https://goodshop24.su Срок действия муниципального контракта по 44-фз | Nlpseminar.ru

Семейное право

Срок действия муниципального контракта по 44-фз

служба правового консалтинга

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ в реестр контрактов, заключенных заказчиками, включается информация о сроке исполнения контракта. Какой именно срок необходимо указать — срок его действия?

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее – реестр контрактов), включается информация о сроке исполнения контракта. Аналогичное положение содержится в пп. «е» п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, далее – Правила). Заказчик направляет эту информацию в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Правил).
Понятие срока исполнения контракта Законом № 44-ФЗ и Правилами не детализируется. В этой связи отметим следующее: договором (в т. ч. контрактом) признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ), т. е. об установлении обязательств (ст. 307 ГК РФ). Сторонами обязательства являются должник и кредитор (п. 1 ст. 308 ГК РФ), причем каждая из сторон договора, которая несет обязанность в пользу другой стороны, считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (п. 2 ст. 308 ГК РФ). Например, по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). Аналогичным образом взаимные обязанности возникают у сторон государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Под исполнением контракта`E необходимо понимать исполнение установленных им обязательств. Как следует из п. 1 ст. 408, п. 3 ст. 420 ГК РФ контракт является исполненным, когда и поставщик (исполнитель, подрядчик), и заказчик исполнили надлежащим образом свои обязательства, возникшие из этого контракта, т. е. для того чтобы контракт считался исполненным, поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан поставить товар (оказать услуги, выполнить работы), а заказчик обязан оплатить такой товар (работы, услуги).
Этот вывод следует и из ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, согласно которой исполнение контракта представляет собой комплекс мер, включающих, помимо прочего, оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. Такой же правовой подход усматривается в положениях п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ и пп. «к» п. 2 Правил, из которых следует, что под исполнением контракта в контексте норм, регламентирующих включение информации в реестр контрактов, понимается в т. ч. оплата контракта.
Таким образом, под сведениями об исполнении контракта и в Законе № 44-ФЗ, и в Правилах понимаются сведения об исполнении обязательств по контракту как поставщиком (исполнителем, подрядчиком), так и заказчиком, а сроком исполнения контракта, который должен быть указан в реестре контрактов, является срок выполнения своих обязательств надлежащим образом последней из сторон контракта независимо от того, заказчик это или поставщик (исполнитель, подрядчик).

Поэтому в рассматриваемой ситуации срок исполнения контракта определяется с учетом не только срока поставки товара, но и срока его оплаты заказчиком.
Что касается срока действия контракта, отметим, что это понятие не аналогично сроку исполнения обязательств по контракту. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть преду-смотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Но даже при наличии в контракте такого условия дата прекращения обязательств, возникших из контракта, не равнозначна дате, когда обязательство должно быть исполнено в соответствии с условиями контракта
(ст. 314 ГК РФ), учитывая, что неисполнение обязательства в установленный договором срок само по себе не прекращает такое обязательство (ст. 407 ГК РФ). По смыслу ч.ч. 1, 13 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ сроками исполнения обязательств по контракту являются преду-смотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сроки оплаты товара, работы или услуги, сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо понимать срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта.
Соответственно, указывать в реестре контрактов в качестве срока исполнения контракта дату окончания срока его действия неправомерно.

Энциклопедия решений. Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

Срок действия и срок исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее — извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент), документацией о закупке (далее — документация), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требуя обязательного включения в извещение (а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ — и в документацию) краткого изложения условий контракта, указывает на необходимость указания, в том числе, и сроков поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Дополняя это указание, ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Если контракт заключается на срок более чем 3 года и его цена составляет более чем 100 млн. рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта (ч. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, в контракт обязательно включатся сроки его исполнения, то есть сроки исполнения порождаемых им обязательств — сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также сроки их оплаты.

Как разъяснено в п. 4 письма Федерального казначейства от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319, заказчику целесообразно устанавливать в извещении и документации сроки выполнения контрагентом обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта. При необходимости установления таких сроков путем указания на конкретные даты, соответствующие сроки должны быть дополнительно просчитаны заказчиком с учетом сроков проведения процедур определения контрагента.

Поскольку условие о сроках исполнения контракта названо в законе в качестве обязательного, необходимого для согласования, оно является существенным условием контракта. Это следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ, который, как и прочие нормы Гражданского кодекса РФ, применяется к контрактам, поскольку Законом N 44-ФЗ не установлено иного (см. также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Ввиду этого необходимо учитывать ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в которой установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Это положение является развитием ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в которой указано, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Соответственно, сроки исполнения контракта могут быть изменены только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ (см. также п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее — Обзор ВС РФ от 28.06.2017). Напрямую на возможность изменения именно сроков исполнения контракта указывает п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Возможность изменения данного условия наряду с прочими следует из п.п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако в большинстве из этих норм предусмотрена возможность изменить условия контракта только в особых случаях, при условии издания отдельного нормативного правового акта*(1).

Однако в п. 10 Обзора ВС РФ от 28.06.2017 указано, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых контрагент не мог исполнить своего обязательства, контрагент не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

Следует иметь в виду, что срок исполнения обязательств по контракту не тождественен сроку действия контракта . Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, что, как правило, предшествует началу исполнения обязательств. А в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Как видим, закон устанавливает, что по общему правилу срок исполнения обязательств может оканчиваться и позже, чем установленный договором (в том числе — контрактом, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ) срок его действия. Исключение — прекращение обязательств в момент прекращения действия договора (контракта) — может быть предусмотрено только условиями самого договора (контракта). В связи с этим обратим внимание на разъяснения, данные в письме Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175. Представители ведомства указали, что в случае если на момент окончания срока действия контракта не была осуществлена приемка товара и его оплата, а потребность для заказчика в поставке товара осталась, заказчик вправе осуществить приемку товара и его оплату. При этом, поскольку изменения срока действия контракта не происходит, заказчик не подлежит административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Окончание срока действия договора также не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 4 ст. 425 ГК РФ). Соответственно, за нарушения обязательств, допущенные заказчиком или его контрагентом, с него может быть взыскана предусмотренная договором неустойка. Вместе с тем окончание срока действия контракта ограничивает срок начисления пени, которая рассчитывается только до момента расторжения (прекращения) договора (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 N А56-13262/2007).

Подробно вопросы об ответственности заказчика и контрагента рассмотрены в отдельных материалах.

Отметим, что ни Законом N 44-ФЗ, ни Гражданским кодексом РФ не установлены общие требования к сроку действия контрактов. Ограничения возможного срока действия установлены нормами Бюджетного кодекса РФ только для государственных и муниципальных контрактов. Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

*(1) Часть 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривала большую свободу изменения контракта, но только в отношении контрактов, срок исполнения которых завершался в 2015 и 2016 годах.

Срок действия контракта по 44-ФЗ и что в него входит

Одним из ключевых пунктов договора, заключенного в рамках 44-ФЗ, становится срок его действия. Такое условие определяет период, в течение которого обе стороны обязаны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства. Перед заключением контракта сторонам необходимо обязательно оценить свою возможность исполнить обязанности в установленное время.

Особенности установления срока действия договора

Законодательство напрямую не регламентирует правила, по которым определяется срок действия контракта. Поэтому заказчикам при составлении документа необходимо руководствоваться Гражданским и Бюджетным Кодексами РФ.

Читайте так же:  Возврат комиссий канск

Пункт 3 статьи 425 ГК предусматривает, что конец времени действия контракта означает прекращение договорных обязательств. При этом момент окончания действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств. Истечение периода действия контракта не означает, что неисполненные обязательства аннулируются. Указание в реестре контрактов, составленном в рамках 44-ФЗ, срока завершения действия контракта идентичного периоду исполнения договорных обязательств неправомерно.

Срок действия контракта может быть различным. Чаще всего выбирается конкретная дата, до которой обязательство обеих сторон должны быть исполнены. Выделяют следующие виды контрактов:

  • Краткосрочные. Срок действия таких договоров не превышает несколько месяцев.
  • Долгосрочные. Время действия договорных обязательств растягивается на несколько лет.
  • Годовые. Срок действия контракта устанавливается в рамках года, в котором проводится закупка.
  • Разовые. Предусматривают однократное исполнение обязательств.
  • С неопределенным сроком. Условие того, что контракт заключается на неопределенный срок должно быть прописано в тексте документа. В обратном случае договор признается незаключенным. Примером обязательств с неопределенным сроком может служить контракт на оказание страховых услуг.
  • С точки зрения общего законодательства контракт может предусматривать пролонгацию, то есть увеличение срока его действия. Это может происходить автоматически или по письменному соглашению сторон. Такие контракты относятся к типам документов с неопределенным сроком действия, однако в соответствии с Федеральным законом №44 данное действие невозможно, такой позиции придерживается Минэкономразвития (Письмо № Д28и-1818 от 14.07.2016).

    Срок исполнения обязательств поставщиком

    Срок поставки товаров или оказания услуг должен быть меньше срока действия контракта. Конкретный период времени выбирается заказчиком, исходя из индивидуальных потребностей. Существует несколько вариантов установления срока исполнения контракта:

  • Единоразовая поставка. Заказчик определяет конкретный период в течение которого должны быть поставлены оговоренные товары или оказаны услуги. Например, в течение 10 дней после подписания договора.
  • По предварительной заявке заказчика. При этом должно оговариваться время, в течение которого поставщик обязан выполнить свои обязательства после получения заявки. Например, в течение пяти дней после получения соответствующе оформленной заявки. Одновременно с этим в контракте должны оговариваться правила подачи таких заявок.
  • Партиями по заранее определенному графику. Нарушение такого графика становится причиной наложения на поставщика штрафных санкций.
  • При этом фактом исполнения обязательств поставщика считается подписание товарной накладной или акта приема-передачи. Контракт считается полностью исполненным, когда обе стороны выполнили свои обязательства. Это следует из положений статьи 94 44-ФЗ.

    Срок исполнения заказчиком взятых на себя обязательств

    Фактом исполнения заказчиком своих обязательств считается списание денег с его расчетного счета в пользу поставщика. Если срок поставки товара заказчик может выбирать самостоятельно, ориентируясь на свои потребности, то срок оплаты четко регламентирован. В апреле 2017 года Государственной Думой были приняты поправки в 44-ФЗ, которые касаются порядка оплаты товаров и услуг.

    Отныне при проведении закупки среди СМП и СОНКО заказчик должен произвести оплату в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента подписания документов, подтверждающих приемку. Для остальных договоров этот срок не должен превышать 30 календарных дней. Исключение из таких правил могут составлять только контракты, заключенные Правительством РФ с целью обеспечения безопасности страны.

    Заказчик обязан прописать в закупочной документации обязательство поставщика по предоставлению обеспечения исполнения контракта. Срок его действия напрямую связан со сроком действия контракта. Особенно это касается банковских гарантий. Они должны быть действительными на протяжение всего периода действия договорных обязательств.

    Помимо оплаты на заказчика возложены еще и обязательства по возврату денежных средств, которые поставщик предоставлял в качестве обеспечения исполнения контракта. В тексте договора должен быть прописан порядок возврата. Отсутствие такой информации считается прямым нарушением законодательства. Если поставщик предоставил обеспечение контракта, но в силу определенных обстоятельств договор так и не был подписан, то заказчик обязан вернуть денежные средства в пятидневный срок.

    Изменение срока исполнения контракта

    Срок реализации обязательств признается существенным условием договора. Согласно 44-ФЗ изменение таких условий контракта недопустимо. Если одна из сторон решит самовольно изменить срок исполнения контракта, то такие поправки не будут иметь силу. Сторона будет признана нарушившей свои обязательства.

    Изменить сроки исполнения по обоюдному согласию с помощью заключения дополнительного соглашения на данный момент также невозможно, за исключением снижения заказчику бюджетного финансирования. В этом случае потребуется согласовать с исполнителем новые сроки, однако только в сторону уменьшения.

    Срок действия договора и срок исполнения обязательств это важные аспекты любых договорных обязательств. Перед тем как заключать контракт сторонам необходимо внимательно изучить эти пункты и трезво оценить свои возможности.

    Продление срока действия государственного (муниципального) контракта: невозможная возможность

    Заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов регулируются как нормами гражданского законодательства, так и положениями законодательства о закупках. Причем нормы специального законодательства гораздо более жесткие, чем нормы ГК РФ, и практически не оставляют сторонам свободу для маневра, например, в вопросе изменения срока действия контракта. Возникает ли конкуренция между данными нормами? И в каком объеме они применяются? Ответы на эти вопросы дает арбитражная практика.

    В рамках осуществления функций и полномочий, установленных Конституцией РФ, принятым на ее основе законодательством и международными договорами, у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и бюджетных учреждений возникают потребности в получении товаров, выполнении работ, оказании услуг. Эти потребности (нужды) удовлетворяются путем заключения соответствую­щих гражданско-правовых договоров по результатам проведения специальной процедуры — закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    До 1 января 2014 г. процедура закупки регулировалась нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ). С упомянутой даты вступил в действие Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Следует отметить, что правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственных контрактов, регулируются и нормами иных законов.

    С учетом того, что государственный (муниципальный) контракт (далее — контракт) представляет собой гражданско-правовой договор с различием лишь в субъектном составе и целях заключения, к нему применяются нормы гражданского законодательства, например, регулирующие условия контракта.

    Какие нормы в приоритете

    Согласно ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

    Из буквального толкования указанного положения следует, что стороны договора вправе по договоренности изменить его условия, если иное не преду­смотрено как самим договором, так и нормами законов. К условиям договора можно отнести, например, сроки выполнения работ или оказания услуг, стои­мость работ, начало действия договора, форму оплаты, различные санкции за нарушение условий договора и т.п.

    В то же время согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 названного закона. Поскольку ст. 34 не содержит исключений, связанных со сроками, обратимся к положениям ст. 95. В ней предусмотрен только один случай, когда существенные условия контракта при его исполнении могут быть изменены по соглашению сторон, имеющий отношении к сроку действия контракта. Это изменение существенных условий контракта в части срока выполнения работ, которое допус­кается исключительно по соглашению сторон в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе сроков исполнения контракта (подп. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Причем возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена до­кумен­тацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом.

    Исходя из принципа lex specialis derogate generali (специальный закон вытесняет общий), нужно констатировать, что нормы Закона № 44-ФЗ носят специальный характер и имеют приоритет перед общими положениями ГК РФ. Этот принцип применим и к ранее действовавшему Закону № 94-ФЗ.

    Споры о сроках: продолжение следует

    Ограничения на изменение условий контракта были установлены и Законом № 94-ФЗ. В пунк­те 5 ст. 9 этого закона содержался перечень условий контракта, изменение которых не допускалось ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке. Но такого условия, как срок действия контракта, в этом перечне не было.

    Иными словами, из упомянутых положений Закона № 94-ФЗ прямо не следовало, что срок действия контракта или срок исполнения обязательств по контракту (выполнения работ, оказания услуг, исполнения обязательств по поставке) является тем условием, которое невозможно изменить по согласованию между сторонами контракта. И участники договорных отношений нередко предпринимали попытки изменить условия контракта в части срока его действия или срока исполнения обязательств по контракту — посредством подписания дополнительных соглашений в рамках ст. 450 ГК РФ. Нередко такие соглашения или, наоборот, отказ заказчика изменить срок становились предметом судебного разбирательства.

    Стоит отметить, что, хотя Закон № 94-ФЗ прекратил действие, в арбитражных судах и сегодня рассматривается значительное количество подобных споров с применением положений названного закона.

    Судебная практика по этому вопросу, базирующаяся на нормах Закона № 44-ФЗ, пока не сложилась.

    Из положений ч. 1 ст. 112 данного закона следует, что он применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте РФ либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу указанного закона.

    К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, сохраняют свою силу.

    Отметим также, что согласно письмам Минэкономразвития России от 27.12.2013 № 29401-ЕЕ/Д28и и ФАС России от 30.12.2013 № АД/53811/13 размещение заказов, извещения об осуществ­лении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 г., происходит в соответствии с Законом № 94-ФЗ, в том числе при заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае если размещение заказа признано несостоявшимся, а также при осуществлении контроля за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов.

    С учетом сказанного можно прогнозировать, что споры, связанные с применением положений Закона № 94-ФЗ, будут актуальны еще долгое время.

    О каких сроках идет речь

    На практике срок действия контракта и срок исполнения обязательств по контракту могут не совпадать.

    Так, выполнение работ или оказание услуг по контракту в обусловленный сторонами контракта срок вовсе не означает исполнение самого контракта. Ведь в ряде случаев помимо выполнения соответствующих работ или оказания услуг требуется еще и получение согласований или разрешений от контролирующих органов. Например, при выполнении строительных работ в рамках государственного и муниципального контракта стороны могут в качестве предмета контракта указать «строи­тельство объекта и получение разрешения на ввод в эксплуа­тацию». Таким образом, помимо того, что исполнитель по контракту обязан построить какой-либо объект, необходимо также получить на него разрешение о вводе в эксплуатацию.

    В то же время нарушение сроков выполнения работ, как правило, влечет изменение сроков исполнения обязательств по контракту, то есть изменение срока действия контракта. В силу названного обстоятельства в настоящее время в судебной практике отсутствуют единооб­разные подходы к указанному вопросу. При этом в некоторых случаях суды акцентируют внимание именно на различении сроков, указанных в контракте.

    Читайте так же:  Приказ 154 от 05.02.2007

    Можно ли изменить срок исполнения обязательств по контракту?

    В судебной практике, базирующейся на применении положений Закона № 94-ФЗ, сложилось два взаимоисключающих подхода к решению этого вопроса.

    С учетом первого подхода срок выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту может быть продлен дополнительным соглашением. При этом суды исходят из того, что если договором была предусмотрена возможность в последующем внести изменения о продлении сроков государственных контрактов соглашением сторон, такое соглашение считается заключенным правомерно.

    По ряду дел суды применят положения ст. 451 ГК РФ о наличии существенных обстоятельств, послуживших основанием для изменения условий контракта. Вместе с тем в некоторых случаях суды признают доводы истца о наличии существенных изменений обстоятельств, например, отсутствие полного финансирования, а в некоторых случаях это обстоятельство не являлось основанием для изменения условий контракта.

    Так, в постановлении ФАС Мос­ковского округа от 19.10.2011 по делу № А40-150631/10 об отказе в удовлетворении требований о признании дополнительных соглашений по государственному контракту в части продления сроков выполнения работ отмечается, что контрактом предусмотрена возможность продления срока выполнения работ, а п. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, содержащий исчерпывающий перечень условий государственного контракта, изменение которых не допускается, не включил в данный перечень условие о сроках.

    Из постановления ФАС Уральского округа от 28.12.2013 по делу № А07-22501/2012 следует вывод о том, что и контрактом, и Законом № 94-ФЗ допускается изменение сторонами условия о сроках выполнения работ.

    Аналогичный подход применен и в Определении ВАС РФ от 06.02.2014 № ВАС-728/14 по делу № А56-75603/2012. В нем коллегия судей подтвердила правомерность вывода нижестоящих судов о том, что вопрос об изменении срока выполнения работ по госконтракту не входит в перечень условий, изменение которых п. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ не допускается.

    Из решения Арбитражного суда Саратовской области от 28.01.2011 по делу № А57-15194/2010 следует, что отсутствие надлежащего финансирования для проведения работ в рамках заключенного между сторонами государственного контракта, за которое отвечает ответчик, является основанием для изменения условий контракта в части сроков выполнения работ.

    В то же время в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу № А28-11808/2012 отмечается, что суд отказал в удовлетворении требования о внесении изменений в государственный контракт в части продления окончательного срока выполнения работ, указав, что истцом не доказано наличие в совокупности всех перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ условий, необходимых для изменения контракта по решению суда. Задержка финансирования строительства, как правильно отмечено судом нижестоя­щей инстанции, не является существенным изменением обстоятельств, поскольку стороны на момент заключения контракта могли предвидеть данные обстоятельства, учитывая объемы строительства, запланированные сроки выполнения работ и стоимость строительства.

    С учетом второго подхода срок выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту является существенным условием договора и не может быть изменен сторонами по взаимному согласию на основании дополнительного соглашения. Такое соглашение является недействительным.

    Так, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.10.2011 по делу № А82-13363/2010 суд признал недействительным пунк­т соглашения, продлевающего срок выполнения работ по государственному контракту, как противоречащий ст. 9 Закона № 94-ФЗ.

    В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.07.2009 по делу № А11-4585/2008 отмечается следующее. Материалами дела подтверждается, что ответчик нарушил срок окончания работ, однако суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о продлении сторонами срока выполнения таких работ на основании дополнительного соглашения. Изменение сроков выполнения работ по соглашению сторон муниципального контракта противоречит требованиям Закона № 94-ФЗ, следовательно, данное дополнительное соглашение ничтожно в силу ст. 168 ГК РФ.

    Из постановления ФАС Поволжского округа от 19.09.2013 по делу № А49-7036/2012 следует вывод о том, что изменение контракта в части сроков выполнения работ нормами ГК РФ и Закона № 94-ФЗ запрещено.

    В постановлении ФАС Московского округа от 25.04.2011 по делу № А40-81803/10 отмечается следующее. В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в ч. 3 ст. 29 названного закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, пре­дусмотренных ч. 6—6.6 и 8.1 упомянутой статьи. Случаев, предусмотренных указанными нормами, апелляционным судом не установлено, поэтому заключение сторонами дополнительного соглашения, в котором изменены условия договора (изменен срок сдачи предмета договора), правильно оценены как не соответствующие закону.

    Изменение календарного плана выполнения и оплаты работ не может быть признано соответствующим ст. 708 ГК РФ, поскольку срок выполнения работ, в том числе промежуточный, является существенным условием договора. Кроме того, апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что заключение дополнительного соглашения повлекло за собой изменение стоимости контракта, хотя из дополнительного соглашения прямо не следует, что стои­мость, первоначально оговоренная в контракте, увеличилась.

    Аналогичный правовой подход отражен и в постановлениях ФАС Центрального округа от 04.04.2013 по делу № А08-2679/2012, Поволжского округа от 02.05.2007 по делу № А57-5457/2006, Шестого арбит­ражного апелляционного суда от 17.05.2013 по делу № ­А73-713/2013.

    Стоит обратить внимание и на письмо Казначейства России от 19.06.2012 № 42-74-05/8.5-321 «О пролонгировании государственных контрактов (договоров), заключенных без проведения конкурсных про­цедур с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)». Из него следует, что ст. 9 Закона № 94-ФЗ не предусмотрена возможность изменения срока действия (пролонгирования) государственного контракта (договора), заключенного с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

    Можно ли изменить срок действия самого контракта?

    Как правило, арбитражные суды приходят к выводу, что изменение срока действия контракта не противоречит положениям Закона № 94-ФЗ в отличие от изменения сроков выполнения работ (оказания услуг) по контракту.

    Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлениях от 24.12.2010 № Ф03-9093/2010 и № Ф03-9094/2010 посчитал правомерными вердикты судов нижестоящих инстанций, которые отказались признать дополнительные соглашения к государственному контракту недействительными. При этом кассационный суд отметил, что, дав толкование условиям оспариваемых пунк­тов контракта и допсоглашения, суды установили, что фактически стороны изменили срок действия контракта, что не противоречит положениям Закона № 94-ФЗ, а не срок оказания услуг (выполнения работ).

    Еще один пример подобного подхода можно найти в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2013 по делу № А11-2361/2012. Суд отказал в признании недействительным дополнительного соглашения к государственному контракту, заключенного между заказчиком и подрядчиком. Применив положения п. 1, 2 ст. 763, п. 1 ст. 766 ГК РФ и Закона № 94-ФЗ, суд установил, что контрактом определен срок его действия, что не относится к существенным условиям договора подряда. При этом стороны своим волеизъявлением изменили указанные положения контракта, подписав спорное дополнительное соглашение, которым был изменен срок действия договора (а не срок окончания работ), что не противоречит действующему законодательству.

    В некоторых случаях возможность изменения срока государственного (муниципального) контракта, если речь идет о долгосрочном контракте, суды ставят в зависимость от выделения или невыделения средств соответствующего бюджета по данному контракту.

    Обратимся к постановлению Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2011 по делу № А53-947/2011. В нем сделан такой вывод: из положений ст. 161 БК РФ, а также ст. 450, 702, 767 ГК РФ следует, что по долгосрочному государственному контракту при невыделении бюджетного финансирования на очередные годы возникают основания для пересмотра объема выполняемых сторонами обязательств в сторону их уменьшения. В связи с этим контрагент государственного заказчика по данному до­говору не вправе по истечении срока действия контракта требовать его продления, если в бюджетах на очередные годы не предусмот­рены соответствующие расходы (в частности, в связи с изменившейся экономической ситуацией, повлекшей уменьшение доходной части бюджета против планируе­мого или изменение структуры расходной его ­части).

    Примеры судебных решений по спорам о продлении сроков (таблица)

    Реквизиты судебного акта

    «Отказные» определения ВАС РФ

    От 19.02.2014 № ВАС-1468/14

    Коллегия судей указала на выводы нижестоящих судов о неиспользованной сторонами при подписании дополнительных соглашений возможности внесения изменений в контракт в части срока исполнения обязательств по поставке

    От 06.02.2014 № ВАС-728/14 по делу № А56-75603/2012

    Вопрос об изменении срока выполнения работ по госконтракту не входит в перечень условий, изменение которых п. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ не допускается. Суды апелляционной и кассационной инстанций, установив наличие вины заказчика в необходимости продления сроков выполнения работ, удовлетворили требования общества об изменении условий спорного госконтракта

    От 13.09.2013 № ВАС-12186/13 по делу № А06-7176/2012

    Подрядчик полагал, что в связи с существенным изменением обстоятельств исполнения муниципального контракта срок окончания работ, установленный им, подлежит изменению.

    Но суды, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст. 450, 451, 702, 708, 740, 763 ГК РФ и ст. 6, 9 Закона № 94-ФЗ, а также условиями контракта, правомерно пришли к выводу, что подрядчик не представил доказательства существенного нарушения договора заказчиком, либо другие случаи, предусмот­ренные ГК РФ, другими законами или договором, которые позволили бы в судебном порядке изменить условия муниципального контракта в части изменения срока выполнения работ

    От 10.03.2011 № ВАС-2143/11 по делу № А64-4252/09

    В силу п. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6—6.6 и 8.1 настоящей статьи. Ответчик не представил доказательств того, что внесение изменений в условия госконтракта обусловлено наличием таких оснований

    Постановления федеральных арбитражных судов

    Волго-Вятского округа от 26.07.2011 по делу № А29-6831/2010

    Согласно ст. 767 ГК РФ при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, ­предусмотренных законом

    Западно-Сибирского округа от 06.06.2014 по делу № А70-8984/2013

    Подрядчик подал иск к муниципальному заказчику о понуждении заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту о продлении сроков выполнения работ. Суд первой инстанции пришел к выводу, что подрядчик не имел возможности выполнить условия контракта в согласованные сроки ввиду неисполнения самим заказчиком обязательств по предоставлению подрядчику надлежащей технической до­кумен­тации. На основании ст. 450, 451, 708, 740 ГК РФ такое нарушение признается существенным и является основанием для внесения изменений в условия контракта путем подписания дополнительного соглашения о продлении сроков выполнения работ.

    При повторном рассмотрении дела апелляционный суд отменил первоначальное решение в виду недоказанности существенного изменения обстоятельств. ФАС Западно-Сибирского округа с этой позицией согласился

    Московского округа от 24.12.2013 по делу № А40-3710/13-129-37

    Оценив условия госконтракта, суд пришел к выводу о том, что правоотношения сторон регулируются как нормами главы 37 ГК РФ, так и положениями Закона № 94-ФЗ.

    В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта по соглашению сторон или в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п. 6—6.6 и 8.1 ст. 9 данного закона. Изменение сроков окончания работ по контракту не входит в перечень случаев, установленных данным законом, суд правомерно отказал в удовлетворении требований ООО о продлении госконтракта

    Западно-Сибирского округа от 06.07.2009 № Ф04-3305/2009(8106-А75-24) по делу № А75-396/2009

    Читайте так же:  Требования к эксплуатации канализации

    Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно указал, что внесение изменений в государственный контракт на условиях, иных по отношению к предусмотренным в конкурсной до­кумен­тации, противоречит положениям Закона № 94-ФЗ

    Как ранее в Законе № 94-ФЗ, так и в действующем Законе № 44-ФЗ отмечается, что нормы закона регулируют отношения, направленные на обес­печение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективнос­ти, результативности осуществ­ления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвраще­ния коррупции и других зло­употреблений в сфере таких закупок.

    Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Продление срока действия контрактов, заключенных в рамках действия законодательства о контрактной системе, это одна из популярнейших тем для обсуждения и дискуссий. И действительно, в процессе реализации своей закупочной деятельности у заказчиков порой возникает необходимость пролонгации заключенного договора. Причиной появления такой необходимости могут служить самые разные причины.

    Вместе с тем контрактное законодательство имеет строгие положения в отношении мер ответственности за несвоевременное исполнение условий контрактов. И с этой точки зрения пролонгация может расцениваться как намеренная попытка недобросовестного поставщика избежать этой ответственности.

    Попытаемся разобраться в данном вопросе и дать конкретный ответ на вопрос, можно ли продлять срок действия заключенного в рамках контрактной системы договора.

    ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

    Продление срока действия контракта с точки зрения общего законодательства

    Продление срока действия или, как чаще принято говорить, пролонгация контракта – это довольно распространенное явление в процессе реализации сторонами своих договорных отношений. Несмотря на регулярное применение данной процедуры, следует отметить, что Гражданский кодекс РФ понятия пролонгации не содержит. Вместо этого он предусматривает четкие сроки начала и окончания исполнения контрактов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг.

    Для продления срока действия контракта имеется две возможности:

    1. Заключение сторонами дополнительного соглашения.
    2. Наличие возможности пролонгации в тексте договора.
    3. В обоих случаях важнейшим и обязательным условием является указание срока, на который будет продлен контракт.

      Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

      Как уже было сказано выше, законодательство о контрактной системе предъявляет жесткие требования к своевременному исполнению сторонами взятых на себя обязательств. Кроме того, срок действия заключенного контракта является существенным условием, менять которое согласно статье 95 Закона № 44-ФЗ нельзя.

      В этом отношении имеется ряд исключений, как, например, снижение цены без изменения объемов поставки товара или выполнения работ, 10-процентное уменьшение или увеличение объема закупки и т.д. Изменение сроков действия контракта данные исключения не предусматривают, соответственно пролонгация контракта, заключенного по Закону № 44-ФЗ, невозможна и будет считаться нарушением требований законодательства о контрактной системе.

      Заказчик обязан осуществлять закупки в полном соответствии с размещенным в ЕИС планом-графиком, где сроки являются одним из важнейших показателей. Заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия контракта, равно как и включение соответствующих условий в текст договора при его заключении, строго запрещены и будут считаться нарушениями.

      Продление срока действия контракта с точки зрения Закона № 223-ФЗ

      Заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по Закону № 223-ФЗ, находятся в менее строгих условиях, поскольку самостоятельно определяют требования и разрабатывают положение о закупках. Ничто не запрещает им предусмотреть возможность включения в текст контракта условия о его продлении.

      Несмотря на это, пролонгация контрактов, заключенных по итогам конкурентных процедур, может быть расценена контролирующими органами как ограничение конкуренции, к которой она в определенных случаях действительно приведет. Продление срока действия заключенного контракта является ни чем иным, как определением и согласованием новых условий, однако такое согласование проводится лишь с одним участником, в то время, как сама закупка предусматривала наличие конкуренции.

      Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

      • пролонгация контракта, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ не запрещена и возможна;
      • возможность и условия продления срока действия контракта должны быть прописаны заказчиком в положении о закупках;
      • рекомендуется использовать возможность продления сроков только тех контрактов, которые были заключены «напрямую» с единственным поставщиком.

      Заключение

      На наш взгляд, пролонгации контрактов лучше избегать. Если с Законом № 44-ФЗ в этом вопросе все четко и ясно, то Закон № 223-ФЗ никак его не регламентирует, оставляя на откуп заказчикам и контрольным органам, которые в свою очередь зачастую имеют отличные мнения и точки зрения.

      Опираясь на практику работы контрольных органов, следует отметить, что нередко продление сроков действия договора, заключенного конкурентным способом, расценивается как ограничение конкуренции и влечет соответствующее наказание. Что касается пролонгации контрактов, заключенных с единственным поставщиком, то контрольные органы склонны расценивать такие действия, как заключение нового контракта, опираясь на трактовку о возникновении новых обязательств.

      Наиболее оптимальным и целесообразным для заказчиков, вне зависимости от того, в рамках какого закона они работают, будет заключение нового контракта, а не продление срока действия старого.

      Можно ли продлить госконтракт, заключив дополнительное соглашение?

      Был заключен контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В апреле 2017 года контрагент не приступил к исполнению контракта. Указанный в контракте срок его действия на сегодняшний день истек. Можно ли в такой ситуации увеличить срок действия контракта, заключив дополнительное соглашение? Могут ли обязательства контрагента по контракту быть исполнены за пределами срока действия контракта?

      Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.

      Понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Из п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Следовательно, условие о сроке исполнения обязательств контрагента может быть изменено только в установленных законом случаях. Возможность изменения сроков исполнения контракта Закон № 44-ФЗ предусматривает лишь при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), что к рассматриваемому случаю, очевидно, не относится. Поэтому в приведенной ситуации предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств контрагентом изменен быть не может.

      Срок исполнения обязательств по контракту не тождественен сроку действия контракта. Указывать в контракте срок его действия положения Закона № 44-ФЗ не требуют. Однако, учитывая упомянутый выше запрет, установленный ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а также то, что этот закон не предусматривает возможности изменения условия о сроке действия контракта, заключить соглашение об изменении такого срока стороны также не вправе.

      Однако вышеизложенное не означает, что контракт не может быть исполнен по истечении указанного в нем срока действия. Сам по себе факт истечения предусмотренного контрактом срока его действия не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает оказание услуг и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. В связи с этим заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами указанного в контракте срока действия (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 № Д28и-175).

      В заключение напомним, что в случае нарушения контрагентом предусмотренного контрактом срока выполнения работ (оказания услуг) заказчик формально в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ обязан направить подрядчику требование об уплате пени.

      Ответ подготовил: Каменщиков Александр, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

      Разбираемся в сроках действия госконтракта

      Определение

      Закон № 44 ФЗ не дает здесь определения тому, что считается сроком действия контракта по 44 ФЗ, толкование можно найти в ст. 425 ГК РФ, где сказано, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения указанных в нем обязательств либо до даты, установленной в тексте документа. Стоит учесть, что госконтракт, согласно ч. 5 ст. 161 БК РФ, не может действовать дольше, чем утвержденные лимиты бюджетных обязательств.

      Договор также имеет несколько нетождественных между собой периодов:

    4. Исполнения.
    5. Оплаты.
    6. Исковой давности.
    7. Гарантийных обязательств.
    8. В чем же их отличия от рассматриваемого термина? Давайте рассмотрим подробнее.

      Как определить срок действия

      Порядок расчета этого показателя в № 44 ФЗ отсутствует. Поэтому заказчик устанавливает его сам, но так, чтобы он не противоречил нормативным актам РФ (письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-11665 от 27.09.2016).

      Изменение срока действия контракта по 44 ФЗ не предусмотрено. Пролонгировать сделку с госзаказчиком, равно как и увеличить сроки выполнения работ нельзя. На практике встречаются случаи, когда в документе было прописано условие о продлении сделки в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств (Решение Свердловского УФАС России от 02.06.2016 по жалобе № 724-З). Однако такой подход может быть признан и нарушением ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Решение Омского УФАС России от 29.02.2016 по делу № 03-10.1/38-2016).

      Отличия от других периодов

      В первом случае подразумевается промежуток, в течение которого осуществляется приемка и экспертиза поставленной продукции, оплата, взаимодействие сторон при изменении, расторжении соглашения.

      Период оплаты не должен превышать 30 дней с даты подписания документа о приемке (ч. 13.1 ст. 34 № 44-ФЗ). Если соглашение заключено с субъектом малого предпринимательства, то этот отрезок времени сокращается до 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30 № 44-ФЗ).

      Общий срок исковой давности равен 3 годам (ст. 196 ГК РФ). Он берет начало с момента окончания исполнения обязательств по контракту и не может превышать 10 лет.

      К периоду предоставления гарантийных обязательств в Законе № 44 ФЗ нет четких требований. Поэтому в договоре могут быть указаны разные значения, в зависимости от предмета сделки. Для товара можно указать так:

      А на работы так:

      На что обратить внимание

      В рамках данного временного промежутка заказчик и поставщик должны выполнить все обязательства друг перед другом. Иначе договор может быть расторгнут по инициативе одной из сторон либо в судебном порядке.

      Если поставщик в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляет заказчику банковскую гарантию, она должна быть актуальна еще минимум месяц после завершения соглашения (ч. 3 ст. 96).

      Здесь также можно отметить государственный инвестиционный контракт. В случае если товар, созданный на его условиях, был экспортирован в количестве не менее 10 % его общего объема в течение года, то период, когда можно делать закупки у поставщика такой продукции, может быть продлен еще на 12 месяцев после истечения действия (п. 2 ч. 4 ст. 111.3 № 44 ФЗ).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *