https://carderforum2018.ru Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности статья | Nlpseminar.ru

Истец

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности статья

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.4, являются общественный порядок и общественная безопасность. Изменения внесенные в ст. 20.4 Федеральным законом от 09.11.09 N 247 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — вступили в силу с 11.11.09.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в:

1) ч. 1 ст. 20.4 состоит в том, что виновный нарушает требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с Законом о пожарной безопасности, Законом о ТР, в технических регламентах, а также утвержденные полномочными госорганами противопожарной защиты (см. об этом также коммент. к ст. 8.32). При этом виновный чаще всего игнорирует упомянутые выше правила, технические регламенты и т.п. За рамками объективной стороны данного административного правонарушения остаются нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а также на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (в этом случае налицо объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ст. 8.32, 11.16, см. коммент. к ним). Иначе говоря, виновный совершает данное административное правонарушение в быту, на работе, по месту учебы, на улице, площадях и т.п. Оконченным это деяние считается с момента совершения: оно может быть совершено как в форме действия (например, виновный развел костер на пляже), так и бездействия (например, виновный не устраняет неисправность в электропроводке, хотя она оголена и искрит при включении электролампы);

2) ч. 2 ст. 20.4 состоит в том, что виновный нарушает противопожарные правила, технические регламенты, нормы в условиях особого противопожарного режима (например, в местах складирования взрывоопасных веществ, хранения ГСМ на территории АЭС). Оконченным данное административное правонарушение считается с момента совершения: оно также совершается в форме действий либо бездействия. Наступление иных последствий, например возникновение пожара, не охватывается объективной стороной данного административного правонарушения;

3) ч. 3 ст. 20.4 состоит в том, что виновный нарушил требования технических регламентов, норм и правил пожарной безопасности и это повлекло возникновение пожара (однако при этом тяжких последствий не было). То есть налицо материальный состав административного правонарушения — пожар стал фактом. Оконченным данное административное правонарушение считается с момента возникновения пожара. Если пожар причинит тяжкий (или средней тяжести) вред здоровью человека либо повлечет иные тяжкие последствия, то (при наличии других необходимых признаков) возможна уголовная ответственность виновного по ст. 219 УК «Нарушение правил пожарной безопасности»;

4) ч. 4 ст. 20.4 состоит в том, что виновный выдает (на бланке установленного образца, с соблюдением процедур, предусмотренных Законом о ТР, Законом о пожарной безопасности, иных правовых актов в области сертификации и противопожарной безопасности) сертификат соответствия на продукцию (например, на партию сырья, полуфабрикатов, лакокрасочных изделий) при отсутствии сертификата пожарной безопасности (т.е. лицо, которое испрашивало сертификат соответствия, не представило, среди прочих документов, сертификат пожарной безопасности, а виновный, несмотря на это, выдал такому лицу сертификат соответствия продукции). Действующая форма сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов, утверждена приказом Минпромэнерго от 22.03.06 N 53 (в ред. от 21.04.09). Оконченным данное правонарушение считается с момента выдачи сертификата соответствия. Оно совершается исключительно в форме действий. Наступление иных последствий (например, пожар, вызванный такой продукцией) объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается;

5) ч. 5 ст. 20.4 состоит в том, что виновный продает продукцию (например, осуществляет поставку книг, холодильников, телевизоров своим контрагентам) или оказывает услуги (например, гостиничные), подлежащие сертификации, не имея при этом сертификата соответствия (несмотря на то, что законодательством предусмотрена обязательная сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности). При этом виновный нарушает также Положение о системе сертификации в области пожарной безопасности в РФ (утв. приказом МЧС от 18.06.03 N 312, в ред. от 07.02.08) Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения: оно совершается в форме действий. Наступление иных последствий (например, возникновение пожара) объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается;

6) ч. 6. ст. 20.4 состоит в том, что виновный осуществляет несанкционированное (т.е. при отсутствии разрешений, выдаваемых, например, органами местного самоуправления, дорожными службами, органами ГИБДД и т.д.) перекрытие (путем выставления шлагбаумов, захламления стройматериалами, установкой врытых в землю столбов, разрытия траншей и т.п.) проездов (внутридворовых, внутриквартальных и т.п.) к зданиям и сооружениям (в т.ч. и к жилым зданиям, школам, заводам) для пожарных машин и техники.

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда оно было совершено. Оно совершается только путем действий.

3. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.4, являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8), должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5), юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10) — при совершении административных правонарушений, предусмотренных в ч. 1-3, 6 ст. 20.4;

2) должностные лица и юридические лица — при совершении административных правонарушений, предусмотренных в ч. 4, 5 ст. 20.4.

4. Субъективная сторона данных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

В то же время относительно последствий, предусмотренных в ч. 3 ст. 20.4, речь может идти только о неосторожности; умышленное причинение легкого вреда здоровью не охватывается объективной стороной данного правонарушения, а при наличии иных признаков может иметь место состав преступления, предусмотренного ст. 219 УК.

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.4, показывает, что:

1) по ч. 1 назначается или предупреждение, или административный штраф (см. коммент. к ст. 3.4, 3.5). Кроме того, с 18.08.05 судья вправе также назначить (ИП или ЮЛ) такое наказание как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. коммент. к ст. 3.12);

2) по ч. 2-6 — только административный штраф;

3) предупреждение и штраф назначаются органом противопожарной службы (см. коммент. к ст. 23.34).

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Часть четвертая утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Судебная практика и законодательство — 69-ФЗ О пожарной безопасности. Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

В письме Департамента бюджетной политики Минфина России от 16 мая 2006 года N 02-05-03/1196 были даны разъяснения о порядке распределения части средств, полученных от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, зачисляемых в соответствии со статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ в местные бюджеты.

Время работы в системе Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно — спасательных служб), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые сотрудниками Государственной противопожарной службы и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в органах управления, подразделениях, пожарно — технических научно — исследовательских и образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы, в том числе работавших в системе Государственной противопожарной службы до вступления в силу Федерального закона «О пожарной безопасности» (26 декабря 1994 года), засчитывается в выслугу лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий.

Прокуратура Московской области

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) основным правом граждан в области обеспечения пожарной безопасности признается право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Необходимым условием достижения обеспечения пожарной безопасности является вовлеченность в этот процесс всех граждан и организаций, которая достигается через определение прав и обязанностей указанных лиц, а также установление их ответственности в области пожарной безопасности.

Юридической обязанностью граждан и организаций в области пожарной безопасности, прежде всего, является обязанность соблюдать установленные требования пожарной безопасности. Неисполнение гражданами и юридическими лицами своих обязанностей в области пожарной безопасности является основанием для привлечения к ответственности.

Дисциплинарная ответственность может быть установлена в отношении различных категорий работников, а порядок ее реализации определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе. Так, статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить замечание, выговор или увольнение.

Общие основания реализации административной ответственности в области пожарной безопасности установлены ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Так, ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения или штрафа в размере от 2 000 руб. до 200 000 руб.

Читайте так же:  Как узнать свой налог на автотранспорт

За нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность:

— для граждан в виде штрафа в размере от 4 000 руб. до 5 000 руб.;

— для должностных лиц в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.;

— для юридических лиц в размере от 350 000 руб. до 400 000 руб.

В соответствии с частями 7, 9 статьи 20.4 КоАП РФ за неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, а также за нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) виновные лица привлекаются к ответственности в виде штрафов от 15 000 руб. до 100 000 руб., для должностных лиц также предусмотрено наказание в виде дисквалификации сроком до 3 лет.

Уголовная ответственность, в том числе за нарушение правил пожарной безопасности, устанавливается в тех случаях, когда виновное противоправное деяние имеет принципиально более высокую степень общественной опасности по сравнению с административным правонарушением. Статьей 168 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, и предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных и принудительных работ, ограничения и лишения свободы.

Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека в соответствии с частью 1 статьи 219 Уголовного кодекса РФ влечет за собой привлечение виновных лиц к уголовной ответственности с назначением наказания вплоть до лишения свободы. За нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие по неосторожности гибель людей, частями 2 и 3 статьи 219 Уголовного кодекса РФ установлена еще более суровая ответственность.

Только неукоснительное соблюдение требований пожарной безопасности гражданами и юридическими лицами позволяет обеспечивать минимальный риск угроз возникновения пожароопасных ситуаций.

К административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности могут привлечь организацию, индивидуального предпринимателя, должностное лицо, физическое лицо.

Если в результате нарушения правил пожарной безопасности погибли люди или причинен тяжкий вред здоровью, виновные физические лица будут привлечены к уголовной ответственности.

Привлечение к ответственности

К ответственности за нарушение требований пожарной безопасности могут привлечь лицо, в действиях которого обнаружен состав соответствующего административного правонарушения или преступления.

В качестве должностного лица могут привлечь как руководителя организации-нарушителя, так и работника, ответственного за пожарную безопасность. Эти лица обязаны организовать и обеспечить выполнение юридическим лицом требований пожарной безопасности, а в случае правонарушения в области пожарной безопасности несут административную ответственность как должностные лица (следует из примечания к Статье 2.4 КоАП РФ).

Сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, не всегда может выполнить требования закона самостоятельно. Поэтому чаще наказывают именно руководителя организации. Может сложиться ситуация, когда ответственный сотрудник, руководитель и юридическое лицо будут одновременно привлечены к административной ответственности.

Иногда правила противопожарного режима сформулированы через обязанность руководителя. Например, руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности (Правила противопожарного режима, пункт 43). В таких случаях ответственность несет именно руководитель, а не организация в целом и не ответственное лицо.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Административную ответственность несут организации, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане (часть 1 статья 20.4 КоАП РФ).

Статья 20.4 КоАП РФ — основная норма, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах и на транспорте.

Предупреждение

Обойтись предупреждением за нарушение требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ возможно, если:

  • нарушение выявлено впервые;
  • имущественный ущерб никому не причинен;
  • нет вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и угрозы его причинения;
  • нет угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
  • В отношении субъекта малого или среднего предпринимательства и его работников штраф также будет заменен на предупреждение при привлечении к ответственности по части 2 статьи 20.4 КоАП РФ (часть 2 статьи 3.4, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

    Штраф

    Штраф — основной вид наказания нарушителя правил пожарной безопасности, назначается в зависимости от обстоятельств нарушения (размеры штрафов указаны в рублях).

    1. Нарушение требований пожарной безопасности, кроме нарушений ПБ в лесах и на транспорте (КоАП РФ, статья 20.4, часть 1):

  • Гражданин — 2 000 — 3 000
  • Должностное лицо — 6 000 — 15 000
  • ИП — 20 000 — 30 000
  • Юрлицо — 150 000 — 200 000
  • 2. Нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (КоАП РФ, статья 20.4, часть 2):

  • Гражданин — 2 000 — 4 000
  • Должностное лицо — 15 000 — 30 000
  • ИП — 30 000 — 40 000
  • Юрлицо — 200 000 — 400 000
  • 3. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (КоАП РФ, статья 20.4, часть 6):

  • Гражданин — 4 000 — 5 000
  • Должностное лицо (в том числе ИП) — 40 000 — 50 000
  • Юрлицо — 350 000 — 400 000
  • 4. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (КоАП РФ, статья 20.4, часть 6.1):

  • Юрлицо — 600 000 — 1 000 000
  • Приостановление деятельности

    Административное приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток возможно, если в результате нарушения правил возник пожар, причинен тяжкий вред здоровью человека или смерть (часть 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ).

    Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

    Требования пожарной безопасности — это особые условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

    Кто несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

    • собственники, владельцы имущества (пользователи, распорядители, арендаторы);
    • руководители федеральных органов исполнительной власти;
    • руководители органов местного самоуправления;
    • ответственные за пожарную безопасность на предприятии;
    • должностные лица в пределах их компетенции;
    • граждане.
    • Виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности

      1. Дисциплинарная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

      Если работник, назначенный ответственным за пожарную безопасность, не добросовестно выполняет свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности на предприятии, работодатель может наказать работника дисциплинарными взысканиями:

    • выговор, предупреждение или замечание в письменной форме;
    • отстранение от должностных обязанностей на определенный срок или до устранения выявленных недочетов;
    • увольнение на соответствующих основаниях.
    • Суть в том, что работник из-за невыполнения своих обязанностей, нарушает трудовой договор, заключенный с работодателем на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Дисциплинарная ответственность реализуется только в рамках отдельно взятой организации согласно Трудовому кодексу РФ.

      2. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) гласит, что административную ответственность несут предприниматели, физические и юридические лица. Также КоАП РФ устанавливает размер административного штрафа в случае нарушения требований пожарной безопасности.

      Должностные лица ГосПожНадзора вправе возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанные с нарушениями требований пожарной безопасности. Административную ответственность можно условно поделить 2 группы:

      1) Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и их последствия, которые указаны в статье 20.4 КоАП РФ:

      Если нарушение пожарной безопасности не повлекло повреждение имущества, вред здоровью или смерть человека, но само по себе нарушение произошло, размер административного штрафа зависит от того: попадает ли ваш объект в условия особого противопожарного режима или нет.

      Особый противопожарный режим — это дополнительные требования пожарной безопасности, которые устанавливают органы государственной власти или местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

      Более строгое наказание за нарушение требований пожарной безопасности, в виде увеличенных административных штрафов предусмотрено за нарушение, повлекшее повреждение имущества, вред здоровью или смерть человека.

      Административное приостановление деятельности — это временное прекращение деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

      2) Невыполнение предписания ГосПожНадзора попадает под части 12, 13 и 14 статьи 19.5 КоАП РФ:

      Если не выполнить предписания Госпожнадзора в установленный срок, объекты защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания для различных категорий лиц, влечет за собой административные штрафы, дисквалификацию или административное приостановление деятельности.

      Дисквалификация — запрещает физическому лицу занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица и осуществлять управление юридическим лицом. Дисквалификация заключается в том числе и в лишении физического лица права осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность.

      Дисквалификация за нарушение пожарной безопасности может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица.

      3. Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

      Уголовная ответственность применима для должностных лиц и руководителей организации по результатам расследования правоохранительных органов и направления материалов в суд.

      В ходе расследования устанавливаются факты умышленного или неумышленного причинения вреда здоровью, количество пострадавших и степень тяжести последствий.

      По итогам расследования, правоохранительные органы могут вменить уголовную ответственность на основании статьи 219 Уголовного кодекса РФ:

      Нарушение требований пожарной безопасности всегда ведет за собой большие материальные и финансовые потери, а в крайних случаях — смертельные исходы.

      Чтобы избежать подобных ситуаций, отнеситесь серьёзно к выполнению требований пожарной безопасности. Начните с необходимого минимума пожарно-технических знаний (ПТМ), которые должны быть у каждого руководителя и ответственного за пожарную безопасность на предприятии.

      Кто и как отвечает за нарушения требований пожарной безопасности

      Пожарная безопасность – комплекс мер, направленных на минимизацию риска возникновения пожаров. Нарушение правил пожарной безопасности с высокой вероятностью спровоцирует возникновение пожара, вследствие чего может быть нанесен ущерб имуществу других людей, жизни и здоровью граждан, а также охраняемой законодательством экологической системе.

      Государством предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Существует 3 вида ответственности, которую могут понести граждане за совершение указанного правонарушения: дисциплинарная, административная и уголовная.

      Кто несет ответственность

      Ответственность за нарушение правил несут все категории граждан, которые находятся в зоне действия правил и возложили на себя обязанность их соблюдать.

      Сюда относятся собственники имущества, а также лица, уполномоченные им распоряжаться, лица, ответственные за соблюдение правил, прописанных в нормативных документах по пожарной безопасности (арендаторы и арендодатели). Не должны уклоняться от ответственности должностные лица в пределах своей компетенции, в частности руководители федеральных и местных органов управления.

      Во время введения противопожарного режима, ответственность несут любые лица, нарушившие специальные правила, введенные на время действия режима.

      Дисциплинарная

      К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены исключительно должностные лица. Суть дисциплинарного наказания, как правило, состоит в вынесении выговора, замечании, либо увольнении по соответствующей статье. Наиболее подходящую меру пресечения определяет работодатель.

      К дисциплинарной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлекаются сотрудники, которые не соблюдали соответствующие правила при исполнении рабочих обязанностей. С перечнем правил и возлагаемыми на него обязанностями по поддержанию пожарной безопасности работник должен быть предварительно предупрежден, пройдя обязательный инструктаж.

      Административная

      К административной ответственности привлекают в связи со следующими правонарушениями:

    • нарушение правил;
    • несоблюдение требований к водоснабжению и наличию первичных средств пожаротушения;
    • несоблюдение требований к эвакуационному плану, обустройству путей эвакуации, расположению и работе средств тушения пожара, наличию противодымовой защиты, извещателей;
    • нарушение, ставшее причиной повреждения или уничтожения чужой собственности, нанесения легкого или среднего вреда здоровью граждан;
    • нарушение, ставшее причиной нанесения тяжкого вреда здоровью или смерти граждан (для юридических лиц);
    • не включение информации о показателях пожарной опасности в документацию при производстве или поставке товаров;
    • отсутствие проходов и проездов к строению;
    • нарушения на железнодорожном, морском, водном и воздушном транспорте;
    • повторное совершение указанных правонарушений.
    • За указанные правонарушения предусмотрены такие виды наказания, как предупреждение, штраф, административное приостановление деятельности. Последняя мера наказания применяется только в отношении юридических лиц и ИП.

      Диапазон штрафов для граждан, не исполняющих служебные обязанности – от тысячи до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц размер минимального штрафа – 6000, а максимального – 50 000 рублей. Предприниматели при нарушении важных пунктов правил вынуждены заплатить от 30 до 50 тысяч рублей. Также возможна приостановка их деятельности на срок до 90 суток для исправления выявленных инспектором ошибок.

      Для юридических лиц предусмотрены наказания в виде взыскания штрафа размером от 90 до 500 тысяч рублей (до 1 миллиона рублей при нанесении тяжкого вреда здоровью либо смерти сотрудника вследствие пожара) и приостановления деятельности на срок до 90 дней. Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от тяжести административного правонарушения.

      При первом нарушении инспектор на свое усмотрение может выдать предупреждение и через некоторое время провести повторную проверку или сразу назначить меру наказания. При повторении одного и того же правонарушения меры наказания ужесточаются.

      Перечисленные виды правонарушений и меры наказания указаны в статьях 11.16, 14.1, 177, 179, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 19.19, 19.20, 19.26, 20.4 КоАП РФ.

      Уголовная

      К уголовной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности ответственные лица могут быть привлечены за осуществление следующих преступлений:

      • нарушения, повлекшие повреждение или уничтожение чужой собственности;
      • умышленное уничтожение или повреждение чужой собственности путем инициации пожара из хулиганских побуждений;
      • то же деяние, совершенное по неосторожности;
      • то же деяние, повлекшее крупный ущерб;
      • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее причинение крупного вреда здоровью граждан;
      • нарушение, ставшее причиной смерти человека;
      • нарушение, ставшее причиной смерти более чем одного человека.
      • За совершение указанных преступлений предусмотрены такие меры наказания, как штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, обязательные, исправительные и принудительные работы, арест, ограничение и лишение свободы. Данный вид ответственности применяется только в отношении к гражданам, должностным лицам, ИП и собственникам организаций, но не в отношении юридических лиц (организаций).

        Максимальный размер штрафа составляет 120 тысяч рублей, срок отработки обязательных работ – 360 часов, исправительных – 3 года, принудительных – 5 лет. Максимально возможный срок ареста в соответствии с законодательством – 6 месяцев, а ограничения свободы – 3 года. При особо тяжких последствиях нарушения (нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть человека) указанные меры наказания не применяются. Наиболее суровым наказанием является лишение свободы на срок до 7 лет. Оно может дополнительно совмещаться с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

        Состав указанных преступлений и определенные меры наказания указаны в статьях 167, 168, 219 УК РФ.

        Нарушения в лесах

        Статьей 8.32 КоАП РФ отдельно предусмотрены меры наказания за нарушение правил в лесах. В список дел, запрещенных кодексом, входит поджигание «горючих материалов» (сухие ветки, листья, трава) в лесу и на участках, примыкающих к нему. Также нельзя осуществлять запрещенные действия, введенные во время объявления противопожарного режима. Если такие действия станут причиной нанесения тяжкого вреда здоровью, наказание ужесточается.

        Единственный вид административного наказания, предусмотренный за нарушение пожарной безопасности в лесах – штраф. Для физических лиц его размер будет составлять от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных – от 20 до 50, а для юридических лиц – от 150 тысяч до миллиона рублей. Интересно, что по статье 8.32 юридические лица и индивидуальные предприниматели приравниваются друг к другу и для них предусмотрены одинаковые меры пресечения.

        За несоблюдение противопожарного режима в России предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Последствия привлечения к ней имеют не только имущественный, но и личный неимущественный характер. Как не допустить негативных факторов нарушения требований пожарной безопасности? Кто ответственен за пожарную безопасность в случае заключения договора аренды и сколько времени есть на обжалование незаконных предписаний органов государственного пожарного надзора? На эти вопросы ответим в нашем обзоре.

        Ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности на объектах защиты

        Начнем издалека: каковы же источники ответственности за несоблюдение требований ПБ?

        Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон «О пожарной безопасности»), — это состояние защищенности личности, имущества и общества от пожара. Для сохранения этого состояния в государстве разработаны специальные технические и социальные условия, контролируемые уполномоченными органами.

        Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции, имуществу, зданиям, сооружениям, транспорту, оборудованию) излагаются в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Статья 5 этого документа предусматривает существование на каждом объекте защиты систем обеспечения пожарной безопасности, среди которых:

        системы предотвращения пожара;

        системы противопожарной защиты;

        комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

        В сфере пожарной безопасности права и обязанности возникают не только у граждан, но также у физических лиц-предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц.

        В частности, статья 37 Закона «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций выполнять законные требования должностных лиц органов ГПН, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, вести соответствующую документацию, обучать своих работников, создавать и обеспечивать подразделения пожарной охраны.

        Правила противопожарного режима в Российской Федерации, закрепленные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, на уполномоченных должностных лиц организации возлагают организацию производства и содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов для обеспечения пожарной безопасности.

        Ответственность же за нарушение требований пожарной безопасности, согласно статье 38 Закона «О пожарной безопасности» возлагается на собственников имущества, его пользователей, ответственных за обеспечение ПБ и должностных лиц организаций в пределах их компетенции.

        Нарушение государственного противопожарного режима приводит к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

        В рамках дисциплинарной ответственности, согласно трудовому законодательству, работнику грозит замечание, выговор или увольнение.

        Минимальная административная ответственность за правонарушения в этой сфере для должностного лица — 6–15 тыс. рублей, предпринимателя — 20–30 тыс. рублей, юридического лица — 150–200 тыс. рублей, эксперта при проведении аудита ПБ ненадлежащего качества или ложной оценки пожарного риска — 15–20 тыс. рублей, либо дисквалификация от года до 3-х лет. За халатность в отношении пожарной безопасности, повлекшую причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, в КоАП РФ для юридических лиц предусмотрен штраф от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей и приостановление деятельности.

        Физические лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, согласно статье 291 Уголовного кодекса РФ, могут быть ограничены в свободе, направлены на принудительные работы и лишены свободы до 7 лет с запретом заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

        В результате, ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности в организациях затрагивает и интересы предприятия (поскольку допускает существенные штрафы и приостановление деятельности для юридического лица) и интересы его руководителей (предполагает негативные личные имущественные и неимущественные последствия для физических лиц).

        Ситуация усугубляется, когда лицо не имеет возможности лично контролировать противопожарный режим, например, принадлежащее на праве собственности помещение сдается во временное пользование организации, к которой лицо не имеет отношения. Как избавить себя от риска ответственности за нарушение ПБ в условиях предоставления недвижимости в аренду? Об этом пойдет речь ниже.

        Арендодатель или арендатор: на кого и в каких случаях возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

        Отношения, возникающие в условиях предоставления недвижимого имущества в аренду, регулируются Гражданским кодексом РФ. Согласно статье 606, имущество во временное пользование за плату передается от арендодателя нанимателю на основе договора аренды. По общему правилу, условия этого договора определяются сторонами в индивидуальном порядке. Гражданским кодексом императивно регулируются лишь существенные условия соглашения: его предмет (совокупность информации, позволяющей идентифицировать помещение) и размер арендной платы. Вопросы же возложения ответственности за пожарную безопасность законодательно в ранг существенных не возведены, соответственно, согласовываются в добровольном порядке. Принцип свободы договора, применяемый в гражданских правоотношениях, утверждает, что, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями, применимыми к отношениям сторон.

        Таким образом, стороны договора аренды могут, но не обязаны определять субъекта и объем ответственности за пожарную безопасность в договоре.

        С точки зрения, арендодателя, безусловно, выгоднее это условие выдвинуть в ранг существенного и закрепить в установленной форме. В такой ситуации положения статьи 38 Закона «О пожарной безопасности»:

        «ответственным за нарушение требований пожарной безопасности (…) являются собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом»,

        и нормы статьи 5 Технического регламента:

        «собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты (…) на законном основании (…) должны в рамках реализации мер пожарной безопасности (…) разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности»

        будут читаться через призму договора аренды и перекладывать основную ответственность на арендатора.

        Именно он, соответственно, будет обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений в декларации пожарной безопасности, и исполнять законные требования государственных инспекторов пожарного надзора.

        Такое утверждение подкреплено судебной практикой. В частности, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, подчеркнул, что существенным является то, кто именно (арендодатель или арендатор) взял на себя ответственность по обеспечению требований пожарной безопасности. Для иллюстрации Верховный Суд РФ привел закрепленное в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации обязательство по утверждению инструкции о мерах пожарной безопасности. Фактически, если эта инструкция утверждена руководителем арендатора, то он и ответственен за пожарную безопасность, и, соответственно, несет ответственность за ее нарушение.

        Выявление нарушений требований пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора

        Выявление нарушений требований пожарной безопасности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», возложено на государственных инспекторов по пожарному надзору уполномоченных государственных органов.

        С 2016 года в России осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности. Она затрагивает, в том числе, и сферу пожарной безопасности. Реформа акцентирует внимание на профилактике как основном действующем механизме обеспечения противопожарного режима в стране. Внедрение риск-ориентированного подхода предполагает сокращение проверок субъектов хозяйствования (минимум на 30–50 %) за счет классификации их по уровню риска потенциального причинения вреда.

        Риск-ориентированный подход предусматривает определение категории конкретного объекта по заранее установленным критериям и проведение плановых проверок с периодичностью, определенной для каждой категории. Так, например, для категории высокого риска установлена периодичность один раз в 3 года, а для категории умеренного риска — один раз в 10 лет. При этом, для объектов низкой категории риска плановые проверки не предусмотрены.

        Проведение проверок субъектов хозяйствования регламентировано, в том числе, Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644. В этом документе определена четкая последовательность действий органов государственной власти при проведении проверки. В частности, закреплены такие полномочия:

        осуществлять анализ сведений по документам о правообладании объектом защиты;

        визуально осматривать помещения;

        отбирать образцы для исследования;

        Окончание проверки ознаменовывается составлением акта. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности проверяющий выдает предписание об устранении нарушений или предписание по устранению несоответствий. Предписание содержит сведения о правообладателе объекта защиты, перечень установленных нарушений и сроках их устранения. Невыполнение требований органов государственного пожарного надзора в установленный срок влечет привлечение лиц к ответственности, предусмотренной законом.

        Возникает вопрос, как быть, если правообладатель не согласен с результатами проверки? Можно ли их обжаловать и какие последствия это будет иметь?

        Обжалование предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке ПБ в организации: порядок, сроки, приостановление исполнения предписания

        Порядок осуществления проверок органами государственного пожарного надзора регламентируется также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ тщательно регулирует отношения между органами государственного власти и субъектами хозяйствования во избежание нарушения прав последних.

        Одним из возможных вариантов поведения юридического лица или предпринимателя в случае несогласия с результатами проверки и, соответственно, предписанием об устранении выявленных нарушений, закон называет возражение. Порядок реализации этой формы защиты уточнен в Административном регламенте. Пункты 128 и134 Административного регламента разъясняет, что для обжалования решения органа государственного пожарного надзора, необходимо в течение 15 дней с момента его принятия в письменном виде обратиться, на выбор:

        к руководителю органа, выдавшего распоряжение о проверке;

        к руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.

        Срок рассмотрения такой жалобы — 15 рабочих дней со дня регистрации. Важно, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, описанном выше, его действие не приостанавливается. Это означает, что выражение несогласия не убережет лицо от возможной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного пожарного надзора, предусмотренной частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ.

        Второй возможный вариант поведения субъекта, несогласного с предписанием — обратиться в суд. Это закреплено, в частности, статьей 219 КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что делать это необходимо в административном порядке. Срок такого обжалования — 3 месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, т.е. с даты ознакомления с предписанием. Преимуществом судебного обжалования является возможность суда, согласно части 2 статьи 85 КоАП РФ, приостановить действие оспариваемого решения.

        Гарантия положительных результатов проверки состояния пожарной безопасности на объекте — полная готовность к ней. Важно иметь не только необходимую документацию и оборудование, но и обеспечить готовность персонала к правильным действиям в случае возникновения пожара. Один из возможных вариантов решения этой проблемы — обращение в коммерческую организацию, предоставляющую лицензированные услуги в сфере пожарной безопасности. Лидерами рынка в этой области являются компании, обеспечивающие комплексную безопасность объекта: они берут на себя ответственность за все процессы, начиная от проектирования систем пожарной охраны, заканчивая их обслуживанием и ремонтом.

        Соблюдая закон, мы оберегаем себя от множества негативных последствий. Даже если мы не согласны с логикой установленных правовых положений, их следует исполнять. Законы совершенствуются, и мы — вместе с ними. Попытки саботажа, как показывает опыт, заканчиваются плачевно. Поэтому, вместо того, чтобы сгоряча вступать в разбирательства или игнорировать законодательство, следует подумать о том, что мы реально можем сделать для того, чтобы защитить себя и общество от разрушительных пожаров.

        Альянс «Комплексная безопасность» работает на российском рынке с 2000 года. За это время компания заработала позитивную репутацию среди многих клиентов крупного, среднего и малого бизнеса. Альянс специализируется на проектировании, монтаже и техническом обслуживании систем противопожарной защиты. Приоритетными направлениями деятельности компании также являются технический аудит, подготовка объектов защиты к взаимодействию с контролирующими органами, тендерное сопровождение объектов, бюджетирование, в том числе, на стадии технико-экономических обоснований.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *