http://shop-cvvstore.ru Новые требования к учителю с 2020 года | Nlpseminar.ru

Прочее

Новые требования к учителю с 2020 года

Учителям поставят лайк

Также учителю следует «избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству, и деловой репутации» педагога и (или) школы.

— Примерное положение уточняет устаревший Модельный кодекс профессиональной этики педагогов и содержит детализированное описание этических норм, а также закрепляет право педагогов на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций, возникших из-за нарушения профессиональной этики, — прокомментировали документ в министерстве просвещения.

Как именно ведомство предлагает решать такие конфликты? В первую очередь, с помощью специальной комиссии, которая создается в школе. В нее могут войти совершеннолетние школьники, родители, учителя и сотрудники администрации школы, члены местного профсоюза. Если учитель будет не согласен с решением комиссии, он может обратиться в суд.

Напомним, весной 2020 года на всю страну прогремел скандал с увольнением учителя русского языка из Барнаула Татьяны Кувшинниковой. Она лишилась работы из-за якобы откровенных фото: занимаясь моржеванием, выложила в соцсети «зимние» снимки в платье с бретельками и в закрытом купальнике. Причем этот случай уже далеко не первый в череде увольнений педагогов за фото в интернете.

Коллегу поддержали тысячи учителей по всей стране. Они выкладывали снимки в купальниках, из тренажерных залов, из отпуска с хештегом Учителятожелюди#. После этого министерство просвещения пообещало разработать правила поведения учителей в соцсетях.

— Минпросвещения России и профсоюз обращают особое внимание на необходимость соблюдения участниками образовательного процесса положений Конституции РФ. В соответствии с ними каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, — подчеркнули в ведомстве.

Министерство также рекомендовало региональным органам исполнительной власти руководствоваться новым положением о профессиональной этике «при разработке отраслевых соглашений и локальных нормативных актов».

— С одной стороны, ничего революционного в новых нормах профессиональной этики нет. Этот документ стал более адекватным для той «цифровой» реальности, в которой мы живем. С другой — обновить эти нормы было действительно необходимо, — говорит победитель конкурса «Учитель года России-2020», общественный советник министра просвещения Алихан Динаев. — В Трудовом кодексе указано, что одним из оснований для увольнения является аморальный поступок, совершенный педагогом или воспитателем в образовательных учреждениях. Но детализации того, что считать аморальным поступком, нет. Новые нормы профессиональной этики позволят нам решить эту проблему. Очевидно, они сгладят те самые углы, на которые порой очень больно натыкались сотни учителей по всей стране. И если этот документ позволит всем участникам образовательных отношений спокойно, без лишней нервотрепки разрешать конфликтные ситуации, то тогда мы все должны сказать большое спасибо его разработчикам.

Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова прокомментировала этот документ на сайте профсоюза:

«К сожалению, минувший учебный год был отмечен целым рядом резонансных дел, связанных с обвинением учителей в нарушении ими норм профессиональной этики. Мы попытались привести нормы этики в созвучие со временем, отбросив в сторону устаревшие представления, и выработать механизм защиты педагога от произвольных нападок.

Модельный кодекс 2014 года указывал педагогам на необходимость во что бы то ни стало «соответствовать общепринятому деловому стилю», что было лишено здравого смысла в отношении тех же учителей физкультуры. В новой редакции документа требования заменены на более гибкую норму о соблюдении «внешнего вида, соответствующего задачам образовательной программы».

Новый документ отвечает вызовам цифровой среды, но ориентирован не на вмешательство в частную жизнь, а на установление единственного ограничения — воздержания от размещения в сети «Интернет» и в доступных детям местах информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Почему выбрана именно такая формулировка? Дело в том, что виды данной информации четко определены в законе. Информация порнографического характера — это, простите, не изображение в купальнике или с обнаженным атлетическим торсом. Мы считаем, что требования к поведению учителя в сети «Интернет» не могут быть более строгими, чем, скажем, к федеральному телеканалу.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Аттестация педагогов: каких изменений ждать?

В 2020 году в профстандарте появятся изменения, которые введут новые должности — старший учитель и ведущий учитель. Для того, чтобы их ввести необходима новая система аттестации, которая станет обязательной в 2020 году.

— Сейчас в 19 пилотных регионах проходит апробация новой модели аттестации педагогов, важного элемента национальной системы учительского роста (НСУР), а в 2020 году она станет обязательной для всех, — рассказала министр просвещения Ольга Васильева в интервью ТАСС.

Немногим ранее, в августе, заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина рассказала, что будет создана возможность прохождения аттестации учителей «в два клика», то есть никаких больше сборов грамот, благодарностей и открыток от родителей — дополнительные действия аттестуемых сократятся до минимума. Добавила она и то, что для новой системы понадобится современная техническая база.

Что ожидать?

Аттестация педагогических работников в 2020 году будет проходить в новом и непривычном формате. Ирина Борисовна Иноземцева, учитель русского и литературы московской школы, участвовала в апробации и рассказала о своих впечатлениях порталу pedsovet . org . Ниже — выдержки из её интервью.

  • Новая модель аттестации педагогических работников в 2020 году будет состоять из трёх частей — профессиональная задача, видеосъёмка урока и диагностическая работа. На первые два пункта отводилось по 10—12 дней, на последний — 4 часа.
  • В рамках первой части аттестуемым были предложены восемь задач, из которых нужно было решить две на выбор.
  • Пример одной из них:

    Кабинет, в котором Вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (различающихся по возрасту учащихся, например, в 5 и 10; по степени подготовленности класса; по гендерному признаку и т.д.)? Чем будут отличаться данные уроки? Отразите своё профессиональное мнение в решении (жанр решения выберите на своё усмотрение).

  • Видеосъёмка урока представляет из себя запись урока целиком, продолжительностью 45 минут, или его фрагмента, 15 или 30 минут.
  • В рамках диагностической работы проверялись знания предмета, психологии и физиологии детей, было предложено разработать внеклассное мероприятие, проверить работу школьника по критериям ГИА.
  • Единственная сложность новой модели аттестации, по мнению Ирины Борисовны, — это её новизна и непривычность, к которым легко и быстро привыкнут российские учителя. Из плюсов — возможность взглянуть на себя со стороны, понять свои сильные и слабые стороны.
  • Вопросы, которые возникают у педагогов

    Обязательная аттестация учителей в 2020 году вызывает много вопросов у педагогических работников, ответы на самые частые из них приводит портал k — zhurnal . ru .

  • Зачем изменили формат проведения? Для того, чтобы правила были едины для всей России и соответствовали профессиональному стандарту педагога.
  • В чём особенность новых должностей — старший учитель и ведущий учитель? От первого требуются умение выполнять функции методиста — разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания и коррекционной работы. От второго — выполнять функции администратора, то есть координировать работу учителей, психологов, а также организовывать разработку образовательных программ и их применение в обучении.
  • Кто и как будет проводить аттестацию учителей в 2020 году? То, что этим будут по-прежнему заниматься комиссии известно, но неизвестно то, как они будут формироваться, вероятно по какому-то единому порядку. А о форме проведения можно пока только строить предположения на основе апробации, которая проходила в 2017 и 2020 годах.
  • А можно ли пройти аттестацию по старым правилам? Ольга Васильева в интервью «РИА Новости» сказала, что во время переходного периода у педагогов будет выбор, по старым правилам её проходить или по новым.
  • Что будет при непрохождении аттестации? Придётся заниматься повышением квалификации. В этом должна будет помочь национальная система учительского роста (НСУР), в которую будут входить не только аттестационные комиссии, но и центры повышения квалификации педагогов.
  • Читайте так же:  Налог техосмотр стоимость

    Недостатки существующей модели аттестации

  • Отсутствие инструментов для объективной оценки уровня реальной квалификации педагога.
  • Отсутствие у учителей стимула повышать знания в области своего предмета, в сфере психологии и педагогики.
  • Не мотивирует осваивать и совершенствовать новые профессиональные компетенции.
  • Отсутствие объективной взаимосвязи между квалификацией учителей.
  • Необоснованный объём отчётности.
  • Более того, в каждом регионе сегодня применяется свой собственный подход к проведению с разными системами оценки, с разными требованиями. Цель новой модели аттестации в 2020 году — сделать процедуру общей для всей страны, а использоваться для этого будут Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ).

    Такое же название имеет и сайт, который создан Министерством просвещения — ефом.рф. Существует он для того, чтобы держать профессиональное сообщество в курсе проходящей работы по разработке и изменению ЕФОМ и учитывать мнение общественности. Для этого создан раздел для обсуждения, в котором желающие могут опубликовать замечания и предложения.

    Той же цели служила и конференция «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», которая состоялась 9 ноября 2020 года. В конференции участвовали 369 представителей из 75 субъектов РФ, а по итогам работы была принята резолюция, изучить которую вы можете здесь .

    Прислушивается ли Министерство просвещения к общественному мнению? Да, в ноябре 2020 года глава ведомства Ольга Васильева рассказала о том, какие изменения были уже приняты:

  • учёт мнения выпускников посчитали недочётом и решили отказаться от него;
  • отказались и от видеосъёмки урока или его фрагмента из-за технических сложностей — необходимости получения согласия родителей на видеозапись.
  • Рассказала она ещё и о том, что Министерство просвещения собирается создать независимые аттестационные центры, в которых педагоги смогут пройти аттестацию до официальной процедуры, самостоятельно оценить свою подготовку, выявить и устранить недочёты.

    Мнение учителей о новой форме аттестации

    Педагогическое сообщество единодушно и категорично в своём отношении к нововведениям. Многие сомневаются, что к их мнению по важным вопросам действительно прислушиваются, проводится много параллелей с ЕГЭ и его сомнительным успехом. Большинство педагогов довольны существующей моделью аттестации, есть и те, кто вообще против аттестации в любой её форме.

    Помимо критики есть и конструктивные предложения, например, вместо разработки ЕФОМ использовать уже существующую эффективную модель, которая сейчас применяется в Москве и в самом деле является аттестацией «в два клика». По этой модели результаты работы учителя определяются успехами его учеников и динамикой этих успехов. Педагог может пройти аттестацию даже со смартфона, а вся нужная для него информация содержится в городских информационных сетях. Минус этого предложения в том, что регионы отстают от столицы по техническому оснащению, но и это тоже вопрос решаемый.

    Руководитель департамента образования Москвы Исаак Иосифович Калина считает, что новая модель аттестации хороша для студентов, потому что поможет им доказать, что они смогут стать хорошими учителями, а вот по отношению к опытным учителям она неуважительна, потому что ставит их в один ряд с выпускниками вузов.

    А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23?26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

    Первые годы работы молодого учителя тяжело даются, так как зарплата у таких сотрудников низкая, требования высокие, а первая аттестация для повышения квалификации лишь через 5 лет.

    Это значит, что до аттестации учитель не сможет быть классным руководителем и будет получать минимальный доход.

    Аттестация учителей в 2020 году: изменения, которые коснутся всех педработников страны.

  • Прохождение первой аттестации не ранее чем через 5 лет после трудоустройства.
  • Прохождение внеочередной аттестации минимум через 2 года после первой (если имеются заслуги).
  • Аттестацию, которая определяет соответствие полученному ранее уровню.
  • Оценку работы и результативности, минуя оценку знаний по самому профильному предмету.
  • Новая форма аттестации педработников, которую внедрило Министерство образования и науки, предполагает проведение национальных квалификационных тестов учителей. Данное тестирование будет направлено в основном на определение знаний педагога по предмету. На втором месте будет определение методики учителя и психологии.

    Аттестация учителей в 2020 году: изменения которой приятно удивят педсотрудников, предполагает:

  • Карьерный рост и повышение квалификации молодых специалистов, которые показывают хорошие результаты работы из-за перескакивания категории.
  • Прохождение аттестации раньше, чем через 5 лет, если учитель заслуживает этого, исходя из его знаний и достижений.
  • Получение рейтинга в период аттестации, благодаря высоким результатам работы.
  • Из-за этого новая форма аттестации педработников, не нашла положительных откликов у опытных учителей, которые давно нашли свой подход к работе.

    Для этого педагоги будут посещать специальные курсы в Институте усовершенствования учителей. Что примечательно, раньше данные курсы были обязательными для всех, без исключения.

    Провал теста – это не конец педагогической карьеры, а толчок к саморазвитию и более серьезной подготовке тестирования профессиональных навыков педработника.

    Аттестация учителей в 2020 году: изменения пойдут на пользу. Новая модель аттестации откроет много возможностей перед молодыми сотрудниками и большие перспективы стремительного карьерного роста.

  • Должность учителя – при наличии законченного высшего образования и знании предмета. Такой сотрудник сможет самостоятельно разрабатывать план проведения уроков.
  • Ведущий учитель – такая должность доступна учителю высшей категории, владеющий всеми вышеперечисленными навыками и качествами.
  • Многие согласятся с тем, что учитель – это скорее призвание, чем профессия. Однако с каждым годом повышаются требования к знаниям не только к ученикам, но и к самим преподавателям. Чтобы учителя соответствовали требованиям образовательной системы, а также имели возможность карьерного роста, получать достойную зарплату – государство проведет некую реформу.

    Люди, мечтавшие о профессии учителя, нередко сдаются на полпути, ведь этот самый путь настоящее испытание. Окончив высшее педагогическое учебное заведение, не все молодые специалисты в итоге работают по профессии. Это связано с тем, что спрос на молодых и не опытных учителей не велик, все школы хотят заполучить учителя со стажем.

    Аттестируют педагогов давно, но лишь с 2020 года будет проведена образовательная реформа, которая позволит по-новому взглянуть на профессионализм учителя.

    Для педработников аттестация – это отличная возможность продвинуться по карьерной лестнице. После ее прохождения педагогам доступны:

    • Более высокая заработная плата и прочие выплаты (премии).
    • Возможность заведования кабинетом.
    • Комиссия рассматривала в большей степени внеурочные занятия, методическую работу учителя, способность взаимодействовать с родителями и уровень самообразования.

    • Оценку не только результатов учащихся, но и положительную динамику в развитии и знании своего предмета.
    • Как быть с не прошедшими аттестацию учителями

      Трудности с нововведениями в образовательной системе связаны в первую очередь с возрастом некоторых учителей. Никто не спорит, что такие преподаватели с большим опытом работы и приличным багажом знаний за спиной. Но, помимо прочего, они должны соответствовать современным стандартам, которые предъявляются к учителям сегодня.

    • Должность старшего учителя – сможет получить учитель первой категории, который овладел навыками инновационных технологий. Такой педработник будет иметь право на разработку учебной программы.
    • В зависимости от занимаемой должности, педагог будет иметь и соответственную заработную плату. По задумке, в таком случае учитель не будет перегружен дополнительной работой, но сможет усовершенствоваться и лично вносить коррективы в образовательную систему, что поможет улучшить ее и повысить успехи учащихся.

      Работа педагога – нелегкий труд, требующий не только хороших знаний, но и умения донести их детям. Многие молодые люди с педагогическим образованием работают не по специальности из-за медленного и тяжелого карьерного роста. Все к тому, что в начале работы, даже перспективный молодой преподаватель не может претендовать на нормальную зарплату.

      Если ранее больше обращали внимание на работу педагогов с учащимися, на их успехи, то теперь же, будет проводиться тестирование знаний предмета учителя. Это немаловажно, особенно для новых педработников и сотрудников старой закалки.

      Задачи аттестации в 2020 году

    • Работа классным руководителем.
    • Опытные учителя помнят путь, через который им пришлось пройти:

    • Карьерный рост, распределенный по этапам после первых двух аттестаций.
      • Участие педагогов в разработке новых методик своей работы.
      • Но беспокоиться не стоит, так как если учитель не сможет пройти тестирование, его не будут увольнять, или понижать квалификацию. Педсотрудник, не сдавший тест или сдавший плохо, будет иметь возможность подогнать знания по своему предмету и повысить свои профессиональные навыки.

        Привилегии, которые ожидают успешных учителей

        После удачного прохождения тестирования педагоги смогут получить такие должности:

        Новая форма аттестации педработников имеет основную цель – дать возможность молодым учителям расти в профессиональном плане, минуя долгие годы повышений квалификации.

        Это приводит к нехватке молодых кадров, люди не желают получать за тяжелый труд маленькую заработную плату и рассчитывать на карьерный рост лишь в долгосрочной перспективе.

        Ежегодно система образования усовершенствуется, появляются все новые требования, и педработники должны соответствовать этим требованиям. А в качестве бонуса, профессионалы своего дела получат больше свободы и достойный заработок, возможность карьерного роста. Такое поощрение должно пойти на пользу и улучшить уровень и качество образовательной системы страны.

        Одним из ведущих направлений в 2020-2020 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания. Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам. Каким будет учитель 2020 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

        Профессия «учитель»

        Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:

      • Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.
      • Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.
      • Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию (зачастую данный вопрос во многом зависит не от профессионализма молодого специалиста, а от желания администрации).
      • В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.

        Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2020 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.

        Зачем нужна аттестация?

        1. рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
        2. возможность дополнительно брать «классное руководство»;
        3. право заведовать кабинетом и др.
        4. Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:

        5. Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
        6. Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
        7. Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
        8. Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
        9. Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.
        10. Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:

        11. преподавание предмета;
        12. организация внеурочной деятельности учеников;
        13. взаимодействие с родителями;
        14. участие в общешкольной жизни;
        15. методическая работа;
        16. самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.
        17. При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2020 году.

          Новый формат оценки деятельности учителя

          В 2020 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию. По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.

          Главной инновацией 2020 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

          Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2020 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.

          Основными нововведениями будут:

        18. Возможность «перескакивать» через категорию.
        19. Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
        20. За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
        21. Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
        22. От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.
        23. Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.

          Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?

          Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.

          В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность» в новом формате никто не будет.

          Новые должности для успешных учителей

          Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2020 года предполагает введение таких должностей, как:

        24. Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
        25. Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).
        26. Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.

          Профстандарт педагога 2020, утвержденный Правительством РФ

          Для чего нужен профстандарт учителя?

          Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

          Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

          Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

          Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2020 г.?

          Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

        27. в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
        28. иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
        29. Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2020 №ТС-817/08).

          При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

          Не могут трудиться в роли педагогов лица:

        30. лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
        31. имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
        32. признанные недееспособными;
        33. имеющие определенные заболевания.
        34. Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

          Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

          Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

          Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

          Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2020 г.?

          Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

          Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

          Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2020 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

          Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

          Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?

          Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

          Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

        35. педагог-психолог (психолог в сфере образования);
        36. педагог дополнительного образования детей и взрослых;
        37. педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
        38. специалист в области воспитания;
        39. мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
        40. специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.
        41. Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?

          При разработке/ корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего привести в соответствие с профстандартом:

        42. наименование должности сотрудника;
        43. перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
        44. содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.

      Типовой должностной инструкции педагога в настоящий момент на законодательном уровне не разработано. Для составления такого документа предлагаем воспользоваться рекомендациями из нашей статьи «Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту».

      Где можно скачать профстандарт педагога?

      Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.

      Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *