http://cc-best-shopping.site Наследование в исламе | Nlpseminar.ru

Ответчик

Наследование в исламе

Наследственное право в Исламе

Тело человека, который покинул этот мир, Ислам предписывает предать земле, соблюдая определённые требования. В первую очередь расходы на похороны берут из имущества, оставленного этим человеком. Далее возвращают его долги, если таковые остались за ним. Затем выполняют его завещание из 1/3 его имущества. А что остаётся после всего этого – разделяют между его наследниками в нижеперечисленном порядке.

Имущество наследуется по трём причинам: родство, брак и Ислам. А последнее можно объяснять тем, что имущество человека, у которого вообще нет наследников, переводится на общую казну мусульман (байтул мал).

Наследники по мужской линии (мужчины, которые получают наследство)

1. Сын покойного и его сын, и так далее… правнук…

2. Отец и его отец, и так далее… дед, прадед…

3. Брат по отцовской линии и его сын.

4. Брат отца покойного (дядя), кроме дяди по материнской линии.

5. Сын дяди со стороны отца (двоюродный брат).

Наследники по женской линии (женщины, которые получают наследство)

1. Дочка или дочери покойного.

2. Дочка сына покойного и дочка внука покойного или ещё дальше…

3. Мать покойного.

4. Бабушка (и мать отца покойного, и мать матери покойного).

5. Сестра покойного.

6. Жена покойного.

Определённые доли для наследников в священном Коране

1/2 дают

– Мужу, если у покойной нет ребёнка или внука.

– Дочке, а также дочке сына.

– Родной сестре или сестре по отцу, когда та или другая будет одна.

1/4

– Мужу, если у покойной есть дети или внуки.

– Жене, если у покойного мужа нет детей или внуков.

1/8

– Жене, если у покойного мужа есть дети.

2/3

– Двум или более дочерям, если они будут без братьев, или дочерям сына.

– Двум или более сёстрам со стороны отца.

1/3

– Матери, если у покойного нет ребёнка или внуков, а также двух или более братьев или сестёр.

– Двум или более братьям или сёстрам со стороны матери.

1/6

– Отцу, дедушке покойного, если у покойного есть ребёнок или внук.

– Матери, если у покойного есть ребёнок или внуки, или два или более братьев или сестёр.

– Дочке сына, если у покойного есть родная дочка.

– Сестре или сёстрам по отцу, если они будут вместе с родными сёстрами покойного.

Очерёдность наследования.

Утрачивание права на наследство из-за наличия других наследополучателей

Среди вышеупомянутых наследников происходит процесс лишения права наследования дальних родственников при существовании близких. Давайте попытаемся объяснить по порядку, как происходит такой процесс.

Дедушка – его лишает наследства наличие в живых отца покойного.

Бабушка – её лишает наследства наличие матери покойного, независимо от того, будет бабушка со стороны отца или матери. Таким же образом наличие ближней бабушки делает невозможным получение наследства дальней бабушкой (прабабушка).

Внук (дочка или сын) – его лишает статуса наследополучателя наличие сына покойного.

Братья со всех сторон (родные, а также по отцу или матери) лишаются права на наследство, если живы отец покойного, сын его и внук.

Дети брата покойного (родного, или по отцу или матери) – их лишает наследства существование отца, дедушки, сына, внука (от сына), родного брата и брата по отцовской линии покойного.

Родной и по отцу брат отца покойного – он лишается права на наследство, если живы отец, дедушка, сын, внук (от сына), родной брат и брат по отцовской линии, сын родного брата, родная сестра, если вместе с ней есть дочка сына, дочка по отцу, если она вместе с дочкой покойного.

Наследниками, которые в любом случае получают наследство, являются родители, дети покойного и один из супругов.

Наследование в исламе

Наследники обязательной доли по Гражданскому кодексу РФ, в большинстве случаев, являются нследниками обязательной доли и по нормам Шариата. В особых случаях доли таких наследников по Исламу могут не совпадать с российским законодательством. Существует особый порядок составления завещания Аль-Мирас в этих случаях для того, чтобы доли были распределены по нормам Ислама и не противоречили светскому законодательству. Это частные случаи, они рассматриваются в особом порядке нашими юристами. Но в любом случае, Ваше завещание Аль-Мирас, составленное с нашей помощью, должно соответствовать нормам обеих правовых систем.

Вопрос не такой простой. Для мусульман важно следовать заветам Всевышнего. Для того, чтобы понять как в Вашем случае правильнее поступить, необходимо обладать большей информации о наследственном деле. Вы можете связаться с администрацией по электронной почте [email protected] для консультации по Вашему вопросу.

A. Рекомендуется хранить завещание в надежном безопасном месте, которое будет доступно в случае Вашего ухода из жизни.

Если Вы храните завещание у себя, Вы должны иметь в виду следующее:
1. Не рекомендуется держать завещание в банковском сейфе, потому что после Вашей смерти Ваши наследники или исполнитель не смогут открыть его до вступления в наследство по действующему российскому законодательству или без получения соответствующего судебного решения.
2. Рекомендуется сделать копию завещания (с пометкой «копия» на всех страницах) и запишите на копиях завещания, где хранится оригинал.
3. Кроме того, сообщите Вашему Исполнителю завещания, где Вы храните оригинал завещания и проинструктируйте его как его получить в случае необходимости.

A. Исполнитель завещания – это физическое лицо, в обязанности которого входит выполнение всех требований изложенных Вами в завещании, в том числе отследить выплату Ваших долгов, расходов на похороны, исполнение завещательного возложения, обеспечить переход к наследникам причитающегося им имущества, принять меры по охране и управлению наследством в интересах наследников, получить причитающееся наследодателю имущество для передачи его наследникам.

Исполнитель должен быть человеком, заслуживающим доверия и способным справиться с возложенными на него обязанностями. В том числе ему необходимо знать мусульманские каноны, касающиеся захоронения, религиозных обязанностей, наследственного права.
Необходимо получить согласие у предполагаемого Исполнителя завещания.

A. Основные принципы наследования по мусульманским канонам заключаются в том, что имущество наследодателя распределяется между наследниками после уплаты всех долгов наследодателя, похоронных расходов и налогов. Далее не менее двух третей от всего оставшегося имущества должны быть распределены между оставшимися в живых близкими родственниками в четко определенных в соответствии с мусульманскими канонами долях.
Не более 1/3 от всего имущества Вы можете завещать не наследникам (на благотворительность, третьим лицам).

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха (благословит его Всевышний и приветствует) сказал:
«Отдавайте соответствующие части наследства тем, кому они полагаются, а все оставшееся после распределения имущество должно достаться мужчине, который является ближайшим родственником покойного» (Сахих аль-Бухари).

Передают, что Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Всевышний) рассказывал о том, что однажды он спросил:
«О Посланник Аллаха! Я обладаю большим состоянием, которое унаследует моя единственная дочь. Не раздать ли мне две трети моего состояния в качестве пожертвования?» Он ответил:
«Нет». Он спросил:
«Не раздать ли мне тогда половину моего состояния?» Он ответил:
«Нет» Он спросил:
«Не раздать ли мне тогда треть его?» Он сказал:
«Ты можешь раздать треть, но даже треть – это слишком много. Оставить своих наследников богатыми лучше, чем оставить их нищими и просящими милостыню у людей» (Сахих аль-Бухари)

Также более подробно с принципами можно ознакомится здесь (Основные каноны мусульманского завещания)

A. Для составления завещания Аль-Мирас Вам необходимо ответить на следующие вопросы:

Кого Вы хотите назначить в качестве Исполнителя завещания и хотите ли вообще назначать такого человека?
Если у вас есть дети в возрасте до 18 лет, кого Вы хотите назначить в качестве опекуна(ов)?
Хотите ли Вы составить Мусульманское завещание ?
Чтобы помочь Вам, мы подготовили более подробное руководство по составлению завещания

Эта услуга подходит для подавляющего большинства людей к использованию в письменной форме по собственному желанию. При условии, что Вы будете следовать всем нашим инструкциям, тогда Ваше завещание Аль-Мирас будет соответствовать российским законам и требованиям мусульманского права.

Услуга возможна, если Вы:
а) гражданин(ка) России или гражданин страны, входящей в СНГ;
б) старше 18 лет;
в) мусульманин;
г) умеете читать, писать, видеть и понимать русский язык;
е) являетесь дееспособным.
Совершенно естественно, что это общие требования, и они не могут охватить все конкретные обстоятельства. В таких случаях Вы можете воспользоваться консультацией нашего специалиста.

Наш адвокат имеет определенную квалификацию и знаниями в области наследования по мусульманским канонам и осуществляет свою адвокатскую деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и руководствуется Кодексом этики адвоката.

Согласно указанному закону, адвокат обязан хранить адвокатскую тайну. На любые сведения, так или иначе связанные с оказанием Вам услуг адвокатом, распространяются действия адвокатской тайны. За разглашение сведений, составляющих адвокатскую тайну, адвокат может быть лишен статуса адвоката.

Кроме того, наш адвокат имеет полное представление о том, какую ответственность несет человек, составляющий такой документ, как завещание по мусульманским канонам.

Священный Коран указывает, что мы должны распределить наше имущество, перед тем как покинуть этот мир.
Если Вы этого не сделаете, то Ваше имущество будет распределено в соответствии с российскими законами, игнорируя Ваши религиозные обязательства.
В отсутствие завещания Аль-Мирас Вашей семье получить законно права на имущество в соответствии с мусульманскими канонами не представляется возможным.

Передают, что Ибн Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), сказал:
«Мусульманин, который хочет завещать нечто из своего имущества, не поступает благоразумно, если по прошествии двух ночей он так и не составил завещание» (Сахих аль-Бухари).

Группа

Наследство и его положения в Исламе

Информация

Описание: Список групп Ахли Сунна: https://vk.cc/74qZQI
Видео курс по изучению акыды (вероубеждения): https://vk.cc/74qSLh
Карта 2 каналов о Исламе на ютубе: https://vk.cc/74Hfwi

Другое

Действия

59 записей

Каков срок ?идды разведенной женщины, если у нее обычно бывает менструация, но в данный момент менструации нет из-за того, что она кормит грудью ребенка?

Если менструации временно прекратились из-за грудного вскармливания, Показать полностью… то женщина должна ждать их прихода, даже если ?идда затянется.

Сказал Ибн Теймия: «Если менструации временно прекратились из-за болезни или грудного вскармливания, то женщина должна ждать, пока менструации вернутся. В этом единогласны ученые». См. «Маджму? аль-фатауа», (34/23).

Ибн Джурейдж передал, что ?АбдуЛлах ибн Аби Бакр рассказал ему о том, что однажды один из ансаров по имени Хиббан ибн Мункиз развел свою жену, когда был в здравии, а она в этом время кормила грудью его дочь. И так прошло семнадцать месяцев, а у нее все не было менструации из-за того, что она кормила грудью. Через семь или восемь месяцев после развода Хиббан заболел.

Я сказал ему: «Твоя жена надеется получить от тебя наследство!».

Тогда он сказал членам своей семьи: «Отнесите меня к ?Усману», и они отнесли его.

Он рассказал ?Усману о своей жене, а в этом собрании присутствовали ?Али ибн Аби Талиб и Зейд ибн Сабит. ?Усман спросил у них: «Как вы считаете?!».

Они ответили: «Мы считаем, если он умрет, она получает от него наследство, и он получает от нее наследство, если умрет она. Ведь она не относится к тем женщинам, у которых уже окончательно прекратились менструации, и она не относится к девочкам, у которых еще не начались менструации. Она должны ждать ?идду – менструации, и нет разницы, придется ждать мало или долго».

Тогда Хиббан вернулся к своей семье и отнял от нее дочь, и когда она прекратила кормить грудью, у нее появилась менструация: сначала первая, затем – вторая, а затем Хиббан скончался еще до того, как у нее началась третья менструация. И тогда она выжидала ?идду, какую выжидает та, чей муж скончался, и получила от него наследство.

Передал имам аш-Шафи?и в «аль-Умм», (6/537) и аль-Бейхакы, (№ 15808). Ибн уль-Муляккын назвал сообщение достоверным. См. «аль-Бадр уль-мунир», (8/222).

Сказал аль-?Имрани: «И никто не противоречил их ответу, что указывает на наличие единогласного мнения (иджма?)». См. «аль-Баян фи мазхаб аль-имам аш-Шафи?и», (11/22).

Возможно, ты сам причина разрыва родственных отношений

Постоянному комитету по фатвам был адресован вопрос: «У моего отца есть тети по линии его отца, всего их три. Они все втроём порвали со мной родственные отношения из-за того, Показать полностью… что я с ними участвую в получении наследства (одного из родственников). Они хотели продать наследуемое имущество без моего согласия, потому что я соучаствую в доле. Они хотели это сделать до того, как каждый из нас определил свою долю. И на самом деле, я отказал покупателю и вернул ему деньги, которые он им заплатил. Сам я не получаю никаких выгод от этих владений и ничем из этого не пользуюсь, всё это я оставил им и уехал. Я хочу, чтобы они жили за счет того, что производится на этих фермах и жили в доме с условием, что не будут ничего продавать. После того, как они порвали со мной все отношения, я уехал от них и живу один. Теперь я боюсь, что это я порвал родственные связи, ведь это я создал предпосылку для разрыва отношений. Каково решение Шариата относительно этого?»

Ответ:
«То, что ты запретил тётям своего отца продать их долю наследства, которое они получили от своего отца, – есть беззаконие и вражда с твоей стороны. Каждая из них имеет право распоряжаться тем, чем она владеет. Никто не может запретить им распоряжаться своим имуществом, пока они являются дееспособными по Шариату.

Что касается разрыва родственных уз между вами, то именно ты являешься причиной этого. Тебе следует попросить у Аллаха прощения, покаяться перед Ним в этом великом грехе, а также навестить их и попросить, чтобы они простили тебя.

Воистину, Аллах велел поддерживать родственные связи: «Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи» (Коран 4: 1).

«Отдавай должное родственнику» (Коран 17: 26).

Все учёные едины во мнении, что поддержание родственных связей является обязательным (ваджиб), а разрывать отношения с родственниками запрещено (харам).

Аль-Бухари и Муслим приводят со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть почитает гостя. Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть поддерживает родственные связи… ”».
(Конец ответа постоянного комитета по фатвам «Фатава ислямийя»).

Наследование в Исламе

«Кто из вас умирает [находится при смерти] и у него остается супруга, тот пусть завещает, чтобы жила она в его доме и была обеспечена всем необходимым на протяжении года [за этот срок женщина, возможно, снова выйдет замуж]. Никто [из родственников мужа] не имеет права прогонять ее [из дома мужа]. Если они [вдовы] покинут дом [по личным или иным причинам], то нет греха на родственниках, если она [вдова] будет вести себя в рамках морали и нравственности [в соответствии с местными обычаями и нормами порядочности].

Всевышний Могущественен [не оставит без поддержки одинокую женщину] и безгранично Мудр [кому-то давая прожить долгую жизнь, а кому-то и очень короткую]» (Св. Коран, 2:240).

Таким образом выстраивалась материальная и моральная защита вдовы на первом этапе становления внутрисемейных канонов. В последующем (а коранические аяты ниспосылались постепенно, давая новое, еще не предписанное ранее, или внося корректировку в то, что поэтапно принимало свою окончательную форму) был ниспослан аят:

«Если умер супруг, то жена находится в ожидании [не выходя замуж] в течение четырех месяцев и десяти дней. Когда же этот срок завершится, то нет греха на ее родственниках, если она начнет готовиться к новому замужеству в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Всевышний в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (см. Св. Коран, 2:234).

Также определена была вдовам фиксированная часть наследства: если у покойного есть дети, то ей передается одна восьмая часть от всего наследства, а если у покойного детей нет, то — одна четвертая часть от всего наследства (см. Св. Коран, 4:12) [1].

«Повелевает вам Аллах (Бог) [при распределении наследства родителей] детям передавать из расчета: мальчикам в два раза больше, чем девочкам [2]. Если же [у покойного или покойной остались две] и более дочерей [а сыновей нет], то им [передаются] две трети [всего наследства]. Если же [у покойного или покойной из детей лишь] одна дочь, то ей — половина [всего наследства]. [Если у покойного или покойной лишь один сын, а дочерей нет, то он забирает все (после того, как обязательные отчисления будут произведены другим близким родственникам); если сыновей двое, а дочерей нет, тогда они забирают пополам все оставшееся после раздачи фардовых (обязательных) распределений.]

Читайте так же:  Где оформить кредит без поручителей

[А распределение наследства между родными покойного начинается] после передачи соответствующих материальных ценностей согласно завещанию [если таковое имеется, но размер выплат по нему не может превышать одной трети от всего наследства] и после уплаты долгов. [Выплата долгов крайне важна для положения покойного в период ожидания Судного Дня и в вечности, даже если исполнение финансовых обязательств усопшего (письменно оформленных при свидетелях) оставит наследников и тех, кому было что-то завещано, ни с чем [3].]

Вы не знаете, кто вам ближе (дороже) — ваши родители или дети. [Упомянутые формы распределения наследства возведены] Аллахом (Богом) в ранг обязательного [независимо от того, к кому и как вы относитесь, кого любите больше, а кого — меньше].

Воистину, и нет сомнения в этом, Всевышний в полной мере обо всем осведомлен [ничто нельзя сокрыть от Него] и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 4:11).

Светские законы Российского государства не вполне соответствуют описанному в Священном Писании распределению наследства. Поэтому для наиболее последовательных в исполнении мусульманских правил и законов людей стоит составить завещание по «коранической схеме». Те, кто не позаботился, могут вызвать судебные разбирательства наследников, если часть из них будет толковать распределение по Корану, а другие — по светским законам. Выиграют в суде последние.

«Вам [мужьям в качестве наследства] — половина из того, что оставляют жены [покидая бренный мир], если детей у них нет. Если же дети есть [от вас они или от предыдущего мужа, неважно], тогда — четверть из того, что они [ваши жены] оставили. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов [покойной].

Им же [вашим женам, если вы умрете] — четверть из того, что оставите, если детей у вас нет. Если же дети есть [родившиеся в браке с этой женой или прежней вашей супругой], то им — восьмая часть [от всего наследства], что оставлено вами. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов. [Если жен больше одной, тогда между ними поровну распределяется четвертая часть (если нет детей) или восьмая часть (если есть дети).]

Если же у покойных мужчины или женщины нет ни детей, ни родителей, но есть [сводные] брат или сестра [по матери], то любому из них — шестая часть [от всего наследства, если один брат или одна сестра]. Если же их [братьев и сестер по матери] будет больше [двое и более], то между ними ровно распределяется треть [наследства, то есть одинаково между мужчинами и женщинами] [4]. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов [покойного, покойной], без нанесения вреда [например, когда завещается треть наследства кому-то не из благих побуждений, а с намерением навредить наследникам; или когда приходят к родственникам умершего с требованием выплаты его долгов, которых на самом деле у него не было].

Все это — повеление от Аллаха (Бога, Господа) [следовать вам этому обязательно и необходимо]. Он — Всезнающ и Терпелив [сразу не наказывает людей, дает им возможность раскаяться и исправиться]» (Св. Коран, 4:12).

Ответы на вопросы по теме

Мама покойного получает одну шестую часть наследства (см. Св. Коран, 4:11). Жена — одну восьмую (см. Св. Коран, 4:12). Две дочки — две трети от всего наследства (см. Св. Коран, 4:11). Если что-то остается, то это получает брат покойного.

Мама покойного получает одну шестую часть от всего наследства. Жена — одну восьмую. Все оставшееся после долей матери и жены передается детям. Если они не достигли совершеннолетия, то это передается тому, кто содержит их и воспитывает. Обычно таковой является их мама, то есть жена покойного. Она имеет полное право по мере необходимости тратить на детей их долю (см. Св. Коран, 4:6). Когда дети достигнут совершеннолетия и будут в состоянии разумно и правильно распоряжаться материальным достатком, то все оставшееся от их доли будет передано им из расчета: каждому мальчику в два раза больше (по две пятой части каждому), чем девочке (одна пятая часть от всего) (см. Св. Коран, 4:11).

Сестры от наследства их брата в данном случае ничего не получают.

Мама ваша получает одну шестую часть от всего наследства. Жена получает одну восьмую часть, так как у вас есть дочь, независимо, от первого она брака или от второго. Дочь получает половину наследства (см. Св. Коран, 4:11). Оставшееся не забирается кем-либо из них, а распределяется далее между ними в таких же пропорциях .

У меня был один дальний родственник, дядя жены моего двоюродного брата. Он был моряком. Где-то в 55 лет до него дошла новость, что у него есть незаконнорожденный сын на Сахалине от русской женщины. Сыну сейчас 21 года. Родственник утверждал, что ни с ним, ни с его мамой не общался, что они просто вытягивают из него деньги. Сам он жил последние 15 лет в США, недавно умер, и у него осталось кое-какое имущество в России. На это имущество официально могут претендовать его племянницы, ближайшие законные родственники. Насколько я знаю, все имущество умершего должно переходить его сыну, если нет завещания. А даже если было бы, то 70% переходит сыну. Но как поступить им, учитывая все обстоятельства?

Сын может претендовать на имущество только в том случае, если есть документальное подтверждение того, что он действительно является сыном данного человека либо проведена ДНК-экспертиза и доказано, что он его сын.

Как распределяется наследство, если у покойного остались жена, дочь, сын, бывшая жена и дочь от первого брака?

Сначала расплачиваются с долгами покойного и узнают, не оставил ли он завещания в пользу кого-либо.

Далее. Бывшая жена ничего от наследства не получает, так как они разведены с покойным. Вдова получает одну восьмую часть. Все оставшееся передается детям из расчета — мальчику в два раза больше, чем каждой из девочек (см. Св. Коран, 4:11). То есть все оставшееся после передачи второй жене делится пополам. Одна половина отдается сыну, а вторая распределяется поровну между двумя дочерьми.

«У тебя [Мухаммад] просят богословских заключений в вопросах, касающихся женщин [относительно их прав на наследование от покойного родственника или мужа либо касательно их прав, свобод внутри семьи и в обществе].

Скажи, Господь разъясняет вам положения, (1) касающиеся их, а также (2) то, что оговорено в Писании относительно девушек-сирот, которым [ущемляя их права] не дают предназначенную для них часть наследства, и хотят [их опекуны] жениться на них [не желая, чтобы наследство их (этих девушек) ушло кому-то другому], а также разъясняет вам (3) то, что касается детей-сирот, будьте справедливы к ним [вы, опекающие их, не обижайте и не ущемляйте их права].

Что бы вы ни сделали из благого [по отношению к находящимся под вашей опекой женщинам, детям, сиротам], Господь в полной мере осведомлен об этом [и воздаст вам наилучшим]» (Св. Коран, 4:127).

Не секрет, что во многих обществах тех времен (да и сейчас не редкость) права женщин, сирот, детей ущемлены. За примерами далеко, «на восток», ходить не надо. Это рядом с нами, в том числе и в тех семьях, обществах, которые считают себя «светскими» и «современными». Женщине-немусульманке в «цивилизованном» обществе часто приходится, чтобы как-то выжить, играть не свою роль, причем по мужским правилам (а точнее без правил), она заставляет себя «идти по жизни смеясь», хотя в действительности ей не до смеха.

Порой и женщине-мусульманке не на кого бывает опереться, так как муж выпивает или гуляет, ссылаясь на мужскую «свободу», напрочь забывая об ответственности пред Богом за благополучие и спокойствие в семье.

В доисламский период у арабов женщины и дети не имели права наследования от своих родных и часто оказывались в ущербном положении. Коранические тексты и назидательные высказывания пророка Мухаммада внесли значительный вклад в то, чтобы раскрыть людям глаза на истинное положение дел и указать путь, где все было бы справедливо расставлено по своим местам, причем не человеческим разумом, а Божьим всезнанием и мудростью.

Разум человека ограничен и не в состоянии осмыслить многие законы и закономерности мироздания, не говоря уже о фактическом их применении.

«У тебя [Мухаммад] просят богословского разъяснения, скажи: «Господь дает вам разъяснение по [наследственным вопросам] того, кто умер, а среди его наследников нет ни родителей, ни детей: если у покойного нет детей, но есть сестра [родная или сводная по отцу] [6], тогда ей половина его наследства. Брат также наследует от своей сестры, если у нее нет детей. Если у покойного остались две сестры, то им две трети из того, что он (их покойный брат) оставит. Если же у покойного будут наследниками братья и сестры, тогда они забирают все наследство из расчета: представителям мужского пола в два раза больше, чем представительницам женского.

Аллах растолковывает вам, чтобы вы не впадали в заблуждения [не путались, не ссорились]. Он обо всем сведущ» (Св. Коран, 4:176).

Мусульманские ученые единодушны в том, что данный аят говорит о наследовании между родными братьями и сестрами и теми, кто являются сводными братьями и сестрами по отцу.

Важно отметить, что если у покойного (покойной) остался сын, тогда сестра покойного (покойной) ничего из наследства не получает. Но если у покойного (покойной) осталась дочь и одна сестра (а родители уже умерли), тогда они делят наследство пополам.

«Брат также наследует от своей сестры, если у нее нет детей». Он забирает все оставшееся после распределения всех обязательных долей, о которых упоминалось в аятах ранее, но это в том случае, если среди наследников нет не только детей, но и родителей. Повторимся, что здесь говорится лишь о родном брате и сводном по отцу. Братья по матери получают лишь одну шестую часть и не более .

«Знайте [и не забывайте], что и ваши богатства, и ваши дети — [прекрасный] соблазн (очарование, искушение) [который может подвигнуть вас перейти границы человечности пред Богом, обществом, отдельными людьми или самим собою. Помните об этом и думайте, прежде чем переступать черту морали, нравственности, духовности ради упомянутого].

[Знайте] у Господа — великое воздаяние [для тех, кто, несмотря на обстоятельства, старается сохранять верность и правильность поступков; не теряет чести, достоинства; умеет довольствоваться имеющимся, стремясь к большему в рамках морали и нравственности; во что бы то ни стало старается быть человеком и оставаться им, тратя свои ресурсы не только на себя и близких, но и на благие дела]» (Св. Коран, 8:28).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 780.

[2] С точки зрения мусульманской этики девочка, девушка, женщина постоянно находятся под опекой кого-то из родных ей мужчин: отца, брата, дяди, мужа и т. п. Юноша же и мужчина обязаны работать, зарабатывать и обеспечивать всех, кто находится на их попечении из числа родных, а это — родители, незамужние сестры, жена, дети и т. д. Этим обусловлено то, что равноправие между сестрами и братьями при делении наследства выстроено повелением Творца именно таким образом.

[3] Но все же первостепенным и в ряду того, на что может быть потрачена часть оставленного наследства, являются затраты, связанные с приготовлением тела к погребению и с самим погребением покойного. Уважение к человеческому телу (в форме приготовления и захоронения) важнее всего.

[4] Этот аят касается только сводных братьев и сестер по матери. Относительно же родных братьев и сестер, а также сводных по отцу, то об их доле наследства указано в 176-м аяте этой же суры.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 8. С. 291, 293–295, 314.

[6] О сводных братьях и сестрах по матери смотрите в 12-м аяте данной суры.

[7] Подробнее об этом см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 403–407.

Деление наследства в Исламе

В Коране сказано:

«Повелевает вам Аллах (Бог, Господь) [при распределении наследства родителей] детям передавать из расчета: мальчикам в два раза больше, чем девочкам[1]. Если же [у покойного или покойной остались две] и более дочерей [а сыновей нет], то им [передаются] две трети [всего наследства]. Если же [у покойного или покойной из детей лишь] одна дочь, то ей — половина [всего наследства]. [Если у покойного или покойной лишь один сын, а дочерей нет, то он забирает все (после того, как обязательные отчисления будут произведены другим близким родственникам); если сыновей двое, а дочерей нет, тогда они забирают пополам все оставшееся после раздачи фардовых (обязательных) распределений.]

Если же [у покойного, покойной остались] родители, то каждому из них [передается] шестая часть из оставленного [и это в том случае], если у него [у покойного или покойной] есть дети. Если же детей нет, а родители есть, тогда матери [покойного передается] треть [наследства]. В случае же, когда есть братья [или сестры, двое или более] у него [у покойного или покойной], тогда матери — шестая часть. [Если у покойного лишь один брат или одна сестра, тогда матери покойного передается треть наследства.]

[А распределение наследства между родными покойного начинается] после передачи соответствующих материальных ценностей согласно завещанию [если таковое имеется, но размер выплат по нему не может превышать одной трети от всего наследства] и после уплаты долгов. [Выплата долгов крайне важна для положения покойного в период ожидания Судного Дня и в вечности, даже если исполнение финансовых обязательств усопшего (письменно оформленных при свидетелях) оставит наследников и тех, кому было что-то завещано, ни с чем[2].]

Вы не знаете, кто вам ближе (дороже) — ваши родители или дети. [Упомянутые формы распределения наследства возведены] Аллахом (Богом, Господом) в ранг обязательного [независимо от того, к кому и как вы относитесь, кого любите больше, а кого — меньше].

Воистину [и нет сомнения в этом] Господь в полной мере обо всем осведомлен [ничто нельзя сокрыть от Него] и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 4:11).

Светские законы современных государств не вполне соответствуют изложенному в Священном Писании принципу распределению наследства. Поэтому наиболее последовательным в исполнении мусульманских правил и законов людям стоит составить юридически правильно оформленное завещание по «коранической схеме». Те, кто не позаботился, могут спровоцировать судебные разбирательства между наследниками, если часть из них будет придерживаться толкования распределения по Корану, а другие — по светским законам. Выиграют в суде последние.

Все это — повеление от Аллаха (Бога, Господа) [следовать вам этому обязательно и необходимо]. Он — Всезнающ и Терпелив [сразу не наказывает людей, дает им возможность раскаяться и исправиться]. Это [упомянутые в аятах положения о распределении наследства, оставленного покойным] — границы Аллаха (Бога, Господа) [которые следует знать, не переступать и которых следует придерживаться]. Кто покорен Ему (Богу, Господу) и Его посланнику, того введет Бог в райские обители, возле которых текут реки, и пребудут они там вечно. Это [достижение невообразимого и непостижимого по мирским меркам] — великий успех (триумф)» (Св. Коран, 4:12, 13).

«У тебя [Мухаммад] просят богословского разъяснения, скажи: «Господь дает вам разъяснение по [наследственным вопросам] того, кто умер, а среди его наследников нет ни родителей, ни детей: если у покойного нет детей, но есть сестра [родная или сводная по отцу], тогда ей половина его наследства. Брат также наследует от своей сестры, если у нее нет детей. Если у покойного остались две сестры, то им две трети из того, что он (их покойный брат) оставит. Если же у покойного будут наследниками братья и сестры, тогда они забирают все наследство из расчета: представителям мужского пола в два раза больше, чем представительницам женского. Аллах (Бог, Господь) растолковывает вам, чтобы вы не впадали в заблуждения [не путались, не ссорились]. Он обо всем сведущ» (Св. Коран, 4:176).

Мусульманские ученые единодушны в том, что данный аят говорит о наследовании между родными братьями и сестрами и теми, которые являются сводными братьями и сестрами по отцу. Важно отметить, что если у покойного (покойной) остался сын, тогда сестра покойного (покойной) ничего из наследства не получает. Но если у покойного (покойной) осталась дочь и одна сестра (а родители уже умерли), тогда они делят наследство пополам.

«Брат также наследует от своей сестры, если у нее нет детей». Он забирает все оставшееся после распределения всех обязательных долей, о которых упоминалось в аятах ранее, но это в том случае, если среди наследников нет не только детей, но и родителей. Повторюсь, что здесь говорится лишь о родном брате и сводном по отцу. Братья по матери получают лишь одну шестую часть и не более[3].

Читайте так же:  Сколько стоит застраховать газель по осаго

Относительно же сводных братьев и сестер по матери сказано:

«Если же у покойных мужчины или женщины нет ни детей, ни родителей, но есть [сводные] брат или сестра [по матери], то любому из них — шестая часть [от всего наследства, если один брат или одна сестра]. Если же их [братьев и сестер по матери] будет больше [двое и более], то между ними ровно распределяется треть [наследства, то есть одинаково между мужчинами и женщинами]. [И все это] после передачи завещания [если таковое имеется] и после выплаты долгов [покойного, покойной], без нанесения вреда [например, когда завещается треть наследства кому-то не из благих побуждений, а с намерением навредить наследникам; или когда приходят к родственникам умершего с требованием выплаты его долгов, которых на самом деле у него не было]» (см. Св. Коран, 4:12).

На первом этапе формирования мусульманских канонов во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) допускалась ранее укрепившаяся традиция братания людей, которая подразумевала, что в случае смерти одного из побратимов они участвуют в распределении наследства друг друга, получая одну шестую его часть. Этих людей не объединяли родственные связи. Закрепляли они такой договор соответствующими клятвами. После ниспослания аята («у каждого [свои] наследники [родные и близкие]») упомянутое положение дружеских договоренностей о доле в наследстве было отменено, но с тем, что ранее данные клятвы и обещания должны быть выполнены:

«У каждого [свои] наследники [родные и близкие], получающие часть наследства из того, что оставлено [покойными] родителями или родственниками. Тем же [посторонним, не из числа родственников], кому вы поклялись ранее [что включите их в число наследников], дайте их удел. Воистину, Аллах (Бог, Господь) является свидетелем всему» (Св. Коран, 4:33).

Некоторые ученые-богословы, поясняя данную часть аята, сказали, что она не отменена аятами, где говорится о первостепенности родственников в получении наследства, а несет самостоятельный смысл, подкорректировавший традицию: в Исламе возможна передача в форме завещания одной трети наследства в пользу кого угодно, тем более если имели место быть договоренности, обязательства и клятвы.

Ответы на вопросы о делении наследства в Исламе

Как распределяется наследство, если у покойного остались мама, брат, жена и две дочери?

Первым делом необходимо расплатиться с долгами покойного и узнать, не оставил ли он завещания (не более одной трети наследства) в пользу кого-либо.

Как распределяется наследство, если у покойного осталось трое детей (два мальчика и одна девочка), жена, мать и три сестры?

Необходимо расплатиться с долгами, узнать, не оставил ли покойный завещания.

Мама покойного получает одну шестую часть от всего наследства. Жена — одну восьмую. Все оставшееся после долей матери и жены передается детям. Если они не достигли совершеннолетия, то это передается тому, кто содержит их и воспитывает. Обычно таковой является их мама, то есть жена покойного. Она имеет полное право по мере необходимости тратить на детей их долю. В Коране сказано: «И испытывайте сирот [готовьте к самостоятельной жизни], пока не достигнут брачного возраста [пока не станут готовы обзавестись семьей]. Если станет для вас очевидным их взросление [приобретение навыков для самостоятельного распоряжения материальными средствами], тогда полностью передайте им их имущество. Не растрачивайте же его поспешно до их взросления. Кто [из опекающих] богат, тот пусть воздержится [и не трогает принадлежащее сиротам], кто же беден, тот пусть если и возьмет, то лишь необходимое [на минимум пропитания и одежды, что будет платой за его опеку]. Когда будете передавать сиротам [по достижении совершеннолетия и благоразумия] их имущество [хранившееся у вас временно], то пусть присутствуют свидетели при этом процессе [пусть пройдет это официально при свидетелях]. И достаточно [после всего упомянутого] Божьей осведомленности обо всем и очевидности ответа пред Ним за дела и поступки [если завершили вы опекунские обязанности благородно и по чести]» (Св. Коран, 4:6).

Когда дети достигнут совершеннолетия и будут в состоянии разумно и правильно распоряжаться материальным достатком, то все оставшееся от их доли будет передано им из расчета: каждому мальчику в два раза больше (по две пятые части каждому), чем девочке (одна пятая часть от всего) (см. Св. Коран, 4:11).

Я разведен. Дочь живет с бывшей женой. Я женился второй раз. Как распределяется наследство в случае моей кончины между матерью, женой, дочерью и бывшей супругой?

Мама ваша получает одну шестую часть от всего наследства. Жена получает одну восьмую часть, так как у вас есть дочь, независимо, от первого она брака или от второго. Дочь получает половину наследства (см. Св. Коран, 4:11). Оставшееся не забирается кем-либо из них, а распределяется далее между ними в таких же пропорциях[4].

Бывшая жена ничего не получает, так как вы разведены и живете отдельно.

Всегда первым делом расплачиваются с долгами покойного и узнают, не оставил ли он завещания в пользу кого-либо (не более одной трети от всего наследства).

Бывшая жена ничего из наследства не получает, так как была разведена с покойным. Вдова получает одну восьмую часть. Все оставшееся передается детям из расчета — мальчику в два раза больше, чем каждой из девочек (см. Св. Коран, 4:11). То есть все оставшееся после передачи части второй жене делится пополам. Одна половина отдается сыну, а вторая распределяется поровну между двумя дочерями.

Если дети не достигли совершеннолетия, то доля их передается тому, кто содержит их и воспитывает. Обычно это мама. Она вправе тратить на детей из их доли. Когда дети достигнут совершеннолетия, она передаст им оставшуюся часть.

Передается ли доля наследства ребенку, который взят из детдома? Если да, то какая?

В Исламе приветствуется взятие сироты для опеки и воспитания, но полноценного усыновления при этом не происходит. Первостепенны в данном вопросе стабильность и целостность семьи. Ребенок, взятый из детдома, не берет фамилию своих опекунов. За ним сохраняется фамилия настоящего отца и отчество. Это четко оговорено в Коране[5]. Одной из причин тому является отсутствие кровного родства. Когда приемный ребенок достигает совершеннолетия, он постепенно выводится из семейного круга опекающих его.

Что касается деления наследства, то он не участвует в этом внутри семьи, приютившей его. Если опекуны хотят передать ему часть наследства, то они имеют такое право в размере не более одной трети наследства, которой умирающий может распорядиться по своему желанию в адрес кого-либо, даже не являющегося родственником[6].

Какие права на наследство имеет ребенок, зачатый вне брака, если родители до его рождения совершили никях и раскаялись в содеянном? Имеет ли смысл рассказать ребенку о ситуации, так как показания родственников мужа о несоответствии времени зачатия и никяха могут нанести ему психологическую травму?

Просмотрев в богословской литературе темы, связанные с вашей проблемой, могу кратко ответить так: ребенок имеет полное право на участие в делении наследства, так как известны его мать и отец, ставшие (пусть с некоторым опозданием) законными мужем и женой.

Думаю, что информировать ребенка об этих подробностях прошлого не имеет ни смысла, ни пользы.

Что касается родственников, то сторонитесь тех из них, кто завидует и сплетничает.

«И [удаляюсь, с Твоей, Господи, помощью] от зла завистника, когда тот завидует [черной завистью, желая другому разрушения и уничтожения, лишения благ и благополучия]» (Св. Коран, 113:5).

В Коране также сказано: «Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]»[7], даже если это отрицательное качество присуще данному человеку. Если же то, что вы говорите в его адрес, на самом деле отсутствует, то это еще хуже, так как является уже ложью и клеветой.

Пророк Мухаммад как-то спросил у своих сподвижников: «А знаете ли вы, что такое аль-гыйбэ (злословие, хула)?» Те ответили: «Всевышнему и Его посланнику лучше известно». — «Гыйбэ — это когда говорят о другом [в его отсутствие] то, что ему не понравится», — сказал Пророк. Один из слушающих спросил: «А если то, что я говорю о нем, характерно для него [действительно присутствует в нем]?» Посланник Божий ответил: «Если то, что ты говоришь в его адрес [в отсутствие этого человека], на самом деле есть в нем, то это [произнесение того, что ему не понравится] и есть гыйбэ [греховное злословие]. А если оно отсутствует, тогда это — бухтан [клевета, ложь, что значительно пагубнее]»[8].

Игнорируйте сплетни, будьте выше этого. Соглашусь, на такое способны лишь сильные личности, знающие смысл собственной жизни и превращающие ее в череду шедевров через кропотливый, сосредоточенный на главном, ежедневный труд. Ваши дети также результат этого труда.

1. Можно ли в качестве махра (свадебного подарка) жене давать не только имущество, но и имущественное право, которое возникнет у нее в будущем (отлагательное условие в терминах юриспруденции)?

2. Может ли жена-немусульманка наследовать мужу-мусульманину и наоборот? Я знаю, что немусульманин не может наследовать за мусульманином и, наоборот, относится ли это и к жене?

3. Я являюсь единоличным собственником квартиры, в которой живут мои жена-немусульманка и сын. Если жена не имеет права наследовать за мной, я составлю завещание, где все передам сыну. В то же время моя жена не работает, следит за домашним хозяйством, и если она ничего не получит, то окажется несправедливо обделена и обижена. При этом рисковать, оформляя на нее права на квартиру, сейчас я не хочу. Могу ли я оговорить жене такой махр (дополнить его), что она получит имущественное право на часть квартиры после моей смерти? То есть будет ли это правильным по шариату? А по российскому законодательству это будет выражено в том, что я включу ее в свое завещание вместе с сыном. Или же я обязан составить именно шариатское завещание? И как поступить, чтобы все было правильно по шариату, не оставить это на усмотрение безбожного законодательства? Умар.

1. Такое возможно.

2. Мусульманин от родственника-немусульманина может наследовать, а наоборот — нет. К сожалению, нет возможности это подробно расписывать, но можете поверить достоверности и обоснованности информации[9].

3. «Могу ли я оговорить жене такой махр (дополнить его), что она получит имущественное право на часть квартиры после моей смерти?» Да, вы можете так поступить. По мусульманским канонам вы имеете полное право распоряжаться по своему усмотрению 1/3 частью (может быть меньше, но не более 1/3) наследства в виде завещания. Оставшаяся часть наследства делится между вашими наследниками. То есть все остальное унаследует ваш сын.

В реалиях российского законодательства вам нужно заблаговременно побеспокоиться о документальном оформлении описанного вами.

Скажите, пожалуйста, как разделится оставленное имущество после смерти отца, если у него три сына, двое из которых уже умерли, и у одного из сыновей остались дочь и сын, у другого — два сына? Двум сыновьям он завещал дом. Абдулла.

Если у данного человека больше нет никого из близких родственников (например, жена или его родители), тогда все наследство делится поровну между живыми сыновьями. Если из трех его сыновей на момент смерти отца живым был лишь один, тогда он забирает все. Внуки, ничего не получают[10]. Им может быть завещано не более 1/3 от общего наследства. Оставляющий наследство распоряжается (имеет право распорядиться) этой 1/3 частью по своему усмотрению.

Что касается дома, то повторюсь, что человек, оставляющий наследство, не имеет права свободно по своему усмотрению распоряжаться тем, что больше 1/3 от общего наследства. Оно (наследство) распределяется в соответствии с четко прописанными в Коране пропорциями.

В наследство человек оставляет только свою долю или совместно нажитую? Например, если муж и жена являются собственниками квартиры, и жена умирает, ее доля должна делиться между мужем, детьми и обоими родителями? Зара.

В наследство человек оставляет только свою долю, то, что принадлежит непосредственно ему.

Например, жене принадлежит все то, что ей подарил муж (по мусульманской традиции при бракосочетании жених дарит невесте очень дорогой свадебный подарок, например, недвижимость), и ее родные, близкие, а также все то, что она сама купила из движимого и недвижимого имущества. Таков расклад, если в семье зарабатывает лишь муж, а жена занимается детьми и домашним хозяйством. Если же они оба зарабатывают и совместно инвестируют заработанные средства, тогда им следует иметь бумагу, где было бы прописано, кому из них где и что принадлежит. Просто сесть и совместно написать такую бумагу, подписать ее и положить в папку с документами. В идеале хорошо бы иметь юридически грамотно оформленные и заверенные бумаги и документы, которые могут пригодиться как в момент возникновения внутрисемейных споров (на случай, например, охлаждения отношений между супругами, появления любовников (любовниц) или недоверия; развода), а тем более в случае внезапной смерти одного из них.

В своей практике работы имамом мечети многократно сталкивался с ситуациями, когда отсутствие документального оформления долговых и каких-либо иных коммерческих отношений приводило к серьезным проблемам, особенно на этапе появления хорошей прибыли или возникновения конфликтов из-за неожиданно возникшей личной вражды и неприязни.

В описанном вами случае доля жены делится между мужем, детьми и родителями.

Мой дед живет один. Имеет сына, дочь и трех родных внуков (два по линии дочери и один по линии сына). Он составляет завещание, что все имущество (приватизированная квартира) достается его дочери, но она умирает. Кто в таком случае является прямым наследником? Его сын или внуки по линии дочери?

Распределение имущества покойного (например, вашего деда) производится после его смерти и среди тех родных, которые живы и имеют право наследования от него.

Завещать он (покойный) может не более 1/3 своего наследства. Остальное распределяется строго по канонам. Оставшееся после передачи завещания делится на три части: две — сыну покойного, а одна — дочери. Но дочь, как вы пишете, умерла до его кончины. А потому все передается сыну. Что касается детей дочери, то дед может какую-то часть наследства передать им в качестве завещания, но она должна составлять не более одной трети всего его наследства.

[1] С точки зрения мусульманской этики девочка, девушка, женщина постоянно находятся под опекой кого-то из родных ей мужчин: отца, брата, дяди, мужа и т. п. Юноша же и мужчина обязаны работать, зарабатывать и обеспечивать всех, кто находится на их попечении из числа родных, а это — родители, незамужние сестры, жена, дети и т. д. Этим обусловлено то, что принцип деления наследства между братьями и сестрами построен повелением Творца именно таким образом.

В современных реалиях распространенными являются одинаковые условия старта и отсутствие внешней поддержки как для дочерей, так и для сыновей — они на равных выходят из семейного очага, учатся, строят карьеру. Можно также встретить случаи, когда дочь вносит больший вклад в формирование семейного капитала, нежели сын из-за, например, вредных привычек либо элементарной лени последнего. В такого рода ситуациях уместным для родителей может быть уравнивание наследуемого детьми через завещание (не более 1/3 от всего наследства), которым каждый из родителей может распоряжаться по собственному усмотрению. Безусловно, такое решение должно быть согласовано с каждым из тех, кто получает в обязательном порядке определенную Кораном долю от его наследства. И лучше, если согласие каждого из наследников будет оформлено письменно, дабы минимизировать вероятность конфликтов и разбирательств после смерти завещателя.

[2] Но все же первостепенным и в ряду того, на что может быть потрачена часть оставленного наследства, являются затраты, связанные с приготовлением тела к погребению и с самим погребением покойного. Уважение к человеческому телу (в форме приготовления к захоронению) важнее всего.

[3] Подробнее об этом см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 403–407.

[4] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 8. С. 291, 293–295, 314.

[5] «И если приемных детей вы называете своими сыновьями (дочерями), они таковыми [биологически, генетически] не становятся (Бог не сделал ваших приемных детей родными)» (см. Св. Коран, 33:4).

«Зовите их [родных детей или приемных] по их отцам [то есть сохраняйте отчество]. Это наиболее справедливо пред Богом. А если вы не знаете их отцов, тогда они братья ваши по вере и покровители (помощники) [то есть обращайтесь к ним дружественно, соответственно местной культуре, без упоминания отчества]. Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает зло или преступление с осознанием, что оно греховно]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив [а потому, пока человек жив, есть возможность раскаяться и исправиться]» (Св. Коран, 33:5).

Читайте так же:  Договор подряда ремонтных работ физических лиц

[6] Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 8 т. Т. 7. С. 674, 675.

[7] См.: Св. Коран, 49:12.

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1042, хадис № 70–(2589); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 250, хадис № 1714, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг.Т. 12. С. 121, хадис № 4321; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 540, хадис № 1806.

[9] См., например: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акаллият аль-муслима. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 126–131.

[10] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 10. С. 7799.

Наследование в мусульманском праве Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Науменко Ольга Валерьевна

Рассматриваются наиболее важные аспекты наследования в мусульманском праве : влияние религии на правовое регулирование вопросов наследования , основания наследования , группы наследников, порядок распределения наследства, основания лишения наследства, а также характеризуется специфика наследования , присущая мусульманскому праву .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Науменко Ольга Валерьевна

Inheritance in the Mohammedan law

The most important aspects of inheritance in the Mohammedan law such as influence of religion on the legal regulation of the inheritance issues, inheritance grounds, groups of heirs, order of inheritance distribution, and grounds for disinheritance are cons >Mohammedan law inheritance .

Текст научной работы на тему «Наследование в мусульманском праве»

НАСЛЕДОВАНИЕ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

О. В. Науменко, соискатель кафедры гражданского права и процесса Южно-

Уральского государственного университета

Рассматриваются наиболее важные аспекты наследования в мусульманском праве: влияние религии на правовое регулирование вопросов наследования, основания наследования, группы наследников, порядок распределения наследства, основания лишения наследства, а также характеризуется специфика наследования, присущая мусульманскому праву.

Ключевые слова: мусульманское право, ислам, наследование, Коран, завещание, недостойный наследник.

На протяжении многих веков мусульманское право являлось доминирующим для большинства стран, население которых исповедовало ислам. Его особенность заключалась в уникальном сочетании правовых установлений с религиозной догматикой и моральными установками1. Законодательство этих стран брало за основу «божественные» источники и их толкования и создавало собственное законодательство, часто буквально повторяющее заветы Пророка Магомета (вернее, их интерпретацию), а временами модифицировало их в своих интересах.

Но с течением времени значимость мусульманского права шла на спад. К началу XX века лишь в некоторых странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде2. Остальные страны к середине XX века отказались от «фикха» («мусульманское право как совокупность юридических институтов и норм»3) в качестве основной правовой формы, и правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) — Египет, Сирия, Ливан, страны Магриба, и англо-саксонскому — Ирак, Судан. Л. Р. Сюкияйнен отмечает, что «в наши дни ни в одной из исламских стран мусульманское право не является единственно действующим. Более того, в большинстве случаев оно уже не выступает центральным элементом правовой системы»4. Лишь одна отрасль мусульманского права по-прежнему сохраняет доминирующую роль — это право личного статуса, регулирующее в том числе наследственные отношения.

В мусульманском праве предусматриваются два основания наследования — по закону и по завещанию. Коран предусматривает достаточно жесткие и четко определенные нормы наследования, порядок и очереди наследования, доли, причитающиеся родственникам умершего. Наследственное право — это одна из немногих отраслей, которая непосредственно урегулирована текстом самого Корана. Этим объясняется тот факт, что наследственный раздел мусульманского права сохраняет свою актуальность и непосредственно применяется законодательством многих стран и по сей день. В мусульманском праве юридические принципы, неразрывно связанные с религией, считаются неизменными.

В Коране содержится 35 стихов, касающихся наследования, из них большая часть закрепляет перечень наследников в силу родства и порядок распределения между ними наследственного имущества, и несколько содержит нормы, касающиеся наследования по завещанию.

При этом следует отметить, что хотя наследование по завещанию признается, но оно носит второстепенное значение и имеет ряд существенных ограничений, самым главным из которых является то, что завещано может быть не более одной трети от всей наследственной массы — две трети должны в любом случае перейти наследникам по закону. Данное правило призвано защищать интересы семьи, права наследников, особенно наследников женского пола, для которых наличие собственности имеет ключевое значение при определении их будущего.

Согласно законам шариата после смерти мусульманина его наследники обязаны выполнить четыре важнейшие обязанности:

1. оплатить расходы на погребение умершего;

2. выплатить все его долги;

3. выделить долю наследникам по завещанию;

4. распределить оставшуюся собственность между наследникам в соответствии с законами шариата.

Подобное отношение определяется особенностями исламской религии, свойственным этой религии пониманием жизни и смерти человека. Мусульманин не должен оставлять после себя неоплаченных долгов и непрощенных обид. Только после выполнения первых трех обязанностей наследники могут приступить к наиболее значимой для них части — непосредственному разделу имущества, оставшегося после смерти мусульманина.

При более подробном изучении становится очевидно, что наследование по закону в мусульманском праве регулируется рядом принципов и норм, аналогичных тем, что можно найти во многих правовых системах и законодательствах, в том числе, например, в современном российском наследственном праве.

Среди универсальных принципов, присущих мусульманскому наследственному праву, можно выделить следующие.

1. Наличие групп наследников.

2. Признание права представления (если дети наследодателя умерли раньше него, то их права на наследование переходят их детям -внукам наследодателя; при этом прямыми наследниками внуки не являются).

3. Наличие понятия недостойных наследников — лиц, которые при определенных обстоятельствах лишаются прав на наследование.

Следует отметить, что каждый из этих принципов наполнен особым, часто уникальным, свойственным лишь мусульманскому праву содержанием.

В мусульманском праве всех лиц, имеющих права на наследование в силу родства, принято разделять на две группы.

Первая группа: наследники, которые

имеют право на получение фиксированной доли наследства. Они перечислены в священных книгах мусульман — Коране, Сунне; некоторые были добавлены с помощью правовой доктрины и использования принципа аналогии права. К их числу относятся отец, мать, муж, жена, дочь, полнокровная, единокровная (с общим отцом) и единоутробная (с общей

матерью) сестра, полнокровный и единокровный брат.

Следует отметить, что благодаря «иджма» («общее согласие мусульманской общины»5) перечень наследников, упомянутых в Коране, был дополнен. Именно они ввели расширительное толкование перечня наследников, которое отражает закрепленное и в российском законодательстве наследование по праву представления, только в более расширенном варианте.

Так, например, внук и внучка обладают теми же правами, что дочь и сын, если они пережили своих родителей — сына или дочь наследодателя. Причем при разделе имущества между, например, дочерьми и внучками по сыновней линии также действуют особые правила: если наследницами являются одновременно дочь и внучка, то дочери причитается половина наследственной массы, а внучке — одна шестая (что в совокупности составляет две трети — предел, причитающийся согласно Корану наследникам женского пола). Дед обладает теми же правами, что и отец, если отец умер до открытия наследства.

Вторая группа: так называемые «остаточные наследники», которые делят между собой наследственное имущество, оставшееся после уплаты всех долгов, выполнения завещательных распоряжений умершего и выдела долей наследникам первой группы. Если наследники первой группы отсутствуют, то тогда все имущество умершего делится между наследниками второй группы.

При этом следует отметить, что шариатом признается только кровное и законное родство. Родственники по крови, которые были рождены не в браке (незаконнорожденные дети, братья, сестры), не считаются родственниками и не имеют прав на наследство. Законность рождения — это постулат, необходимый для включения человека в состав семьи. Между незаконнорожденными детьми и их отцами, а также членами семей их отцов отсутствует какая-либо правовая связь, в том числе право наследования друг после друга. Что касается отношений между незаконнорожденным ребенком и его матерью, то лишь некоторые трактовки Корана признают возможность правовой связи между ними. При этом следует отметить, что статус незаконнорожденного остается с человеком на всю жизнь -даже последующий после его рождения брак родителей не делает его законнорожденным.

Проблемы и вопросы гражданского права

Также лишены прав на наследование усыновленные дети (тут важно отметить, что мусульманское право вообще не признает институт усыновления, столь распространенный в западном мире).

Главной особенностью распределения наследства является важная роль, которую играет пол наследника. По общему правилу распределения наследства, которое проходит через весь Коран, наследники мужского пола получают вдвое больше, чем наследники женского пола.

Чтобы понять мусульманское наследственное право и особенно данный его аспект, неустанно критикуемый борцами за равноправие, необходимо учитывать систему наследования, которая существовала в пределах Аравийского полуострова до того, как Коран стал священным регулятором общественных отношений. Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока; свое влияние оказало право Ирана, Византии и даже римское право, но основой послужили в первую очередь традиции и обычаи доисламской Аравии. И отношение к женщинам, царившее в те времена и в той культуре, не могло не повлиять на мусульманское право. В доисламской Аравии женщина являлась вещью. Она была лишена любых прав, в том числе прав на наследование, и рассматривалась как имущество племени, так же как, например, лошадь. Сведения о наследственном праве доисламской Аравии слишком разрознены и скупы, но даже на основании имеющейся информации можно сделать однозначный вывод — право наследования (как и многие другие права) было исключительной прерогативой представителей мужского пола («асаба»). С учетом этого следует отметить, что нормы Корана, включившие дочерей, матерей и сестер в число прямых наследников, пусть даже и с меньшей долей, были определенным прорывом для того времени, хотя в настоящее время кажутся возмутительным пережитком прошлого.

Ущемление прав женщин по сравнению с мужчинами в наследственном мусульманском праве проявляется на нескольких уровнях.

Муж и жена являются наследниками первой группы, которые претендуют на получение строго фиксированной доли наследства при любых обстоятельствах, однако их положение все равно различно.

Для мусульманки смерть мужа — это двойной удар, потому что она не только ли-

шается кормильца, но также теряет права на имущество, которое принадлежало ее мужу6. Она относится к числу наследников, но при этом, если ее муж умирает, не оставив детей, то ей переходит четверть его наследства. Если же мусульманин оставил потомство, то она получает одну восьмую часть наследства. Если у умершего было несколько жен, то доля все равно не увеличивается — соответственно одна четверть или одна восьмая делится между всеми женами наследодателя. Помимо этого жена не имеет права претендовать на получение наследства из определенных видов наследственного имущества, например, дома, земельного участка, насаждений на участке.

Если же умирает женщина, то права ее пережившего супруга таковы: он получает половину при отсутствии у нее детей и одну четверть, если мусульманка оставила после себя детей, т.е. в два раза больше, чем в аналогичной ситуации получает вдова.

Наследство между сыновьями и дочерьми делится таким образом, чтобы доля каждого сына была в два раза больше доли каждой дочери.

Если после умершего остались только сыновья, то имущество делится между ними в равных долях. Единственный сын получает все имущество, тогда как единственная дочь получает только половину. Если мусульманин оставил двух и более дочерей, то они делят между собой две трети оставшегося после выплаты долгов и фиксированных долей наследственного имущества. Причем следует отметить, что зачатые, но не рожденные на момент смерти своего отца дети также признаются мусульманским правом наследниками.

Другие наследники первой группы — родители — имеют право на получение фиксированной доли, равной одной шестой. При этом они также могут быть «остаточными наследниками». При наличии у умершего сына или сыновей каждый родитель получает по одной шестой. Если наследодатель не оставил детей, то его наследство после выделения супружеской доли делится между родителями, причем матери причитается одна треть, а отцу — две трети. Если у умершего было двое и больше братьев и сестер, то матери причитается одна шестая. При этом братья и сестры в данном случае все равно ничего не получают — пять шестых отходят отцу умершего. Предположительно именно отец может обеспечить наиболее справедливый раздел имущества между своими детьми в будущем. Если же у умерше-

го осталась дочь (или несколько дочерей, или внучка по материнской линии), то отец может выступить в роли «остаточного наследника» -согласно Корану дочерям причитается максимум две трети наследственной массы, и на оставшееся имущество может претендовать отец.

Если мусульманин или мусульманка умерли, не оставив после себя прямых наследников по восходящей или нисходящей линиям, то тогда к наследованию призываются братья и сестры. Причем принцип раздела наследства между братьями и сестрами остается неизменным и аналогичен принципу раздела наследства между сыновьями и дочерьми. Доля каждого брата должна быть в два раза больше доли каждой сестры. Сестра после брата получает лишь половину, две и более сестры — две трети, тогда как брат и братья после умершей сестры могут получить все оставшееся после нее имущество.

Нельзя обойти вниманием наследование по завещанию. С одной стороны, составление завещания приветствуется и даже поощряется Кораном, но с другой — на содержание завещания накладываются значительные ограничения. Самым главным из ограничений является то, что наследоваться по завещанию может не более одной трети от всей наследственной массы. Данная норма закреплена Кораном и призвана обеспечить благосостояние семьи в случае потери кормильца. Вторая группа ограничений касается лиц, которые не могут быть наследниками по завещанию:

— наследники в силу кровного родства не могут одновременно быть наследниками по завещанию;

— не-мусульмане не могут быть наследниками мусульманина как в силу родства, так и по завещанию (мусульманин также не может наследовать после «неверных»).

При этом следует отметить, что выделение наследства по завещанию предшествует наследованию в силу кровного родства. После оплаты расходов на погребение, которое является первым пунктом в процессе распределения наследства, и выплаты всех долгов умершего свою долю получают наследники по завещанию, и лишь после них наследство делится между остальными наследниками.

Также в мусульманском праве закреплены условия лишения права на наследство. Главным среди них является лишение жизни наследником наследодателя. Но в отношении данного постулата существуют различные

трактовки. Согласно трактовке, созданной Мухаммедом ибн Идрис Шафии, убийца во всех случаях лишается права наследовать после своей жертвы (единственные исключения

— убийство в приступе безумия или совершенное малолетним). «Великий учитель» Абу Ханиф предложил несколько оснований, согласно которым право наследования может быть сохранено: если это было убийство, оправданное законами шариата или совершенное в целях самозащиты, или убийство при исполнении закона, или убийство, совершенное безумцем или ребенком, или убийство по случайности.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что наследование в мусульманском праве — это чрезвычайно сложный, многогранный институт, в котором выражены многие глубинные и уникальные особенности и самой мусульманской правовой системы, и ислама как религии. Отношения по наследованию, которые обычно регулируются нормами гражданского права, в большинстве мусульманских стран не подпадают под действие гражданских кодексов. Это можно объяснить тем, что Коран, являющийся главным священным текстом мусульман, содержащий прямые указания о правилах и принципах раздела наследства, и нормы, тесно связанные с религией, отличаются особой стабильностью и неизменностью. Порядок наследования, закрепленный Кораном, продолжает доминировать в большинстве мусульманских стран, даже тех, которые во многих других вопросах предпочли избрать путь, предлагаемый иными правовыми системами. Наследование — один из наиболее актуальных аспектов права ислама, являющегося универсальной религией, распространившейся по всему миру, и потому заслуживает самого пристального изучения как возможный ключ к пониманию этой религии и ее последователей.

1 История государства и права зарубежных стран: учебник. Ч. 1 / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 2001. С. 552.

2 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 100.

4 Сюкияйнен Л. Р. О правовой природе шариата и его взаимодействии с европейским правом. М., 1997. С. 20.

5 История государства и права зарубежных стран: учебник. Ч. 1 / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. С. 557.

6 Шайдуллина Л, И. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос). М., 1978. С. 45.

Статья поступила в редакцию 5 февраля 2010 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *