР разрабатываются в соответствии с ФГОС и отражают индивидуальные достижения учащихся. Результаты ВПР родители могут использовать для определения траектории развития своего ребенка. ВПР могут стать параметром оценки уровня знаний обучающегося на основных этапах обучения.

    Содержание ВПР едино для всех обучающихся во всех регионах РФ. Рособрнадзор не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок учащимся.

    Участие в ВПР конкретного обучающегося принимает школа.

    В качестве примера организации независимой оценки уровня подготовленности обучающегося можно привести организацию такой экспертизы в г. Москве, как субъекте РФ.

    Организацию городской диагностики качества подготовки обучающихся проводит Московский Центр Качества Образования (МЦКО). Единый общегородской центр, который проводит сбор диагностических данных обучающихся позволяет проанализировать результаты подготовки всех обучающихся города Москвы, обучающихся отдельной школы, класса, динамику обучения отдельного учащегося. В результате педагог может выстроить индивидуальную работу с обучающимся и найти индивидуальный подход к проблемам ученика.

    Не следует забывать про то, что при выстраивании внутренней системы оценки качества образования школа должна учитывать нормативы и требования СанПиН 2.4.2.2821–10 («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»), согласно которым в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Участие школ в диагностиках для 1-3-х классов проводится только на добровольной основе. Все диагностики в 1-3-х классах проводятся школой самостоятельно в удобное для нее время и без привлечения внешних наблюдателей (в рамках внутреннего мониторинга качества образования) по материалам, предлагаемым МЦКО.

    Особенности проведения метапредметной диагностики

    Для обучающихся очень важно освоить в ходе обучения те умения, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. Например, умение работать с незнакомым текстом, умение понять информацию, которая представленная в виде диаграмм, таблиц, умение решать проблемы в практико-ориентированных ситуациях. умение выполнять определенные логические действия. Система оценки качества образования должна включать оценивание уровня сформированности и предметных, и метапредметных результатов. Задания, предлагаемые в метапредметных диагностиках, строятся на контексте разных предметов, изучаемых в параллели. Специального предмета для формирования универсальных учебных действий быть не может, эти действия потому и универсальные, что формируются и применяются при изучении каждой области знаний.

    Современные методы оценивания результатов обучения Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

    Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жидкова Р. А.

    В статье рассматриваются современные подходы к оценке результатов обучения : портфолио , контекстные задачи , кейс измерители, катанотесты , проекты . Применение указанных методов является одним из способов развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся.

    Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жидкова Р. А.

    Contemporary methods to assessment of the results of education

    The article deals with the contemporary approaches to assessment of the results of education: portfolio , contextual task, catanotests , projects . Application of the mentioned methods is considered to be the way of improving informative interests and creative abilities of the pupils.

    Текст научной работы на тему «Современные методы оценивания результатов обучения»

    ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

    PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

    Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

    кафедра педагогики e-mail: [email protected]

    Жидкова Р. А. — Современные методы оценивания результатов обучения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 779-782. — В статье рассматриваются современные подходы к оценке результатов обучения: портфолио, контекстные задачи, кейс-измерители, катанотесты, проекты. Применение указанных методов является одним из способов развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся.

    Ключевые слова: педагогическая диагностика; компетенции, портфолио, контекстные задачи, катанотесты, кейс-измерители, проекты.

    Jidkova R. A. — Contemporary methods to assessment of the results of education // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

    im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 779-782. — The article deals with the contemporary approaches to assessment of the results of education: portfolio, contextual task, catanotests, projects. Application of the mentioned methods is considered to be the way of improving informative interests and creative abilities of the pupils.

    Keywords: pedagogical diagnostics; competence, portfolio, contextual tasks, catanotests, case measuring instrument, projects.

    Все классификации методов обучения предполагают проверку знаний учащихся, оценку характера их деятельности, коррекцию этой деятельности. Известно, что цель проверки и оценки знаний учащихся -обеспечить качество их знаний, уровень их развития.

    Актуальность темы нашего исследования бесспорна, так как создание условий, позволяющих в рамках образовательных учреждений решать специальные задачи развития, обеспечивает возможность формирования самостоятельного человека, способного жить в современном обществе. Уже выявлен набор компетенций, относящихся к школьному образованию, и активно формируется набор компетенций, относящихся к высшему образованию, результатом которого будет подготовка компетентного выпускника в широком смысле этого понятия: человека умеющего, знающего, социально определенного, активного и самодостаточного. Актуальность темы исследования обусловлена также требованиями к повышению качества образования, обозначенные в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», предопределяющие поиск инновационных форм оценивания.

    Цель исследования: обобщить и дополнить сведения о методах оценивания знаний учащихся на современном этапе обучения.

    Методики: анализ литературы, мониторинг, наблюдения.

    На объективную закономерность перехода к новой модели образования, т. е. такой системе целепо-

    лагания, планирования, организации и оценки результатов обучения, которая обеспечивает достижение определенного качества образования, указывают многие отечественные и зарубежные ученые. известно, что компетентность — выраженная способность применять свои знания и умения, готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника образовательного учреждения для выполнения деятельности в определенной области. Компетенция же -это способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Компетенции относятся к способности, умению, возможностям, навыкам и пониманию. В современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, являются: понятийная, операционная, исследовательская. Что же включается в содержание компетенций? Если говорить кратко -то все, что необходимо для решения конкретной проблемы: знания, умения, интеллектуальные способности, наличие опыта деятельности.

    В содержании компетенций мы выделяем знани-евую и деятельностную составляющие. индикаторами сформированности компетенций будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация

    к саморазвитию. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка знаний в нашей отечественной школе не оставалась неизменной. Так, до 1935 г. существовала трехбалльная оценка: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Потом ее признали непригодной, так как она приводит к уравниловке в знаниях учащихся. Тогда была введена сохранившаяся до наших дней пятибалльная система. Сохраняя объективность, необходимо тем не менее учитывать при оценке знаний и некоторые привходящие моменты: например, оцениваются текущие знания или итоговые (экзамен, четвертная оценка и т. п.), старательность ученика, стабильность его учебной работы и т. д. Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность). В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна. В соответствии с этими функциями, выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний учащихся. Своеобразной методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе методов контроля.

    В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг — это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог — обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по

    мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг — это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний — экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г. (до этого проводились «испытания»), методика и система их проведения постоянно менялась. С введением экзаменов заранее готовились специальные вопросники с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, но в 1935 г. такой подход был осужден, так как требования должны быть едиными по всем соответствующим учебным предметам. До 1954 г. экзамены проводились по всем основным учебным предметам, начиная с 4-го класса. С 1954 г. экзамены остались только в 7 и 10 классах (с 1988 г. — в 9 и 11 классах). Сейчас это ЕГЭ, ГИА. В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой системы оценки как средства развития самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения. Основным условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности.

    Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и вынес методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу-матрицу. Отечественный ученый В. П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по двенадцатибалльной системе отметок. как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом проблем, в том числе организационных и психологических. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля.

    За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов оцени-

    вания знаний, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, ЕГЭ, ГИА), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи.

    Кейс — это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.

    Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

    Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

    Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участ-

    ников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

    к современным методам оценивания относится проект. Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат.

    В чем мы видим преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

    Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня — смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении.

    Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообу-

    чения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

    Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть А — нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В — расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их — до 15 знаков — и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос, следующий не открывается.

    Один из современных методов оценивания знаний — контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. к контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. Их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся. Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им

    для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества.

    Очевидна современная позиция учителя, преподавателя: мы перестаем быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое пытались передать ему. Нашей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Мы организуем их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически мы создаем условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся и студентом определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей.

    Перспектива дальнейшего исследования видится в том, чтобы выявить возможности рассмотренных методов для развития самооценки учащихся. Применение описанных методов придаёт урокам привлекательность, является одним из способов развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, активизирует их мыслительную деятельность.

    1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2.

    2. Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно-ори-ентированный подход в образовании. Казань: Изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004.

    3. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиППРО, 2005.

    4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

    5. Шалашова М. М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся средней школы // Химия. 2009. № 13 (1-15 июля).

    Экспертиза знаний учащихся

    В Москве начал работу первый в стране Центр независимой диагностики, где каждый школьник может получить независимую оценку качества знаний по основным предметам, а также попробовать свои силы в сдаче экзаменов в условиях, максимально приближенных к ЕГЭ и ОГЭ, сообщил на пресс-конференции Департамента образования Москвы директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.

    Единовременно пройти диагностику в Центре могут 480 человек. В здании есть зоны тестирования, регистрации и контроля, аудитории для работы предметной и конфликтной комиссий, зоны сканирования и верификации, а также кабинеты для работы наблюдателей. По словам Павла Кузьмина, Центр полностью оборудован для проведения ЕГЭ и может работать как пункт проведения реального экзамена. Тесты для диагностики учебных достижений школьников идентичны тем, что предложат учащимся на Едином государственном экзамене.

    «Проверка тестов осуществляется исключительно сертифицированными экспертами, теми людьми, которые работают на реальной итоговой аттестации. Гостями отмечено, что наш центр оборудован самой современной техникой – высокоскоростными сканерами, принтерами, автоматизированными рабочими местами, а также необходимым программным обеспечением» — сказал Павел Кузьмин.

    Центр независимой диагностики предлагает получение независимой оценки ученикам с 1 по 11 класс, а также возможность попробовать свои силы на тренировочных диагностиках в формате ЕГЭ и ОГЭ.

    «Центр независимой диагностики не ставит ребенку оценки. Школьник получает два документа: сертификат, на котором будет указан процент выполнения работы и протокол, на котором будут указаны темы и уровень их выполнения», – отметил Павел Кузьмин.

    С этим протоколом ребенок потом сможет прийти в школу и попросить учителя проработать те темы, которые вызвали у него затруднения.

    По словам директора Московского центра качества образования Павла Кузьмина, в Центре независимой диагностики разработана услуга «Семейный абонемент», обладатели которого могут всей семьей в равных условиях пройти Единый государственный экзамен. Специалисты Центра будут проводить диагностику профессиональных интересов и способностей подростков, также будут организованы тренинги для родителей и учащихся на тему подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

    Председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы Людмила Мясникова отметила значимость Центра независимой диагностики для родителей.

    «Если у родителей есть какие-то сомнения в знаниях ребенка или они хотят помочь ему подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ, то они могут прийти в Центр независимой диагностики. Вопросы у родителей возникают всегда. Родители хотят знать, какой уровень знаний у их ребенка по тому или иному предмету, где у него есть пробелы. Здесь им расскажут все о ребенке», – пояснила она.

    По словам Людмилы Мясниковой, подобные центры должны быть в разных частях города, чтобы всем было удобно до них добраться.

    Директор гимназии № 1579 Марина Кудинова, чьи учащиеся имели возможность пройти первое тестирование в Центре, отметила, что независимая диагностика – это помощь для всех участников образовательного процесса.

    «Это синхронизация внутренней и внешней оценки, получение более объективной реальности, это инструмент для принятия каких-либо управленческих решений, предмет для беседы с родителями и учащимися», –добавила она.

    По словам Павла Кузьмина, в ближайшие две недели Центр независимой диагностики будет работать как пункт проведения экзамена для сентябрьского этапа ЕГЭ.

    «На октябрь уже есть план диагностик для учащихся начальной, средней и старшей школы. Кроме того, в октябре можно будет попробовать пройти диагностики в формате ЕГЭ и ОГЭ по материалам прошлого года. Но мы уже работаем с Федеральным центром тестирования и Федеральным институтом педагогических измерений над диагностиками в формате ЕГЭ и ОГЭ 2016 года, и как только они будут утверждены, мы проведем их на базе Центра», – сказал он.

    На сегодняшний день Центр обеспечивает подготовку, проведение и обработку результатов государственной итоговой аттестации, проводит мониторинг качества образования, осуществляет информационно-аналитическую деятельность, производит подготовку и обучение сотрудников, а также обеспечивает организационную и техническую поддержку городских олимпиад и диагностических исследований.

    «Мы будем развиваться и надеемся, что в ближайшие месяцы откроем центры на Шаболовке и в Зеленограде», – сообщил Павел Кузьмин.

    Что делать если учитель занижает оценки?

    Что делать, если Вы не согласны с оценкой? Как поступить, если учитель, на ваш взгляд был необъективен и снизил оценку ни за что? Можно ли бороться с предвзятым отношением? За что оценка может быть снижена: за плохое поведение на уроке? за плохое поведение вне школы? за попытку списывания? за отсутствие на уроке? за отсутствие тетради? за сдачу работы с опозданием?

    Вы не согласны с выставленной оценкой — что делать?

    Шаг 1. Ознакомьтесь с локальными актами школы о системе выставления оценок – и оцените, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям?

    Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок – воспользуйтесь той процедурой, которая предусмотрена в вашей школе.

    Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении оценок, либо если в локальных актах ваш случай не предусмотрен, но вы убеждены что учитель был неправ — переходите к шагу 2.

    Шаг 2. Направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров. В жалобе попросите пересмотреть оценку.

    Право на жалобу в школе

    Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ». Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…». Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.

    В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

    В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

    Свобода преподавания

    Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

    В соответствии со статьей 47 Закона «Об образовании» педагог обладает академическими правами и свободами такими как:

    1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

    2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

    3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

    4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

    5) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

    Указанные академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав других участников образовательных отношений, требований законодательства и норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

    На что опираться при решении вопроса об обоснованности выставления той или иной оценки?

    Если вы планируете обжаловать оценку, которую считаете необоснованной – прежде всего, ознакомьтесь с локальными актами школы, которые определяют требования к выставлению оценок (называться оно может по-разному: «положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости»).

    Законодательство не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающегося, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательного учреждения. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ оценивание ученика производится за освоение знаний учебной программы. Однако образовательное учреждение самостоятельно принимает положение о системе оценивания.

    Как правило, в положении о системе оценивания знаний учащихся прописываются критерии выставления оценок от двойки до пятерки за письменные и творческие работы и устные ответы. Порядок выставления оценок за контрольные работы, классификация грубых, негрубых оценок и недочетов. Условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке.

    Локальные акты могут устанавливать возможность выставления оценок за поведение. Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы.

    Если учащийся не согласен с выставлением итоговых оценок за полугодие или за год, в этом случае следует ориентироваться на положение о промежуточной аттестации. В положении, как правило, устанавливаются принципы выставления итоговых оценок на основании годовой, экзаменационной с учетом четвертных и полугодовых оценок. Также может содержаться указание на порядок пересмотра оценок, например:

    «В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося».

    Администрация школы, педагогический совет или комиссия по урегулированию конфликтов при оценке действий педагога должна руководствоваться локальными актами школы.

    Как поступить в случае массового занижения оценок за написание контрольной, проверочной (всему классу, группе учеников)?

    Вам следует передать ситуацию на рассмотрение педагогического совета школа. Для этого направляется обращение с описанием ситуации и указанием на конкретных учащихся, в отношении которых данные действия допущены с просьбой передать рассмотрение данного вопроса на рассмотрение педсовета и заседание педсовета провести с заседанием учащихся и их родителей (законных представителей).

    Что делать, если Вы не согласны с методикой преподавания педагога в целом

    Можно составить в произвольной форме письмо с обязательным описанием конкретных ситуаций и педагогических подходов, с которыми Вы не согласны. А также основания несогласия с этой оценкой и требование о проведении переаттестации. При несогласии с методом преподавания необходимо описать сам метод преподавания и причины, по которым он не способствует удовлетворительному освоению материала учащимися.

    В конце заявления-жалобы должна содержаться просьба произвести замену педагога или провести его переаттестацию. Просьба должна быть конкретная и содержать указание на конкретный способ ее удовлетворения (уволить, заменить или переаттестовать).

    Направить письмо-несогласие директору школу, управляющему совету школы или в орган управления образованием муниципального образования.

    Цитата из закона:

    В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» школы должны создавать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, а родители и учащиеся вправе направлять обращения в такую комиссию в случае возникновения спорных ситуаций.

    1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

    1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

    2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

    3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

    2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

    3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

    5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

    Дополнительные вопросы:

    Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

    Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

    Могут ли поставить двойку за поведение?

    Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы. Если на уровне школы не принято никаких локальных актов, которые бы устанавливали возможность выставления оценок за поведения – в этом случае выставление двойки за поведение будет являться незаконным.

    Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы.

    Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

    Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательного учреждения. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на само образовательное учреждение и территорию, закрепленную за ним. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено. Контроль за поведением учащегося за пределами образовательного учреждения лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

    Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования

    экспертиза учебников, федеральный перечень учебников, издание учебников

    Проведение экспертизы учебников регламентируется следующими документами:

    • Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, который включает в себя следующие формы:
      • Форма научной экспертизы[ 31Kb]
      • Форма общественной экспертизы[ 34Kb]
      • Форма педагогической экспертизы последнее[ 39Kb]
      • Форма этнокультурной и региональной экспертизы[ 30Kb]
      • Форма научной историко-культурной экспертизы[ 33Kb]
      • Прежде чем учебник попадет в федеральный перечень, нужно чтобы его одобрил целый ряд экспертов, и для этого проводится серия экспертиз: научная, научная историко-культурная (для учебников истории России), педагогическая, общественная, этнокультурная и региональная. Каждая экспертиза рассматривает учебник со своей точки зрения.

        На экспертизу принимаются учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии, представленные в печатной и электронной форме (с инструкцией по установке, настройке и использованию электронной формы учебника), а также имеющие методическое пособие для учителя.

        Научная, научная историко-культурная (для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

        Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной, научной историко-культурной (для учебников истории Россиии) и педагогической экспертиз.

        Научная экспертиза

        Научная экспертиза дает оценку содержанию учебника, проверяет его соответствие ФГОС данной конкретной области знаний и уровню образования. В частности, проверяется, представлены ли в учебнике ключевые теории, идеи, понятия и факты данной области знаний необходимые для данного уровня общего образования; отражены ли соответствующие методы научного познания; отсутствуют ли недостоверные факты; отвечает ли наименование учебника наименованию учебного предмета или предметной области. Учебник должен содержать сведения о достижениях современной науки, техники и технологий в предметной области и способствовать формированию интереса к изучению предмета; все иллюстрации должны соответствовать тексту и дополнять его.

        Научная историко-культурная экспертиза

        Проверяет учебник на соответствие концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, как изложение материала отражает понимание истории России, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире, а также как содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

        Педагогическая экспертиза

        Педагогическая экспертиза оценивает педагогические свойства издания и проверяет, прежде всего, является ли издание учебником; не противоречит ли его содержание Конституции РФ и федеральному законодательству; соответствует ли его наименование наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС данного уровня общего образования, а также принадлежит ли учебник к завершенной предметной линии (системе учебников), т.е. будет ли обеспечена преемственность в изложении материала.

        Содержание учебника должно обеспечивать формирование личностных и предметных результатов, навыков самооценки и самоанализа учащихся, повышать мотивацию к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, обеспечивать системный подход в обучении в соответствии с требованиями ФГОС для конкретного уровня образования. Структура учебника должна быть системна и последовательна, текст и иллюстрации – разнообразны, язык – понятен и ориентирован на возраст учащихся. Изложение должно соответствовать нормам современного русского языка (государственных языков республик, языков народов Российской Федерации). Ошибки и опечатки в учебнике недопустимы.

        Структура и содержание методического пособия для учителя должно соответствовать структуре и содержанию учебника.

        Общественная экспертиза

        Общественная экспертиза дает оценку потребительским свойствам издания: качество бумаги, художественное оформление, формат, цветовое решение, практичность, эстетичность и информативность обложки и издания в целом, разнообразие и качество иллюстраций, их соответствие содержанию учебника, отсутствие необходимости делать задание прямо в учебнике, объем материала и удобство работы с книгой. Учебник должен воспитывать и способствовать развитию личности, создавать условия для самоопределения и социализации ученика на основе принятых в обществе правил и норм поведения, социокультурных и духовно-нравственных ценностей, в интересах человека, семьи, государства и общества.

        При повторном включении учебника в федеральный перечень общественная экспертиза проверяет его использование в учебном процессе.

        Региональная и этнокультурная экспертиза

        Региональная и этнокультурная экспертиза оценивают качество учебников для обучения на родном (не русском) языке, или учебников, предназначенных для изучения родного языка и национальной культуры.

        Положительное заключение гарантирует, что учебник обеспечивает реализацию права на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, включая изучение родной литературы народов России; что язык учебника соответствует современному литературному языку данного народа; что в учебнике есть достаточно материала из истории и культурного наследия региона; что содержание учебника отражает многообразие и единство национальных культур и народов России.

        Процедура проведения экспертизы

        Экспертизу заказывает правообладатель (автор, организация или частное лицо, которому принадлежат права на учебник), самостоятельно выбирая экспертные организации из тех, кто вправе оказывать такие услуги. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов.

        Научную и педагогическую экспертизы праве проводить организации, в чьих уставах эти полномочия закреплены решением Правительства Российской Федерации (Российская академия наук и Российская академия образования).

        Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

        Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, и в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников должны участвовать «уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (преимущественно местные министерства образования).

        Информация об экспертных организациях

        Название экспертной организации

        Контактные данные об организации

        Должностные лица, ответственные за проведение экспертизы учебников в экспертной организации

        Регламент проведения экспертизы учебников

        Некоммерческое партнерство «Лига образования»
        (сокращённое наименование: НП «Лига образования»)

        http://eleague.ru/
        тел.: +7 (499) 502-17-22
        эл.почта: [email protected]
        адрес: 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 88

        Базеева Виктория Витальевна, исполнительный директор НП «Лига образования»;
        Кувшинов Сергей Викторович, вице-президент НП «Лига образования»;
        Марихина Валентина Павловна, член НП «Лига образования»

        Порядок проведения общественной экспертизы учебников
        Приложение №1 к Порядку проведения общественной экспертизы учебников

        Некоммерческое партнерство «Российский книжный союз»
        (сокращённое наименование: НП «РКС»)

        http://www.bookunion.ru/
        тел.: +7 (495) 688-14-38, +7 (925) 100-11-42
        факс: +7 (495) 688-97-64
        эл.почта: [email protected]
        адрес: 127018, Москва, ул. Октябрьская, д. 4, стр. 2, офис 217

        Старостина Елена Геннадьевна, исполнительный директор РКС

        Регламент проведения общественной экспертизы учебников

        Русская школьная библиотечная ассоциация
        (сокращённое наименование: РШБА)

        http://rusla.ru/rsba/
        тел./факс: +7 (495) 280-18-51;
        тел. +7 (903) 615-90-36
        эл.почта: [email protected]
        адрес: 119017, г. Москва, Б.Толмачевский пер., д. 3, к. 29

        Плотников Андрей Борисович, исполнительный директор РШБА;
        Седунова Алиса Павловна, зам.исполнительного директора РШБА

        Регламент проведения общественной экспертизы учебников и учебных пособий

        Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия образования»
        (сокращённое наименование: РАО)

        http://rusacademedu.ru/main
        тел.: +7 (499) 245-16-41;
        факс: +7 (499) 248-69-69
        эл.почта: [email protected]
        адрес: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8

        Регламент проведения педагогической экспертизы учебников
        Регламент проведения научной экспертизы учебников

        Центр ИТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)

        Кузнецов Дмитрий Владимирович, руководитель экспертного направления «Информационное общество»

        Регламент проведения научной и педагогической экспертизы учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
        Регламент проведения педагогической экспертизы электронных форм учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

        Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук»

        www.ras.ru
        Адрес: 119991, Москва, Ленинский пр-т, д. 14
        Тел: 8-(499)-237-96-14
        e-mail: [email protected]

        Сидоренко Сергей Викторович

        В целях обеспечения конфиденциальности список экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы учебников в 2015 г., будет опубликован после завершения работы экспертов.

        Современная методика оценки результатов обучения

        Дата публикации: 04.06.2015 2015-06-04

        Статья просмотрена: 6832 раза

        Библиографическое описание:

        Шейхмамбетов С. Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый. ? 2015. ? №11. ? С. 1516-1519. ? URL https://moluch.ru/archive/91/19773/ (дата обращения: 09.01.2020).

        В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательных интересов и творческой активности учащихся.

        Ключевые слова: портфолио, педагогическая диагностика, компетенции, катанотесты, кейс-измерители, проекты, контекстные задачи.

        Абсолютно все классификации методик обучения подразумевают периодическую проверку знаний учащихся, оценивание характера и коррекцию их деятельности. Не секрет, что целью любой проверки и оценки уровня знаний является обеспечение качества знаний, повышение уровня развития обучающихся.

        «Современные условия требуют рассматривать систему народного образования как единый комплекс всех его звеньев, обеспечивающих. получение общего и специального образования, профессиональной подготовки, духовного и нравственного становления молодых людей как личностей. Для этого необходимо существенно укрепить образовательную школу, систему высшего и среднего специального образования, обновить учебные программы, обогатить их сокровищами мировой культуры». [1]

        Создание условий, которые позволяют решать актуальные задачи в рамках образовательных учреждений, дает возможность формированию самостоятельного человека, который способен жить в современном обществе. Сегодня можно с уверенностью сказать, что полностью выявлен набор компетенций, относящийся к школьному образованию, и идет активное формирование набора компетенций, относящихся к высшему образованию. Результатом проводимых реформ системы образования Республики Узбекистан будет подготовка компетентного выпускника в широком смысле данного понятия: человека знающего, умеющего, социально определенного, самодостаточного и активного.

        Компетентность представляет собой выраженную способность применять умения и навыки, готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника образовательного учреждения для выполнения деятельности в определенной области. Компетенция же — это способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

        Компетенции следует относить к способности, умению, возможностям, навыкам и пониманию. В современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, являются: понятийная, операционная, исследовательская. Что же включается в содержание компетенций? Если говорить кратко — то все, что необходимо для решения конкретной проблемы: знания, умения, интеллектуальные способности, наличие опыта деятельности.

        В содержании компетенций следует отнести знаниевую и деятельностную составляющие. Индикаторами сформированности компетенций в этом случае будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация к саморазвитию. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка знаний в современной школе не оставалась неизменной.

        Оценка — одно из средств воздействия, которое находится в распоряжении педагога, для стимулирования учеников, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у современных школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, а также разнообразие ее функций, несомненно, требуют поиска таких показателей, которые смогли бы отразить все стороны учебной деятельности школьников и в то же время обеспечивали их выявление. С данной точки зрения современная система оценивания знаний, умений, возможно, требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

        Отметка (балл) — это результат процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность).

        В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна. В соответствии с этими функциями, выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний учащихся. Своеобразным методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе методов контроля.

        В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг — это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог — обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг — это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний — экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В современной школе Узбекистана переводные экзамены были введены в 2005 г. методика и система их проведения постоянно менялась. С введением экзаменов заранее готовились специальные вопросники с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

        В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой системы оценки как средства развития самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения. Основным условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и вынес методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В Германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу-матрицу. Российский ученый В. П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по двенадцатибалльной системе отметок. Как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом проблем, в том числе организационных и психологических. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля. За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов оценивания знаний, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи. Кейс — это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

        Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения). Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

        Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

        Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть а — нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В — расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их — до 15 знаков — и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос, следующий не открывается. Один из современных методов оценивания знаний — контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся. Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества. Очевидна современная позиция учителя, преподавателя: мы перестаем быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое пытались передать ему. нашей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.

        1. Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. — Ташкент: Узбекистан, 1995. -С.39.

        2. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. №

        3. Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно-ориентированный подход в образовании. Казань: изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004.

        4. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиППРО, 2005.

        5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

        Читайте так же:  Требования к качеству яиц и яичных продуктов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *