http://shop-best-cc-sites-for-carding.ru Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних | Nlpseminar.ru

Прочее

Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Административная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Статья 65 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Должностные лица, родители несовершеннолетних или их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по их содержанию и воспитанию образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом данного административного правонарушения являются законные права и интересы несовершеннолетних. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ, состоит в том, что виновный не исполняет либо ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по:

1) содержанию детей, т.е. не предоставляет им место проживания, необходимые для нормального развития продукты питания, не обеспечивает одеждой, обувью и т.п.;

2) воспитанию детей, т.е. не прививает им элементарных навыков, не учит их добру, правилам вежливости, этикета, не прививает им любовь к труду, Родине, уважения к старшим и т.п.;

3) обучению детей, т.е. не приобретает для них учебники, тетради, иные учебные принадлежности, не дает им возможности учиться, не создает условий для посещения школы и т.п.;

4) защите интересов детей (в т.ч. имущественных, личных). Например, опекуны не желают представлять интересы ребенка в суде.

Субъектами этого правонарушения являются:

1) родители несовершеннолетнего (т.е. родная мать или отец либо усыновители ребенка);

2) иные законные представители ребенка (например, опекун, попечитель);

3) в ряде случаев — юридические лица (например, лечебные учреждения, на попечении которых находится ребенок).

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Частью 2 ст. 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

Анализ мер ответственности, предусмотренных в ст. 5.35 КоАП РФ, показывает, что:

1) за данное правонарушение назначается предупреждение либо наложение административного штрафа в размере от ста до пяти тысяч рублей (в том числе при повторном совершении правонарушения);

2) эти наказания назначаются комиссией по делам несовершеннолетних и по защите их прав при администрации городов и районов.

Административное наказание не освобождает родителей (иных законных представителей) от исполнения обязанности по воспитанию, содержанию, образованию ребенка.

Прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Н.И. Глотова

За нарушение прав несовершеннолетних предусмотрена ответственность

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства — участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 21 Конституции РФ запрещает любые виды насилия, жестокое или унижающие человеческое достоинство обращение или наказание.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ст.38 Конституции РФ).

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (статья 65).

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязывает органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать соответствующие органы согласно их компетенции.

Одним из оснований лишения родительских прав или отмены усыновления является жестокое обращение с детьми (ст.ст.69, 141 СК РФ).

Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего обязанностей по их содержанию и воспитанию образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.35 КоАП РФ, а если это деяние соединено с жестоким обращением с ребенком, то такое лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ.
перейти к списку вопросов версия для печати

Органы прокуратуры области в районах

Прокуратура Кировской области

2016, Все права защищены

При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Основные права и обязанности несовершеннолетних

Действующая Конституция Российской Федерации провозглашает в качестве базового принципа охрану и защиту материнства и детства (ст. 38).

Права ребенка определены не только на уровне российского законодательства, но и в Конвенции о правах ребенка, принятой Резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989. Положения Конвенции основаны на том, что ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, а также поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

К числу основных прав несовершеннолетнего относятся:

· жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

· знать своих родителей, право на их заботу, воспитание, совместное проживанием с ними, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка;

· на имя, фамилию и отчество;

· на защиту, обеспечение его интересов;

· на всестороннее развитие, отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих возрасту ребенка;

· на медицинскую помощь;

· на уважение человеческого достоинства;

· на образование, в том числе дополнительное;

· на труд (трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения);

· на общение с родственниками;

· на выражение своего мнения по вопросам, затрагивающим интересы ребенка;

· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

· право собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Кроме того, в соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации на органы опеки и попечительства возложена обязанность по выявлению указанной категории детей, защите их прав и законных интересов, назначению им опекунов и попечителей, последующему контролю за условиями содержания и воспитания детей.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

О выявлении лиц, жестоко обращающихся с детьми и (или) вовлекающих их в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, совершающих по отношению к ним противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния, следует незамедлительно сообщить в органы внутренних дел.

Помимо прав несовершеннолетние также имеют ряд обязанностей, к числу основных из них относятся:

· слушаться своих родителей (законных представителей);

· учиться (при этом начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными),

· соблюдать устав, другие локальные акты образовательного учреждения;

· соблюдать нормы поведения в обществе,

· не нарушать требования закона,

· в случае осуществления трудовой деятельности – соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка;

· юношам по достижении возраста 17 лет встать на воинский учет (с 1 января по 31 марта).

За неисполнение указанных обязанностей в предусмотренных законом случаях и с определенного возраста ребенок несет ответственность.

К примеру, в силу ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся, достигший возраста 15 лет, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков может быть отчислен из образовательной организации.

За совершение административных правонарушений и преступлений ответственность по общему правилу наступает с 16 лет.

Однако за отдельные виды преступлений (такие как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон транспортного средства, уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах и т.д.) уголовная ответственность наступает уже с 14 лет.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных законом, — органом опеки и попечительства, прокурором или судом.

Так, в прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа – Югры имеется отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, работает телефон «горячей линии» по вопросам соблюдения прав несовершеннолетних — 8 (3467) 35-29-40.

Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних

Юридическая ответственность за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних по законодательству Российской Федерации (на примере Московской области)

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Страницы в журнале: 59-62

А.В. Баженов,

студент 1-го курса магистратуры Российского государственного социального университета Россия, Москва

А.М. Рабец,

доктор юридических наук, профессор кафедры трудового, социального и семейного права Российского государственного социального университета Россия, Москва Rab[email protected]

Рассматриваются проблемы в сфере защиты прав ребенка в Российской Федерации. Анализируется юридическая ответственность за нарушение прав и законных интересов детей по законодательству Российской Федерации в Московской области. Формулируются предложения по наделению уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы по направлениям, связанным с защитой прав детей.

Ключевые слова: права ребенка, общество, государство, органы опеки и попечительства, семья, норма, защита, несовершеннолетний, законодательство.

Актуальность темы обусловлена тем, что трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям — неспособности, а порой нежелания или непонимания необходимости проявить подлинную заботу о соблюдении их прав. Одна из наиболее серьезных проблем — российская система защиты прав ребенка, — и заключается она в том, что деятельность институтов в этой сфере в России почти всегда направлена на разрушение семьи. Зачастую единственным способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятие из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Павла Астахова, посещение неблагополучной семьи и изъятие ребенка из семьи — это уже следствие проблемы. Все эти шаги уже очень поздние. Можно указать и на отсутствие в законодательстве каких-либо четко понятных критериев оснований для отобрания ребенка, на которые можно было бы опираться органу опеки и попечительства. Отобрание ребенка, направленное на защиту его прав, не выполняет свою функцию, часто «опаздывает», а иногда и является необоснованным, наносит детям непоправимые травмы.

Целью нашего исследования является анализ юридической ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних по законодательству Российской Федерации в Московской области.

Нормы, посвященные правам несовершеннолетних детей, являются относительно новыми для российского законодательства. В 1990 году Российская Федерация стала участником Конвенции о правах ребенка 1989 года (далее — Конвенция), в связи с чем приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствие требованиям Конвенции. Во исполнение этого в Конституции РФ и Семейном кодексе РФ появились нормы, посвященные личным и имущественным правам несовершеннолетних детей.

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности. Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности получило свое закрепление в действующем гражданском законодательстве, где наступление полной дееспособности обусловлено достижением совершеннолетия, т. е. 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия. Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы.

Одним из самых важных прав ребенка является предусмотренное ст. 54 СК РФ право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п. 2 ст. 20 ГК РФ, устанавливающим местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших 14 лет и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. По достижении несовершеннолетним 16 лет его регистрация по месту жительства проводится на основании паспорта. Таким же образом в случае необходимости осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания. Поскольку Положением о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828) предусмотрена выдача паспорта не в 16 лет, как ранее, а в 14 лет, то регистрация по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, производится на основании паспорта.

Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК РФ).

В Конституции РФ ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.

СК РФ также является документом, регулирующим права и обязанности несовершеннолетних в России, так как в нем в целях усиления гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции выделена специальная глава «Права несовершеннолетних».

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

— к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.;

— ко второй группе — право ребенка на семейное благополучие;

— к третьей группе — на свободное развитие его личности;

— четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей;

— пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством);

— шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы.

Проблемы обеспечения и защиты прав детей условно можно рассматривать в двух направлениях: социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений; психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

Еще одна проблема — отсутствие в нашей стране культуры обращения граждан и детей в органы, осуществляющие защиту прав ребенка. В большинстве случаев граждане не знают, куда и к кому обратиться с просьбой о помощи, не говоря уже о самих детях.

На региональном уровне в сфере защиты прав ребенка также имеются определенные негативные тенденции. Так, обеспечением соблюдения прав детей в Московской области сегодня занимаются множество различных государственных и общественных структур, в деятельности которых достаточно хорошо внедрены и отработаны механизмы и социальные практики, реально обеспечивающие современные правовые стандарты в отношении детей. Однако их работа на сегодняшний день должным образом не скоординирована, поэтому отсутствует обобщенный анализ ситуации с соблюдением прав детей в регионе. В связи с этим имеют место: наличие разнородной статистики и отсутствие достоверных цифр в отношении различных категорий детей и явлений в детской среде, предоставляемых государственными ведомствами; разнородность представлений о приоритетах в детской политике у разных государственных институтов; отсутствие специальной работы, направленной на повышение правовой культуры специалистов, работающих с детьми; невключенность самих детей в процесс защиты собственных прав и т. д.

Одна из острых тем — нарушение жилищных прав детей при расторжении брака родителей и купле-продаже жилья. Контрольная функция органов опеки и попечительства за совершением сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние, исчезла в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ. Законодатель посчитал, что разумность поведения родителей по отношению к собственным детям не требует дополнительного контроля. Отстранение органов опеки и попечительства от процесса выдачи предварительных разрешений на сделки, затрагивающие интересы детей (в случаях, когда они не являются собственниками, а лишь обладают правом пользования жилым помещением), привело к многочисленным случаям выселения детей.

Таким образом, можно говорить о несоответствии современным запросам общества государственной системы работы с ребенком и необходимости в интересах ребенка реформирования самой системы, ее управления.

В целях решения существующих проблем необходимо осуществлять деятельность по различным взаимосвязанным направлениям в сфере защиты прав ребенка.

Так, на региональном уровне следует решить задачу по объединению различных ветвей государственной власти, общественных и некоммерческих организаций, специалистов, энтузиастов, бизнес-сообщества, политических партий и всех граждан, кому не безразлично наше будущее, а значит, и будущее наших детей.

Необходимо совершенствовать правовую грамотность населения, для чего следует продолжить развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различных типов и видов; разработку учебных курсов, включающих правовое содержание соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий; формирование правовой культуры педагогов и системы подготовки педагогических кадров учебного предмета «Право», а также углубление профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин.

Необходимо, чтобы детям были доступны данные не только руководства образовательного учреждения, органов образования, но и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органов социальной защиты, регионального уполномоченного по правам ребенка. Дети должны знать, куда можно обратиться в случае конфликтной ситуации, жестокого обращения в семье или в школе.

Для повышения эффективности конституционно-правовой защиты прав несовершеннолетних в рамках функционирования института уполномоченного по правам ребенка в России необходимо наделение уполномоченных в субъектах Российской Федерации правом законодательной инициативы по таким направлениям, как:

— защита прав детей на жизнь и охрану здоровья (в частности, на отдых и оздоровление, санитарно-эпидемиологическую безопасность);

— защита права на получение образования (в частности, в дошкольных учреждениях);

— защита прав при раздельном проживании родителей;

— защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— ужесточение ответственности в области борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Таким образом, проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, поэтому важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов. Долг всего общества — сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми, выявлять и пресекать подобные случаи.

1. Беспалов Ю. Защита прав несовершеннолетних // Российская юстиция. 2015. № 1. С. 32—34.

2. Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка // Российская юстиция. 2015. № 3. С. 25—26.

3. Гуманитарные науки и модернизация правовой системы государства: российский и зарубежный опыт: труды Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Б. Гридневой, А.Б. Дидикина. Новосибирск, 2012.

4. Зайцев Е., Семина Л. Права, обязанности и ответственность детей, родителей и работников образовательных учреждений в сфере отношений, связанных с образованием и воспитанием // Правозащитник. 2011. № 2. С. 4—25.

5. Захаров С. Права и обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их нарушение // Право и жизнь. 2014. № 12. С. 51—58.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.07.2015).

7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950).

8. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989).

9. Кравчук Н.В. Система международных органов в защите прав ребенка // Защити меня. 2014. № 1.

10. Мизинцев Н. Имущественные права ребенка // Закон. 2013. № 11. С. 89—92.

11. Муратова С.А. Семейное право: схемы, комментарии: учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2012.

Ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Административная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для обеспечения реализации права ребенка на всемерную защиту, в т.ч. и от родителей (иных законных представителей несовершеннолетних), иных граждан, должностных лиц, юридических лиц законодательством предусмотрено применении к виновным лицам мер ответственности.

Административная ответственность наступает за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности должностное лицо подлежит в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Рассмотрим ответственность за нарушение прав несовершеннолетних в зависимости от субъекта правонарушения (приведенный перечень административных правонарушений не является исчерпывающим).

1. Родители и иных законные представители несовершеннолетних

Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1989 (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным принципам семейного законодательства относит приоритет семейного воспитания детей, заботу об их благосостоянии и развитии, закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Требование установления ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и развитию ребенка предусмотрено ст. 18, 27 Конвенции о правах ребенка. В развитие данных норм в рамках российского законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей предусмотрена административная ответственность пост. 5.35 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, влечет административное наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

В соответствии со ст. 55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В соответствии с п. 2 ст. 66 СК РФ родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. В случае отсутствия соглашения — судом принимается решение о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей.

Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ влечет наложение штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 5 суток.

Также родители является субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 6.10 КоАП, предусматривающего ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенные родителями, с наложением административного штрафа в размере от 1 тысячи 500 до 2 тысяч рублей.

2. Должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН

Статья 5.36 КоАП РФ — нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей

1. Нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 5.37 КоАП РФ — незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 5.57 КоАП РФ — нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Статья 5.11 КоАП РФ — проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ

Статья 6.10 КоАП РФ — вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ, лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних,

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Статья 6.7 КоАП РФ — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 6.17 КоАП РФ — нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

1. Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет») информации (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме) в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, —

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет»), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц — от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Статья 6.18 КоАП РФ — нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним

1. Нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

2. Те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут дисквалификацию на срок три года.

Статья 6.20 КоАП РФ — изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов

Изготовление, приобретение, хранение, перевозка, распространение, публичная демонстрация либо рекламирование юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1 миллиона до 5 миллионов рублей с конфискацией материалов или предметов с порнографическими изображениями либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией материалов или предметов с порнографическими изображениями.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ

Статья 13.15 КоАП РФ — злоупотребление свободой массовой информации

Незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния (часть 3), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3х до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Статья 13.21 КоАП РФ — нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации

Нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса (часть 2), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от 5 тысяч до 20 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от 20 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 14.16 КоАП РФ — нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния (статья2.1), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей; на юридических лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Статья 20.20 КоАП РФ — распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях (часть 1),-

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

В соответствии со ст. 15 Закона Республики Коми от 23.12.2008 № 148-РЗ «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми» за совершение правонарушений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лица и органы привлекаются к административной ответственности в соответствии с Законом Республики Коми «Об административной ответственности в Республике Коми» (далее — Закон):

Охрана и защита прав несовершеннолетних — сложная правовая задача и ее осуществление невозможно только путем установления административной ответственности.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Приведенный перечень административных правонарушений не является исчерпывающим

Анализ состояния законности и эффективности прокурорского реагирования диктует необходимость активно использовать полномочия по подготовке и направлению в арбитражный суд заявлений о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере защиты прав несовершеннолетних.

В ходе проверок выявлены факты продаж товаров для детей, представляющих для них реальную угрозу. Подобные случаи требуют прокурорского вмешательства не только в отношении уполномоченных контролирующих органов, но и в отношении лиц, непосредственно нарушающих закон. Прокуроры в Тамбовской области наработали положительную арбитражную правоприменительную практику. Возбуждено несколько административных производств по ч. 2 ст. 19.19 КоАП. Внимание прокуроров было обращено на актуальную проблему обязательной сертификации детской продукции (игрушки, детская одежда, обувь).

Закон Республики Коми от 23.12.2008 N 148-РЗ «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми»

1. За совершение правонарушений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лица и органы привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс):

1) за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в соответствии со статьей 5.35Кодекса;

2) за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти Республики Коми или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, за предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем — в соответствии со статьей 5.36 Кодекса;

3) за совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти Республики Коми или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, — в соответствии со статьей 5.36 Кодекса;

4) за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в том числе родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, — в соответствии со статьей 6.10 Кодекса;

5) за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, в том числе родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, — в соответствии со статьей 6.10 Кодекса;

6) за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах — в соответствии со статьей 20.22 Кодекса.

2. За совершение правонарушений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лица и органы привлекаются к административной ответственности в соответствии с Законом Республики Коми «Об административной ответственности в Республике Коми» (далее — Закон):

1) за допущение нахождения несовершеннолетних на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, — в соответствии со статьей 4(2) Закона;

2) за допущение нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, — в соответствии со статьей 4(2) Закона.

Родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов, отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений, злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (статья 69 Семейного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, как следует из правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в пункте 95 Постановления от 8 апреля 2004 года по делу «Хазе (Haase) против Германии», сам по себе тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его воспитания среду, не оправдывает принудительные меры по отобранию его у биологических родителей; требуется наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, закрепленное статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, положения статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации в системной связи с другими статьями того же Кодекса предусматривают лишение родительских прав как крайнюю меру ответственности, которая применяется судом только за совершение родителями виновного правонарушения в отношении своих детей и только в ситуации, когда защитить их права и интересы другим путем невозможно, что само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав.

Ответственность родственников несовершеннолетнего за нарушение его прав: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Железный М. В.

В статье проводится анализ норм действующего российского законодательства, регулирующих основания, порядок и особенности привлечения к ответственности родственников несовершеннолетних детей за нарушения их прав. Автор раскрывает пробелы и коллизии, существующие в регулировании институтов лишения и ограничения родительских прав, и обосновывает предложения по совершенствованию порядка привлечения к ответственности родственников несовершеннолетних за нарушение их прав путем использования категорий родственных прав и ювенальной ответственности . Исследование проведено на основе актуальных материалов судебной практики и концепций ученых-юристов, изучавших проблемы защиты прав несовершеннолетних .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Железный М. В.

Текст научной работы на тему «Ответственность родственников несовершеннолетнего за нарушение его прав: вопросы теории и практики»

?9.9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДСТВЕННИКОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЗА НАРУШЕНИЕ ЕГО ПРАВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Железный М.В., аспирант Институт государственного администрирования, г. Москва Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация: В статье проводится анализ норм действующего российского законодательства, регулирующих основания, порядок и особенности привлечения к ответственности родственников несовершеннолетних детей за нарушения их прав.

Автор раскрывает пробелы и коллизии, существующие в регулировании институтов лишения и ограничения родительских прав, и обосновывает предложения по совершенствованию порядка привлечения к ответственности родственников несовершеннолетних за нарушение их прав путем использования категорий родственных прав и ювенальной ответственности.

Исследование проведено на основе актуальных материалов судебной практики и концепций ученых-юристов, изучавших проблемы защиты прав несовершеннолетних.

Ключевые слова: ответственность, несовершеннолетний, ребенок, родственник, лишение родительских прав, правонарушение.

Ответственность родственников несовершеннолетнего за нарушение его прав: вопросы теории и практики Существование всякого права предполагает установление ответственности за его нарушение. Еще И. Кант писал: «Право человека должно быть священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти1». Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., открыла эпоху прав ребенка, признаваемого особым субъектом правовой защиты.

Известно, что благополучие ребенка зависит от состояния семьи, в которой он живет и воспитывается. Семейное неблагополучие, выражающееся в правонарушениях членов семьи против ребенка, не является делом сугубо частной жизни, но может и должно быть объектом публично-правового государственного воздействия.

Ответственность родственников несовершеннолетнего за нарушение его личных, имущественных и других охраняемых законом интересов можно рассматривать как составляющую системы семейно-правовой ответственности. В свою очередь, семейно-правовая ответственность представляет собой феномен, в котором имеется много «белых пятен», пробелов, затрудняющих правоприменительную деятельность и защиту несовершеннолетних граждан от противоправных действий со стороны родственников. Л.Е. Чичерова формулирует понятие семейно-правовой ответственности как «предусмотренной санкцией нормы права или условиями договора меры возможного воздействия на правонарушителя при несоблюдении им требований закона, условий договора или судебного акта, влекущей для него лишение или ограничение имущественного или личного

1 Кант И. К вечному миру // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М., 1994. Т.1. С. 435.

неимущественного права2». В качестве видов семейноправовой ответственности Л.Е. Чичерова рассматривает признание брака недействительным; лишение или ограничение родительских прав; отмену усыновления, опеки и попечительства; отобрание ребенка и ограничение контактов с ним; лишение права быть усыновителем, опекуном или попечителем; досрочное расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, лишение права супруга на равную долю в общем имуществе при его разделе; лишение или ограничение права субъекта семейного права на материальное со-держание3.

С точки зрения соблюдения прав несовершеннолетних в рамках юридической ответственности родственников особое внимание следует уделить порядку и условиям лишения и ограничения родительских прав.

Ответственность родственников несовершеннолетнего за нарушение его прав в виде лишения или ограничения прав, основанных на родстве, можно назвать ювенальной ответственностью. Ювенальная ответственность представляет собой явление, связанное с провозглашением приоритета прав человека и утверждением доктрины прав ребенка в международном масштабе. В дореволюционном законодательстве, содержавшем богатое наследие знаменитого «Домостроя», правам ребенка не было места. Тем не менее в узаконениях прошлого встречались отдельные нормы об ответственности за проступки родственников против детей. В частности, родительская власть подлежала прекращению в исключительных случаях, к которым относились кровосмешение, сводничество дочери, вступление родителями или одним из них в брак повторно, а также оставление детей либо злоупотребление родительской властью4.

Действующий ныне Семейный кодекс 1996 г. (далее -СК РФ) предусматривает два вида специальной ответственности за злоупотребление родственными правами: лишение родительских прав и ограничение родительских прав.

Ограничение родительских прав имеет двойственную природу: с одной стороны, ограничение родительских прав может применяться как мера ответственности родителей; с другой стороны, одним из его оснований могут быть тяжелые обстоятельства, в том числе болезненное состояние родителей. Для ограничения родительских прав свойственно отсутствие чрезвычайной ситуации, непосредственной угрозы ребенку. При наличии непосредственной угрозы отобрание ребенка, согласно ст. 77 СК РФ, может быть произведено немедленно.

Ограничение родительских прав как мера ответственности применяется при отсутствии достаточных оснований лишения родительских прав. Например, суд принял решение об ограничении матери несовершеннолетней в родительских правах по иску социальнореабилитационного учреждения. В ходе рассмотрения дела было установлено, что мать склоняла дочь к монашеству и бродяжничеству, пытаясь привить дочери образ жизни по религиозным убеждениям матери. Полагая, что ребенок должен быть отобран у матери, но без лишения родительских прав, суд ограничил ответчицу в родительских правах5.

2 Чичерова Л.Е. Ответственность в семейном праве: вопросы теории и практики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 8.

4 Загоровский А.И. Курс семейного права. Одесса, 1909. С. 248.

5 Обозрение: судебные новости. 2000. № 3-4.

Ответственность родственников несовершеннолетнего

Ограничить родительские права можно при наличии опасности для ребенка в силу стечения тяжелых обстоятельств. К таковым относятся, например, психическое заболевание, инфекционные заболевания, нетрудоспособность родителей, неспособность обеспечить защиту ребенка от противоправных действий третьих лиц. Перечень этих обстоятельств не является исчерпывающим.

Конвенция о правах ребенка провозглашает: «Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался с родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют. что такое разлучение необходимо». Справедливо считается, что разлучение родителей и детей противоречит самой природе: «одна из примечательных особенностей прав родителей на воспитание — их неотчуждаемость. Это обстоятельство имеет два объяснения. Во-первых, налицо так называемое естественное право, возникшее в силу самого факта рождения, неотъемлемая часть человеческой сущности. С другой стороны, давший жизнь ребенку связан с ним навсегда. 6».

В литературе отмечается, что лишение родительских прав служит исключительной мерой воздействия на родителей, виновных в опасных противоправных действиях в отношении несовершеннолетних7. Исчерпывающий перечень оснований лишения родительских прав указан в ст. 69 СК РФ. К таким основаниям относятся: уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов; отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребление родительскими правами; жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними и покушение на их половую неприкосновенность; заболевание хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Отсутствие детального регулирования форм и содержания вины родителей в случае привлечения их к ответственности за правонарушения в отношении несовершеннолетних детей нередко приводит к вынесению необоснованных решений о лишении родительских прав или, наоборот, позволит проявить незаслуженное снисхождение к правонарушителям.

Суд надзорной инстанции признал незаконным решение суда первой инстанции о лишении родительских прав О.Ю. Роговой в отношении двоих детей — Дмитрия, 1989 года рождения, и Ксении, 1991 года рождения. Районный суд обосновал решение тем, что ответчица не занималась воспитанием детей, но вышестоящий суд указал, что при рассмотрении дела не учитывались причины неисполнения родительских обязанностей. Кроме того, Рогова являлась нетрудоспособной, инвалидом I группы. Ввиду того, что вина ответчицы в уклонении от исполнения родительских обязанностей не была доказана, решение суда первой инстанции по

6 Емельянов В. Понятие злоупотребления гражданскими правами // Законность. — 2000. — № 11. — С. 29.

7 См., например: Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. — М.: Наука, 1991. — С. 164.

протесту прокурорам Новосибирской области было отменено8.

Приморский краевой суд отменил решение Перворе-ченского районного суда о лишении родительских прав Дравгелиса в связи с отказом забрать дочь из детского дома. При пересмотре дела было установлено, что суд первой инстанции не поинтересовался причинами столь неоднозначного поступка ответчика. Дравгелис упоминал о том, что в его однокомнатной квартире с трудом размещается семья, состоящая из пяти человек. Таким образом, решение суда первой инстанции о лишении родительских прав было признано незаконным9.

Бражкина В.П. оставила ребенка в родильном доме, когда ей стало известно о его врожденном заболевании. Коминтерновский суд г. Воронежа принял решение о лишении Бражкиной родительских прав, поскольку ответчица не явилась в суд для опровержения позиции истца10. Решение Коминтерновского суда также не было основано на достаточных доказательствах вины ответчицы.

Приведенные примеры показывают, что для защиты права ребенка на жизнь и воспитание в семье необходимо установить презумпцию невиновности родителей при рассмотрении дел о лишении родительских прав. Лишение родительских прав может допускаться в том случае, если доказана вина родителя, причем родители не обязаны доказывать свою невиновность, а все сомнения в виновности родителей должны толковаться в их пользу.

В настоящее время санкция в виде лишения прав, основанных на родстве, предусмотрена исключительно по отношению к родителям несовершеннолетнего потерпевшего. Другие родственники, совершающие опасные правонарушения против несовершеннолетнего, не лишаются своих прав в отношении ребенка. Возникает пробел, который может быть ликвидирован при введении вместо категории родительских прав более широкого понятия — родственные права. Представляется, что для всех лиц, обладающих родственными правами в отношении несовершеннолетнего (родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек, других родственников), должна быть предусмотрена санкция в виде лишения родственных прав, если будет установлен факт опасного нарушения прав несовершеннолетнего, или, иначе говоря, при наличии ювенального правонарушения. В качестве отличительных признаков ответственности родственников несовершеннолетних за опасное нарушение их прав (ювенальной ответственностй) можно выделить следующие:

1) ювенальная ответственность предусматривается за правонарушения в отношении несовершеннолетнего, являющегося родственником причинителя вреда;

2) ювенальная ответственность предусматривается за правонарушения, опасные для физического и духовного развития несовершеннолетних и прямо предусмотренные законом;

3) субъектами ювенальной ответственности признаются лица, имеющие родственные права и обязанности в отношении несовершеннолетнего потерпевшего.

8 Постановление Президиума Новосибирского областного суда от 17 октября 1997 г.

9 Судебная практика по семейным спорам. М., 2004. С. 109.

10 Справка по результатам рассмотрения судами Воронежской области гражданских дел о лишении родительских прав за период

2002-2004 гг. // Подготовлена ведущим специалистом Воронежского областного суда Усенко К.Ю.

Соотношение лишения и ограничения родительских прав с восстановлением родительских прав также имеет большое значение.

Н.Г.Ф. и его жена были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей Валентины и Виктории за невыполнение обязанностей по воспитанию детей. Шесть лет спустя Н.Г.Ф. обратился в суд с просьбой о восстановлении родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей Валентины и Виктории. У истца, его жены и дочерей сложились доверительные отношения. Суд принял решение о восстановлении Н.Г.Ф. в родительских правах11.

Восстановление родительских прав оформляется решением суда. После восстановления родительских прав решение о лишении родительских прав не отменяется. Получается, что и решение о лишении родительских прав, и решение о восстановлении родительских прав, то есть два противоположных по существу решения, находятся в силе и действуют одновременно. К такому противоречивому положению приводит разде-ленность институтов лишения родительских прав и их восстановления. Между тем эти институты настолько связаны друг с другом, что их необходимо объединить в целях обеспечения единообразного применения законодательства. Представляется, что вместо восстановления в родительских правах необходимо производить отмену ранее вынесенных решений о лишении родительских прав.

Одной из наиболее актуальных проблем продолжает оставаться право инициировать дело о лишении родительских прав. Лица, имеющие право на предъявление подобных исков в суд, перечислены в СК РФ. На практике, однако, разнообразие жизненных ситуаций вызывает коллизии. Если право родителей или опекунов, попечителей на предъявление иска о лишении родительских прав не может подвергаться сомнению, право фактических воспитателей и Уполномоченного по правам ребенка на возбуждение подобных дел не всегда признавалось. Как полагает М.А. Викут, фактический воспитатель обладает правом на иск о лишении родительских прав. Ю.Ф. Беспалов, признавая за фактическим воспитателем право на предъявление иска о лишении родительских прав в защиту несовершеннолетнего, обосновывает свою позицию наличием у фактического воспитателя статуса заинтересованного лица. Приводя в качестве примера практику Ковровско-го районного суда и других судов Владимирской области, рассматривавших дела о лишении родительских прав по искам фактических воспитателей, Ю.Ф. Беспалов делает вывод о том, что фактическим воспитателям предоставлено право на предъявление иска о лишении родительских прав в интересах ребенка.

В целях наиболее эффективной защиты прав несовершеннолетних необходимо закрепить право любого заинтересованного лица на обращение в суд в защиту интересов несовершеннолетнего гражданина. Такое положение закона будет способствовать повышению ответственности родственников несовершеннолетних за нарушения их прав и станет универсальной мерой общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних.

В настоящее время совершенствование принципов и правил, регулирующих ответственность родственников несовершеннолетних за нарушения их прав, является одной из приоритетных задач, стоящих перед государ-

11 Нечаева А.М. Комментарий судебной практики по применению семейного законодательства. М., 2005. С. 175.

ством. Внутреннюю сущность ответственности родственников за ребенка лучше всего выразил В.Г. Белинский: «Нравственное воспитание детей должно быть отрицательное, т.е. состоять в удалении от них всяких дурных примеров и в развитии в них чувства любви12». Люди, составляющие ближайшее окружение несовершеннолетнего, оказывающие непосредственное влияние на развитие его личности, должны понимать особую значимость своего поведения для ребенка и осознавать, что на них возложена не только морально-этическая, но и юридическая ответственность за судьбу несовершеннолетнего подопечного.

Статья по теме: «Ответственность родственников несовершеннолетнего за нарушение его прав: вопросы теории и практики», представленная на рецензирование, представляет собой попытку автора переосмыслить целесообразность и эффективность применения положений гражданского и семейного законодательства РФ, регулирующих вопросы ответственности родственников детей за правонарушения, совершенные в отношении детей. Поскольку в последние годы число исков о лишении и ограничении родительских прав, об отобрании ребенка, а также количество уголовных дел о жестоком обращении с детьми неуклонно возрастают, идеи автора о совершенствовании порядка привлечения к ответственности родственников несовершеннолетнего за нарушение его прав, изложенные в статье, можно считать своевременными и полезными.

В представленной работе проводится комплексное исследование порядка и оснований лишения родительских прав и ограничения родительских прав. В результате формулируются предложения о введении презумпции невиновности по делам о лишении или ограничении родительских прав, а также об использовании более широкой правовой категории — категории ««родственные права». Автор настаивает, что за опасное нарушение прав ребенка ответственности в виде лишения прав, основанных на родстве, должны подлежать не только родители, но и другие родственники ребенка. Отсюда следует вывод, что нормы о лишении и ограничении родительских прав, существующие разрозненно, следует пересмотреть, дополнить и объединить в один общий институт ювенальной ответственности.

Некоторые предложения автора представляются далеко не бесспорными, например новелла о презумпции невиновности родителей. Вместе с тем автор последовательно отстаивает свою позицию и доказывает ее примерами из судебной практики.

Структура публикации является логичной.

При рецензировании данной статьи были отмечены технические неточности, которые, однако, не повлияли на качество работы.

Отмеченные недостатки устранены к моменту написания настоящей рецензии.

Статья, представленная на рецензирование, по структуре и логике изложения отвечает установленным требованиям и может быть опубликована в соответствующих периодических изданиях, в том числе рекомендованных ВАК РФ.

Научный руководитель к.ю.н. Е.С. Васина

12 Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, «История педагогики». М., 1982.

Читайте так же:  Налог с ип в пфр в 2020 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *