http://m-shop-cc.extreame-shop-cc.ru Предмет надзора полномочия и правовые средства | Nlpseminar.ru

Прочее

Предмет надзора полномочия и правовые средства

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

Полномочия прокурора – это права и обязанности прокурора, необходимые для реализации им предписанных ему надзор ных функций; основной ряд прокурорских полномочий регламентирован ФЗ «О прокуратуре РФ». Разные направления надзора требуют различных по содержанию и объему прокурорских полномочий. Например:

Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов и законностью издаваемых актов , уполномочен законом требовать от должностных лиц предоставления необходимых ему для проверки материалов, документов, данных статистики и т. п. Прокурор, надзирающий за законностью деятельности следственного аппарата и органов, производящих дознание, органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность , имеет полномочие отменять незаконные решения данных органов, и т. д.

Прокурорские полномочия регламентируются не только ФЗ «О прокуратуре РФ»; ряд полномочий определен в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве РФ, а также в некоторых иных федеральных законах.

Осуществляя прокурорский надзор, прокурор реализует различные действия – как регламентированные законом, так и не регулируемые им (например: анализ данных, беседы, получение различного рода информации из СМИ, проведение каких-то организационных мероприятий и т. п.). Помимо непосредственно осуществления надзора прокурор исполняет и другие функции.

Правовые средства – это только те полномочия прокурора, которые предписаны ему для осуществления надзора ФЗ «О прокуратуре РФ» (и иными федеральными законами). Полномочия, являющиеся правовыми средствами, обладают процессуально значимым характером.

Содержательно правовые средства можно классифицировать на две группы: 1) средства выявления нарушений закона; 2) средства предупреждения и устранения нарушений закона.

Суть прокурорского надзора – использование прокурором предоставленных ему законом правовых средств для выявления, предупреждения и устранения правонарушений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Полномочия и правовые средства прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурор вправе:

  • – посещать в любое время поднадзорные органы и учреждения;
  • – опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • – знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены иод стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
  • – требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
  • – отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного тина, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
  • Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

    Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

    Таким образом, полномочия прокурора применительно к рассматриваемой отрасли надзора имеют в основном властно-распорядительный характер, что позволяет быстро и эффективно решать задачи надзорной деятельности. Их отличают:

  • – повышенный уровень возможностей оперативного выявления и устранения нарушений закона;
  • – непосредственность воздействия правовых средств прокурорского надзора на практику исполнения законов в названных органах и учреждениях;
  • – безальтернативный характер предписаний прокурора, направленных на выявление и устранение нарушений закона.
  • Правовые средства как и в других надзорных направлениях прокурорской деятельности подразделяются на два вида: средства выявления правонарушений и средства реагирования на выявленные нарушения закона.

    Средством выявления нарушения закона является прокурорская проверка. Прокурорская проверка в данном направлении прокурорского надзора обладает характерными особенностями, отличающими ее от средств выявления нарушений законов в иных надзорных направлениях прокурорской деятельности. К ним относится ее повышенная императивность, которая проявляется в предусмотренной законом возможности прокурора проводить проверочные действия в любое время суток как на основании поступивших в органы прокуратуры сведений о нарушении закона, так и по своему усмотрению (без наличия сведений о правонарушениях). Данное требование обусловлено следующим.

    Во-первых тем, что возможности осужденных, задержанных и заключенных под стражу обеспечивать свои конституционные права ограничены.

    Во-вторых – спецификой проверяемых субъектов. С одной стороны – исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, с другой – исполнение законов, режима отбывания наказания и т.д. спецконтингентом, то есть осужденными, задержанными и заключенными под стражу.

    В-третьих – спецификой предмета прокурорской проверки. Как правило, проверке подлежит исполнение не только норм действующего законодательства, но и норм ведомственных актов и инструкций, поскольку именно в них установлен порядок содержания спецконтингента. В связи с этим в порядке исключения данные проверки носят контрольный характер.

    Проверочные действия в основном схожи с аналогичными стадиями средств выявления нарушений закона в других надзорных направлениях прокурорской деятельности. Они включают изучение действующего законодательства и прокурорской практики, планирование, истребование и изучение необходимой документации, взятие объяснений от субъектов спецконтингента и должностных лиц и т.д.

    К средствам прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона относятся:

    • – протест (приносится на не соответствующие закону приказы, распоряжения, постановления администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу);
    • – представление в порядке осуществления прокурорского надзора (является актом прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В представлении содержатся требования, касающиеся не только принятия мер по устранению выявленных нарушений закона, но и требования о привлечении виновных в нарушении закона должностных лиц к дисциплинарной ответственности);
    • – предостережение о недопустимости нарушения закона (составляется в случае, когда прокурору стало достоверно известно о том, что должностное лицо намерено допустить нарушение закона, не образующее состав преступления. Предостережение вручается адресату в кабинете прокурора под роспись);
    • – постановление (например, о возбуждении дела об административном правонарушении, об отмене дисциплинарного взыскания и освобождении осужденного из штрафного изолятора. В случае если выявленное прокурором нарушение закона имеет признаки состава уголовно наказуемого деяния, материалы проверки направляются по подследственности для решения вопроса об уголовном преследовании).
    • Также прокуроры вправе обратиться с заявлением в суд.

      Полномочия и правовые средства прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания

      Согласно ст. 30 Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

      Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания, по сути, являются полномочиями по контролю, тогда как остальные полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознаниями и предварительного следствия относятся к собственно надзорным полномочиям.

      В соответствии с УПК РФ прокурор уполномочен:

    • – проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37);
    • – по мотивированному письменному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2.1 ст. 37);
    • – выносить мотивированное постановление о направлении материалов, содержащих сообщения о преступлении, в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);
    • – требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования (п. 3 ч. 2 ст. 37);
    • – отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора (п. 6 ч. 2 ст. 37);
    • – участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ (п. 8 ч. 2 ст. 37);
    • – при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом (п. 8.1 ч. 2 ст. 37);
    • – передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю СК России с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37). При наличии в уголовном деле, находящемся в производстве органа дознания, сведений о совершении преступлений организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями) руководитель органа прокуратуры безотлагательно изымает дело и передает его следователю (п. 1.4 приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»);
    • – утверждать обвинительный акт по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37);
    • – возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37);
    • – осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
    • Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве (ч. 5 ст. 21 УПК РФ).

      Вышеперечисленными или аналогичными по содержанию полномочиями прокурор наделен также и при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного следствия.

      Исключительно при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания прокурор:

    • – дает дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела частнопубличного или частного обвинения в случаях, когда отсутствует заявление потерпевшего или его законного представителя и преступление совершенно в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20 УПК РФ);
    • – по ходатайству дознавателя продляет срок проверки сообщения о преступлении свыше 10 суток до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения ОРМ с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
    • – в необходимых случаях поручает производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ), а также дает письменные указания о передаче уголовного дела для производства предварительного следствия в порядке ч. 4 ст. 150 УПК РФ;
    • – дает дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве необходимых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
    • – дает согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
    • – отменяет незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
    • – разрешает отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37, ч. 1 ст. 67 УПК РФ);
    • – отстраняет дознавателя от производства расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
    • – изымает любое уголовное дело у органа дознания и передаст его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
    • – продлевает сроки дознания (ч. 3–5 ст. 223 УПК РФ);
    • – в случае установления оснований возобновления дознания, предусмотренных ст. 211 УПК РФ, прокурор выносит постановление о возобновлении дознания по уголовному делу (ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ);
    • – при утверждении обвинительного акта вправе своим постановлением исключить из обвинительного акта отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое (ч. 2 ст. 226 УПК РФ);
    • – утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п. 13 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
    • – осуществляет иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
    • Правовым средством выявления нарушений законов при производстве дознания является прокурорская проверка. К основным правовым средствам реагирования на выявленные прокурором нарушения законов при производстве дознания относятся письменные указания дознавателю о направлении расследования и производстве следственных действий, мотивированные постановления прокурора. Прокурор также может требовать устранить нарушения закона, допущенные при производстве дознания. При этом правовые средства прокурора применяются с учетом того участка, на котором осуществляется надзор.

      Так, основными правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения закона, допущенные при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, являются: мотивированное постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; мотивированное постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела; мотивированное постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела; письменные указания о проведении дополнительной проверки сообщения о преступлении.

      К правовым средствам реагирования относятся: постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве; постановление о прекращении досудебного сотрудничества; постановление об отказе от внесения представления об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу; представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения решения по уголовному делу; представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения решения по уголовному делу [1] .

      Надо обращать внимание, что в постановлении об удовлетворении жалобы, поданной на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования указываются процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу и сроки их осуществления (п. 1.5 приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»).

      Одновременно с отменой незаконного постановления о приостановлении дознания прокурором принимаются меры, направленные на привлечение к ответственности виновных должностных лиц органа дознания.

      Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор безотлагательно отменяет его своим постановлением, возобновляет производство по уголовному делу и со своими указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. При наличии грубых нарушений, связанных с невыполнением ранее данных прокурором указаний, Генеральный прокурор РФ требует принятия мер прокурорского реагирования по каждому такому факту.

      Составленный дознавателем и утвержденный начальником органа дознания обвинительный акт и материалы уголовного дела направляются прокурору. Прокурор рассматривает поступившее уголовное дело и в течение двух суток либо утверждает обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, либо возвращает уголовное дело со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемых для пересоставления обвинительного акта, не соответствующего требованиям ст. 225 УПК РФ, и устранения выявленных недостатков. При наличии оснований прокурор также может прекратить уголовное дело или направить его для производства предварительного следствия.

      При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. Прокурор изучает соответствие содержащихся в нем выводов о виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности, обстоятельствам дела, дает оценку доказательствам в соответствии с ч. 1 ст. 88 УПК РФ. Выявив недопустимые доказательства, прокурор выносит мотивированное постановление об их исключении.

      Особенности полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением административного законодательства. Надзорные правовые средства Текст научной статьи по специальности « Право»

      Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Любчикова Полина Михайловна

      Статья посвящена полномочиям прокуратуры по надзору за соблюдением административного законодательства и правовых ресурсов, прокуратуры. Автор подробно анализирует теоретические мнения о сущности власти прокурора. Кроме того, автор предлагает систему правовых средств , используемых прокурором.

      Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Любчикова Полина Михайловна

      Features of the prosecutor’s authorities of the supervision for the observance of the administrative legislation and his legal resources

      The article is devoted to the prosecutor’s authorities of the supervision for the observance of the administrative legislation and prosecutor’s legal resources . The author in detail analyzes theoretical opinions about the essence of the authorities of the prosecutor . Bes >legal resources , used by the prosecutor.

      Текст научной работы на тему «Особенности полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением административного законодательства. Надзорные правовые средства»

      ?9.4. ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. НАДЗОРНЫЕ ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА

      Любчикова Полина Михайловна, аспирантка. Место учебы: Уральская государственная юридическая академия. E-mail: [email protected]

      Аннотация: Статья посвящена полномочиям прокуратуры по надзору за соблюдением административного законодательства и правовых ресурсов, прокуратуры. Автор подробно анализирует теоретические мнения о сущности власти прокурора. Кроме того, автор предлагает систему правовых средств, используемых прокурором.

      Ключевые слова: полномочия прокурора, правовые средства, административное законодательство, надзор

      FEATURES OF THE PROSECUTOR’S AUTHORITIES OF THE SUPERVISION FOR THE OBSERVANCE OF THE ADMINISTRATIVE LEGISLATION AND HIS LEGAL RESOURCES

      Lyubchikova Polina Mihaylovna, postgraduate student. Place of study: Ural State Law Academy. E-mail: [email protected]

      Annotation: The article is devoted to the prosecutor’s authorities of the supervision for the observance of the administrative legislation and prosecutor’s legal resources. The author in detail analyzes theoretical opinions about the essence of the authorities of the prosecutor. Besides the author offers system of legal resources, used by the prosecutor.

      Keywords: the authorities of the prosecutor, legal resources, administrative legislation, supervision

      Полномочия прокурора можно подразделить на полномочия по выявления правонарушений, по реагированию на них с использованием установленных правовых средств и полномочия по предупреждению правонарушений и причин, им способствующих.

      При этом Даев В.Г., и Маршунов М.Н. обоснованно полагают, что властность перечисленных полномочий различается. По их мнению, полномочия по выявлению правонарушений являются, безусловно, властными, а полномочия, отнесенные ко второй и третьей группе, являются ограниченно-властными, так как прокурор уполномочен только поставить вопрос об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, привлечении виновных к ответственности перед соответствующим лицом1.

      Действительно, согласно ст. 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, предусмотренные ст.ст. 22, 27 ФЗ, обязательны к исполнению. Что касается требований прокурора, содержащихся в актах прокурорского реагирования, то они обязательны к рассмотрению, но не обязательны к исполнению.

      1 Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 88.

      Таким образом, ограниченно-властными являются полномочия прокурора по реагированию на выявленные нарушения закона. В то же время полномочия по выявлению нарушений закона являются безусловно властными.

      Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов определены в ст.ст. 22, 27 ФЗ «О прокуратуре РФ».

      Специфика полномочий прокурора проявляется в использовании тех или иных правовых средств.

      С точки зрения Ергашева Е.Р. и Корешниковой Н.Р. правовые средства прокурора — это регламентированные законом и опосредованные его полномочиями действия, осуществляемые им в процессе реализации своих функций для достижения целей и решения задач, стоящих перед органами прокуратуры РФ2.

      С целью выявления специфики используемых прокурором правовых средств обратимся к анализу норм ст.ст. 9.1., 23-25.1., 28 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 37 УПК РФ, а также КоАП РФ.

      Анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе использовать следующие акты прокурорского реагирования:

      — протест на противоречащий закону правовой акт, а также на акт, нарушающий права человека и гражданина (ст. 23, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

      — протест на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения несудебных органов (п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10. КоАП РФ);

      — представление об устранении нарушений закона, прав человека и гражданина (ст. 24, ст. 28 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

      — предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1. ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 6 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»);

      — постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 1 ч. 1 ст. 25.11., ст. 28.4. КоАП РФ);

      — постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7. КоАП РФ);

      — письменное заключение прокурора, даваемое в случае участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях несудебными органами (п. 2 ч. 1 ст. 25.11., ч. 2 ст. 29.7. КоАП РФ);

      — постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (п. 2 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ»);

      — постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

      — требование об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ»);

      — решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10. ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»).

      Остановимся на некоторых из приведенных правовых средств.

      2 Ергашев Е.Р., Корешникова Н.Р. Основные правовые средст-

      ва прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспече-

      ния исполнения закона. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2010. С. 15.

      Под протестом понимается регламентированное законом и совершаемое в установленном порядке официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к определенным законом субъектам, по поводу принятия ими незаконных правовых актов, направленное на их отмену или изменение3.

      В науке есть мнения о том, чтобы предоставить прокурорам право опротестовывать не только правовые акты, но любые незаконные действия поднадзорных субъектов4. Представляется, что данная точка зрения необоснованна, так как реагировать на незаконные действия поднадзорных субъектов прокурор может путем внесения представления.

      Протест прокурора в порядке, предусмотренном Ко-АП РФ, представляет собой специфическое для надзора за исполнением административного законодательства правовое средство реагирования. В данном случае предметом опротестования является не любой незаконный правовой акт, а только не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и решения вышестоящих несудебных инстанций по протестам или жалобам.

      Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать следующие постановления по делу об административном правонарушении:

      постановление о назначении административного наказания;

      постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

      Исходя из положений ст. 30.1. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать во внесудебном порядке не вступившие в законную силу вышеуказанные постановления и решения по предыдущим протестам, вынесенные только должностным лицом.

      В иных случаях протест приносится в суд. Подобный протест уже не является надзорным средством прокурорского реагирования.

      В делах об административных правонарушениях протест прокурора имеет специфику. Для принесения протеста в порядке, предусмотренном КоАП РФ, установлены специальные сроки.

      Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11., ст. 30.10. КоАП РФ прокурор вправе опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении несудебных органов и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам (протестам) независимо от его участия в деле. При этом прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении в случаях, когда: а) имеется хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении; б) существенно нарушены предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания; в) постановление вынесено неправомочным органом или должностным ли-

      3 Ергашев Е.Р. Протест прокурора. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2010. С. 29.

      4 Прокуратура в странах СНГ: правовой статус, функции, полномочия: научное и учебное пособие / под ред. С.П. Щербы. М.: Экзамен, 2007. С. 145.

      5 Датчук Л.Б., Шалыгин Б.И. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по делам об административных

      С точки зрения Викторова И.С., Винокурова А.Ю. и Шалыгина Б.И. основанием для принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении также является необходимость внесения изменений в постановление в сторону смягчения наказания6.

      Основаниями для принесения протестов на решения по жалобам или протестам на постановление по делу об административном правонарушении является несоответствие таких решений процессуальным требованиям, установленным ст.ст. 30.6., 30.7. КоАП РФ, а также неправильное применение норм материального права7.

      Под представлением понимается официальный письменный акт прокурора либо его заместителя, имеющий своим предметом совокупность нарушений законов, адресуемый компетентным органам и должностным лицам с требованием его безотлагательного рассмотрения и принятия в установленный срок мер по устранению нарушений законов, причин и условий, способствующих им, а также привлечению к материальной либо дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщению о результатах рассмотрения и принятых мерах прокурору в письменной форме8.

      По мнению Ергашева Е.Р. представление от иных актов прокурорского реагирования отличается также тем, что именно в нем прокурор вправе поставить вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной и материальной ответственности9.

      Интересным представляется мнение о том, что представление об устранении нарушений законов при производстве по делам об административных правонарушениях может носить индивидуальный и обобщенный характер. Так, основанием для внесения представления в первом случае является факт единичных нарушений требований закона со стороны должностных лиц органа административной юрисдикции. Во втором случае основанием для внесения

      представления являются массовые нарушения зако-

      Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении — акт реагирования, применяемый уполномоченными должностными лицами прокуратуры при осуществлении надзорной функции, адресуемый компетентным органам и должностным

      лицам, цель которого — привлечение виновных лиц к

      Согласно терминологии ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор уполномочен выносить постановление о

      правонарушениях: методическое пособие. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2009. С. 88-89.

      6 Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: учебное пособие / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2006. С. 538-539.

      7 Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: учебное пособие / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2006. С. 541.

      8 Ергашев Е.Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2008. С.16.

      9 Ергашев Е.Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2008. С.18.

      10 Датчук Л.Б., Шалыгин Б.И. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях: методическое пособие. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2009. С. 85-86. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: учебное пособие / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2006. С. 535-536.

      11 Ергашев Е.Р., Корешникова Н.Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения закона. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2010. С. 101.

      возбуждении производства об административном правонарушении. Вместе с тем норма ст. 25 является бланкетной. Применять ее следует исходя из положений КоАП РФ.

      Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25.11. КоАП РФ прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с положениями ст. 28.4., 28.8. КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление.

      Некоторые авторы данное правовое средство именуют — постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении12.

      Думается, необходимо привести нормы законодательства в соответствие, чтобы не возникало сомнений в том, что прокурор выносит именно постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

      Согласно ст. 28.4. КоАП РФ прокурор вправе возбуждать дело об административном правонарушении в случаях, предусмотренных в законе, а при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.

      Возможность вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования предусмотрена ч. 2 ст. 28.7. КоАП РФ.

      Постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию, специфично для надзора за исполнением административного законодательства (законодательства об административной ответственности).

      На выделение данного постановления как на самостоятельный акт прокурорского реагирования также обоснованно указывает Ломакин В.И.13

      В литературе указывается на то, что поскольку административное задержание — процедура скоротечная, а КоАП РФ исключил прокурора из числа уведомляемых в обязательном порядке лиц, выявление фактов, могущих послужить основанием для вынесения данного постановления, возможно, как правило, в случае непосредственного посещения прокурором или его заместителем поднадзорных субъектов. Также указывается, что оперативность вынесения подобного постановления может быть обеспечена наличием у проверяющих прокуроров формализованных бланков постановлений.

      Постановление должно вручаться находящемуся на момент проверки старшему должностному лицу органа, осуществившего административное задержание14.

      По сути, в такой ситуации прокурору чрезвычайно сложно воспользоваться правом на вынесение такого постановления.

      В связи с необходимостью обеспечения оперативного реагирования прокурорами на незаконное ограни-

      12 Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: учебное пособие / под ред. Ю.Е. Винокурова. — М.: Экзамен, 2006. С. 533-534. Ломакин В.И. Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Омск. 2006. — С. 14.

      13 Ломакин В.И. Прокурор в производстве по делам об административным правонарушениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Омск, 2006. — С. 13.

      14 Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: учебное пособие / под ред.

      Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2006. С. 552.

      чение свободы граждан необходимо дополнить ст. 27.4. КоАП РФ ч. 3 следующего содержания: «протокол об административном задержании немедленно направляется прокурору в соответствии с его территориальной компетенцией».

      Существует точка зрения, что необходимо внести изменения в КоАП РФ в части закрепления права прокурора по отмене и иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушени-ях15.

      С данной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти. Так, подобное постановление в соответствии с положениями главы 27 КоАП РФ целесообразно выносить только в отношении таких мер как изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, временный запрет деятельности. Что касается иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, то можно признать их незаконными, но не отменить, так как они носят кратковременный и единовременный характер.

      Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1990.

      Датчук Л.Б., Шалыгин Б.И. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях: методическое пособие. М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ,

      Ергашев Е.Р. Представление как надзорный акт прокурорского реагирования. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2008.

      Ергашев Е.Р. Протест прокурора. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2010.

      Ергашев Е.Р., Корешникова Н.Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения закона. Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2010.

      Ломакин В.И. Прокурор в производстве по делам об административным правонарушениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Омск, 2006.

      Прокуратура в странах СНГ: правовой статус, функции, полномочия: научное и учебное пособие / под ред. С.П. Щербы. М.: Экзамен, 2007.

      Прокурорский надзор за исполнением законодательства об административной ответственности: учебное пособие / под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2006.

      Daev V.G., Marshunov M.N. Foundation of the theory of the prosecutors’s supervision. Leningrad: Publishing

      house of the Leningrad university, 1990.

      Dathuk L.B., Shalygin B.I. Prosecutors’s supervision for the legality of the observance of decision on the cases concerning administrative infractions: guide. M.: Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation, 2009.

      15 Ломакин В.И. Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Омск. 2006. — С. 13-14.

      Ergashev E.R. Presentation as a supervision act of prosecutor’s reaction. Yekaterinburg: Publishing house of the USLA, 2008.

      Ergashev E.R. Protest of the prosecutor. Yekaterinburg: Publishing house of the USLA, 2010.

      Ergashev E.R., Koreshnikova N.R. Basic legal means of the Russian public prosecutor’s office as an instrument of assuring abidance the law. Publishing house of the USLA,

      Lomakin V.I. Prosecutor in the process on the cases concerning administrative infractions. Dissertation abstract of candidate of legal science. Omsk, 2006.

      Prosecutor’s Office in the countries of CIS: legal status, functions, authorities: scientific and school-book / under the editorship of S.P. Cherby. M.: Exam, 2007.

      Prosecutors’s supervision for the observance of the administrative legislation: school-book / under the editorship of Y.E. Vinokurov. M.: Exam, 2006.

      на статью «Особенности полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением административного законодательства. Надзорные правовые средства»

      Аспирантки кафедры УрГЮА Любчиковой Полины Михайловны

      Статья Любчиковой Полины Михайловны под названием «Особенности полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением административного законодательства. Надзорные правовые средства» посвящена прокурорской надзорной деятельности.

      Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку данной проблеме в современной науке не уделяется должного внимания.

      В современной литературе существуют пробелы в исследовании аспектов, связанных с толкованием и применением норм КоАП РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» в деятельности прокуратуры по обеспечению исполнения административного законодательства.

      В данной статье автором предлагается система используемых прокурором правовых средств на данном участке надзорной деятельности и их краткая характеристика.

      Автором статьи проведена серьезная работа по рассмотрению теоретических и практических вопросов надзорной деятельности прокуратуры по обеспечению исполнения административного законодательства. Впервые был проведен анализ всех применяемых прокурором правовых средств на данном участке надзорной деятельности. Немаловажным является и то, что Любчикова П.М. предлагает внести изменения в законодательство РФ в целях наиболее оптимальной реализации прокурором возложенных на него полномочий.

      Автором предложены оригинальные идеи относительно необходимости системного толкования норм ФЗ «О прокуратуре РФ» и КоАП РФ.

      При этом выводы Любчиковой II.М. основаны на грамотном анализе законодательства РФ.

      Таким образом, научная статья «Особенности полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением административного законодательства. Надзорные правовые средства» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

      32. Правовые средства прокурора и особенности организации работы по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

      Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор использует все правовые средства, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре:

      1. Направленные на выявление нарушений закона, причин, их порождающих, и условий, им способствующих:

      — право беспрепятственного входа на территорию и помещения поднадзорных субъектов и объектов;

      — право иметь доступ к документам и материалам, статистическим и иным сведениям;

      — право вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения закона;

      — использование помощи специалиста;

      — право требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок и ревизий;

      — право проведения проверок исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона.

      2. Направленные на устранение выявленных нарушений:

      — внесение представления об устранении нарушений закона;

      — вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

      — заявления в различные суды;

      — требования прокурора о привлечении виновных в совершении правонарушения к различным видам ответственности;

      — в случае обнаружения правонарушения, содержащего признаки преступления, вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов по подследственности.

      3. Направленные на предупреждение нарушений: предостережение прокурора. Буквальное толкование Закона о прокуратуре позволяет сделать вывод о том, что вынесение данного акта в этой отрасли надзора не предусмотрено. Но поскольку на практике зачастую весьма трудно разграничить данные отрасли надзора, представляется, что не исключено вынесение предостережения также при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

      Кроме того, прокурор также:

      — рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

      — разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

      — принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина;

      — принимает меры по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон;

      — принимает меры по возмещению причиненного ущерба;

      — предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

      33. Понятие, предмет и правовые средства прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних.

      Прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних — осуществляемая в установленных законом формах деятельность прокурора по обнаружению и предотвращению нарушений законов о несовершеннолетних присущими прокуратуре методами и средствами с целью укрепления законности и защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

      Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних – самостоятельное направление надзорной деятельности прокуратуры. Оно не образует самостоятельной отрасли прокурорского надзора, но является самостоятельным участком прокурорско-надзорной деятельности и носит инициативный характер.

      Предмет надзора (нормативно не определен):

      — соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи в различных областях государственной, экономической, культурной и семейной жизни со стороны соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий;

      — соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи со стороны родителей и лиц, осуществляющих воспитание несовершеннолетних;

      — соблюдение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при расследовании и судебном рассмотрении дел о совершенных ими преступлениях, правонарушениях или дел о защите их интересов;

      — выявление причин и условий, которые, являясь нарушением законов, способствуют совершению несовершеннолетними преступлений и правонарушений, либо преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних.

      1. По кругу субъектов:

      — система органов и учреждений, обеспечивающих и охраняющих права, свободы и законные интересы несовершеннолетних;

      — круг должностных лиц, граждан и учреждений, специально наделенных правами и обязанностями по воспитанию несовершеннолетних.

      2. По кругу нормативно-правовых актов: общепризнанные нормы международного права, специальные международные правовые акты, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ.

      Учитывая, что прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних носит сквозной характер и осуществляется при реализации всех направлений прокурорской деятельности, можно сделать вывод о том, что при его осуществлении предусматривается реализация всех полномочий, которыми наделен прокурор.

      Наиболее часто применяемые правовые средства:

      — истребование и проверка законности правовых актов, издаваемых учреждениями, предприятиями и организациями в отношении несовершеннолетних;

      — требование к руководителям учреждений, предприятий и организаций о проведении проверок и ревизии деятельности подконтрольных и подведомственных им органов и должностных лиц;

      — проверка исполнения законов;

      — проверка законности административного задержания несовершеннолетних и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения;

      — получение от должностных лиц объяснений;

      — требование прокурора об устранении выявленных нарушений законов

      — опротестование незаконных правовых актов, издаваемых органами, предприятиями, учреждениями и организациями, незаконных действий должностных лиц и т.д.

      Конспекты юриста

      Правовые средства прокурорского надзора: понятие и содержание

      Правовые средства прокурорского надзора – это предусмотренные законодательством средства, с помощью которых прокурор может выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов в сфере деятельности поднадзорных субъектов.

      Содержание правовых средств прокурорского надзора

      1. Полномочия прокурора – отражают способы действий, которые прокурор может использовать для решения задач.

      2. Акт прокурорского надзора – письменный документ, отражающий решение прокурора, реализующий его полномочия, направленный на устранение и (или) нарушение закона. Это юридический факт, из которого возникает правоотношение (более 10 актов вообще: протест, представление, постановление, предостережение, заявление в суд, исковое заявление, письменное указание дознавателям, утверждение, согласие прокурора на процессуальном документе, требование, предложение, решение о согласовании (отказе) проведения внеплановой проверки ЮЛ или ИП)

      3. Методы прокурорского надзора – механизм реализации правовых средств. Позволяет ответить на вопрос, как прокурор может использовать средства надзора + приемы действий прокурора, рекомендации и т.д. В теории принято говорить о ряде обязательных элементов методик прокурорского надзора:

      • 1. Круг законов, за исполнением которых прокурор надзирает в соответствующем направлении;
      • 2. Круг возможных нарушителей;
      • 3. Круг типичных источников информации;
      • 4. Круг типичных нарушений законов;
      • 5. Особенности проведения прокурорской проверки;
      • 6. Круг типичных актов прокурорского надзора, которые необходимо вынести при выявлении нарушения.
      • Защита трудовых прав граждан Российской Федерации методами прокурорского реагирования

        (Абдуллаев Э. Э. оглы) («Трудовое право в России и за рубежом», 2011, N 3)

        ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДАМИ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

        Э. Э. ОГЛЫ АБДУЛЛАЕВ

        ——————————— Abdullaev E’.E.’ ogly. Protection of labor rights of citizens of the Russian Federation by methods of procurator’s reaction.

        Абдуллаев Эльшан Эльшад оглы, аспирант кафедры трудового права юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

        В статье освещены основные вопросы осуществляемого прокуратурой надзора за соблюдением трудового законодательства, полномочия прокурора и пути повышения эффективности прокурорской деятельности в этой сфере.

        Ключевые слова: соблюдение трудового законодательства, защита трудовых прав, прокурорский надзор, полномочия прокурора, правовые средства реализации полномочий прокурора, эффективность прокурорской деятельности.

        The article focuses on the fundamental issues of procurator’s supervision on compliance with labor legislation, powers of procurator and ways of increase of efficiency of procurator’s activity in this sphere.

        Key words: observation of labor legislation, protection of labor rights, procurator’s supervision, powers of procurator, legal means of realization of procurator’s powers, efficiency of procurator’s activity.

        Право на труд является основным социально-экономическим правом человека и гражданина. Следует полностью согласиться с мнением о том, что «состояние законодательства и реальное положение дел в области реализации данного права не только являются показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействуют на его нравственность, эффективность его экономики» . ——————————— Трудовое право России: Учебник / Под ред. А. М. Куренного. М.: Юристъ, 2004. С. 5 (автор раздела — А. М. Куренной).

        Реализуя свое право на труд в безопасных условиях и за справедливое вознаграждение, человек обеспечивает достойные условия жизни для себя и членов своей семьи. Поэтому обеспечение трудовых прав граждан было и остается важнейшим направлением деятельности государства. В последние полтора-два года роль прокурорского надзора в обеспечении трудовых прав граждан еще более возросла в связи с негативными последствиями мирового финансово-экономического кризиса. В условиях острого недостатка оборотных средств, с которым столкнулось большое количество российских предприятий, у руководителей хозяйствующих субъектов возникает соблазн решить возникшие проблемы за счет ущемления трудовых прав работников. Примерами того являются и задержки выплаты заработной платы, и необоснованное сокращение численности (штата) работников без предоставления установленных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций. Работники же (или бывшие работники) не всегда знают о том, как защитить нарушенные права, а если и обращаются в суд, то в индивидуальном порядке. Поэтому не секрет, что зачастую лишь угроза прокурорской проверки удерживает должностных лиц организаций всех форм собственности от нарушения требований Трудового кодекса РФ. Прокурорский надзор за соблюдением трудовых прав граждан является в современных условиях наиболее действенной их гарантией, так как обладает необходимыми для этого оперативностью и универсальностью. Реализуя предоставленные им законом о прокуратуре полномочия, органы прокуратуры способны предотвратить массовые нарушения трудовых прав граждан и оказать реальную помощь лицам, пострадавшим от произвола работодателей. Учитывая изложенное, в правовой науке последних лет наблюдается значительное возрастание интереса к проблемам защиты трудовых прав граждан, в том числе мерами прокурорского реагирования. Во многом благодаря опыту органов прокуратуры по защите трудовых прав граждан в законодательство внесены изменения, расширившие полномочия прокурора по участию в гражданском процессе . Данные изменения также нуждаются в изучении и осмыслении. ——————————— Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. N 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

        Правовую основу трудовых прав граждан составляет ст. 37 Конституции РФ. В части третьей указанной статьи закреплено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Часть четвертая ст. 37 Конституции России признает за каждым право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных Федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому также гарантировано право на отдых. Работающим по трудовым договорам гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Значимость указанного положения Конституции следует оценивать с учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции России). Российская Федерация также провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (ст. 7 Конституции России). Трудовые права гражданина — это основа правового статуса личности, одно из основополагающих прав человека. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Подчеркивается это и в международных актах. В Европейской социальной хартии (1961 г.) говорится, что «каждый человек имеет возможность зарабатывать на жизнь трудом, который свободно выбирает». В ст. 352 Трудового кодекса РФ определена система основных способов защиты трудовых прав и свобод граждан, включающая: — самозащиту трудовых прав самими работниками; — защиту трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; — государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — судебную защиту. По мнению О. А. Фирсовой, среди всех способов защиты трудовых прав деятельность прокурора носит промежуточный характер, поскольку эта деятельность более, чем деятельность контрольно-надзорных органов, обладает свойствами обязательности, однако менее приоритетна с точки зрения принудительного исполнения, чем судебные постановления . ——————————— Фирсова О. А. Реализация прокурором полномочий по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2009. С. 10.

        Разграничение компетенции органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства производится на основании ст. 353 ТК РФ. В ней определено, что: — государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда; — государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности; — внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров возложен государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Нетрудно заметить, что предмет надзора, осуществляемого федеральной инспекцией труда и органами прокуратуры, практически идентичен, что на практике приводит к трудностям при определении задач в сфере обеспечения трудовых прав граждан органами исполнительной власти, с одной стороны, и органами прокуратуры — с другой. Практические работники отмечают, что во многих случаях «прокуратура систематически подменяет органы исполнительной власти и контроля», так как в ст. 21 Закона о прокуратуре нет «четкого ограничения пределов предмета надзора за исполнением законов» . ——————————— Говорков Н. Прокурорский надзор: трудности практики // Законность. 2007. N 5; СПС «КонсультантПлюс».

        При организации надзора органы прокуратуры могут избрать одну из следующих тактик: 1) надзирать за тем, насколько полно и эффективно органы исполнительной власти (в частности, федеральная инспекция труда) выполняют свои обязанности по надзору за соблюдением законов о труде и применяют предоставленные им полномочия; 2) реагировать непосредственно на нарушения трудового законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами, таким образом подменяя собой надзорные органы, входящие в систему исполнительной власти. В научной литературе господствует мнение о том, что, «осуществляя свою деятельность, в том числе и по надзору за исполнением и соблюдением трудового законодательства, прокуратура не может подменять органы государственного и хозяйственного управления и контроля и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность. Проверки в отрасли общего надзора проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором» . ——————————— Анисимов А. Л. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о трудовых правах российских граждан // Трудовое право. 2006. N 4; СПС «КонсультантПлюс».

        Поэтому ряд авторов (в частности, Т. Ю. Сабельфельд) высказывают мнение о необходимости четкого разделения 1) органов надзора и 2) органов контроля за исполнением трудового законодательства. По ее мнению, функцию надзора могут осуществлять только органы прокуратуры, причем в сферу их деятельности попадают и органы контроля. Контрольные же функции реализуют контролирующие органы, каждый в пределах предоставленных ему законом полномочий . Однако действующее трудовое законодательство (ст. 354 ТК РФ) наделяет контрольные органы одновременно и надзорными, и контрольными функциями. По мнению автора, данное несоответствие должно быть устранено. ——————————— Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации: Дис. … к. ю.н. Екатеринбург, 2009. С. 11.

        Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющую от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Она играет важную и активную роль в охране и защите конституционных прав и свобод граждан, осуществлении надзора за исполнением законов, укреплении законности и правопорядка, осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории России, принимая меры по устранению нарушений законности, в том числе в трудовой сфере, и привлекая виновных лиц к установленной законом ответственности. Контроль за соблюдением законодательства в сфере труда начал формироваться в России уже с начала XIX в., и к началу XX в. в России сформировался обширный массив подзаконных актов в области трудовых отношений. Контрольные функции выполнялись в основном двумя государственными органами — присутствием по фабричным и горнозаводским делам и фабричной инспекцией. Надзорные же полномочия прокуратуры за исполнением норм фабричного законодательства в правовых актах Российской империи закреплены не были . ——————————— Там же. С. 18 — 26.

        Наиболее ярким образом правозащитная функция прокуратуры в обеспечении реализации трудовых прав граждан проявилась в постреволюционный период (с момента образования прокуратуры РСФСР) . В советском трудовом законодательстве (КЗоТ РСФСР 1971 г.) была впервые закреплена норма о том, что высший надзор за точным исполнением законов о труде осуществляется как Генеральным прокурором СССР непосредственно, так и через прокурора РСФСР. ——————————— Фирсова О. А. Реализация прокурором полномочий по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … к. ю.н. М., 2009. С. 10.

        Под прокурорским надзором в науке и на практике понимают осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов государственными и общественными организациями посредством выявления и своевременного устранения нарушений закона, привлечения виновных к установленной законом ответственности . ——————————— Анисимов А. Л. Указ. соч.

        Система отраслей прокурорского надзора, определенная в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» , включает: ——————————— Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 N 168-ФЗ, от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 19.11.1999 N 202-ФЗ, от 02.01.2000 N 19-ФЗ, от 29.12.2001 N 182-ФЗ, от 28.06.2002 N 77-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 05.10.2002 N 120-ФЗ, от 30.06.2003 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.07.2005 N 85-ФЗ, от 04.11.2005 N 138-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 17.07.2009 N 171-ФЗ, от 28.11.2009 N 303-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 N 6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П, от 18.07.2003 N 13-П).

        — надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов; — надзор за соблюдением прав и свобод человека указанными выше органами власти, должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; — надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; — надзор за исполнением законов судебными приставами; — надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Отрасли прокурорского надзора выделяются на основе двух критериев: — наличие специфического предмета (объекта надзора); — полномочия прокурора в данной области надзора. В связи с этим необходимо отметить, что предмет надзора за соблюдением трудового законодательства не может быть сведен только к исполнению законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, т. е. только к «общему надзору», так как право на труд в безопасных условиях и его справедливую оплату — это неотъемлемое конституционное право каждого человека. Поэтому представляется вполне обоснованным мнение Т. Ю. Сабельфельд о том, что предмет прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства образуют три направления: а) соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов в сфере труда, нормативно-правовых актов о труде (исходящих от высших органов государственной власти и имеющих механизм исполнения закона) федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, физическими лицами — индивидуальными предпринимателями; б) соответствие правовых актов, издаваемых в сфере труда указанными органами и должностными лицами, законам о труде, нормативно-правовым актам о труде (исходящим от высших органов государственной власти и имеющим механизм исполнения закона); в) соблюдение указанными органами и должностными лицами трудовых прав граждан . ——————————— Сабельфельд Т. Ю. Указ. соч. С. 9 — 10.

        В целях осуществления надзорной деятельности прокурорам предоставлены следующие права (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»): — по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; — требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических данных и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступающим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подведомственных им организаций; — вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушения закона. Рассматривая особенности надзорных полномочий прокурора, О. А. Фирсова в своем диссертационном исследовании отмечает следующее. В связи с широкой компетенцией по осуществлению надзора прокурору предоставлено многообразие правовых средств реализации полномочий, однако их объем и выбор средств реагирования напрямую зависят от складывающейся надзорной ситуации и степени социальной опасности правонарушения. Прокурор обязан оценить характер нарушений законов, их причин, распространенность нарушений, вредных последствий, вызванных нарушениями законов, степень вины нарушителей. Далее ему предоставляется выбор допустимых законом действий (в определенной процессуальной форме, с соблюдением установленных сроков) и мер прокурорского реагирования (обладающих признаками обязательности исполнения) . ——————————— Фирсова О. А. Указ. соч. С. 22 — 23.

        При установлении фактов нарушения трудового законодательства прокурор может применить одну из следующих форм реагирования: а) принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 22, ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); б) внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); в) привлечение лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, к административной или уголовной ответственности. Прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») или принять меры к уголовному преследованию виновных лиц (п. 2 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); г) направление предостережения о недопустимости нарушения закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); д) предъявление иска в интересах лиц, пострадавших от нарушений трудового законодательства (п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Рассмотрим более подробно правовые основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве по трудовым делам, так как именно в этой области в последнее время произошли существенные изменения, вызывающие неоднозначную оценку среди специалистов. Обращение прокурора в суд с заявлением является одной из форм участия прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции, к которым наряду с упомянутой также относятся: а) вступление в процесс для дачи заключения по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами; б) подача апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор . ——————————— Викторов И. С., Макашева А. Ж. Участие прокурора в гражданском процессе по защите трудовых прав граждан // Трудовое право. 2006. N 7; СПС «КонсультантПлюс».

        Процессуальные основания участия прокурора в гражданском процессе путем обращения в суд с заявлением установлены ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Указанной нормой процессуального закона установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом закон установил ограничительное условие, состоящее в том, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. N 43-ФЗ было установлено, что указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, поданные на основании обращений к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе и в сфере трудовых (служебных) и непосредственно связанных с ними отношений. Данное изменение законодательства, существенно расширившее полномочия прокурора на обращение с заявлением в защиту нарушенных трудовых прав граждан, встречает в научной литературе неоднозначную оценку. Так, Т. Ю. Сабельфельд в своем диссертационном исследовании безусловно поддерживает подобное расширение полномочий прокурора по предъявлению исков . ——————————— Сабельфельд Т. Ю. Указ. соч. С. 168.

        Более критическую позицию по данному вопросу занимает И. Н. Тризно, который считает, что решение законодателя, снимающее ограничение на подачу иска прокурором только случаями невозможности для гражданина самостоятельно подать иск, приведет к злоупотреблениям со стороны отдельных граждан, не лишенных возможности самостоятельной защиты своих прав в суде, полномочиями прокурора с целью уклонения от уплаты государственной пошлины и необходимости доказывания своей позиции. Такое расширение, по мнению И. Н. Тризно, повлечет за собой обязанности прокурора по судебной защите прав полностью дееспособных граждан, и дополнительным грузом ляжет на органы прокуратуры . ——————————— Тризно И. Н. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан Российской Федерации: Дис. … к. ю.н. М., 2009. С. 175.

        Вместо предоставления прокурору безусловного права на обращение с исками в защиту нарушенных прав граждан по отдельным категориям дел И. Н. Тризно предложил установить в законе (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ) перечень конкретных причин, в силу которых гражданин не может самостоятельно защитить свои права (недееспособность, затруднительное материальное положение, преклонный возраст, инвалидность и т. д.), что позволило бы исключить произвольную оценку судом причин подачи иска прокурором как уважительных либо неуважительных . ——————————— Там же. С. 175 — 176.

        Мне представляется, что внесенные в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ изменения являются безусловно правильными. Во-первых, подавляющее большинство граждан, страдающих от массовых нарушений их трудовых прав работодателем, — это дееспособные лица, материальное положение которых позволяет самостоятельно оплатить юридическую помощь, но не решающихся обратиться в суд от своего имени из-за опасения санкций со стороны работодателя-нарушителя (вплоть до увольнения). В такой ситуации прокурор не может и не должен мириться с массовыми нарушениями трудовых прав работников. Во-вторых, обращение в суд с заявлением по трудовым делам — это право, а не обязанность прокурора. Рассмотрев заявление гражданина и придя к выводу, что обратившийся гражданин действительно не нуждается в помощи прокурора, а уклоняется от самостоятельной подачи иска, прокурор вправе отказать такому гражданину в применении мер прокурорского реагирования. Вспомним, что право выбора конкретной формы реагирования принадлежит прокурору с учетом конкретной надзорной ситуации . ——————————— Фирсова О. Н. Указ. соч. С. 22 — 23.

        В силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

        Читайте так же:  Приказ мвд рф о регистрации тс

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *