http://fullz-checker.binbase.su Пособие для учащихся учусь творчески мыслить | Nlpseminar.ru

Ответчик

Пособие для учащихся учусь творчески мыслить

Программа «Учусь творчески мыслить»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «СШ №40»
Протокол от 28.08.2015 №1

» Учусь творчески мыслить»

Программа «Учусь творчески мыслить» для 2 класса составлена на основе авторской программы «Учусь творчески мыслить» Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко,Т.И.Кузей (Учебная программа факультативных занятий «Учусь творчески мыслить» для 1-4 классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, Минск-2012) , в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Москва, 2009г.)

В структуру, в содержание авторской программы изменения не внесены.

Программа рассчитана на 34 часа.

Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся начальной школы.

1. Развитие способности планирования и прогнозирования.

2. Обучение способам группового взаимодействия.

3. Развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.

В основу программы легли основные дидактические принципы обучения: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.

Реализация принципа доступности , положенная в основу отбора материала для содержания программы, означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.

Принцип сознательности и активности, а также принцип творческого обучения означают, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.

Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у ребенка уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов её решения.

Воплощение принципа обратной связи означает развитие рефлексивных умений в процессе творческой деятельности ребенка.

Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения по программе «Учусь творчески мыслить» на формирование интереса учащегося к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание к каждому ученику на каждом уроке.

В процессе работы по программе дети овладевают способами творческой деятельности, приобретают опыт творческой деятельности и усваивают ценности и нормы отношений в творческом процессе.

У учащихся формируются следующие способности: 1) творческая продуктивность – способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.; 2) творческая гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения; 3) оригинальность – способность создавать уникальные и необычные идеи и решения; 4)способность к детальной разработке – способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки; 5) коммуникативные способности – способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.

Каждый годичный курс обеспечен пособием для учителей и соответствующим ему пособием для учащихся. Пособие для учащихся включает 17 заданий серии А (формирование приемов творческого мышления ребенка), 17 заданий серии Б (закрепление и развитие навыков творческой деятельности ребенка) и 10 заданий серии С (формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребенка).

— продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

— гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

— оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

— разработанность (степень детализации ответов) — характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Список использованных источников

1. Алексеев, НД. Учусь творчески мыслить: 2 класс / Н.Д. Алексеев, А.С. Исаенко, Т.И. Кузей. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 168 с.

2. Антипова, М.Б. Русский язык во 2 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / М. Б. Антипова, А.В. Верниковская, Е.С. Грабчикова. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 180 с.

3. Антипова, М.Б. Русский язык: учеб. для 2 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / М.Б. Антипова, Вертиниковская, А.В., Грабчикова Е.С. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 128 с.

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений / А.В Белошистая. — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. — 400 с.

5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. — М., 2011. — 207 с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3 / А.С. Выготский: [Сост. Г.И. Козырев]. — М.: Педагогика, 1991 — 532 с.

7. Грабчикова, Е.С. Развиваем речь: пособие для учащихся 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Е.С. Грабчикова. — Минск: Новое знание, 2010. — 56 с.

8. Грабчикова, Е.С.Методика работы по развитию речи во 2-4 классах: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Е. С. Грабчикова. — Минск: Изд. центр БГУ, 2010. — 158 с.

9. Ерофеева Т.Н Образование и развитие младших школьников / Т.Н. Ерофеева. — М., 2010. — 304 с.

10. Ерофеева Т.Н. Дидактические игры на уроках русского языка / Т.Н. Ерофеева, В.П. Новикова. — М.: Просвещение, 2010. -285 с.

11. Захаров М.М. Дидактические игры на уроках русского языка / М.М. Захаров. — М.: Издательство Приор, 2010. — 156 с.

12. Зеленкевич, С.Э. Задания для самостоятельной работы по русскому языку: 2 кл.: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения / С.Э. Зеленкевич, Г.М. Чепелева. — Минск: Сэр-Вит, 2013. — 64 с.

13. Кувашова Н.Г. Методика подготовки детей к школе / Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. — Волгоград: Учитель, 2002. — 40с.

14. Кудрявцева М.Д. Веселые минутки / М.Д. Кудрявцева // Начальная школа. — 2005. — №1 — 12 с.

15. Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках русского языка в начальных классах / Е.Н. Кушнерук. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 200 с.

16. Левченко И.Ю. Значение дидактических игр в развитии младших школьников / И.Ю. Левченко. — М.: Академия, 1989 — 287 с.

17. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках в начальных классах: методические рекомендации / Т.М. Лифанов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 32 с.

18. Метлина Л.С. Русский язык в начальной школе. Учеб. пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина. — Москва: Просвещение, 2011.-158с.

19. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М., Монтессори. — М.: Карапуз, 2009 — 288 с.

20. Новиков М.А. Дидактические игры на уроках русского языка / М.А. Новиков. — СПб: Питер, 2005. — 95 с.

21. Обучение русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы / под ред. Б.Н. Иванникова. — М.: Издательство Феникс, 2010. — 210 с.

22. Преподавание русского языка в начальных классах: учебное пособие / под ред. Д.Н. Хохловой. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 195 с.

23. Романова С.М. Система игр на уроках русского языка / С.М. Романова. — СПб.: Питер, 2010. — 95 с.

24. Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие / О.А. Рыдзе, О.А. Степанова. — М.: Сфера, 2003 — 96 с.

25. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие / В.Д. Шадриков. — Москва.: Просвещение, 2002. — 304 с.

Інструктыўна-метадычнае пісьмо Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь «Аб арганізацыі адукацыйнага працэсу на I ступені агульнай сярэдняй адукацыі ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі ў 2014/2015 навучальным годзе» (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8

Грабчикова Е.С., Кузнецова Л.Ф., Маевская В.Л. Методические рекомендации для учителей по проведению факультативных занятий во 2 классе «По ступенькам правил здорового питания». — Минск : Пачатковая школа, 2013.

? к факультативным занятиям «Я, энергия и окружающая среда» во II —IV классах учреждений общего среднего образования с русским языком обучения:

Грабчикова Е.С., Кузнецова Л.Ф., Маевская В.Л. Факультативные занятия «Я, энергия и окружающая среда». Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013.

Грабчикова Е.С., Кузнецова Л.Ф., Маевская В.Л. Энергия вокруг нас. 2 класс. Рабочая тетрадь. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013.

Грабчикова Е.С., Кузнецова Л.Ф., Маевская В.Л. Сберегаем энергию. 3 класс. Рабочая тетрадь. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013.

Грабчикова Е.С., Кузнецова Л.Ф., Маевская В.Л. Земля – наш общий дом. 4 класс. Рабочая тетрадь. — Минск : Адукацыя і выхаванне, 2013.

? к факультативным занятиям «Фитодизайн» в I – IV классах учреждений общего среднего образования с русским языком обучения:

Фитодизайн. I класс : пособие для учащихся. — Минск : Жасскон, 2011.

Фитодизайн. II класс : пособие для учащихся. — Минск : Жасскон, 2011.

Фитодизайн. III класс : пособие для учащихся. — Минск : Жасскон, 2011.

Фитодизайн. IV класс : пособие для учащихся. — Минск : Жасскон, 2011.

Фитодизайн. I- IV классы : пособие для учителя. — Минск : Жасскон, 2011.

? к факультативным занятиям «Учусь творчески мыслить» в I-IV классах учреждений общего среднего образования:

, , Учусь творчески мыслить. Факультативные занятия. 1 класс : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014.

, , Факультативные занятия «Учусь творчески мыслить» в 1 классе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014.

, , Учусь творчески мыслить. Факультативные занятия. 2 класс : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014.

, , Факультативные занятия «Учусь творчески мыслить» во 2 классе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014.

, , Учусь творчески мыслить. Факультативные занятия. 3 класс : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014.

, , Факультативные занятия «Учусь творчески мыслить» в 3 классе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014.

, , Учусь творчески мыслить. Факультативные занятия. 4 класс : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014.

, , Факультативные занятия «Учусь творчески мыслить» в 4 классе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014.

? к факультативным занятиям “Моё Отечество” в ІІI – IV классах учреждений общего среднего образования:

, , В. Факультативные занятия “Моё Отечество” : Семья – основа государства. 3 класс. Рабочая тетрадь. – Минск : Пачатковая школа, 2014.

, , В. Факультативные занятия “Моё Отечество” : Мы – граждане Республики Беларусь. 4 класс. Рабочая тетрадь. – Минск : Пачатковая школа, 2014.

? к факультативным занятиям «Информационный навигатор» (“Інфармацыйны навігатар”) в ІІI (IV) классах учреждений общего среднего образования:

Программа факультативных занятий “Информационный навигатор” (“Інфармацыйны навігатар”). Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. — 2014. — № 5.

Тэксты праграм факультатыўных заняткаў змешчаны ў спецыяльным выпуску часопіса «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» № 8, 2013.

Поўная інфармацыя аб вучэбна-метадычных комплексах да факультатыўных заняткаў размешчана на сайце Нацыянальнага інстытута адукацыі (www.adu.by).

3.3. Кантрольна-вымяральныя матэрыялы

Для ажыццяўлення кантролю вынікаў вучэбнай дзейнасці вучняў і атрымання інфармацыі пра набытыя імі веды, уменні і навыкі настаўнікі могуць выкарыстоўваць кантрольна-вымяральныя матэрыялы па вучэбных прадметах вучэбнага плана.

Паўлоўскі І. І. Кантрольна-вымяральныя матэрыялы. Беларуская мова. Зборнік кантрольных работ. 1—4 класы (для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання). –– Минск, Аверсэв. 2013, 2014.

Паўлоўскі І. І. Кантрольна-вымяральныя матэрыялы. Беларуская мова. Тэматычны кантроль. 2—4 класы (для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання). –– Минск : Аверсэв, 2013, 2014.

Читайте так же:  133 трудовой кодекс

Кантрольна-вымяральныя матэрыялы. Літаратурнае чытанне. Кантроль навыку чытання і чытацкіх уменняў вучняў. 1—4 класы (для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання). –– Минск : Аверсэв, 2013.

Контрольно-измерительные материалы. Обучение грамоте. Тематический контроль. Контрольное списывание. Проверка навыка чтения. 1 класс, –– Минск : Аверсэв, 2013.

, Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. Сборник контрольных работ. 2—4 классы (для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения). – Минск : Аверсэв, 2013, 2014.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. Тематический контроль. 2 – 4 классы (для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения). – Минск : Аверсэв, 2013, 2014.

Стремок И.М. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. Контроль навыка чтения и читательских умений учащихся. 3 класс (для учреждений образования с русским языком обучения). –– Минск : Аверсэв, 2013.

Стремок И.М. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. Контроль навыка чтения и читательских умений учащихся. 4 класс (для учреждений образования с русским языком обучения). –– Минск : Аверсэв, 2013.

Канашевич Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. Контрольные и проверочные работы. 1 класс. – Минск, Аверсэв, 2013, 2014.

Канашевич Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. Контрольные и проверочные работы. 2 класс. – Минск, Аверсэв, 2013, 2014.

Канашевич Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. Контрольные и проверочные работы. 3 класс. – Минск, Аверсэв, 2013, 2014.

Канашевич Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. Тестовые задания. 1 класс. – Минск, Аверсэв, 2013.

Канашевич Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. Тестовые задания. 2 класс. – Минск, Аверсэв, 2013, 2014.

Канашевич Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. Тестовые задания. 3 класс. – Минск, Аверсэв, 2013, 2014.

Канашевич Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика. Тестовые задания. 4 класс. – Минск, Аверсэв, 2013, 2014.

Контрольно-измерительные материалы. Трудовое обучение. Задания для тематического контроля. 1 класс. –– Минск, Аверсэв. 2013.

Контрольно-измерительные материалы. Трудовое обучение. Задания для тематического контроля. 2 класс. –– Минск, Аверсэв. 2013.

Контрольно-измерительные материалы. Трудовое обучение. Задания для тематического контроля. 3 класс. –– Минск, Аверсэв. 2013.

Контрольно-измерительные материалы. Трудовое обучение. Задания для тематического контроля. 4 класс. –– Минск, Аверсэв. 2014.

3.4. Электронныя сродкі навучання

У адукацыйным працэсе настаўнікі могуць выкарыстоўваць электронныя сродкі навучання, зацверджаныя Міністэрствам адукацыі Рэспублікі Беларусь:

Основы безопасности жизнедеятельности. 2-4 классы (РБ / ЦМРК БГУ, 2008).

Человек и мир. 1-3 классы (РБ / ЦМРК БГУ, 2008);

Математика. 2-4 классы (Инфотриумф, 2011).

Русский язык. Начальная школа. 2-4 классы. Речевой этикет. (РБ / ЦМРК БГУ, 2008).

3.5. Вучэбна-метадычныя дапаможнікі для настаўнікаў, якія працуюць у класах з беларускай мовай навучання

Буквар: старонкі і ўрокі: вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: НІА, 2014.

Буторына І.А. Пазакласнае чытанне ў 1 класе : вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. — Мінск: НІА, 2013.

, Русский язык в 1 классе : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения. — Минск : НИО, 2010.

, Математика в 1 классе : учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. — Минск : НИО, 2011.

«Программа проведения внеурочных занятий по развитию творческой активности младших школьников “Учусь мыслить творчески”» (учебно-методическое пособие)

В настоящее время развитие творческой активности у школьников крайне актуально. Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Экономика завтрашнего дня – это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий.

ФГОС НОО второго поколения предполагают новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными знаниями, умениями, навыками. Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть личностные и метапредметные результаты. Важное место занимает формирование у школьников универсальных учебных действий – совокупности способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Выпускник начальной школы, согласно ФГОС НОО нового поколения, – «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир», у которого есть мотивация к творческому труду, освоению способов решения проблем творческого и поискового характера.

В настоящее время в педагогической практике, как показало ознакомление с опытом работы ряда учителей начальных классов, развитие творческой активности младших школьников имеет место, но носит эпизодический характер и чаще осуществляется педагогами интуитивно, без глубокого знания ими содержания и методики развития этого свойства личности.

Творческая активность – это высший уровень познавательной активности, который характеризуется стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий и проявляется в постоянном поиске новых задач, овладевании оригинальными методами и приемами их решений, внесении в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебных задач, в стремлении к выходу за любые ограничения. Это стремление к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам.

Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость в поиске оптимальных условий развития творческой активности учащихся начальных классов. В связи с этим, была создана и успешно апробирована в личном опыте программа развития творческой активности младших школьников: «Учусь мыслить творчески».

Предлагаемая развивающая психолого-педагогическая программа представляет собой групповые занятия во внеурочное время (группы продленного дня) с учащимися 2 класса (8-9 лет). Данный контингент учащихся был выбран, так как именно младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития способности к творчеству, т. к. среди преимуществ этого возраста можно отметить интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенную впечатлительность, склонность к фантазированию.

Срок реализации – учебный год. Общая продолжительность занятий – 34 часов. Режим занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

Целью программы являлось развитие творческой активности младших школьников во внеурочное время. Задачи программы:

  • развитие стремления личности ребенка к преодолению привычных норм и способов действий, оригинальности мышления;
  • развитие стремления к постоянному поиску новых задач, овладевании оригинальными методами и приемами их решений, внесении в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов, развитие способности анализировать и синтезировать идеи;
  • формирование готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебных задач, в стремлении к выходу за любые ограничения;
  • формирование стремления к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам.
  • Основными методами работы являлись: имитационные и ролевые игры; психотехнические и психогимнастические упражнения; элементы групповой дискуссии; задания на самоанализ и рефлексию, самооценку и взаимооценку; беседа и объяснение; экспрессивные и релаксационные техники; арт-терапевтические методы.

    Программа апробирована на базе МБОУ «СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары с 01.09.2011 по 30.05.13. В первый год программа была апробирована на двух 2-х классах (57 учащихся). Занятия вызвали интерес у учащихся. Диагностика творческого мышления на конец года показала (методика Туник) положительную динамику развития этого качества. Во второй год апробации занятия были немного изменены и дополнены. Занятия проходили во всей параллели 2-х классов (118 учащихся). Показатели диагностики также показали положительную динамику развития творческого мышления. Косвенным показателем эффективности данных занятий служит повышение успеваемости по раз­ным школьным дисциплинам, а также наблюдение за работой учащихся на уроках (повышение активности, работоспособности, внима­тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

    Количественное и качественное исследование результатов программы показало положительную динамику развития творческой активности учащихся у большинства испытуемых, что подтверждает эффективность занятий и достижение поставленных целей и задач.

    Данный цикл занятий по развитию творческой активности младших школьников во внеурочное время явился основой диссертационного исследования по проблеме: «Педагогические условия развития творческой познавательной активности младших школьников», направленного на изучение механизмов, условий, средств и методов развития творческой познавательной активности учащихся. Исследование осуществлялось под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева В. П. Ковалева.

    Программа внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить»
    рабочая программа на тему

    Скачать:

    Вложение Размер
    uchus_tvorcheski_myslit.doc 160.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗАНЯТИЙ ПО ИНТЕРЕСАМ

    «УЧУСЬ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ»

    ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ

    Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития белорусского образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.

    Основной целью программы является развитие творческого мышления у учащихся начальной школы.

    Основные задачи программы:

  • Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.
  • Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.
  • Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.
  • Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.
  • В основу программы легли основные дидактические принципы обучения: принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип творческого обучения, коммуникативно-речевой принцип, принцип обратной связи и принцип индивидуализации обучения.

    Реализация принципа доступности , положенная в основу отбора материала для содержания программы, означает, что задания подобраны с учетом познавательных интересов и возрастных возможностей детей соответствующего возраста.

    Принцип сознательности и активности, а также принцип творческого обучения означают, что основные приёмы и модели творческой деятельности дети самостоятельно открывают в результате специальным образом организованной игровой групповой или индивидуальной работы.

    Коммуникативно-речевая направленность программы обусловливает выдвижение в качестве одной из главных задач воспитание у ребенка уважительного отношения к авторской идее партнера по общению, а также усвоение коммуникативных навыков конструктивного обсуждения задачи в ситуации различия вариантов её решения.

    Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в направленности обучения по программе «Учусь творчески мыслить» на формирование интереса учащегося к собственной творческой индивидуальности и к творческой индивидуальности партнера, предполагается действенное внимание к каждому ученику на каждом уроке.

    У учащихся формируются следующие способности: 1) творческая продуктивность – способность придумать как можно больше идей, возможных решений, подходящих объектов и т. п.; 2) творческая гибкость – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения; 3) оригинальность – способность создавать уникальные и необычные идеи и решения; 4) способность к детальной разработке – способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки; 5) коммуникативные способности – способность представить отчет о своих достижениях и достижениях группы в устной форме; способность оценивать и дополнять работу другого учащегося.

    Полный цикл прохождения программы «Учусь творчески мыслить» в начальной школе составляет четыре года. Программа реализуется в форме занятий по интересам.

    Программа «Учусь творчески мыслить» для начальной школы рассчитана на четыре годичных курса. Годичный курс включает в себя: для 1 класса 29 учебных часов, для второго класса 33 учебных часа, для 3 и 4 класса 34 учебных часа (1 урок в неделю), а также по 10 дополнительных заданий для самостоятельной работы или работы с родителями в выходные, праздничные, каникулярные дни.

    Каждый годичный курс обеспечен пособием для учителей и строго соответствующим ему пособием для учащихся. Структурно пособие для учащихся разбито на 17 заданий серии «А» (формирование приёмов творческого мышления ребенка), 17 заданий серии «Б» (закрепление и развитие навыков творческой деятельности ребенка) и 10 заданий серии «С» (формирование навыков самостоятельной творческой деятельности ребенка).

    (29 учебных часов)

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА [1]

  • Вводное занятие. Разные слова (задание серии А).
  • От точки к точке (задание серии А).
  • Смеёмся и грустим (задания серии А и серии Б).
  • Готовимся к празднику (задание серии А).
  • Вот так история (задание серии А).
  • Кто больше увидит (задание серии А).
  • Лица: весёлые, грустные (задание серии А).
  • Модельер (задания серии А и серии Б).
  • Что я делаю, когда…(задания серии А и серии Б).
  • Говорящие линии (задания серии А и серии Б).
  • Летучие кошки (задание серии А).
  • Вторая жизнь (задание серии А).
  • Оранжевое небо, оранжевое море… (задания серии А и серии Б).
  • Новая старая сказка (задание серии А).
  • Детский мир (задание серии А).
  • Фантастические создания (задание серии А).
    1. Волшебная дверь (задание серии А).
    2. Разные слова (задание серии Б).
    3. От точки к точке (задание серии Б).
    4. Готовимся к празднику (задание серии Б).
    5. Кто больше увидит (задание серии Б).
    6. Вот так история (задание серии Б).
    7. Лица: весёлые и грустные (задание серии Б).
    8. Летучие кошки (задание серии Б).
    9. Вторая жизнь (задание серии Б).
    10. Новая старая сказка (задание серии Б).
    11. Детский мир (задание серии Б).
    12. Фантастические создания (задание серии Б).
    13. Волшебная дверь (задание серии Б).
    14. Цель: осознание детьми значения творчества в жизни и деятельности человека; ознакомление учащихся с особенностями занятий по развитию творческого мышления .

      РАЗНЫЕ СЛОВА (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.

      ОТ ТОЧКИ К ТОЧКЕ (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.

      НОВАЯ СТАРАЯ СКАЗКА (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода перебора вариантов; развитие способности придумывать альтернативные окончания для истории и сказок; усвоение этических правил поведения в процессе группового обсуждения.

      СМЕЕМСЯ И ГРУСТИМ (1 ЧАС)

      Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие творческой продуктивности и гибкости мышления; закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи на поведенческом материале; осознание учащимися того, что самые разные ситуации могут создавать у людей одно и то же настроение.

      ГОТОВИМСЯ К ПРАЗДНИКУ (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода перебора вариантов; развитие умения придавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей .

      ВОТ ТАК ИСТОРИЯ (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие воображения и оригинальности словесно-логического мышления на основе метода динамизации; развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков.

      КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие способностей к разработке деталей образных идей на рисунке, развитие оригинальности наглядно-образного мышления на основе использования метода объединения.

      ЛИЦА: ВЕСЕЛЫЕ, ГРУСТНЫЕ… (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на материале знаков и обозначений; развитие способности к разработке деталей..

      Дидактическая цель : развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении, развитие наблюдательности и воображения.

      ЧТО Я ДЕЛАЮ, КОГДА… (1 ЧАС)

      Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; усвоение этических правил обсуждения творческих идей.

      ГОВОРЯЩИЕ ЛИНИИ (1 ЧАС)

      Дидактическая цель: развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей; развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения; умения совершать выводы, выходящие за пределы имеющейся информации, связанные с этой информацией и вытекающие из неё.

      ЛЕТУЧИЕ КОШКИ (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие оригинальности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода подбора нетипичных свойств к объекту; развитие умения представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, преодолевать психологическую инерцию свободных ассоциаций.

      ВТОРАЯ ЖИЗНЬ (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: формирование у учащихся представление о таком методе творческой деятельности как «мозговой штурм»; формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое; усвоение правил (в том числе и этических) проведения «мозгового штурма».

      ОРАНЖЕВОЕ НЕБО, ОРАНЖЕВОЕ МОРЕ… (1 ЧАС)

      Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; развитие умения выделять предметы, имеющие общее свойство – цвет.

      ДЕТСКИЙ МИР (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования методов классификации и дихотомии; развитие умения структурировать мысли.

      ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОЗДАНИЯ (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие воображения и наглядно-образного мышления на основе использования метода фокальных объектов; развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.

      ВОЛШЕБНЯ ДВЕРЬ (2 ЧАСА)

      Дидактическая цель: развитие воображения и наглядно-образного мышления на основе методов «дихотомия» и внесения/вынесения; формирование умения планировать; развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

      Основные требования к умениям и навыкам учащихся 1 класса

      Учащиеся должны иметь представление :

    15. об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи.
    16. устно описывать решения задач, заданных в образной, символической, словесной и поведенческой форме;

(33 учебных часа)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА [2] ?

  • Полезные свойства (задание серии А).
  • Развлечения маленьких и дела больших (задание серии А).
  • Шапки для дрессировщиков (задание серии А).
  • Рисуем письма (задание серии А).
  • Волшебные петельки (задания серии А и серии Б).
  • Что было, что будет… (задание серии А).
  • Что можно сделать из картошки? (задание серии А).
  • Шифры и тайны (задание серии А).
  • Лозунги и значки (задание серии А).
  • Необычные превращения знакомых предметов (задание серии А).
  • Треугольный котенок (задание серии А).
  • Что у нас общего? (задание серии А).
  • Комиксы (задание серии А).
  • Представь себя деревом (задание серии А).
  • Мягкий, пушистый, урчащий (задание серии А).
  • Перевертыши (задание серии А).
  • Перепутанные сказки (задание серии А).
  • Полезные свойства (задание серии Б)
  • Развлечения маленьких и дела больших (задание серии Б).
  • Шапки для дрессировщиков (задание серии Б).
  • Рисуем письма (задание серии Б).
  • Что было, что будет… (задание серии Б).
  • Что можно сделать из картошки? (задание серии Б).
  • Шифры и тайны (задание серии Б).
  • Лозунги и значки (задание серии Б).
  • Необычные превращения знакомых предметов (задание серии Б).
  • Треугольный котенок (задание серии Б).
  • Что у нас общего? (задание серии Б).
  • Комиксы (задание серии Б).
  • Представь себя деревом (задание серии Б).
  • Мягкий, пушистый, урчащий (задание серии Б).
  • Перевертыши (задание серии Б).
  • Перепутанные сказки (задание серии Б).
  • ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций.

    РАЗВЛЕЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ И ДЕЛА БОЛЬШИХ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода увеличения-уменьшения объекта .

    ШАПКИ ДЛЯ ДРЕССИРОВЩИКОВ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий .

    РИСУЕМ ПИСЬМА (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода «пиктограммы» – рисуночного письма.

    ВОЛШЕБНЫЕ ПЕТЕЛЬКИ (1 ЧАС)

    Дидактическая цель: развитие способности к разработке деталей на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие воображения и оригинальности наглядно-образного мышления.

    ЧТО БЫЛО, ЧТО БУДЕТ. (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе метода «мозгового штурма» а также метода динамизации/статичности объекта.

    ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ КАРТОШКИ? (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода дробления/объединения; освоение метода «мозгового штурма».

    ШИФРЫ И ТАЙНЫ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода «увидеть необычное в обычном».

    ЛОЗУНГИ И ЗНАЧКИ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и оригинальности наглядно-образного мышления на основе использования метода «мозгового штурма»; развитие способности к образной разработке деталей.

    НЕОБЫЧНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЗНАКОМЫХ ПРЕДМЕТОВ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности, гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода «увидеть необычное в обычном» и метода внесения/вынесения .

    ТРЕУГОЛЬНЫЙ КОТЕНОК (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие гибкости наглядно-образного мышления и умения разрабатывать детали на основе использования метода нахождения новых явлений путём комбинирования известных явлений; развитие умения создавать целое из отдельных элементов.

    ЧТО У НАС ОБЩЕГО? (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического и наглядно-логического мышления на основе использования метода оценки известных явлений с новой точки зрения; развитие способности классифицировать информацию разными способами .

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода динамизации.

    ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ ДЕРЕВОМ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитие способности к перевоплощению; на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении; развитие воображения и формирование навыков творческого сочинения.

    МЯГКИЙ, ПУШИСТЫЙ, УРЧАЩИЙ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления, развитие способности описывать объект.

    ПЕРЕВЕРТЫШИ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие оригинальности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования методов «увеличения/уменьшения объекта» и «обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления».

    ПЕРЕПУТАННЫЕ СКАЗКИ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода рассмотрения объектов, ситуаций с разных точек зрения, изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий.

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса:

  • о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач;
  • о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту; рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события.
  • работать в группе методом «мозгового штурма»;
  • терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения.
  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА [3] ?

  • Необычные события (задание серии А).
  • Заколдованные фигурки (задание серии А).
  • Уменьшение и увеличение (задание серии А).
  • Дерево слов (задание серии А).
  • Спрятавшийся рисунок (задание серии А).
  • Эмоции и настроения (задание серии А).
  • Крестословица (задание серии А).
  • Придумай предложение (задание серии А).
  • Космические туристы (задание серии А).
  • Имя (задание серии А).
  • Иначе говоря (задание серии А).
  • Спрячь слово (задание серии А).
  • Придумай окончание истории (задание серии А).
  • Придумай слово (задание серии А).
  • Как поднять настроение (задание серии А).
  • Планирование (задание серии А).
  • Газетный репортаж (задание серии А).
  • Необычные события (задание серии Б).
  • Заколдованные фигурки (задание серии Б).
  • Уменьшение и увеличение (задание серии Б).
  • Придумай слово (задание серии Б).
  • Дерево слов (задание серии Б).
  • Спрятавшийся рисунок (задание серии Б).
  • Эмоции и настроения (задание серии Б).
  • Крестословица (задание серии Б).
  • Придумай предложение (задание серии Б).
  • Космические туристы (задание серии Б).
  • Имя (задание серии Б).
  • Иначе говоря (задание серии Б).
  • Спрячь слово (задание серии Б).
  • Как поднять настроение (задание серии Б).
  • Планирование (задание серии Б).
  • Придумай окончание истории (задание серии Б).
  • Газетный репортаж (задание серии Б).
  • НЕОБЫЧНЫЕ СОБЫТИЯ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода внесения/вынесения; развитие умения преодолевать психологическую инерцию.

    ЗАКОЛДОВАННЫЕ ФИГУРКИ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического и образного мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие способности к детальной разработке идеи.

    УМЕНЬШЕНИЕ И УВЕЛИЧЕНИЕ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного и словесно-логического мышления на основе использования метода увеличения/уменьшения параметров объекта; введение эмоционально-непосредственного критерия оригинальности творческой идеи.

    ДЕРЕВО СЛОВ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода универсализации, развитие способности устанавливать смысловые ассоциации между отдельными словами и группами слов.

    СПРЯТАВШИЙСЯ РИСУНОК (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода универсализации.

    ЭМОЦИИ И НАСТРОЕНИЯ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода дихотомия; развитие умения классифицировать информацию, отражающую поведение человека, по разным основаниям; обсуждение этических аспектов межличностного общения.

    КРЕСТОСЛОВИЦА (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие способности связывать информацию, выраженную в образах и при помощи слов; развитие способности к разработке деталей придуманных образов.

    ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2 ЧАСА)

    КОСМИЧЕСКИЕ ТУРИСТЫ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычных сторон в привычном объекте и нахождения чего-то необычного за пределами, вокруг привычного объекта.

    Дидактическая цель: развитие творческой оригинальности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и дихотомия; рассмотрение этических аспектов межличностного общения.

    ИНАЧЕ ГОВОРЯ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; рассмотрение этических аспектов человеческого общения.

    СПРЯЧЬ СЛОВО (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и оригинальности словесно-логического мышления на основе изменения под необычным углом привычных объектов, материалов, ситуаций.

    ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ ИСТОРИИ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие оригинальности словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие умения создавать различные настроения, придумывать оригинальные окончания историй.

    ПРИДУМАЙ СЛОВО (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода перебора вариантов.

    КАК ПОДНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования методов нахождения необычного за пределами привычного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; рассмотрение этических аспектов межличностных взаимоотношений.

    ПЛАНИРОВАНИЕ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода динамизации/статичности объекта; рассмотрение этических аспектов межличностного взаимодействия людей.

    ГАЗЕТНЫЙ РЕПОРТАЖ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие оригинальности словесно-логического мышления на основе использования методов динамизации/статичности объекта и нахождения чего-то необычного за пределами привычного объекта; создание необычных сочинений, написанных на основе краткой информации.

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3 класса:

  • о проявлении человеческой индивидуальности в процессе решения творческих задач.
  • о критериях различения оригинальных идей и идей повторяющихся, банальных.
  • придумывать как можно больше вариантов решений задачи;
  • устно описывать варианты решения задач, заданных в различной форме (образной, символической, словесной и поведенческой);
  • презентировать от имени группы сообща найденное решение.
  • (34 учебных часа)

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА [4] ?

  • Сильные и смелые (задание серии А).
  • Своя рифма (задание серии А).
  • Взгляд с другой стороны (задание серии А).
  • Треугольный конструктор (задание серии А).
  • Как жираф в комара превратился (задание серии А).
  • Опиши словами (задание серии А).
  • Удивительная полоска (задание серии А).
  • Группировка фигурок (задание серии А).
  • Схемы предложений (задание серии А).
  • Новые отгадки (задание серии А).
  • Прятки (задание серии А).
  • Ребусы (задание серии А).
  • Заполни кроссворд (задание серии А).
  • Символы (задание серии А).
  • Заголовки (задание серии А).
  • Измени смысл (задание серии А).
  • Своя поговорка (задание серии А).
  • Сильные и смелые (задание серии Б).
  • Своя рифма (задание серии Б).
  • Взгляд с другой стороны (задание серии Б).
  • Треугольный конструктор (задание серии Б).
  • Как жираф в комара превратился (задание серии Б).
  • Опиши словами (задание серии Б).
  • Удивительная полоска (задание серии Б).
  • Группировка фигурок (задание серии Б).
  • Схемы предложений (задание серии Б).
  • Новые отгадки (задание серии Б).
  • Прятки (задание серии Б).
  • Ребусы (задание серии Б).
  • Заполни кроссворд (задание серии Б).
  • Символы (задание серии Б).
  • Заголовки (задание серии Б).
  • Измени смысл (задание серии Б).
  • Своя поговорка (задание серии Б).
  • СИЛЬНЫЕ И СМЕЛЫЕ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода дихотомии; развитие способности классифицировать информацию о поведении человека различными способами.

    СВОЯ РИФМА (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие навыков работы методом «мозгового штурма».

    ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении; развитие способности к преобразованию имеющейся информации; рассмотрение этических аспектов межличностных отношений.

    ТРЕУГОЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта и изменения точки зрения на объект с помощью заданных педагогом условий; развитие умения устанавливать связи между образной информацией и информацией, выраженной словами.

    КАК ЖИРАФ В КОМАРА ПРЕВРАТИЛСЯ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода универсализации; свободных ассоциаций; осознание детьми, что все люди разные, что необходимо уважать мнение, отличающееся от собственного.

    ОПИШИ СЛОВАМИ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления на основе использования метода свободных ассоциаций и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; развитие способности передавать чувства и настроения.

    УДИВИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСКА (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие гибкости и творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода нахождения новых явлений путём комбинирования известных явлений; развитие умения устанавливать связи между образной информацией и информацией, выраженной при помощи слов.

    ГРУППИРОВКА ФИГУРОК (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода дихотомии; развитие гибкости в работе с образной информацией.

    СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления.

    НОВЫЕ ОТГАДКИ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; развитие умения находить нестандартные ответы.

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода нахождения необычных сторон в привычном объекте или явлении и обзора всех мыслимых вариантов данного объекта или явления; развитие способности к трансформации имеющихся объектов.

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости наглядно-образного мышления на основе использования метода дробления/объединения объекта.

    ЗАПОЛНИ КРОССВОРД (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; развитие способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение слова), а по символическому (число букв в слове, начальным буквам слова и т.п.) признаку.

    Дидактическая цель: развитие творческой и гибкости продуктивности наглядно-образного мышления на основе использования метода пиктограммы; развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями.

    ЗАГОЛОВКИ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи; развитие умения придумывать заголовки, вызывающие интерес к материалу.

    ИЗМЕНИ СМЫСЛ (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие творческой продуктивности словесно-логического мышления; развитие способности обобщения содержания творческой идеи; развитие навыков командного взаимодействия; рассмотрение этических аспектов межличностного общения.

    СВОЯ ПОГОВОРКА (2 ЧАСА)

    Дидактическая цель: развитие гибкости и оригинальности словесно-логического мышления; развитие навыком групповой работы методом мозгового штурма; обсуждение этических аспектов человеческого межличностного взаимодействия.

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4 класса:

    Учащиеся должны знать :

  • об этических правилах поведения в процессе группового обсуждения и презентации творческой идеи;
  • о критериях различения оригинальных идей и идей банальных;
  • о разделении ролей в творческой группе («генератор идей», «критик», «организатор работы», «разработчик» и т.п.).
  • о таких приёмах творческой деятельности как «свободные ассоциации», добавления нетипичных свойств объекту; рассмотрение объектов, ситуаций и явлений с различных точек зрения; систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного объекта, явления, события; динамизация, дихотомия и др.
  • Учащиеся должны уметь :

  • уметь работать в группе методом «мозгового штурма»;
  • отбирать среди своих идей и идей товарищей оригинальные ответы;
  • терпеливо и уважительно слушать решения, предлагаемые товарищами, даже если они значительно отличаются от собственного варианта решения;
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
  • Джордан А. Эврика! Десять способов освободить ваш творческий гений. – СПб.: Питер паблишинг, 1997. – 352 с.
  • Дружинин B. H. Психология общих способностей. M., 1995
  • Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003 – 312 с.
  • Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997
  • Психология одаренности детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., переработанное и доп. — М.: «Академия», 2000. – 336 с.
  • Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. – 1999. – 442 с.
  • Одаренность: способности, мотивация и творчество: пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И.– Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2006.– 88 с.
  • Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей. // Основные концепции творчества и одаренности. Под ред. проф. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.
  • Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб: Речь, 2001. – 240 с.
  • Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос, 2000. – 320 с.
  • Эриксон Эрик Т. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и доп./ пер. с англ. — СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
  • [1] Данный тематический план является примерным. Учитель имеет право по своему усмотрению вносить коррективы в последовательность проведения занятий по интересам.

    [2] ? Данный тематический план является примерным. Учитель имеет право по своему усмотрению вносить коррективы в последовательность проведения занятий по интересам.

    [3] ? Данный тематический план является примерным. Учитель имеет право по своему усмотрению вносить коррективы в последовательность проведения занятий по интересам.

    [4] ? Данный тематический план является примерным. Учитель имеет право по своему усмотрению вносить коррективы в последовательность проведения занятий по интересам.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа расчитана на детей, которые любят танцевать, участвовать в инсценировке пьес. Дети знакомятся со сценой, учатся на ней выступать перед большой аудиторией. Программа состоит из двух мод.

    Программа кружка предназначена для 1-х классов. Содержит различные виды работ по направлениям: работа с бумагой и картоном, работа с крупой, работа с тканью и нитками.

    Программа «Творческая мастерская» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подход.

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов).

    Программа курса «Творческие задания в среде Scratch» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное.

    Рабочая программа составлена по курсу «Учусь творчески мыслить .Авторы Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *