https://ccnewshop.ru Лицензия заказчика застройщика на осуществление строительной деятельности | Nlpseminar.ru

Риски

Лицензия заказчика застройщика на осуществление строительной деятельности

О лицензировании деятельности заказчика-застройщика

Письмо Госстроя РФ от 26 сентября 2002 г. N НМ-5547/19
О лицензировании деятельности заказчика-застройщика

Госстрой России рассмотрел имевшие место обращения о необходимости лицензирования деятельности по выполнению функций заказчика-застройщика министерствами и ведомствами правительств субъектов Российской Федерации, администрациями городов и районов и сообщает.

Федеральным законом от 08.08.01 N 128-ФЗ (ст.2) в качестве соискателей лицензий определены юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые на осуществление лицензируемых видов деятельности должны иметь соответствующие лицензии.

Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.02 N 174, предусматривает лицензирование функций заказчика-застройщика.

Таким образом, министерства и ведомства правительств субъектов Российской Федерации, администрации городов и районов, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие свои уставные обязанности в части выполнения функций заказчика-застройщика по строительству объектов, в том числе финансируемых за счет бюджетных средств, должны быть зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством и могут получать лицензию на эту деятельность в соответствии с установленными лицензионными требованиями и условиями.

Однако следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 22.03.91 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.05.95 N 83-ФЗ, запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.01 N 714 установлен следующий перечень организаций, которые могут являться заказчиками-застройщиками объектов, финансируемых за счет федерального бюджета:
— бюджетные учреждения и организации, в том числе дирекции строящихся объектов;
— организации, находящиеся в ведении госзаказчика;
— негосударственные коммерческие организации;
— организации, уполномоченные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Указанным Постановлением также установлено, что государственные заказчики могут в установленном порядке на договорной основе передавать заказчикам-застройщикам часть своих функций.

Юридические лица, созданные правительствами субъектов Российской Федерации, администрациями городов и районов для выполнения деятельности заказчика-застройщика и не являющиеся структурными подразделениями этих органов, должны получать лицензию на осуществление функций заказчика-застройщика независимо от источника финансирования строительства.

Лицензия заказчика застройщика на осуществление строительной деятельности

Главная страница Форум Гарант

Был задан вопрос юристам ФЛЦ и вот что они ответили. Я возмущена и не согласна. Ваше мнение, коллеги!

Вопрос: организации «Х» заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных уловиях с КУГИ Санкт-Петербурга. в данном договоре организация «Х» именуется как Застройщик в ее обязанности входит освуществить застройку данного земельного участк а (по условиям договоре Х вправе привлекать инвесторов, подрядчиков. Далее организация Х заключила инвестиционный договор с организацией У, в рамках которого, все функции по такому договору переданы У. У привлек подрядчика Е, имеющего лицензию, содержащую в том числе функцию заказчика-застройщика. Организация Е осуществила все строительство и проектирвоание «под ключ». Нужно ли также получать лицензию на осуществление функции заказчика-застройщика организации У? Обоснуйте со ссылками на НПА.

Ответ ФЛЦ: В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 ? 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» утверждено Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Согласно утвержденному Положению деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

Указанным Положением установлено, что лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей при осуществлении строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения зданий и сооружений.

Организация «У», которой переданы на основании договора функции заказчика-застройщика, должна иметь лицензию на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений, предусматривающую выполнение функций заказчика-застройщика.

40. Обязательно ли получать лицензию на установку видеонаблюдения, монтаж локальных сетей в жилых домах? Если есть, то как можно узнать о стоимости лицензирования и может ли ИП на своё имя получить лицензию?

(Шаимов Руслан Нагимжанович, 22.06.2007, 17:58:22)

Устройство систем видеонаблюдения и монтаж локальных сетей в жилых домах должны выполняться в составе лицензируемой деятельности по строительству зданий и сооружений.

В соответствии с Федеральным законом от 04.11.2004 ? 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» уплачивается государственная пошлина: за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 рублей; за предоставление лицензии — 1000 рублей.

Индивидуальный предприниматель вправе получить лицензию на указанные вами работы в составе лицензируемой деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом при соблюдении лицензионных требований и условий, установленных Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 ? 174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства».

Выполнение функций заказчика-застройщика

Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174) к числу лицензируемой деятельности отнесено выполнение функций заказчика- застройщика.

Включение в состав лицензируемой деятельности выполнение функций заказчика-застройщика явилось предметом иска в Верховный Суд РФ о признании незаконным указанного Положения в названной части.

Верховный Суд России решением от 2 октября 2003 г. N ГКПИ03-1073 отказал в признании недействующим данного Положения в части включения в состав лицензируемого вида деятельности выполнение функций заказчика-застройщика. Вышестоящая судебная инстанция в определении от 25 декабря 2003 г. N КАС 03-603 оставила данное решение без изменения.

Верховный Суд РФ, рассматривая указанное дело, пришел к выводу о том, что в объем понятия «деятельность по строительству зданий и сооружений» входят не только работы по их возведению, но и исполнение функций заказчика-застройщика, непосредственно связанных со строительством и являющихся его составной частью. Без выполнения данных функций работы по строительству невозможны. В связи с этим суд не согласился с тем, что Правительство РФ по существу установило дополнительный, не оговоренный в названном законе вид деятельности, подлежащей лицензированию. Анализ статей 740, 743-750 ГК РФ позволил Верховному Суду РФ сделать вывод о том, что в договоре строительного подряда заказчик принимает на себя обязанность создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ. Кроме того, заказчик представляет техническую документацию, обладает правом вносить в нее изменения, может обеспечивать строительство материалами или оборудованием, исполняет другие обязанности, указанные в статье 747 ГК РФ, а также осуществляет контроль и надзор за выполнением строительных работ.

Исполнение указанных обязанностей способно оказать влияние на безопасность выполняемых работ и на состояние окружающей среды, а потому лицензирование функций заказчика-застройщика отвечает целям, определенным в законе о лицензировании.

Верховный Суд РФ привел еще один довод, суть которого в том, что ранее изданными правовыми актами осуществление задач заказчика-застройщика также включалось в деятельность по строительству зданий и сооружений (Положение о заказчике-застройщике). Заказчик-застройщик является непосредственным участником строительного процесса, а поэтому его функции правомерно отнесены к деятельности по строительству зданий и сооружений.

Конечно, с приведенной аргументацией можно поспорить. Нельзя относить работу заказчика к строительной деятельности только потому, что без нее дело не пойдет.

Проектную документацию, которую предоставляет заказчик-застройщик, готовит не заказчик-застройщик, а обладающая лицензией проектная организация. Обязанности заказчика-застройщика по договору — предоставить земельный участок, здания и сооружения, необходимые для ведения работ (например, склады, бытовки, общежитие для рабочих), обеспечивать транспортировку грузов и т.п. — носят вспомогательный характер и не являются строительством в собственном смысле этого слова. Заказчик-застройщик может, конечно, снабжать стройку материалами и оборудованием, равно как и проводить контроль (надзор) за выполнением работ, однако ответственность за качество работ несет подрядчик, который поэтому может отказаться от негодных материалов (оборудования) заказчика (п. 3 ст. 745 ГК РФ), а отсутствие с его стороны контроля и надзора не освобождают подрядчика от такой ответственности (п. 4 ст. 748 ГК РФ).

Предусмотренные в ГК РФ безусловные обязанности заказчика: предоставить подрядчику земельный участок, принять разумные меры к устранению возникающих препятствий, принять работы и оплатить их — сами по себе не угрожают безопасности работ или окружающей среде.

Но тем не менее при наличии указанного решения Верховного Суда РФ заказчику-застройщику придется получать лицензию на осуществление строительной деятельности.

Лицензирование строительной деятельности

Лицензирование строительной деятельности представляет собой разрешение, которое выдается уполномоченными компетентными органами на введение проектных, изыскательных, строительно-монтажных и иных подобных работ.

Теория вопроса. В широком смысле под термином строительной лицензии подразумевают лицензии, дающие право на выполнение вышеперечисленных работ. С точки зрения права строительная лицензия обладает двойным статусом: как и любая лицензия с одной стороны это разрешение (право) аналогичное праву пользования, аренды и т.п. С другой же стороны лицензия должна рассматриваться как нормативный индивидуальный акт (акт одного из органов государственной власти, который адресован конкретному лицу), который определяет субъект специальных правоотношений, включающий строительную компанию лицензиата и указывающий на присутствие особенной (расширенной) правоспособности данного лица, а также пределы данной правоспособности. Акт устанавливает особые права, ответственность и обязанности, которые связаны с этой правоспособностью.

Читайте так же:  Оформить фирму в болгарии

Рассматривая строительную лицензию с экономической стороны про нее можно сказать, что это инструмент гос.управления экономикой (в частности строительной сферой).

Любая строительная лицензия содержит следующие основные пункты:

1) Регулятивный. Он связан с государственным управлением сферой строительства в целом, включая метод отзыва лицензии, включение в нее специальных условий, приостановления ее действия и т.п.

2) Защитный. Он призван защищать потребителей от плохого качества услуг, а также вероятных техногенных катастроф; защищать рынок от недобросовестной конкуренции.

3) Статистический. Он связан с учетом числа и распределения в пределах государства строительных компаний.

4) Цензовый. Он призван не допускать на рынок тех лиц, которые не владеют достаточными ресурсами.

5) Фискальный. Он связан с изыманием у экономических субъектов части прибыли в доход государства.

6) Информативный. Это подтверждение гос.органом специального статуса фирмы лицензиата.

7) Нормативный. Это механизм пополнения общих нормативных требований, которые изложены в Технологических регламентах, СНИП, СанПИН, ГОСТ индивидуальными нормативами для определенной фирмы.

На сегодняшний день органом, уполномоченным выдавать лицензии, является РОСССТРОЙ.

Данный орган государственной власти выдает лицензии на право заниматься деятельностью по:
— Проектирования сооружений и зданий,
— Инженерным изысканиям,
— Строительству сооружений и зданий.

Для удобства данные виды деятельности подразделяют на группы, а также виды работ соответственно разработанному Госстроем классификатору. Условно виды работ подразделяют на подвиды. Проектирование подразделяют на общее проектирование, проектирование технологическое, обследование сооружений и зданий, сметные работы, осуществление функции генерального проектировщика. Осуществление строительных работ подразделяют на специальные работы, общественные работы, осуществление функции генерального подрядчика, а также функции заказчика застройщика.

По закону срок действия лицензии составляет не меньше 5 лет. Но до сегодняшнего дня иногда можно встретить лицензии, которые выдавались территориальными органами лицензирования сроком на 25, 10, 7 лет. Данные лицензии могут быть действительными в полном объеме, лишь в том случае, когда их выдавал орган лицензирования до отзыва у него полномочий по выдаче лицензий.

С 2000 до 2002 года ГОССТРОЙ осуществил компанию по отзыву таких полномочий у палат, передав их ФЛЦ. Перед отзывом полномочий в последние дни палаты выдавали крайне много лицензий со сроками действия «Бессрочно». Надо осторожно относиться к подобным лицензиям, поскольку многие палаты выдавали документы уже после отзыва полномочий. Также однозначно недействительными являются те бессрочные лицензии, которые выданы союзом архитекторов, поскольку этот союз никогда не обладал правом выдачи подобных лицензий.

Надо отличать лицензию как документ (цветная бумажка), который подтверждает наличие у субъекта прав на проведение с определенными условиями определенного вида деятельности и лицензию как право (схожее с правом аренды). К бланку лицензии существуют определенные требования: на нем должны быть написаны имена лиц, получивших лицензию с их ИНН, номер в гос.реестре лицензий, адрес государственной регистрации, информация о лицензионных условиях, а также видах работ, которые может осуществлять лицензиат.

Также надо учитывать, что лицензию выдают на строительство сооружений и зданий, но не на осуществление функций заказчика при строительных работах сооружений и зданий. При этом законом не предусмотрена какая либо классификация, что вызывает сомнения законность подобного деления. Формально субъект, который получил лицензию на строительные работы даже с одним подвидом (к примеру, отделочные работы), может осуществлять все относящиеся к строительству виды работ.

В классификации строительной деятельности существует еще два не совсем понятных момента, которые у лицензиатов вызывают трудности.

1. Когда отменили лицензирование работ по технической эксплуатации и ремонту возникает вопрос – какие работы относятся к строительным, а какие к ремонту и эксплуатации. В ответе сказано, что к новому строительству относятся все виды работ, и они требуют получения лицензии. Исключением является случай, когда предмет труда может собираться и разбираться без конструктивного его разрушения.

2. Какие именно виды работ требуют получения лицензий еще и иных лицензирующих органов. Все строительные, проектные, реставрационные работы, выполняемые на зданиях памятников (исключая функции генерального подрядчика) нуждаются в лицензиях министерства культуры. А все работы, которые связаны с сведениями о государственной тайне нуждаются в лицензии ФСБ. Монтажные и пусконаладочные работы по системам пожарной сигнализации, а также противопожарной обработке конструкций, установке специальных дверей нуждаются в лицензии МЧС (процесс проектирования может выполняться по проектной лицензии, выданной РОССТРОЕМ). Работы, которые можно отнести к эксплуатации опасных объектов нуждаются в лицензии ГГТН.

Довольно сложной является и современная система лицензирования. РОССТРОЙ в соответствии с законом является лицензирующим органом, однако до сих пор не определен орган, который уполномочен осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением требованием лицензионных. Надо также подчеркнуть, что полномочиями по осуществлению лицензирования и надзора в данной области наделяются только органы государственной власти, но по факту лицензирование осуществляет Федеральный лицензионный центр (государственное предприятие).

Подобное разделение существует из-за того, что РОССТРОЙ не имеет права получать за выдачу лицензий больше 1000 рублей и 300 рублей гос.пошлины, которые направляются в бюджет. Но необходимы средства на содержание сотрудников и ведение реестра строительных лицензий. По заданию РОССТРОЯ федеральный лицензионный центр принял работы по приему документации от соискателей лицензий, проверке полноты и правильности заявлений, консультированию соискателей, формированию и хранению дел лицензионных, включению данных в реестр на себя. Хотя принимать решение о выдаче лицензии, приостановке действия лицензии либо отзыве лицензии все же формально остается в РОССТРОЕ.

Взаимодействие данных структур выглядит так. В ФЛЦ (Федеральный Лицензионный Центр) обращается соискатель лицензии, где там его принуждают заключать договор на оказание услуг, связанных с проверкой правильности и достоверности оформления документации (от 2500 до 5000 рублей за один вид). Потом также надо заключить несколько дополнительных договоров с ФЛЦ (договор на обучение сотрудников предприятия соискателя, договор с экспертной организацией и др.).

Когда все платежи по вышеперечисленным договорам будут осуществлены, ФЛЦ забивает данные в электронные формы, в сжатом виде направляет их в московский (центральный) ФЛЦ. Там данные распечатывают и формируют в протокол списком (как правило, по 100 штук), который отправляют на подпись руководителю лицензионной комиссии РОССТРОЯ. После этого соискатель получает право на проведение деятельности по тем видам деятельности, которые он запрашивал.

После получения подтверждения из центрального ФЛЦ на подписание протокола, территориальный орган распечатывает и выдает его соискателю документ, называемый Уведомление про выдачу лицензии. Надо отметить, что какие-либо описи, справки и подтверждения, которые выдает ФЛЦ до момента подписания такого протокола, не дают право на осуществление деятельности, на которую запрашивается лицензия. Такая сложная система организации получения лицензии обусловлена двумя моментами.

1) С РОССТРОЯ, как с государственного органа снимается всякая ответственность, поскольку соискатель лицензии по своей воле обращается в ФЛЦ и сотрудничает с ним на «договорных» основах. В соответствии с этими договорами ФЛЦ может навязывать соискателям какие угодно условия (по большей части финансовые).

2) Утвержденная законом цена лицензии в 1000 рублей и 300 рублей возрастает в сотни раз, поскольку сумма затрат соискателя на получение лицензии в среднем составляет от 120 до 200 тысяч рублей.

Чтобы получить строительную лицензию соискатель формально должен выполнить три группы лицензионных условий:

— Заплатить гос.пошлину в размере 300 и 1000 рублей.

— Обладать определенным образом оформленные документы про государственную регистрацию своей компании (они должны быть представлены в виде копий, заверенных нотариально).

— Предоставить информацию о Кадровом составе, Технической базе, Системе управления и контроля качества.

С введением в действие Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) значительно сузился круг лицензируемых видов строительной деятельности.

В соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности подлежат лицензированию проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности, строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности.

Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности, в соответствии с государственным стандартом, включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно — бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур.

Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно — технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика — застройщика.

Деятельность по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности, в соответствии с государственным стандартом, включает в себя инженерно — геодезические, инженерно — геологические, инженерно — гидрометеорологические и инженерно — экологические изыскания, исследование грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, геодезические, геологические, гидрогеологические, геофизические, гидрологические и кадастровые работы, выполняемые в процессе строительства, эксплуатации, ликвидации зданий и сооружений.

Читайте так же:  Признать развод недействительным

При этом, необходимо иметь в виду, что лицензия выдается лицензирующим органом юридическому лицу на право ведения конкретного вида деятельности.

Если строительные работы осуществляются по договору о совместной деятельности, то каждый участник может осуществлять работы только в пределах прав предоставленных лицензией.

Сравнительная таблица изменений норм лицензируемых видов строительной деятельности:

Нормы Федерального закона от 25 сентября 1998 года №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», утратившие силу Нормы Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, действующие с 11.02.02
Инженерные изыскания для строительства Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности
Проектирование зданий и сооружений Проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности
Строительство зданий и сооружений Строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности
Выполнение функций заказчика

ООО «Рем-строй» в установленном порядке получило лицензию на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности. Поскольку лицензии на строительство выдаются на определенный срок (5 лет), затраты на их приобретение носят длительный характер.

В связи с этим, расходы ООО «Рем-строй» по приобретению лицензии в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, первоначально должны отражаться на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Списание этих затрат на себестоимость продукции должно производиться в соответствии с принятым в организации (согласно приказу по учетной политике) порядком (равномерно, пропорционально объему продукции) в течение срока действия лицензии.

Предположим, что организация использует следующий субсчет по балансовому счету 97 «Расходы будущих периодов»: 97-1 «Лицензии».

В бухгалтерском учете ООО «Рем-строй» должны быть сделаны следующие записи:

Требуется ли специальное разрешение – лицензия для предприятия-инвестора, если оно фактически осуществляет функцию Заказчика

В ходе проведения аудиторской проверки по итогам 2002 года у одного из наших клиентов возник следующий вопрос:

Требуется ли специальное разрешение – Лицензия для предприятия-Инвестора, если оно фактически осуществляет функцию Заказчика:

1) ведет бухгалтерский учет строительных работ на счете 08/3 «Строительство объектов основных средств»;

2) формирует инвентарную стоимость строительства на основании справки о стоимости работ (КС-3) и Акта о приеме работ (произвольной формы), где Общество указанно как Заказчик.

Ситуация:В Обществе в течение 2002 года велись работы в соответствии с договором подряда на капитальный ремонт с устройством мансардного этажа и лифтовой шахты Сторонами в договоре являются:

· ООО «Х» — Заказчик-Инвестор;

· ООО «Y» — Технический заказчик;

· ООО «Z» — Подрядчик.

В соответствии с п. 1.1. договора. Заказчик-Инвестор поручает, а подрядчик принимает на себя генеральный подряд по капитальному ремонту с устройством мансардного этажа и лифтовой шахты.

Пунктом 1.2. договора определено, что подрядчик обязуется выполнить работы собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с утвержденной Заказчиком-Инвестором проектно-сметной документацией.

Договор №—. устанавливает следующие функции сторон:

Передать подрядчику в 5 дневный срок со дня подписания договора совместно с тех.заказчиком.

Совместно с Тех.заказчиком передать проектную документацию.

Совместно с Тех.заказчиком обеспечить прокладку наружных инженерных коммуникаций и передать подрядчику исполнительную документацию по наружным сетям.

Обеспечить предмонтажную ревизию оборудования.

Обеспечить непрерывный режим финансирования в течении всего периода ведения работ.

Передать Подрядчику через 2 месяца со дня подписания договора исполнительную документацию.

Выполнить все работы по строительству о объеме и сроки, предусмотренные договором и сдать объект Заказчику-инвестору.

— производство работ в полном соответствии с проектами, рабочими чертежами и СНИП;

— качество выполненных работ;

— своевременное устранение недостатков в течении гарантийного срока;

— бесперебойное функционирование систем и оборудования;

— Известить Технического заказчика за 5 дней до начала приемки о готовности ответственных конструкций и скрытых работ и т.д.

Контроль и надзор Заказчика-Инвестора и Тех.заказчика

Заказчик-Инвестор вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроком их выполнения, качеством применяемых материалов

Тех.заказчик от имени Заказчика-инвестора осуществляет тех. Надзор и контроль над соблюдением подрядчиком графика выполнения и качества работ, производит проверку материалов и и оборудования.

Тех.заказчик регулярно раз в 10 дней проверяет и своей подписью подтверждает записи в журнале производства работ (форма ИГАСН).

Кроме того, Обществом заключен договор с ООО «Y» на выполнение им функций Технического Заказчика.

В соответствии с п. 1.1. настоящего договора Инвестор поручает, а Технический Заказчик принимает на себя выполнение функций технического заказчика по завершению строительства зданий и сооружений.

Технический Заказчик на основании делегированного ему Инвестором права на осуществление функций технического заказчика осуществляет:

· проектный, технологический и строительный инжиниринг;

· посреднические работы и организационные услуги, связанные с завершением капитального ремонта и строительства;

· взаимодействие с городскими властями, надзирающими и контролирующими организациями по вопросам, связанным с работами на объекте;

· проведение технического надзора за строительством объекта;

· обеспечить сдачу объекта в эксплуатацию.

В ходе выполнения работ в соответствии с договором подряда на капитальный ремонт с устройством мансардного этажа и лифтовой шахты

Общество ведет бухгалтерский учет строительных работ на счете 08/3 «Строительство объектов основных средств».

Формирование инвентарной стоимости строительства осуществляется на основании справки о стоимости выполненных работ (КС-3) и Акта о приеме работ ( произвольной формы), где Общество указано как Заказчик, ООО «Z» — как Подрядчик, а указание на ООО «Y» отсутствует.

Проверкой установлено, что ООО «X» самостоятельно формирует инвентарную стоимость объекта строительства на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», т.е. осуществляет функцию Заказчика-Застройщика, требующую наличия специального разрешения – лицензии.

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.01.2000г. N 22-ФЗ).

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Участники инвестиционной деятельности, выполняющие лицензируемые виды работ, должны иметь соответствующие лицензии или сертификаты на право осуществления такой деятельности.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором, заключаемым между ними.

В частности, инвесторы могут быть заказчиками, а также пользователями объектов капитальных вложений. Генподрядчики могут совмещать функции заказчиков или инвесторов.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основании договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ.

Договор на реализацию инвестиционного проекта является основным правовым документом, регулирующим производственно — хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности и заключается между инвестором и заказчиком — застройщиком.

Согласно Закону N 39-ФЗ инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, заключают договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ, контролируют целевое использование средств, направляемых на капитальные вложения. Инвесторы имеют право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами их осуществления.

Заказчики — застройщики, специализирующиеся на организации строительства объектов, на основании договора с инвестором распоряжаются денежными средствами инвестора, передаваемыми для финансирования строительства объектов.

Чтобы обеспечить организацию строительства и контроль за ходом его выполнения, заказчик — застройщик:

· выдает исходные данные для разработки проектно — сметной документации;

· размещает заказ на разработку этой документации и проводит ее согласование в установленном порядке;

· заключает договоры строительного подряда на выполнение всего комплекса строительно — монтажных и пусконаладочных работ;

· осуществляет в соответствии с условиями договора подряда полную или частичную поставку материалов и оборудования;

· выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно — монтажных работ;

· осуществляет приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию.

В функции заказчика — застройщика входят также ведение бухгалтерского учета производимых при строительстве капитальных затрат, правильное определение и отражение в учете инвентарной стоимости вводимых в эксплуатацию объектов.

В соответствии с действующим порядком лицензирования строительной деятельности заказчики — застройщики должны иметь государственную лицензию на выполнение функций заказчика.

Заказчик — застройщик в рамках договора на реализацию инвестиционного проекта заключает договоры с другими участниками этого проекта:

· с проектно — изыскательскими организациями — договоры подряда на проектирование строительства;

· с подрядными строительно — монтажными организациями — договоры подряда на строительство объекта;

· с организациями — поставщиками и посредническими организациями — договоры поставки, купли — продажи оборудования для строительства.

Договор строительного подряда заключается между подрядчиком (генподрядчиком) и заказчиком — застройщиком.

При этом стороны договора исходят из гл.37 ГК РФ, Руководства по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации (Письмо Министерства архитектуры, строительства и жилищно — коммунального хозяйства России от 10.06.1992 N БФ-558/15, согласовано с Минэкономики и Минфином России).

По условиям договора подрядчик обязуется построить объект в соответствии с заданием заказчика и утвержденной проектно -сметной документацией собственными силами или с привлечением субподрядных организаций в установленные сроки.

Он гарантирует качество выполняемых строительно — монтажных работ в соответствии с требованиями технической документации и действующими строительными нормами и правилами в течение гарантийного срока эксплуатации, установленного условиями договора. Совместно с заказчиком — застройщиком подрядчик (Генподрядчик) подготавливает всю исполнительную документацию, необходимую для оформления сдачи объекта в эксплуатацию.

В соответствии с действующим порядком лицензирования строительной деятельности подрядчик (генподрядчик) должен иметь государственную лицензию на выполнение отдельных видов строительно — монтажных работ, а также на осуществление функций генерального подрядчика.

Читайте так же:  Меркурий 130 к возврат чека

Кроме того, согласно ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных вводов деятельности» подлежит лицензированию деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности.

Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002г. № 174, определено, что деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает выполнение строительно — монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно — технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика — застройщика.

Получить лицензию на осуществление деятельности заказчика-застройщика.

Лицензирование строительной деятельности: нововведения и спорные вопросы

Реформа регулирования строительной отрасли вызывает множество споров. Сторонники преобразований утвер­ждают, что новая система регулирования способствует искоренению коррупции в этой сфере, а также повышению качества строительства. Противники же заявляют, что большинство строительных компаний к переменам не готовы, да и законодательная база (законы, подзаконные акты, в том числе отраслевые и ведомственные акты) нуждается в серьезной адаптации к нововведениям, без которой новое регулирование скорее создаст дополнительные проблемы, чем решит старые. Более того, многие противники считают, что реформа регулирования, проводимая на фоне экономического кризиса, может поставить небольшие строительные компании на грань выживания. И это обязательно скажется на рынке строительства в целом, так как зачастую именно силами небольших специализированных компаний, привлекаемых крупными строительными организациями, выполняются большие объемы работ на стройке.

В чем же заключаются проводимые преобразования? Во-первых, с 1 января 2009 года была прекращена выдача новых лицензий на строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (строительные ли­цензии).

Во-вторых, с 1 января 2010 года все ранее выданные строительные лицензии перестанут действовать и организации, осуществляющие строительную деятельность, обязаны к 1 января 2010 года получить свидетельство о допуске к определенным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (свидетельство о допуске). Свидетельства о допуске выдаются саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (СРО строителей). Для того чтобы получить свидетельство о допуске, строительная компания обязана вступить в СРО строителей, выполнив при этом ряд обязательных требований.

В-третьих, и это вызывает больше всего вопросов, перечень видов деятельности, для которых ранее требовались строительные лицензии, существенно отличается от перечня работ, для которых требуется получение свидетельств о допуске. Так, на смену временному классификатору работ и услуг, который ранее использовался для определения точного перечня работ по строительству зданий и сооружений (то есть к работам, для выполнения которых требовалось иметь действующую строительную лицензию), пришел перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 274 9 декабря 2008 года (вступил в силу 20 февраля 2009 года).

В чем же заключаются основные отличия видов деятельности (работ), для осуществления которых необходимо получить свидетельство о допуске, согласно перечню видов работ, по сравнению с работами, включенными во временный классификатор работ?

В первую очередь из видов деятельности, для осуществления которых требовалось получение лицензии (или свидетельства о до­пуске, в зависимости от случая), была исключена деятельность по выполнению функций заказчика-застройщика. Таким образом, начиная с 20 февраля 2009 года не требуется привлекать в целях надзора за строительством так называемого «технического заказчика» с дейст­вующей строительной лицензией, позволяющей осуществлять функции заказчика-застройщика.

Также из лицензируемых видов деятельности (и видов деятельности, для осуществления которых необходимо получение свидетельства о допуске) была исключена деятельность по «выполнению функций генерального подрядчика». Именно последнее нововведение вызывает наиболее острые вопросы на практике. Так, согласно прежнему порядку для организации-генподрядчика, которая по договору подряда принимала на себя обязательства по выполнению определенных строительных работ, но сама никакие из указанных работ не выполняла (привлекая для выполнения всех работ субподрядчиков), было достаточно иметь строительную лицензию, позволяющую осуществлять только функции генерального подрядчика.

С вступлением в силу приказа Минрегионразвития, утвердившего перечень видов работ, многие участники рынка задались вопросом: необходимо ли в настоящее время иметь свидетельство о допуске или строительную лицензию, во-первых, для осуществления деятельности в качестве стороны договора генпод­ряда на строительство, по которому соответствующая компания принимает на себя обязательство выполнить определенные строительные работы (хотя бы даже и весь объем работ был передан генподрядчиком субподрядчикам), и, во-вторых, для осуществления деятельности по договорам субподряда, по которым такой генподрядчик передает выполнение всех работ, предусмотренных договором генподряда, своим субподрядчиками (то есть фактически генподрядчик строительные работы не осуществляет, а выступает своего рода «менеджером строительства»), и, если необходимо, то на какие именно виды работ согласно Перечню видов работ?

С одной стороны, перечень видов работ не включает в себя деятельность по выполнению функций генерального подрядчика. Соответственно, можно предположить, что теперь любая компания или индивидуальный предприниматель вправе осуществлять деятельность генподрядчика (даже по строительству многоэтажного дома), не имея строительной лицензии или свидетельства о допуске, при условии, что такая компания или индивидуальный предприниматель не осуществляют строительные работы своими силами.

С другой стороны, принимая во внимание стремление законодателя путем реформирования системы регулирования строительной деятельности улучшить качество строительства и обеспечить его безопасность, представляется сомнительным, что в намерение законодателя входило исключить деятельность по выполнению функций генерального подрядчика из состава деятельности, на осуществление которой не требуется получать разрешение (в форме строительной лицензии или свидетельства о допуске).

В связи с этим логичным представляется допущение, согласно которому юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям все же необходимо иметь строительную лицензию или свидетельство о допуске на все виды работ, обязанность по выполнению которых генподрядчик принимает на себя по соответствующему договору подряда, независимо от того, будут ли такие работы выполняться генподрядчиком самостоятельно или будут переданы на субподряд.

Хочется отметить, что с момента вступления в силу приказа Минрегионразвития, никаких разъяснений по данному вопросу уполномоченные государственные органы не предоставили. Остается надеяться, что столь необходимые разъяснения или судебная практика по этому вопросу появятся уже в ближайшем будущем, а до тех пор представляется правильным исходить из того, что генподрядчику необходимо иметь свидетельство о допуске на осуществление соответствующих видов деятельности (или строительную лицензию на выполнение функций генерального подрядчика – до 1 января 2010 года). В первую очередь этот подход продиктован стремлением исключить риски, связанные с осуществлением деятельности ком­панией-генподрядчиком без специального разрешения (если такое разрешение требуется). Эти риски более чем существенны – вплоть до уголовной ответственности менеджмента компании-подрядчика и ликвидации такой компании.

Еще один интересный вопрос, который беспокоит участников строительного рынка России в период экономического кризиса, – это вопрос о размере взносов, которые необходимо осуществить при вступлении в СРО строителей.

На практике получается, что для вступления в члены СРО строителей, зарегистрированных в Москве, организация или индивидуальный предприниматель обязаны оплатить 700 тыс. рублей на первом этапе – то есть для получения заветного членства, а также ежегодно оплачивать членские взносы (около 300 тыс. рублей в год): размер членских взносов устанавливает СРО строителей.

Для крупных игроков данные платежи будут несущественными. Но нельзя забывать, что на рынке также работают и небольшие компании, специализирующиеся на определенных видах работ (например, на работах по благоустройству территорий, на работах по установке сантехнического оборудования и т. д.), для выполнения которых также необходимо к 2010 году получить свидетельство о допуске. Многие специалисты отмечают, что таким участникам рынка будет достаточно сложно изыскать средства для осуществления обязательных платежей в пользу СРО строителей (особенно в условиях кризиса).

Поэтому высказываются мнения о том, что в целях «сохранения малого бизнеса в строительной от­­расли» необходимо перенести на более поздний срок дату, начиная с которой компании и индивидуальные предприниматели будут вправе осуществлять строительные работы только лишь при наличии свидетельства о допуске (1 января 2010 года).

Обращает на себя внимание подход законодателя к определению размера взносов в компенсационный фонд. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 55.4 Градостроительного кодекса у СРО строителей должен быть сформирован компенсационный фонд в размере не менее чем 300 тыс. рублей (при условии, что СРО строителей установило требование обязательного страхования своими членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков выполняемых строительных работ) на каждого участника. Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда, установленный в законе, применяется ко всем строительным компаниям без учета объемов выполняемых строительных работ за определенный период и характера таких работ. С другой стороны, несмотря на нарекания со стороны небольших компаний, именно данный единый подход позволяет избежать дополнительных сложностей в регулировании. Такие сложности неизбежно возникли бы в случае дифференцированного подхода, который требует введения дополнительных классификаций видов деятельности (например, введения дополнительных, низших уровней ответственности).

На саморегулирование строительной деятельности возлагаются большие надежды как государством, так и участниками строительного рынка. Разделяя эти надежды, мы надеемся, что законодателем будут приняты во внимание все спорные вопросы, вокруг которых идет дискуссия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *