https://ccshop.com.ng Штраф за превышение лимита электроэнергии | Nlpseminar.ru

Финансы

Штраф за превышение лимита электроэнергии

Главная страница Форум Гарант

Ситуация в общем -то стандартная:
Москва, заключаем договор энергоснабжения, осенью (примерно через 6 мес. после подписания). Обнаруживается необходимость увеличить величины потребления электроэнергии. Направляем письмо с просьбой увеличить лимит электроснабжения. Получаем отказ.
Итог
— увеличение лимитов энергоснабжения не согласовано.
— в договоре штраф 50% от розничной цены электроэнергии за превышение дог. величины более 10%

Вопрос: снижение штрафа по ст. 333 ГК РФ, несоразмерность нарушения применима? Вроде бы была некая положительная практика по данному вопросу, а также правомерности включения условия в договор?

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2006 г. N 14934/05

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Воронцовой Л.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. —
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «ЧАС» о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 19.04.2005 по делу N А73-1344/2005-25 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.10.2005 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Воронцовой Л.Г., Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «ЧАС» (абонент) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Хабаровскэнерго» (энергоснабжающей организации) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 07.12.2004 N 1795. В частности, истец просил исключить из договора пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 8.5.
Решением суда первой инстанции от 19.04.2005 пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, касающиеся порядка оплаты электрической энергии, исключены из договора, пункт 8.5 принят в редакции энергоснабжающей организации. Данная редакция устанавливает право энергоснабжающей организации в случае потребления абонентом электрической энергии сверх количества, предусмотренного на соответствующий период договором (приложение N 1 к договору), на 10 процентов и более требовать повышенную плату в размере десятикратной стоимости электрической энергии по действующему тарифу, утвержденному Региональной энергетической комиссией (на основании постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 929 «Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям» (далее — постановление Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 929).
Судебное решение в отношении пункта 8.5 договора мотивировано ссылкой на абзац второй статьи 4 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Суд пришел к выводу о правомерности применения к правоотношениям сторон в силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации постановления Совета Министров от 30.07.1988 N 929 ввиду отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы сверхнормативного потребления энергии.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.06.2005 решение изменено. Со ссылкой на пункт 1 статьи 422, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» пункт 8.5 из договора исключен, поскольку указанное в нем условие влечет применение предельной величины цены товара, недопустимое по соглашению сторон. Суд указал, что исходя из Основных положений ценообразования на электрическую энергию на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.1997 N 121, регулируемая цена — это цена товара (тариф), складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее предельной величины. В остальной части решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 24.10.2005 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции изменил. Пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3 со ссылкой на часть 9 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» приняты в редакции, предусматривающей оплату абонентом в срок до 15-го числа текущего месяца платежным поручением фактически принятого количества электрической энергии в соответствии с данными ее учета исходя из действующего тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией.
Пункт 8.5 договора принят в редакции энергоснабжающей организации, поскольку суд апелляционной инстанции, исключая его из договора, не учел, что взимание повышенной платы за энергию установлено императивной нормой. Суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерности применения постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 929 в силу статьи 4 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием федерального закона, регулирующего вопросы сверхнормативного потребления энергии.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество «ЧАС» просит отменить эти судебные акты в части пунктов 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3 и 8.5, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права, и оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
Заявитель не согласен с включением в договор от 07.12.2004 N 1795 пункта 8.5, предоставляющего энергоснабжающей организации право требовать оплаты в десятикратном размере электрической энергии, потребленной абонентом сверх количества, предусмотренного договором, и указывает, что оспариваемые судебные акты в части пункта 8.5 приняты без учета статей 2, 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и норм Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». По мнению заявителя, суды не учли, что одной из целей государственного регулирования тарифов является защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения цен.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции в части принятия пункта 8.5 договора от 07.12.2004 N 1795 в редакции ответчика подлежат отмене с оставлением в отмененной части без изменения постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Выводы судов первой и кассационной инстанций сделаны без учета норм статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», согласно которой законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными Федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
По смыслу статей 2 и 3 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. В силу статьи 5 этого Закона полномочиями по государственному регулированию тарифов наделено Правительство Российской Федерации, которое приняло Постановление от 26.02.2004 N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109).
В соответствии с пунктом 62 названного Постановления на розничном рынке для определения размера платы за электрическую энергию, потребленную сверх количества, установленного договором, а также для определения стоимости отклонений участников сектора свободной торговли, не являющихся участниками регулируемого сектора, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом применяются повышающие (понижающие) коэффициенты, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Таким образом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, принятым в пределах предоставленных федеральным законом полномочий и действующим на момент рассмотрения спора в суде, не предусмотрено право энергоснабжающей организации взимать с абонента плату за электрическую энергию, потребленную сверх количества, указанного договором, в десятикратном размере, как это установлено подпунктом «б» пункта 10 постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 929, на которое имеется ссылка в пункте 8.5 договора от 07.12.2004 N 1795.
С учетом принятия уполномоченным органом нормативного акта, регламентирующего порядок определения размера платы за электрическую энергию, потребленную сверх количества, предусмотренного договором, стороны не обязаны руководствоваться подпунктом «б» пункта 10 постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 929, следовательно, выводы судов первой и кассационной инстанций о правомерности включения в указанный договор пункта 8.5 ошибочны.
Кроме того, в определении от 08.09.2005 по делу N 1339/05 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации установил, что подпункт «б» пункта 10 постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 929 на территории Российской Федерации нельзя признать действующим.
Таким образом, оспариваемые судебные акты в части принятия пункта 8.5 договора от 07.12.2004 N 1795 в редакции ответчика нарушают единообразие в толковании и применении норм права, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Читайте так же:  Размер оплаты по осаго

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 19.04.2005 по делу N А73-1344/2005-25 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.10.2005 по тому же делу в части принятия пункта 8.5 договора от 07.12.2004 N 1795, заключенного между открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Хабаровскэнерго» и обществом с ограниченной ответственностью «ЧАС», в редакции энергоснабжающей организации отменить.
Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 27.06.2005 по данному делу в указанной части оставить без изменения.

Штраф за превышение лимита электроэнергии

Существующие ограничения по потреблению электроэнергии в рамках оговоренных объемов поставки электроэнергии сейчас сняты. Ранее за превышение объемов потребленного электричества свыше 5% организации уплачивали штраф, теперь же штрафной коридор для предприятий отменен.

«В июле текущего года были утверждены правила расчета мощности электрической энергии и определения отклонений фактических объемов потребления электроэнергии от договорных объемов, — рассказала заместитель начальника управления цен и тарифов Амурской области Ольга Личман. — Согласно правилам, был предусмотрен не штрафуемый коридор в размере 5%. Превышая или не использовав оговоренное количество энергии, предприятия выплачивали штраф».

После неоднократного обращения в федеральную службу по тарифам с предложением о внесении корректировок в существующие правила, в ноябре текущего года было принято решение ликвидировать штрафные санкции по оплате отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного по потребителям электроэнергии мощностью менее 700 кВт/а.

Поправки уже вступили в силу 1 декабря 2011 года. Теперь, независимо от количества перерасходованной энергии, компании не будут уплачивать штрафы, а лишь оплачивать тот объем электроэнергии, который был использован предприятием.

На территории области количество таких организаций составляет 7346, годовой объем потребления электроэнергии данными компаниями — 93 тыс. кВт/часов.

В основной своей массе предприниматели не имеют на производстве квалифицированных работников, способных произвести предварительный расчет потребления электроэнергии, в результате чего возникал риск применения штрафных санкций за излишний перерасход электроэнергии.

«Потребление электричества в месяц, и уж тем более в год, мы не можем достаточно четко спланировать. Температура воздуха и сила ветра меняется ежечасно, что заставляет нас включать дополнительный обогрев и освещение помещений, — пояснил инженер-электрик СХПК «Тепличный» Борис Даниленко. – Сейчас с отменой штрафных санкций за превышение лимитов потребления предприятие сможет не сдерживать свои ресурсы и потребление, дабы не заработать штраф. Наш кооператив уже заплатил порядка 25 тыс. рублей по старым действующим правилам. Теперь сможем сэкономить эти деньги».

Однако, отмена штрафных санкций, не освобождает предприятия от планирования своих объемов потребления.

Специалисты управления цен и тарифов отмечают, что в нынешнем году средняя стоимость одного киловатт/часа на оптовом рынке снизилась на 10 копеек.

Что делать потребителю, если в договоре установлены штрафы за недобор / перебор электроэнергии / мощности, превышение лимитов потребления?

Для промышленных потребителей гарантирующих поставщиков правила заключения и исполнения договоров электроснабжения (купли-продажи электрической энергии) закреплены законодательно. В указанных правилах отсутствует необходимость для потребителя планировать свое потребление на год и на месяц вперед, а потребление на сутки вперед необходимо, только если потребитель сам выбрал для расчетов 5 или 6 ценовые категории.
Соответственно, ответственность потребителя за отклонения от предоставляемых им планов (за исключением расчетов по 5 или 6 ЦК) также отсутствует.
Однако, на практике, гарантирующие поставщики, а также организации, перепродающие потребителям купленную у ГП электроэнергию, иногда включают в условия договоров разного вида штрафы за недобор / перебор электроэнергии, а также вводят лимиты потребления, величину заявленной или разрешенной мощности и выставляют штрафы за превышение (далее — Штрафы). При этом, не стоит путать Штрафы с ответственностью за превышение максимальной мощности в виде ограничения режима потребления.

Разберемся, что делать потребителю, чтобы избавиться от Штрафов и привести договорные условия в соответствии с действующим законодательством.

1. Гарантирующий поставщик предложил заключить новый договор, содержащий Штрафы.
Подписывать такой договор не нужно, потом будет сложнее убрать Штрафы из уже заключенного договора (см. п. 2). Целесообразно направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к договору, исключив пункты со Штрафами. Если ГП будет настаивать — поинтересоваться (лучше в формате официальных писем) в соответствии с какой нормой права ГП предлагает включить пункт со Штрафом в заключаемый договор.
Кроме того, по закону гарантирующий поставщик обязан размещать на своем официальном сайте формы договоров, а ФАС должна осуществляет контроль этих форм на соответствие действующему законодательству. Соответственно, если ГП включит в форму договора, размещенного на своем официальном сайте, Штрафы — ФАС может выдать предписание об устранении ГП нарушения законодательства.
Советую сверить текст договора, размещенного гарантирующим поставщиком на своем официальном сайте с текстом оферты, направленной ГП потребителю. Если редакции отличаются (Штрафы в редакции у потребителя есть, а на сайте нет) — можно смело требовать изменения договора, чтобы он соответствовал тому, что размещено на сайте.
Если гарантирующий поставщик упорствует и не желает убирать Штрафы из заключаемого договора — можно обратиться в ФАС и/или суд.
При этом, если между потребителем и гарантирующим поставщиком ранее уже был заключен договора электроснабжения (купли-продажи электроэнергии), не стоит боятся, что действия потребителя по приведения нового договора в соответствие с действующим законодательством может привести к перебоям в электроснабжении, бездоговорному потреблению и пр.
По закону, отношения между ГП и потребителем до изменения договора или заключении нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Читайте так же:  Экспертиза при приемке товаров

2. Действующий договор с гарантирующим поставщиком уже содержит Штрафы.
Ситуация сложнее, чем в предыдущем пункте, так как договор уже заключен. Потребитель сам этот договор подписал, а значит согласился со всеми его условиями. Следовательно, поводов для изменения договора, вроде бы, нет.
В правилах розничных рынков электроэнергии сказано, что формы договоров, размещенные гарантирующим поставщиком на своем официальном сайте, могут быть использованы потребителем для внесения изменений в ранее заключенный договор.
Иными словами потребитель может потребовать, чтобы гарантирующий поставщик о приведении действующего договора электроснабжения (купли-продажи электроэнергии) в соответствие с формой, размещенной гарантирующим поставщиком на своем официальном сайте.
При отказе ГП о внесении соответствующих изменений в договор, целесообразно обратиться в ФАС и/или суд.
Если форма, размещенная на сайте гарантирующего поставщика, содержит штрафы — можно обратиться в ФАС и запросом о соответствии формы договора ГП действующему законодательству.

Договор заключен не с гарантирующим поставщиком.
Если потребитель осуществляет электроснабжение через энергосбытовую организацию, которая перепродает ему электроэнергию, купленную у гарантирующего поставщика, любые договорные споры между такой ЭСО и потребителем решаются предельно просто — переходом потребителя на электроснабжение к ГП. Потребитель при этом получает гораздо более жестко регулируемые законодательно договорные условия, ГП избавляется от перепродавца и урегулирует все отношения напрямую с потребителем. В этом случае ГП не только обязан принят на электроснабжение потребителя, находящегося в его зоне деятельности, но и сделает это с удовольствием. Только нужно проанализировать действующий договор поставки электроэнергии на предмет штрафных санкций при его досрочном расторжении.

Чем грозит превышение максимальной мощности электроэнергии

В Постановлении Правительства РФ от 24 мая 2017 г. № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ» описаны основные изменения в других нормативных документах, которые касаются режима ограничения потребления электроэнергии и основания для его введения. Там же указаны нормы измерения фактического потребления, способы уведомления об ограничении и прочее.

После чего к вам пришел работник энергосбыта и замерил фактическое потребление по вводу, например, 20 кВт. Тогда факт превышения считается зафиксированным.

Основанием ввода режима ограничения могут быть аварии или работы на электрических линиях. Но это не относится к теме статьи. В нашем случае ограничение вводится после фиксации факта повышенного потребления. Для этого работники сетевой или сбытовой организации замеряют реальное потребление.

После этого составляется акт. Убедитесь, что в нём указаны данные о типе измерительного прибора и его соответствии государственным требованиям, поверке и сертификации. Фото или видео прилагается к акту.

Чем грозит превышение

Важно! Акт о неучтенном потреблении электроэнергии составляется только в случае подключения без прибора учета или в обход его. И составляется он с привлечением двух незаинтересованных лиц и видео или фотофиксацией процесса.

Последствия

После фиксации превышения потребителем разрешенной к использованию мощности и составления акта, на ввод электричества потребителю могут быть установлены приборы, такие как:

  • Приборы защиты сети (ПЗС);
  • Чтобы вам сняли ограничение максимальной мощности нужно принять меры по устранению причины её превышения и составить Акт об устранении оснований для введения ограничения режима потребления. Таким образом вы докажете сетевой или сбытовой организации, что приняли меры.

    Допустим, что у нас есть объект, на который установленная электрическая мощность равна, например, 15 кВт. Объект не примут в эксплуатацию, если ввод и распределение электроэнергии не соответствуют выданному ТУ на подключение к электросети или модернизации действующей системы. Она обычно ограничивается вводными автоматическими выключателями.

    Но допустим вы несанкционированно, другими словами самостоятельно, заменили автоматический выключатель на больший по току. Или подключились к сети в обход прибора учета.

    В результате этого вы сможете подключать большую мощность потребителей электроэнергии, хотя по договору делать это вам запрещено. Если в договоре указана разрешённая мощность 15 кВт, а при проверке Вашей электроустановки представителями энергоснабжающей организации замеры токовой нагрузки на вводе показали, что установленная мощность по расчету составила, например, 20 кВт. Тогда факт превышения считается зафиксированным.

    Простыми словами – пока вы не отключите «лишних» потребителей, вернете автоматические выключатели на те номиналы, что прописаны в договоре и так далее. Штрафы за превышение потребления электричества (читайте как несоблюдения условий договора) могут быть предусмотрены договорами с энергосбытовой компанией.

    • УОМПЭ;
    • Приборы защитного отключения (ПЗР) и другие.

    Превышены лимиты электроэнергии: что за это будет?

    Прежде всего следует отметить, что в настоящее время действует Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2020-VIII (далее — Закон № 2020).

    В соответствии с положениями п. 23 разд. XVII «Заключительные и переходные положения» этого Закона частично утратил силу Закон Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. № 575/97-ВР, в частности его ст. 26.

    Именно в статье 26 было указано, что потребители (кроме населения и учебных заведений) в случае потребления электрической энергии сверх договорной величины за расчетный период платят энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.

    Закон № 2020, которым отменена эта норма, вступил в силу 11.06.2017 г.

    Но при этом никто не отменял Правила пользования электрической энергией, утвержденные постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28 (далее — Правила № 28), и Типовой договор о техническом обеспечении электроснабжения потребителя (далее — Типовой договор), который является приложением 1 к этим Правилам.

    Как раз в п.п. 4.2.2 Типового договора определено, что за превышение договорных величин потребления электрической энергии и мощности потребитель платит поставщику двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.

    Новый примерный договор поставки электрической энергии потребителю должна утвердить Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 56 Закона № 2020. Пока что такой договор не утвержден.

    Поэтому если в вашем договоре поставки электрической энергии указано требование о двойной уплате в случае превышения лимитов потребления, то вы не имеете права нарушать договорные отношения.

    В дальнейшем вы можете заключить дополнительное соглашение к договору и исключить такое условие. Но все же, пока такое условие является в договоре действующим, его следует выполнять, не принимая во внимание то, что новый Закон № 2020 его не содержит.

    Что касается уплаты за превышение лимита потребления электрической энергии, то мы неоднократно обращали внимание на страницах нашего издания на то, что такая уплата за бюджетные средства является незаконной. Кстати, этой мысли придерживается и Госаудитслужба при проверке вопроса правильности проведения расчетов за электрическую энергию.

    Читайте так же:  Приказ о кружковой работе в детском саду

    И хотя Госказначейство в своих письмах от 18.09.2013 г. № 17-09/74-22000 и от 06.10.2017 г. № 16-13/931-16652 выразило мнение, что такие расходы могут проводиться по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии», мы придерживаемся другого мнения и считаем, что в этом случае Казначейство просто не «докопалось» до истины. Объясним, почему именно.

    В соответствии с п. 5.5 Правил № 28 договор о поставке электрической энергии должен содержать, в частности, условия, которые являются существенными и обязательными для этого вида договоренностей, а именно:

    — договорные величины потребления электрической энергии, договорные величины потребления электрической мощности (помесячно);

    — порядок согласования, установления, пересмотра и корректировки договорных величин;

    — обязательства сторон в случае нарушения договорных величин.

    При этом важным является то, что предложения потребителя относительно необходимого ему объема электрической энергии являются приоритетными при оформлении договорных величин потребления.

    То есть не электропоставщик решает, какими именно будут лимиты, а потребитель.

    В соответствии с п. 4 ст. 77 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI лимиты потребления энергоносителей в натуральных показателях для каждого бюджетного учреждения устанавливаются исходя из объемов соответствующих бюджетных ассигнований.

    При утверждении смет должны прилагаться детальные расчеты по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии» на основании утвержденных в установленном порядке лимитов в соответствии с п. 43 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (ср. 025069200).

    Согласованные сторонами объемы ожидаемого потребления электрической энергии и заявленные величины потребления электрической мощности оформляются приложением к договору как договорные величины.

    Так, договорная величина потребления электрической энергии — это согласованная в договоре между поставщиком электрической энергии и потребителем величина объема электрической энергии на соответствующий расчетный период.

    Согласно п. 6.14 Правил № 28 превышение договорной величины потребления электрической энергии определяется во время подведения итогов расчетного периода на основе подтвержденных сторонами данных расчетного учета электрической энергии или акта приема-передачи электрической энергии.

    Объем превышения договорных величин потребления электрической энергии и/или величины мощности в течение расчетного периода оплачиваются потребителями поставщику электрической энергии по регулируемому тарифу в соответствии с законодательством Украины и договором.

    Определенная в соответствии с законодательством Украины стоимость разницы между объемом фактически потребленной величины и объемом договорной величины электрической энергии в соответствии с п. 6.16 Правил № 28 зачисляется на текущий счет со специальным режимом использования поставщика электрической энергии.

    Как определяет п. 8.1 Правил № 28, поставщик электроэнергии имеет право на получение от потребителя повышенной оплаты за электрическую энергию за объем превышения потребителем договорных величин потребления электрической энергии за расчетный период в соответствии с актами законодательства и условиями договора.

    Исходя из этого, такая оплата не относится к штрафам и другим финансовым санкциям, а является повышенной по сравнению с обычным тарифом.

    Однако уплата бюджетными организациями двукратной стоимости разницы фактически потребленной и договорной величины является неправомерной. Это утверждение базируется на следующем.

    Согласно п. 4.4 Правил № 28 потребитель имеет право в течение расчетного периода обратиться к поставщику электрической энергии с заявлением о корректировке договорной величины потребления электрической энергии.

    Поставщик электрической энергии в течение 5 рабочих дней со дня получения обращения рассматривает заявление, принимает решение и не позже шестого рабочего дня со дня получения обращения в письменном виде сообщает потребителю о результатах рассмотрения заявления.

    Предложения потребителя относительно корректировки договорных величин являются приоритетными при условии предварительной оплаты дополнительно заявленных объемов и получения поставщиком по регулируемому тарифу заявления потребителя не позже чем за 5 рабочих дней до окончания расчетного периода.

    Поставщик электрической энергии по регулируемому тарифу имеет право отказать потребителю в корректировке (увеличении) договорных величин в случае невыполнения потребителем своих обязательств относительно оплаты электрической энергии по договору о поставке электрической энергии.

    По результатам рассмотрения заявления потребителю направляется уведомление об уровнях откорректированных договорных величин или обоснованный отказ в осуществлении корректировки. Уведомление об уровнях откорректированных договорных величин объема потребления и электрической мощности является неотъемлемой частью договора.

    Итак, как видим, потребления электрической энергии сверх договорной величины можно избежать при своевременной корректировке договорных величин. Этим должен заниматься работник бюджетного учреждения, на которого согласно должностным обязанностям возложены функции относительно контроля за использованием электрической энергии, предоставления отчетов организации — поставщику электрической энергии и т. п.

    Учитывая вышеупомянутое, можно сделать окончательный вывод: уплата двойного размера за использование электрической энергии сверх установленных договорных величин является не чем иным, как уплатой бюджетных средств за фактически не полученные услуги по электроснабжению. Такие расходы бюджетных средств являются необоснованными и подлежат взысканию в соответствующий бюджет.

    Как мы уже отмечали выше, специалисты Госаудитслужбы именно так и трактуют случаи двойной оплаты за электроэнергию бюджетными организациями.

    Подробнее о вопросе оплаты за электроэнергию сверх установленных лимитов вы можете узнать из консультации специалистов Госаудитслужбы (ранее — Госфининспекции) «Бюджетные учреждения должны уплачивать только за фактически потребленную электроэнергию» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 24, с. 16; 2011, № 28, с. 15).

    Кроме того, отметим, что средства на уплату электроэнергии, как и другие бюджетные средства, которые есть в распоряжении бюджетных организаций, четко ограничены сметой.

    При расчете потребности в электроэнергии средства на уплату превышения договорных величин, конечно же, не предусматриваются. Поэтому такая уплата может в дальнейшем привести к ситуации, когда бюджетных средств на уплату услуг по электроснабжению будет недостаточно даже при полном финансировании потребности.

    Нормативные документы

    Что такое превышение разрешённой мощности

    Как фиксируют проблему и на каких основаниях

    Важно! Работники энергосбыта могут прийти для замера фактической потребляемой мощности в любой момент. Хотя, согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354, они обязаны договорится об удобном времени в устной форме, а также могут прислать письменное уведомление о проверке или плановом проведении работ, но не позднее чем за 3 рабочих дня до их начала.

    Режим ограничения может быть введен сразу после обнаружения превышения максимальной мощности. Организация обязана уведомлять о введении режима по телефону, электронной почте или СМС. По истечении 10 дней после уведомления компания может отключить ваш объект от электроснабжения.

    Если вы были подключены к сети в обход прибора учета или пользовались электричеством без договора – вам считают потребляемую мощность по максимальному току, который может протекать через вводной кабель в период с момента последней проверки. А ограничение не будет снято до погашения задолженности и (или) устранения причин превышения разрешенной техническими условиями мощности. Это требование установлено в п. 196 Постановления Правительства РФ №422 от 4 мая 2012 года.

    Интересно! В ограничителе может присутствовать функция записи фактов превышения мощности за время его работы.

    Основания для снятия ограничения

    На этом мы и заканчиваем нашу статью. Надеемся, предоставленная информация была для вас полезной и интересной! Если возникли вопросы, задавайте их в комментариях под статьей!

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *