https://goodshop24.biz Программа локаловой пояснительная записка | Nlpseminar.ru

Защита

Программа локаловой пояснительная записка

Программа коррекции»120 уроков психологического развития» по Локаловой

Рабочая программа по проведению занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ № 636 от 22.10.1999);
  • типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.1998);
  • письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
  • инструктивное письмо от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, с последующими изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010 года № 1241).
  • Программа составлена на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников. Данная программа входит в число рекомендуемых в рамках введения Федеральных Государственных Стандартов.

    Для реализации программы используют учебно-методические пособия:

    Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.

    Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. — – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
  • Программа предназначена для работы с обучающимися 1- 4 классов.

    Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

    У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.
    В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом встают новые профессиональные задачи, успешно решать которые можно только в тесном сотрудничестве с учителем. С помощью рабочей программы школьный педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

    Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для учащихся по адаптированной образовательной программе НОО.

    Цель: познавательно-личностное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность обучающихся, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение.

    Задачи:

  • Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
  • Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя).
  • Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
  • Развитие чувства сплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения;
  • Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста, произвольности.
  • Развитие рефлексии.
  • Подготовка младшего школьника к переходу в среднюю школу.
  • Основные задачи психологического развития первоклассников:

    1. Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
    2. Развитие наглядно-образного формирования предпосылок овладения учебной деятельностью.
    3. Основные задачи психологического развития второклассников:

    4. Дальнейшее развитие наглядно-образного мышления.
    5. Формирование словесно-логического мышления.
    6. Формирование внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
    7. Основные задачи психологического развития третье- и четвероклассников:

    8. Формирование словено-логического понятийного мышления.
    9. Развитие произвольности.
    10. Развитие внутреннего плана действия.
    11. 3.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

      В настоящее время уже сами учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень развития их общего познавательно-личностного развития. Они все чаще обращаются к психологам с вопросом: «Что вы конкретно можете дать практике образования, чтобы повысить качество обучения помочь детям учиться?»

      Именно в ответ на этот вопрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития», цель которой — последовательное и планомерное формирование у обучающихся психологической основы обучения, повышение уровня психологического, и в частности умственного, развития.

      Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у обучающихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны — это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.

      В последнее время, среди учеников младших классов возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно — личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

      Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.

    12. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ.
    13. Основной показатель качества освоения программы — личностный рост обучающегося, егосамореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по ООП.

      Личностными результатами занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» являются следующие умения:

      Развивать познавательные интересы;

      Ознакомить учащихся с внутренним миром личности,

      Средством достижения этих результатов служат:

      Игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования.

      Метапредметными результатами занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» является формирование УУД.

      Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;

      Проговаривать последовательность действий на занятиях;

      Учиться высказывать свое предположение (версию);

      Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

      Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;

      Умение находить ответы на вопросы;

      Делать выводы в результате совместной работы обучающихся с педагогом.

      Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

      Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

      Слушать и понимать речь других;

      Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;

      Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).

      Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

    14. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
    15. Структура уроков психологического развития.

    16. Вводная часть (создание у учащихся положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
    17. Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.
    18. Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).

    Отличия уроков психологического развития от других школьных уроков.

    Совпадая по форме и структуре с обычными предметными уроками, урок психологического развития существенно отличается от них. Отличия связаны как с задачей этих уроков, так и с их содержанием и направленностью. Общая задача этих уроков – внести вклад в формирование целостной психологической основы обучения, которая обеспечит не только развитие личности школьника, но и возможность их самостоятельного развития в будущем. Необходимо начать решат эту задачу уже в младших классах школы. Не менее важной задачей, решаемой на уроках психологического развития, является формирование позитивных личностных характеристик школьников путем целенаправленного развития и формирования когнитивной сферы. Кроме того, существенным отличием уроков психологического развития от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону.

    На уроках психологического развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.

    Общая атмосфера на уроках психологического развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.

    Материал рассчитан на 30 уроков (1 – 4 классы) по 40 минут в каждом классе.

    Предполагаемые результаты:
    · развитие основных мыслительных способностей учащихся;
    · развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
    · развитие речи;
    · становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
    · снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
    · высокая степень познавательной активности учащихся.

    Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

    Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

    ПРОГРАММА. Уроки психологического развития младших школьников. Н. П. Локалова г.

    Кирилл Шиловский 2 лет назад Просмотров:

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖИЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРОГРАММА Уроки психологического развития младших школьников Н. П. Локалова 2016 г.

2 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ. Пояснительная записка. Для успешного усвоения знаний необходим достаточно высокий уровень знаний психологического развития учащихся в целом и, в частности, специальных познавательных структур мозга, т.е. складывающихся в ходе индивидуального развития и обучения психофизиологических систем обработки и хранения воспринимаемой информации. Традиционная система обучения направлена в большей мере на передачу суммы знаний, чем на систематическое, планомерное и целенаправленное психологическое развитие школьников. Поэтому развивающий эффект, который имеет место при традиционном школьном обучении, оказывается недостаточным. Об этом косвенно свидетельствует и немалое число неуспевающих учащихся в каждом классе. Задача достижения возможно более высокого уровня психического развития школьников в процессе обучения более эффективно решается в рамках так называемого развивающего обучения. 1. Актуальность: всестороннее психологическое развитие школьников. 2. Цель программы: развитие психологических новообразований, которые формируются у ребенка на протяжении младшего школьного возраста и которые без специальных, активных воздействий со стороны учителя формируются недостаточно и отчасти стихийно в процессе обучения и развития детей. 3. Задачи: 1) Создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона; 2) Формирование словесно-логического (понятийного) мышления; 3) Развивать произвольное внимание, память, восприятия; 4) Становление и развитие произвольности в психомоторной сфере, в интеллектуальной деятельности;

3 5) Подготовка младшего школьника к переходу в среднюю школу; 4. Занятие проводится с учащимися 1 кл. 5. Содержание: проводится в виде занятий один раз в неделю. Достоинством такой формы является, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. Занятия желательно проводить в группах по человек. По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Задания основной части урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Заключительная часть урока состоит в проведении итогов занятия, обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые возникали при выполнении заданий. При проведении занятий очень важно, чтобы при объяснении заданий все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, 2-3 раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.

4 Тематический план Дата Тема Развиваемые психологические процессы Психологические методики и задания Урок 1 Называние предметов. Называем предметы; Ощущение Слуховые ощущения Слушаем тишину; Узнай по звуку. Урок 2. Выполняй команду; Ощущение Слуховые ощущения. Какого цвета; Цветные полоски. Урок 3 Выполнение словесный поручений. Самоконтроль Учимся слушать и выполнять; Восприятие Слуховые ощущения. Учитель-учение, учение-учитель; Слуховое восприятие. Слушаем звуки в доме. Слушаем погоду. Назови и проверь постукиванием. Урок 4. Кто точнее рисует. Ощущение Осязательные ощущения. Шершавые дощечки. Урок 5 Ориентировка в пространстве листа. Где этот домик? Ощущения Выполнение словесных указаний. Чей узор лучше? Зрительные ощущения. Найди предметы одного цвета. Цветовая угадай-ка. Урок 6 Слуховые ощущения. Слушаем звуки улицы. Ощущения Произвольная память Играем в «индейцев» Угадай, кто говорит. У кого ряд длиннее? Урок 7 Анализ образца Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковые ли бусы? Найди образец. Найди картинку. Перепутанные линии. Урок 8 Память Мышление произвольность Урок 9 Ощущения. Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Зрительная память. Цветная сказка Штриховка Запомни точно Анализ образца Раскрась правильно

5 Предпосылки учебной деятельности Урок 10 Ощущения Произвольность Урок 11 Ощущения Восприятие Предпосылки учебной деятельности Урок 12 Мышление вербальное Урок 13 Мышление вербальное Мышление понятийное Осязательное восприятие Урок 14 Мышление вербальное Глазомер (зрительнодвигательные координации) Урок 15 Урок 16 мышление вербально-понятийное Помехоустойчивость Урок 17 Память опосредованная Мышление понятийное Урок 18 Внутренний план действия Слуховые ощущения Шумящие коробочки Осязательные ощущения Точность движений Анализ образца Зрительное восприятие формы Точность движений развитие вербального мышления (отношения рядоположности) развитие произвольного внимания развитие вербального мышления развитие понятийного мышления (отношения целое часть) развитие восприятия развитие понятийного мышления (отношение целое часть) развитие глазомера развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения) развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей) развитие вербального мышления (выявление причинноследственных отношений) развитие помехоустойчивости развитие опосредованной памяти развитие понятийного мышления (понятие «отрицание») развитие внутреннего плана действия развитие логического мышления Шершавые дощечки Расставь слова Зашифруй слова, цифры Точные движения Как звонки тарелки и ложки Срисуй фигуры точно Путаница Найди одинаковые. Назови Фигуры Найди рядоположное слово Невидящие и неслышащие Объясни значение Целое часть Палочка — узнавалочка Целое часть Найди значения слов Вырезай точно Найди причину и следствие найди фигуры Назови причину Найди значения слов Найди смысл Письмо инопланетянина Отрицание Совмести фигуры Поезд

6 Мышление логическое Урок 19 Произвольная сфера Урок 20 Мышление абстрактное Урок 21 Память опосредованная Зрительно-двигательные координации Урок 22 Внутренний план действия Двигательная сфера Урок 23 Помехоустойчивость развитие произвольного внимания Пишущая машинка развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности) развитие наглядно-образного мышления развитие точности произвольных движений развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности) развитие мышления (абстрагирование) развитие опосредованной памяти развитие зрительно-моторных координаций развитие внутреннего плана действия развития мышления (установление закономерностей) развитие двигательной сферы развитие произвольного внимания развитие помехоустойчивости Подбери противоположное по смыслу Найди одинаковые Кто точнее? Подбери противоположное по смыслу Только одно свойство Письмо инопланетян Вырезай точно Муха Найди фигуры Попади в кружок Отыщи числа Найди смысл Урок 24 Мышление логическое развитие логического мышления развитие произвольного внимания Поезд Невидящие и неслышащие Урок 25 Мышление понятийное помехоустойчивость Урок 26 Мышление абстрактное Урок 27 развитие понятийного мышления (понятие «отрицание») развитие наглядно-образного мышления развитие помехоустойчивости развитие понятийного мышления (обобщение) развитие мышления (абстрагирование) развитие понятийного мышления (обобщение) развитие мышления (абстрагирование) Отрицание Ленточки Знай свой темп Подбери общее понятие Только одно свойство Подбери общее понятие Форма и цвет

7 Мышление абстрактное Урок 28 Память непосредственная Память вербальная Урок 29 Мышление вербальное Двигательная сфера Урок 30 Осязательное восприятие Занятие 31 увеличение объема внимания Занятие 32 увеличение уровня распределения внимания Занятие 33 усиление концентрации и устойчивости внимания Занятие 34 тренировку переключения внимания Занятие 35 тренировку распределения и избирательности внимания развитие наглядно-образного мышления развитие непосредственной памяти развитие смысловой вербальной памяти развитие вербального мышления (отношения последовательности) развитие произвольного внимания развитие двигательной сферы развитие наглядно-образного мышления развитие осязательного восприятия развитие внимания тренировка основных свойств внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение развитие внимания тренировка основных свойств внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение развитие внимания тренировка основных свойств внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение развитие внимания тренировка основных свойств внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение развитие внимания тренировка основных свойств внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение Найди девятый Точно такие Объедини по смыслу и запомни Подбери следующее Стенографы Зеваки Найди фигуры Палочка — узнавалочка упр. 15, 16 упр. 17, 18, 19 упр. 20, 21, 23, 24 упр. 26, 27 упр. 28, 29, 31

8 Литература 1. Н.П. Локалова, 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: Луч, с. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. 5-е изд., стер. М.: Издательство «Ось 89», с. (практическая психология)

«Программа развития познавательных способностей Локалова Н.П.»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 54

ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

микр. Западный, ул. Школьная, д.2 тел. 8 (495)240-91-50

Директор МАОУ школы № 54

«15» сентября 2014г.

«Развитие познавательных способностей»

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.

Срок реализации программы – 4 года.

Составитель: Павлова О.Н.

Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. « 120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I — IV классов. — М.: «Ось-89», 2006.

Сроки реализации программы: учебный курс изучается в 1-4-х классах, 1 раз в неделю по 30-40 мин.

Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.

Именно в ответ на этот запрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».

Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

развитие познавательных способностей;

развитие обще-учебных умений и навыков.

Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

Условия эффективности психологической помощи состоят в следующем:

органичное включение в традиционную организацию учебного процесса в массовой общеобразовательной школе;

проведение психологической развивающей работы учителем в привычной для него форме;

отсутствие необходимости для ее реализации в переучивании учителя либо в его длительной специальной подготовке;

простота материального обеспечения работы.

Привычной формой учебной работы для учителя является традиционная классно-урочная форма организации учебного процесса. Именно поэтому предложенная развивающая программа получила название «Уроки психологического развития».

Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003).

Содержание уроков психологического развития:

развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);

формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);

формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.

Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.

Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.

Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия , — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, задание 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Загадочные контуры» и др.).

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; урок 98, задание 2 «Невидящие и неслышащие» и др.).

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков (урок 49, задание 2 «Подбери картинку»; урок 58, задание 2 «Запомни фигуры» и др.).

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности , а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним — двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции (урок 86, задание 1 «Расположи слова»; урок 99, задание 2 «Целое-часть»; урок 102, задание 1 «Найди причину и следствие» и др.).

При развитии процессов воображения , являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее (урок 97, задание 3 «Тропинка»), так и на творческое воображение (урок 69, задание 3 «Что это?»; урок 83, задание 3 «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей (урок 64, задание 3 «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей (урок 92, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).

Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников — формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме (урок 41, задание ( «Графический диктант»).

Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия . Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого (урок 2, задание 1 «Учимся слушать и выполнять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой <урок 58, задание 1 «Совмести фигуры»; урок 63, задание 1 «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (урок 81, задание I «Муха» и др.).

Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального.

Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Задания для урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV ).

Задача: подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Общие рекомендации по проведению уроков психологического развития.

1. Общая установка при проведении уроков психологического развития — не спешить переходить к следующему заданию, если хорошо не отработано предыдущее всеми учениками (иначе эти занятия теряют смысл. Если отдельные учащиеся «задерживают» остальных, то с ними придется позаниматься отдельно и дополнительно). Ничего плохого нет, если материал одного урока будет учителем отрабатываться при необходимости в течение, например, двух уроков.

Предлагаемую программу следует рассматривать как «костяк», а содержащиеся задания — как примеры тех упражнений, которые требуется в данном случае выполнять. Их число можно и нужно увеличивать по мере необходимости.

2. При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.

3.Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

4. Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.

5. Занятия желательно проводить в группах по 10-12 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры. Столы можно расставить в шахматном порядке или в виде буквы «п», чтобы был более тесный контакт учителя со школьниками.

Оценка эффективности уроков психологического развития

Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;

результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого — о радостном, зеленого — о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового — о тревожности, напряженности, черного — об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

развитие основных мыслительных способностей учащихся;

развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

снижение тревожности и необоснованного беспокойства;

высокая степень познавательной активности учащихся.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Пояснительная записка.

    Дмитрий Нелидов 3 лет назад Просмотров:

    2 Пояснительная записка. Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П. и программы развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В.. Актуальность программы. Обучение пятиклассников в средней школе вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. Огромное значение для развития интеллектуальных способностей является уровень развития памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия, речи. Именно эти качества являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся Развивая интеллект, мы можем дать реб?нку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. м интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время. Новизна. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений. Проведение конкурсов фантазеров, поэтов, смекалистых, эрудитов, театрализованных представлений, различные инсценировки позволяют решать задачи всестороннего развития личности ребенка, дают ему возможность наиболее полно раскрыть свои возможности. Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе. Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Отличительная особенность. Программа «Тренировка для ума» сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы реб?нок почувствовал учение это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний. Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико — синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения. Направление: общеинтеллектуальное. Цель данной программы: развитие интеллектуальных способностей подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.). Задачи: ) способствовать развитию познавательной сферы детей; 2

    3 2) ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения; 3) способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии. 4) учить методам и приемам познания себя и одноклассников; 5) формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития; 6) развивать самостоятельность детей. Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач: Принцип системной дифференциации. Когнитивно — личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: ) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях. Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников. Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире. Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции. Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал. Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, сложно структурированной и четко иерархизированной. Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие. Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия — 45 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 7 занятий для 6 класса. Формы занятий: групповые. На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы: — проблемного обучения; — формирования (развития) творчества; — соревновательный метод; — тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций; 3

    4 — диагностика; — сказкотерапевтические упражнения; — арт-терапия; — игровая терапия; — музыкотерапия; — телесно-ориентированная терапия; — приемы сосредоточения, фокусировки, настройки; — техники релаксации. Организационно-методические аспекты работы по программе «Тренировка для ума» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории. Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3); желательны телевизор, видео- и аудиомагнитофон. Представленная программа рекомендуется к применению прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии. Групповые занятия с учащимися (на которые рассчитан данный курс) не заменяют индивидуальных занятий психолога с тем или иным ребенком, нуждающимся в особой психологической помощи. Программа «Тренировка для ума» имеет практико-ориентированную направленность, в ней использованы как оригинальные разработки авторов, так и хорошо известные психологические упражнения и игры, головоломки, ребусы, психотехники (см. список используемой литературы). На уроках психологического развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на этих уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности. Главным вопросом для учеников становится вопрос «Чему я научусь (научился) сегодня на уроке?», а не «Какую отметку я получу (получил)?». Организационно-содержательное построение занятия. Занятия строятся по определенной схеме, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся. Структура занятий. По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Латохина Л.И., 993). Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 992). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке. Задания для основной части занятия подобраны с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий. Здесь реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. 4

    5 Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке. Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения. Методическое оснащение. Программа «Тренировка для ума» должна быть обеспечена такими методическими материалами, как: — методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий; — методическое пособие «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 класс)» О.В. Хухлаева; — методическое пособие для развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В.; — методическое пособие «Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы» / Под ред. Э.Н. Гарсиа.; — методическое пособие для школьных психологов «Путь в неизведанное: исследовательских способностей школьников» Савенков А.И.; — методическое пособие «Там, где нет неправильных ответов. мышления и творческого воображения у детей» Львовский Ю.В. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума. Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами (см. приложение.). 5

    6 Содержание программы «Тренировка для ума». N п/п Тема занятия Содержание. внимания и мышления пространственных представлений. Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая надпись. Называйте и считайте. Три слова. Составьте слова. мышления. Какие мы разные. Представьте куб. Замените цифры символами. 2. внутреннего плана действия Установление закономерностей и развитие гибкости мышления. 3. «Как работать с книгой». внимания в условиях коллективной деятельности. 4. умения дифференцировать чувства. Учимся сравнивать. Существенное и несущественное. 5. внимания умения различать виды поведения. 6. Познание своего поведения. умения различать виды поведения. Отгадайте слова. Формирование абстрагирования и вербального (словесного) анализа. Я узнаю себя. Муха. Говорим по-марсиански. Объясните греческие слова. мышления. Я — ромашка. Необычные ножницы. Какие книги сипользуют исследователи? Какие книги считаются научными? Практическая работа по структурированию текстов. гибкости мышления. Что я могу сказать о себе хорошее? Делаем вместе. Способы применения предмета. Выберите синонимы и антонимы. вербального мышления. Слово в зеркале. Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство. Что я чувствую? Одинаковые? Противоположные? Разные? вербального мышления Ошибки в изображениях. Существенные и несущественные признаки. Такие разные лица. Какие слова легче. Стенографы. Замените символы цифрами. Объясните поговорки. Понимание пословиц. Какое бывает поведение? Вид комнаты сверху. Понимание пословиц. Я узнаю себя. Выразите разными словами. Кто это? 6

    7 7. Учимся договариваться. логического мышления. 8. Чувства бывают разные Учимся сравнивать. 9. логического мышления воображения. 0. пространственных представлений. логических форм вербального мышления.. пространственных представлений. мышления (гибкость и анализ через синтез). 2. Учимся различать эмоции. воображения. 3. Учимся сотрудничать.. Учимся договариваться и уступать. 4. Учимся решать проблемы вместе. Учимся рассуждать. 5. Мои достоинства и недостатки. логического мышления. Делаем вместе. Какое это понятие? Как попросить и отказать. Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия. Вылепите фигуру. Муха. Сравниваем понятия. Как преодолеть плохое настроение? Сравниваем понятия. Какое бывает поведение? Стенографы. Дополните до куба. Сравниваем понятия. Кто это? Придумайте предметы. Разделите понятия. Говорящая надпись. Перекр?сток. Деление понятий. Вылепите фигуру. «Рисуем в уме» в уме. Определите вид суждения. Что я могу сказать о себе хорошее? Переворот фигур. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица. Замените цифры буквами. Измените форму, не меняя содержания. Угадайте выражение лица. Какие бывают эмоции. Переворот фигур. Измените форму, не меняя содержания. Соедините точки. Учимся различать эмоции. Измените форму, не меняя содержания. Называйте и считайте. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? Найдите фигуру. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? Переворот фигур. Учимся рассуждать. А что сказал бы ты? Я ромашка. Замените буквы цифрами. Учимся рассуждать. Учимся рассуждать. Что я могу сказать о себе хорошее? Разв?ртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая надпись. 7

    8 6. Я повзрослел. Я и мои друзья. 7. Итоговое занятие. Осознание различия между агрессией и агрессивностью. Работа со сказкой «Лабиринт души». Работа в тетради «Я повзрослел». Коллективное обсуждение «Символ моего Я». «Спрячь игрушку». Обсуждение проблем подростковой дружбы. «Самое длинное». «Красивые поступки». «Общая рука». Работа со сказкой «Светлячок». Фестиваль полюбившихся игр. Выставка работ. Вручение дипломов «Самый умный», «Самый любознательный», «Самый активный». Уч-ся должны получить знания: о значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций; иметь представление о том, что такое память, мышление, воображение; об особенностях эмоциональной памяти; о способах эффективного запоминания»; о способах развития мышления, внимания, памяти; о способах выражения эмоций. умения: устанавливать закономерности; уметь выделять существенные признаки и несущественные; уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать; распознавать анаграммы и самим их составлять; уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других; осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира; осознавать и называть собственные переживания; осознавать в себе задатки и способности; выражать эмоции через рисование; вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов; осознавать собственные умственные возможности; уметь различать виды поведения. 8

    9 Тематический план программы занятий «Тренировка для ума». N п/п Тема занятия Кол-во часов. внимания и мышления пространственных представлений. 2. внутреннего плана действия Установление закономерностей и развитие гибкости мышления. 3. «Как работать с книгой». внимания в условиях коллективной деятельности. 4. умения дифференцировать чувства. Учимся сравнивать. 5. Существенное и несущественное. внимания 6. умения различать виды поведения. Познание своего поведения. 7. умения различать виды поведения. Учимся договариваться. 8. логического мышления. Чувства бывают разные 9. Учимся сравнивать. логического мышления 0. воображения. пространственных представлений.. логических форм вербального мышления. пространственных представлений. 2. мышления (гибкость и анализ через синтез). Учимся различать эмоции. 3. воображения. Учимся сотрудничать. 4. Учимся договариваться и уступать. Учимся решать проблемы вместе. 9

    10 5. Учимся рассуждать. Мои достоинства и недостатки. 6. логического мышления. Я повзрослел. 7. Я и мои друзья. Итоговое занятие. Итого: 7 часов 0

    11 Ожидаемые результаты реализации программы.. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, е? структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партн?ра. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру; получение школьного опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт взятия на себя ответственности за других людей; опыт эффективного взаимодействия в общении и простейших способов разрешения конфликтов; опыт взаимодействия и сотрудничества, опыт в распознавании собственных и чужих эмоций, осознанию их значения и смысла.

    12 Источники. 000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», Айзенн Х Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-раз-вивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, Боровик O-S. воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. 2-е изд., стер. М.: Генезис, Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», Гордиенко Н Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). М.: Издательство «Ось-89», 200г. 20. Львовский Ю.В. Там, где нет неправильных ответов. мышления и творческого воображения у детей от 6 до 6 лет. СПб.: Речь; М.: Сфера, Савенков А.И. Путь в неизведанное: исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. М.: Генезис, Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы / Под ред. Э.Н. Гарсиа. М.: АРКТИ, Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 класы). 3-е изд. М.: Генезис,

    13 Приложение. Диагностические процедуры в программе. Класс Диагностический инструментарий Цель 5 класс — «Тест структуры интеллекта Амтхауэра»; — Школьный тест освоенности мышления учащихся 5 класса (ШТОМ 5) — «Тест школьной тревожности Филлипса»; — «Восмицветовой тест М.Люшера»; — анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой; — тест межличностных отношений; — тест «Личностный опросник Кеттелла»; — методика Дембо-Рубинштейн. Определение уровня развития интеллекта. Определение развития мыслительных операций.. Определение уровня тревожности. Определение особенности эмоциональной сферы. Определение уровня школьной мотивации. Изучение психологического климата коллектива. Выявление личностных особенностей. Исследование самооценки. 3

    Читайте так же:  Договор краткосрочного займа учредителю образец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *