http://creditcarddumpswebsite.cc-dumps-shop.ru Налог на имущество организаций физических лиц и земельный налог | Nlpseminar.ru

Ходатайство

Налог на имущество организаций физических лиц и земельный налог

ФНС России резюмировала новые положения о налогообложении имущества

AndreyPopov / Depositphotos.com

Налоговая служба разъяснила новые положения, связанные с налогообложением земельных участков, транспортных средств, имущества организаций и физлиц (письмо ФНС России от 17 апреля 2020 г. № БС-4-21/[email protected], информация ФНС России от 17 апреля 2020):

Транспортный налог

1) С 2020 года не являются объектом налогообложения ТС, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска до месяца его возврата владельцу. Таким образом, окончание розыска ТС, не приведшего к его возврату хозяину, не повлечет возобновление налогообложения.

2) С 2020 года отменена обязанность организаций по представлению налоговых деклараций по транспортному налогу. Налоговые органы направляют налогоплательщикам (их ОП) сообщения об исчисленных суммах налога на основании сведений от регистрирующих органов (ГИБДД, ГИМС МЧС, гостехнадзора и т. п.). Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога.

3) С 1 января 2020 года для организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по транспортному налогу. Форму заявления утвердит ФНС России.

Налог на имущество организаций

1) С 15 апреля 2020 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ. Аналогичные изменения внесены в главы 31-32 Налогового кодекса.

2) С 2020 года отменена обязанность по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также вводится возможность представления единой налоговой отчетности по налогу. Так, налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения своих объектов недвижимости на территории субъекта РФ, сможет представлять налоговую декларацию по всем объектам в одну инспекцию по своему выбору. Достаточно уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ до 1 марта. До утверждения ФНС России формы уведомления налогоплательщик вправе уведомить налоговый орган в произвольной форме.

Земельный налог

1) С 2020 года к числу льготников, имеющих право на налоговый вычет в размере «6 соток», отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (далее – многодетные).

2) С 2020 года налоговые льготы физлицам предоставляются без заявлений в налоговый орган («проактивный» порядок), если гражданин (пенсионер, инвалид, лицо предпенсионного возраста, многодетный), не заявил о льготе или об отказе от нее, льгота предоставляется автоматически по сведениям, имеющимся в инспекции.

3) С 2020 года если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого участка за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1, физлица уплачивают налог в размере, равном сумме налоге за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1.

Коэффициент не применяется при исчислении налога в отношении земельных участков для жилищного строительства, в связи с несвоевременной застройкой которых для расчета налога применены коэффициенты 2 или 4.

4) С 15 апреля 2020 года предельный срок подачи физлицом уведомления о земельном участке, в отношении которого будет применяться налоговый вычет, перенесен с 1 ноября на 31 декабря.

5) С 2020 года предельное значение ставки в размере, не превышающей 0,3%, применяется в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества.

6) С 1 января 2020 у организаций появится возможность направления в налоговый орган заявлений о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу, а с 1 января 2021 года для них будет исключена обязанность по представлению налоговых деклараций за 2020 год и далее. Налоговые органы направляют налогоплательщикам (их ОП) сообщения об исчисленных суммах налога на основании сведений от регистрирующих органов. Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога.

Налог на имущество физических лиц

1) С 2020 года увеличен размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных граждан. В частности, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности многодетных, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв. м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

2) С 2020 года вводится «проактивный» порядок предоставления налоговых льгот для налога на имущество физлиц с использованием имеющихся у налоговых органов сведений о «льготниках».

3) С 15 апреля 2020 года предельный срок подачи физлицом уведомления об объекте недвижимости, в отношении которого будет применяться налоговый вычет, перенесен с 1 ноября на 31 декабря.

4) С 15 апреля 2020 года урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование. В таких случаях исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления налогоплательщика.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения будет утверждена ФНС России. До ее утверждения может применяться рекомендуемая форма, направленная письмом ФНС России от 14 ноября 2020 г. № БС-4-21/22148.

В первом чтении принят законопроект, уточняющий порядок исчисления налога на имущество и земельного налога

AndreyPopov / Depositphotos.com

Госдумой в первом чтении принят законопроект, уточняющий порядок исчисления налога на имущество (организаций и физических лиц), земельного налога.

Так, законопроектом 1 предлагается скорректировать порядок исчисления налога на имущество физических лиц. В настоящее время при исчислении налога действует временный коэффициент, предусматривающий постепенное увеличение суммы налога, рассчитанного по кадастровой стоимости, по сравнению с налогом, рассчитанным по инвентаризационной стоимости. Величина такого коэффициента в течение первых пяти лет применения кадастровой стоимости увеличивается ежегодно на 20 процентов (с 0,2 до 1). Предлагается отказаться от дальнейшего увеличения временного коэффициента, зафиксировав его максимальный показатель на уровне 0,6. Для тех регионов, где исчисление налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости осуществляется с коэффициентом 0,6, с 2020 года вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы такого налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Проверьте, имеете ли вы право на льготу по налогу на имущество физических лиц, в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Для целей исчисления земельного налога, налога на имущество организаций/физических лиц поправками предусматривается:

  • возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода. Изменения площади, назначения и т. п. будут учитываться со дня внесения сведений о них в ЕГРН;
  • применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.
  • Исключается возможность перерасчетов в сторону повышения сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды (сейчас такой перерасчет возможен за три года, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).

    Проектом также предусмотрен ряд изменений, касающихся применения налоговых льгот гражданами. В частности, предложено:

  • выделить в отдельную льготную категорию по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц детей-инвалидов (в настоящее время к льготной категории граждан отнесены только инвалиды с детства);
  • признать самостоятельными объектами налогообложения части жилых домов и части квартир в целях применения к ним налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц;
  • распространить налоговые льготы по налогу на имущество физлиц для владельцев гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами РФ.
  • 1 С текстом законопроекта № 466070-7 «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

    Новации для имущественных налогов

    Законодатели внесли в правила расчета налога на имущество весьма неоднозначную поправку. Из дословного ее прочтения получается, что перечень объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, фактически становится открытым. Но это не все нововведения. Есть достаточно значимые изменения для транспортного и земельного налогов. Подробности — в нашем материале.

    Все рассматриваемые новации внесены Федеральным законом от 29.09.2020 № 325-ФЗ (далее — Закон № 325-ФЗ). Большинство из них вступают в силу уже со следующего года. Так что бухгалтерам не стоит откладывать изучение поправок в долгий ящик.

    Изменения для налога на имущество

    Начнем с самой нашумевшей поправки, которая вызвала бурное обсуждение в профессиональном сообществе.

    Расширение перечня «кадастровой» недвижимости или спецпоправка для банков?

    Перечень объектов недвижимости, по которым налог рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, установлен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Закон № 325-ФЗ изложил в новой редакции подп. 4 указанной нормы, которая начнет применяться с 1 января 2020 г. Согласно ей налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении иных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, не предусмотренных в подп. 1—3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

    Обратите внимание: если у таких объектов нет кадастровой стоимости, то налог (авансовые платежи) рассчитывается в общем порядке (новый подп. 2.2 п. 12 ст. 374 НК РФ).

    Итак, новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ отсылает нас к положениям главы 32 НК РФ, устанавливающей правила для налога на имущество физических лиц. Согласно п. 1 ст. 401 этой главы объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц признается следующее имущество:

    2) квартира, комната;

    3) гараж, машино-место;

    4) единый недвижимый комплекс;

    5) объект незавершенного строительства;

    6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

    Как видите, перечень объектов здесь открытый. Означает ли это, что и для налога на имущество организаций перечень объектов налогообложения становится открытым? Идет ли в этой норме речь только об объектах недвижимости, принадлежащих физическим лицам, или обо всех объектах, у которых есть кадастровая стоимость?

    Стоит отметить, что специалисты Минфина России достаточно оперативно выпустили разъяснения по применению рассматриваемого нововведения. В письме от 02.10.2020 № 03-05-04-01/75869 финансисты сообщили следующее.

    С 1 января 2020 г. расширяется перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых законами субъектов РФ могут быть установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. Так, согласно новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости, могут быть отнесены не только административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций, но и иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ. При этом к указанным видам объектов могут относиться жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, а также иные здания, строения, сооружения, помещения (например, садовые дома, хозяйственные строения, расположенные на садовых или приусадебных участках, здания и сооружения определенных видов и т.п.).

    Данные разъяснения налоговая служба довела до нижестоящих налоговых органов (письмо ФНС России от 03.10.2020 № БС-4-21/[email protected]).

    Между тем в заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации на данный законопроект сказано следующее: «Законом расширяется перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций. Теперь будет облагаться налогом в том числе недвижимое имущество, полученное кредитными организациями в результате обращения взыскания на предмет залога или в качестве отступного по кредитным обязательствам заемщиков».

    Получается, что рассматриваемое нововведение имеет узкоспециализированную направленность? Но из дословного прочтения новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ это прямо не следует. Поэтому возможен риск того, что на практике налоговые органы будут требовать уплаты налога со всего имущества, у которого есть кадастровая стоимость.

    Объекты налогообложения детализированы

    Закон № 325-ФЗ изложил в новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ. Со следующего года объектами налогообложения налогом на имущество признаются:

    недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета, налоговая база по которому определяется исходя из среднегодовой стоимости (новый подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ);

    недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости (подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ).

    При этом в обоих случаях законодатели предусмотрели исключения в виде ст. 378 и 378.1 НК РФ, в которых установлены особенности налогообложения имущества при передаче его в доверительное управление и при исполнении концессионного соглашения.

    Кроме того, законодатели перенесли в новый подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ положение о том, что в целях налога на имущество иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения по правилам российского законодательства о бухгалтерском учете. Ранее это было прописано в п. 2 ст. 374 НК РФ. При этом п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ, в которых установлен порядок налогообложения для иностранных компаний, со следующего года признаются утратившими силу. Напомним, что сейчас для иностранных организаций с постоянным представительством в РФ объектом налогообложения признается:

    Читайте так же:  Служебная записка прошу вас приобрести

    недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (при этом инофирмы ведут учет объектов по правилам российского бухучета);

    недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

    Если же у иностранной компании нет представительства в РФ, то объектом налогообложения признается:

    недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности;

    Получается, что с 1 января 2020 г. иностранные компании будут руководствоваться общими правилами. Ведь из п. 1 ст. 374 НК РФ исключено упоминание о том, что правила определения объекта налогообложения распространяются только на российские организации.

    Ставки налога откорректированы

    На сегодняшний день для объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать 2%. Это предусмотрено в п. 1.1 ст. 380 НК РФ. Законодатели дополнили указанную норму исключениями. Данное правило со следующего года не будет применяться в отношении:

    объектов магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия;

    объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов (газодобычи, производства и хранения гелия);

    железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

    Поправки для транспортного и земельного налогов

    Сроки уплаты — строго по НК РФ

    Данные поправки касаются как транспортного, так и земельного налогов. С 1 января 2021 г. организации, владеющие транспортными средствами или землей, должны будут уплачивать соответствующие налоги в сроки, установленные Налоговым кодексом.

    Транспортный налог относится к региональным налогам, а земельный — к местным налогам. Соответственно, первый вводится в действие законами субъектов РФ, а второй — нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Сейчас установление сроков уплаты этих налогов дано на откуп региональным и местным властям. Это прямо предусмотрено в ч. 2 ст. 356 и п. 2 ст. 387 НК РФ.

    С 1 января 2021 г. из указанных норм Кодекса исчезнет право региональных и местных властей самостоятельно вводить сроки уплаты налогов. Согласно новой редакции п. 1 ст. 363 НК РФ организации будут уплачивать транспортный налог в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи — в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Аналогичные сроки установлены и для земельного налога (новая редакция п. 1 ст. 397 НК РФ).

    Налоговая база для водных буксируемых средств

    Откорректирован порядок определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость. Согласно действующей редакции подп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ для таких транспортных средств налоговая база равна валовой вместимости в регистровых тоннах. С 1 января 2020 г. налоговая база по указанным объектам будет определяться как валовая вместимость. Дело в том, что на практике данный показатель может быть установлен не только в регистровых тоннах, но и в других единицах.

    Соответственно, со следующего года налоговая ставка по водным несамоходным (буксируемым) средствам будет установлена в зависимости от валовой вместимости на одну регистрационную тонну или одну единицу валовой вместимости, в случае если валовая вместимость определена без указания размерности. Такая поправка внесена в п. 1 ст. 361 НК РФ.

    Ставки по земельному налогу

    С 1 января 2020 г. ставка налога в размере 0,3% по земельным участкам, которые приобретены для жилищного строительства, не будет применяться, если такая земля используется в предпринимательской деятельности. Это предусмотрено новой редакцией подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. То есть в отношении указанных земельных участков будет использоваться ставка 1,5%.

    Кроме того, со следующего года дифференцированные налоговые ставки будут устанавливаться только в зависимости от земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Соответствующая поправка внесена в п. 2 ст. 394 НК РФ. Напомним, что сейчас дифференцированные налоговые ставки могут вводиться и в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ.

    Контроль за использованием сельхозземель

    С 1 июля 2020 г. вводится обязанность органов, осуществляющих государственный земельный надзор, представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании по целевому назначению земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и предназначенных для сельскохозяйственного производства. Сведения должны быть переданы налоговикам в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу.

    Данная поправка содержится в новом п. 18 ст. 396 НК РФ. По мнению законодателей, нововведение даст возможность применять повышенные налоговые ставки земельного налога в отношении указанных земель.

    Напомним, что в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, применяется ставка 0,3%. Со следующего года в случае неиспользования сельхозземель по назначению налоговики смогут применить ставку 1,5%.

    Обратите внимание: от повышенной ставки можно и уйти, если устранить факт указанного нарушения. В этом случае органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в течение 10 дней будут переданы в налоговые органы соответствующие сведения. Такой порядок прописан в том же п. 18 ст. 396 НК РФ.

    Ольга Пономарева, управляющий партнер Юридического Бюро «Пронина, Пономарева и партнеры»

    С учетом трендов налогового администрирования и необходимости пополнять бюджет думаю, что цель нововведений именно в возможности расширить количество объектов, которые облагаются налогом на имущество исходя из их кадастровой стоимости. Так что налог будут требовать платить с недвижимости, которая принадлежит компании, при этом перечень объектов такого имущества станет, по сути, открытым, так как его дополнили ссылкой на недвижимость, с которой платят налог физические лица.

    Иными словами, если у компании будут такие же объекты, как и у физических лиц, — жилье, гаражи, незавершенное строительство и какие-либо еще здания, с них могут посчитать налог по кадастровой стоимости. Движение в сторону того, что все объекты, имеющие кадастровую стоимость, должны облагаться именно исходя из ее значений, очевидно.

    Дмитрий Кириллов, адвокат, партнер практики налоговых споров «МЭФ Аудит», преподаватель программы дополнительного образования Blockchain Lawyers

    На мой взгляд, отсылка в новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к положениям главы 32 НК РФ, а именно к ст. 401 НК РФ с ее открытым перечнем объектов, расширяет список объектов, облагаемых налогом на имущество организаций. Это уже подтвердил Минфин России в письме от 02.10.2020 № 03-05-04-01/75869. Как следствие, налоговое бремя налогоплательщиков — юридических лиц увеличится.

    Отдельно следует отметить наличие в этом перечне объектов незавершенного строительства. Сейчас такие объекты не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций (такую позицию выражает Минфин России, например, в письме от 17.04.2017 № 03-05-05-01/22623), если только степень готовности не оспаривалась налоговыми органами. Новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ позволит начислять налог и на такие объекты, что создает дополнительный риск для организаций в свете возможности определить кадастровую стоимость таких объектов согласно приказу Минэкономразвития России от 24.09.2020 № 514, вступившему в силу в марте 2020 г.

    Риск расширительного толкования законодательных норм существует всегда, точку в этом вопросе чаще всего ставит суд.

    Что касается «воли законодателя», выраженной в заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации, новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ вполне может иметь в том числе и озвученный в заключении экономический смысл дополнительного налогового бремени для кредитных организаций. Существующая редакция этой нормы говорит об исчислении налога по кадастровой стоимости только в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств. Отсылка к ст. 401 НК РФ позволяет исчислить таким же способом налог в отношении иных объектов (жилой дом, в том числе дачные постройки, гараж, машино-место и т.д.), которые традиционно не используются бизнес-субъектами, но могут приобретаться, например, банками в случае дефолта заемщиков — физических лиц.

    Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

    В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2020 года. Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

    Новые правила перерасчета налогов (начнут действовать с января 2020 года)

    При изменении количественных и качественных характеристик объекта

    В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения. Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка. Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта.

    При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.
    Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

    • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
    • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.
    • Добавим, что до 2020 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

      Сдать расчет и декларацию по налогу на имущество по актуальным формам Сдать бесплатно

      По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2020 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

      При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

      Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

      Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

      С 1 января 2020 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда. С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас). При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

      Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам

      Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

      Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

      Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2020 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

      Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
      Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

      Другие новшества по налогу на имущество физлиц

      С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2020 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

      Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

      Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

      Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

      В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

      В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

      В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

      Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

      В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

      Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

      Глава 31 НК РФ. Земельный налог

      Земельный налог платят физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Юридические лица сами считают налог, расчеты за граждан (включая ИП) делают налоговики. Настоящая статья посвящена главе 31 НК РФ «Земельный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты земельного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

      Где введена уплата земельного налога

      Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

      Как соотносятся общие правила и местные особенности

      Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

      Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

      Кто платит земельный налог

      Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

      Кто не платит земельный налог

      Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

      Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

      Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

      На что начисляется налог

      На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

      На что не начисляется налог

      На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами. Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

      Налоговая ставка

      Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3 процента. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.

      К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

      Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

      Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.

      До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

      Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

      Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

      При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

      Как рассчитать земельный налог

      Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

      Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

      В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

      Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

      Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

      Где узнать кадастровую стоимость

      В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

      Когда перечислять деньги

      Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

      Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

      Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

      Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

      Как отчитываться по земельному налогу

      Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

      Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

      Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

      Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

      До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

      Имущественные налоги: текущий этап

      Налоги на имущество являются существенным элементом системы налогообложения в Российской Федерации, обеспечивающим стабильные поступления в доходную часть бюджетов. Для решения насущных проблем в сфере имущественных налогов необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.

      По итогам 2015 года в целом по России объем налоговых поступлений по трем имущественным налогам (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог) составил 928 миллиардов рублей, то есть 13,4% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. За период с 2012 по 2015 год сумма указанных налогов возросла на 34%, при этом наибольший прирост поступлений наблюдается по налогу на имущество физических лиц: сумма поступлений по нему в 2015 году возросла на 72% по сравнению с 2012 годом.

      В общей сумме поступлений по имущественным налогам основная доля приходится на налог на имущество организаций — 76,8% (712 миллиардов рублей), доля земельного налога составляет 20% (185 миллиардов рублей), и лишь 3,2% приходится на налог на имущество физических лиц (30 миллиардов рублей).

      Региональный аспект

      Региональный анализ поступлений по имущественным налогам за 2015 год показывает, что основная сумма доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ от данных налогов приходится на Центральный федеральный округ — 292,4 миллиарда рублей, или 31,5% от общей суммы поступлений имущественных налогов. Так, по налогу на имущество организаций наибольший объем поступлений приходится на Москву и Московскую область — 135,4 миллиарда рублей (или 19% от общей суммы доходов от налога на имущество организаций), в Ханты-Мансийском автономном округе этот показатель составляет 51,6 миллиарда (7,2% от общей суммы доходов от налога), в Ямало-Ненецком автономный округе — 49,4 миллиарда (6,9% от общей суммы доходов от налога).

      Часть поступлений от налога на имущество организаций перечисляется в местные бюджеты: соответствующее право субъектам РФ предоставляет Бюджетный кодекс. Однако по итогам 2015 года этим правом воспользовались лишь десять регионов: республики Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания, Тыва, а также Калужская, Калининградская, Кировская, Сахалинская и Тульская области.

      Объемы этих перечислений также могут быть различными. Так, например, из общей суммы налога, поступившей в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики за 2015 год (0,7 миллиарда рублей), 43% перечислено в местные бюджеты, а из общей суммы налога, поступившей в бюджет Калужской области (4,9 миллиарда рублей), в местные бюджеты перечислено только 6%.

      По налогу на имущество физических лиц за 2015 год в бюджет
      Москвы поступило 4,7 миллиарда рублей, что составляет 15,5% общей суммы поступлений данного налога по стране. Следует отметить, что доходы Москвы от данного налога в 2015 году увеличились в 2,5 раза по сравнению с 2012 годом. Аналогичная ситуация сложилась и в Московской области: по итогам 2015 года в ее бюджет поступило 3,9 миллиарда рублей (12,9% общей суммы поступлений), что в 2,5 раза больше, чем в 2012 году.

      К числу субъектов РФ с наименьшими объемами поступлений от налога на имущество физических лиц в 2015 году можно отнести Республику Алтай (0,02 миллиарда рублей, или 0,07% от общей суммы поступлений по данному налогу) и Чукотский автономный округ (0,002 миллиарда, или 0,006% поступлений). При этом если доходы бюджета Чукотского автономного округа от налога на имущество физических лиц в 2015 году выросли почти в семь раз по сравнению с 2012 годом, то показатели Республики Алтай остались практически на неизменном уровне.

      Что касается доходов от земельного налога, то наибольший объем их поступлений в 2015 году также приходится на бюджеты Московской области (34,9 миллиарда рублей) и Москвы (19,7 миллиарда). В совокупности это составляет почти 30% общей суммы поступлений от земельного налога.

      Таблица. Поступления по имущественным налогам в млрд руб.

      2015

      2014

      2013

      2012

      КБ СРФ*

      МБ**

      КБ СРФ

      МБ

      Всего по доходам

      налог на имущество организаций

      налог на имущество физ. лиц

      * Консолидированный бюджет субъекта РФ; ** местный бюджет.

      Взыскание задолженности

      При общем увеличении поступлений по имущественным налогам происходит также и рост задолженности по ним. Так, по итогам 2014 года наибольший рост задолженности наблюдается по налогу на имущество физических лиц (133,5% к предыдущему году) и земельному налогу (125,7% к предыдущему году). Между тем Налоговым кодексом РФ предусмотрены меры, направленные на обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов — в частности, направление требования об уплате налога, взыскание налога.

      Процедура взыскания налога с налогоплательщика — физического лица ввиду его особого правового статуса имеет свою специфику. Так, заявление о взыскании налога (сбора, пеней, штрафов) за счет имущества такого налогоплательщика подается налоговым органом в суд, если сумма, подлежащая взысканию, превышает три тысячи рублей. Общий срок перерасчета имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, составляет три года.

      В связи с этим если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафов), учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы, подлежащей взысканию, такая сумма не превысила трех тысяч рублей, то налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока. Таким образом, в целях обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов законодательно предусмотрены возможности по взысканию любых сумм налогов (сборов, пеней, штрафов).

      Налогообложение по кадастровой стоимости

      Тенденция к увеличению поступлений по имущественным налогам обуславливается проводимым в настоящее время реформированием имущественного налогообложения. В рамках данной реформы осуществляется постепенный переход к налогообложению недвижимого имущества организаций и физических лиц по кадастровой стоимости.

      Для этого в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 года и предоставившие право субъектам РФ устанавливать особенности налогообложения исходя из кадастровой стоимости для отдельных объектов административно-делового назначения, а также жилых помещений. Если в 2014 году налогообложение имущества организаций исходя из кадастровой стоимости осуществлялось в четырех субъектах РФ (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области), в 2015 году — в 28 субъектах РФ, то в 2016 году кадастровая стоимость для целей налогообложения будет применяться уже в 48 регионах.

      С 1 января 2015 года введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса, в соответствии с которой субъектам РФ предоставлено право вводить новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Переход на новое исчисление этого налога будет осуществляться до 1 января 2020 года, после чего налогообложение имущества физических лиц будет производиться только по кадастровой стоимости. Если в 2015 году новый порядок исчисления налога действовал в 28 субъектах РФ, то в 2016 году количество субъектов, перешедших на исчисление налога по кадастровой стоимости, увеличилось до 49.

      Субъекты РФ, перешедшие к исчислению имущественных налогов по кадастровой стоимости, столкнулись с рядом проблем. К числу наиболее значимых можно отнести проблему оспаривания кадастровой стоимости недвижимости ввиду ее превышения (иногда очень существенного) над рыночной стоимостью имущества. Право на оспаривание кадастровой стоимости предусмотрено Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135?ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В некоторых случаях превышение кадастровой стоимости над рыночной составляет десятки и сотни раз, что вызывает оправданные возражения со стороны налогоплательщиков — как физических, так и юридических лиц. Оспаривание кадастровой стоимости, в свою очередь, приводит к перерасчетам имущественных налогов и к необходимости возвратов сумм налогов, признанных излишне уплаченными.

      Очевидно, что для минимизации расхождений между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью необходимо совершенствование законодательства об оценочной деятельности. Соответствующий законопроект уже разработан. Он предусматривает новый порядок государственной кадастровой оценки и обжалования ее результатов посредством привлечения к этому процессу специализированных бюджетных учреждений субъектов РФ.

      Кроме того, для успешной реализации перехода на налогообложение организаций и физических лиц по кадастровой стоимости необходимо определить виды фактического использования зданий и предусмотреть отражение этой информации в кадастре. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует порядок определения видов фактического использования объектов недвижимости.

      Учет объектов недвижимости

      Не менее важной является и проблема учета объектов недвижимости, внесения соответствующей информации в государственные кадастры и реестры и ее передачи в налоговые органы. В большей степени это касается объектов недвижимости, принадлежащих налогоплательщикам — физическим лицам, поскольку если налоговые органы не получают указанную информацию либо если она некорректна, то налог на имущество физических лиц и земельный налог для таких налогоплательщиков исчислить невозможно.

      Для того чтобы урегулировать данную ситуацию на законодательном уровне, с 1 января 2015 года в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, обязывающие налогоплательщиков — физических лиц сообщать в налоговый орган по установленной форме о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов за период владения ими. При этом установлено, что для налогоплательщиков, исполнивших эту обязанность в установленный срок (то есть до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом), исчисление суммы соответствующего налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Указанное преимущество будет действовать только до 1 января 2017 года.

      В 2016 году количество субъектов РФ, перешедших на исчисление налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, увеличилось с 28 до 49

      Так, например, если налогоплательщик, не относящийся к льготным категориям граждан, освобождаемым от уплаты налога на имущество физических лиц, ни разу не получал налоговое уведомление об уплате налога в отношении принадлежащей ему более десяти лет квартиры, сообщил до 31 декабря 2015 года о наличии у него этой недвижимости, то налоговый орган исчислил бы ему налог на имущество физических лиц только за 2015 год, а не за три года.

      В заключение отметим, что совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также иных отраслей законодательства, в том числе по обозначенным направлениям, позволит вовлечь в налоговый оборот большее количество объектов недвижимости, увеличить число налогоплательщиков, а также осуществлять справедливое налогообложение, основанное на рыночной стоимости имущества.

      Екатерина Владимировна ХОЛЕВА, ведущий советник отдела имущественных и прочих налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *