http://fe-shop-reddit.ru Таможенная пошлина предмет | Nlpseminar.ru

Истец

Таможенная пошлина предмет

Предмет преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ

(Степанов К. С.) («Российский следователь», 2005, N 12)

ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 194 УК РФ

Определяя предмет преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, нельзя не согласиться с Н. И. Коржанским, наиболее полно изложившим учение об этом правовом институте. «Предмет преступления» — это конкретный материальный объект, в котором проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объект преступления), путем физического или психического воздействия на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений . ——————————— Коржанский Н. И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 99 — 104.

Следует отметить, что предмет уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется качественными и количественными признаками. Качественные признаки состоят в том, что предметом преступления являются таможенные платежи, определяемые в ст. 318 Таможенного кодекса РФ как «таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы на выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ». Согласно ст. 319 Таможенного кодекса РФ «таможенная пошлина — платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза», также в этой статье говорится: «…налоги — налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ» . ——————————— Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2005. С. 178.

Рассматриваемое нами деяние нарушает положения ст. 57 Конституции РФ, гласящей: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» . ——————————— Конституция Российской Федерации (Основной закон). М.: Кодекс, 2003. С. 34.

Количественный признак предмета выражается в сумме неуплаченных таможенных платежей. Признаком предмета состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ, является крупный размер. В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ под крупным размером следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей. Дополнительным количественным признаком является особо крупный размер (ч. 2 ст. 194 УК РФ), определенный в примечании к статье в сумме один миллион пятьсот тысяч рублей. При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как административное правонарушение в зависимости от обстоятельств дела. Общественные отношения в сфере деятельности таможни представляют собой образование, состоящее из участников и предмета отношений. Их специфичность обусловлена содержанием таможенного дела. Участниками этих отношений, с одной стороны, выступают таможенные органы, которые, выполняя возложенные на них функции, «взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление» . ——————————— Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2005. С. 178.

В ч. 1 ст. 194 УК уточняются «адресаты» неуплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенных в крупном размере. Понятие «организация» в данном случае употребляется в широком смысле слова. Имеются в виду предприятия, организации и учреждения, вступающие в таможенные правоотношения. Такой вывод вытекает из сопоставления с другим субъектом уклонения — физическим лицом. При описании предмета преступления законодатель пользуется обобщенным понятием «таможенные платежи». Его содержание раскрывается в ст. 318 ТК РФ, в соответствии с которой под таможенными платежами понимаются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами. Статья 110 ТК РФ конкретизирует это понятие. В ней перечисляются все виды таможенных платежей, уплачиваемых при перемещении через таможенную границу и в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом. К ним относятся: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы; 4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий; 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; 6) таможенные сборы за таможенное оформление; 7) таможенные сборы за хранение товаров; 8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 9) плата за информирование и консультирование; 10) плата за принятие предварительного решения; 11) плата за участие в таможенных аукционах. Первой среди таможенных платежей законодатель называет таможенную пошлину. Дефиницию таможенной пошлины Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон «О таможенном тарифе» формулирует в самых общих чертах. В ст. 319 ТК РФ она определяется как «платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза» . Однако надо иметь в виду, что не весь трансграничный оборот подлежит обложению таможенной пошлиной. Некоторые виды товара освобождаются от ее уплаты. Если же согласно таможенно-тарифному законодательству товар или транспортное средство подлежат обложению таможенной пошлиной, то они могут быть перемещены через таможенную границу только после ее уплаты . ——————————— Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2005. С. 178. Гамраев Ю. Злоупотребления в таможне — коррупция или обусловленная практика? // Российская юстиция. 2004. N 5. С. 34 — 36.

Таможенная пошлина по существу представляет собой одну из разновидностей косвенных налогов, которой облагается внешнеторговый оборот товаров в связи с их перемещением через таможенную границу. Она обладает всеми основными налоговыми характеристиками. Рассматриваемая пошлина может быть классифицирована по различным основаниям. По объекту взимания выделяются ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. По способу взимания различаются адвалорные, специфические и комбинированные (смешанные). Адвалорная пошлина устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические — взимаются с единицы облагаемого товара; комбинированные (смешанные) — сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения . ——————————— Козырин А. Особенности таможенных режимов // Журнал российского права. 2003. N 7. С. 88 — 91.

Способ введения позволяет выделить автономные и договорные (конвенционные) пошлины. Первые устанавливаются государством самостоятельно, вторые являются результатом международных соглашений. Сезонные пошлины преследуют цель оперативного регулирования Правительством РФ ввоза и вывоза товаров. Их срок действия не может превышать шести месяцев в году. К особым видам пошлин, применяемым к ввозимым товарам, согласно ст. 7 Закона «О таможенном тарифе» в целях защиты экономических интересов Российской Федерации относятся: специальные (реторсионные), антидемпинговые и компенсационные. Кроме того, Законом «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» предусмотрена возможность ограничения импорта посредством введения импортной квоты или иных мер. К таким мерам, в частности, относится установление дополнительной импортной пошлины. Вторым видом таможенных платежей в Законе указан налог на добавленную стоимость (НДС). Согласно ст. 112 ТК РФ «применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Кодексом и Законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость». При решении вопроса об уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей в виде налога на добавленную стоимость необходимо учитывать, что по большому числу товаров предоставляется освобождение от уплаты НДС. Акцизы как вид таможенных платежей в таможенном законодательстве не раскрываются. Согласно ст. 113 ТК РФ применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом и Законом Российской Федерации «Об акцизах». Положения указанных законодательных актов детализированы в Инструкции Государственной налоговой службы. Кроме того, порядок исчисления акцизов с товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, установлен Временной инструкцией «О взимании таможенных платежей», которую, однако, следует применять с учетом изменений, содержащихся в более поздних нормативных актах . ——————————— Иванова С. Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск, 2000. С. 110 — 114.

Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), в том числе и ввозимым на таможенную территорию России, являются едиными на всей ее территории и устанавливаются федеральным законом. Они могут выражаться: а) в процентах к объекту налогообложения (так, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона «Об акцизах» объектом налогообложения ввозимых в Россию товаров является их таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов за таможенное оформление); б) в рублях за единицу товара (специфические ставки; в этом случае объектом налогообложения является весь объем ввозимых товаров в натуральном выражении); в) в комбинированных ставках, сочетающих два предыдущих вида обложения. Законодатель, исходя из экономической целесообразности, может устанавливать те или иные виды акцизов. По общему правилу акцизы обязан уплачивать декларант. В этом случае они вносятся им до или после принятия грузовой таможенной декларации. Плательщиком может быть и иное лицо, в частности владелец таможенного склада, таможенный перевозчик и т. д. Контрактодержатель несет ответственность за уплату акцизов при отсрочке и перерасчете платежей, а также при взыскании налогов в бесспорном порядке. Решая вопрос об уголовной ответственности за неуплату акцизов, необходимо учитывать особенности их взимания при помещении товаров под отдельные таможенные режимы. При изменении декларантом таможенного режима применяется механизм налогообложения, действующий на день принятия такого решения. Статья 114 ТК РФ регулирует таможенные сборы за таможенное оформление. Последнее представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенные таможенные режимы и завершение действия этих режимов. Сборы как платежи, установленные законодательством, вносимые предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами за услуги, оказываемые им государственными органами или органами местного самоуправления, взимаются, во-первых, за оформление на таможне товаров, в том числе перемещаемых не для коммерческих целей, ввозимых или вывозимых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях, во-вторых, за таможенное оформление транспортных средств . ——————————— Чемеринский К. В. Ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2000. С. 14 — 15.

За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов указанные сборы уплачиваются в двойном размере. Государственный таможенный комитет вправе уменьшать указанные в ст. 324 ТК РФ размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях — изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор. Так, согласно Общим правилам перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами освобождаются от уплаты сборов за таможенное оформление беженцы и вынужденные переселенцы, если перемещаемые ими транспортные средства не предназначены для коммерческих целей, лица, постоянно проживающие в Российской Федерации и временно вывозящие транспортное средство за ее пределы . ——————————— Кочубей М. А. Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д.: РЮИ МВД РФ, 1998. С. 17 — 18.

За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, взимаются таможенные сборы. Их размеры устанавливаются ГТК, исходя из средней стоимости оказанных услуг (ст. 115 ТК РФ). Согласно Положению о временном хранении таможенные сборы за хранение товаров на складе временного хранения, учрежденном таможенным органом, взимаются в следующих размерах: 1) за хранение товаров — сумма, эквивалентная 0,04 ЭКЮ за килограмм в сутки; 2) за хранение транспортных средств — сумма, эквивалентная 3 ЭКЮ за единицу (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль и т. п.) в сутки. Региональным таможенным управлениям предоставлено право устанавливать дифференцированные размеры платежей за хранение. В ст. 87 ТК РФ регламентирован порядок взимания сборов за таможенное сопровождение товаров, которое означает сопровождение товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов РФ. Содержание остальных таможенных платежей, основание, размеры и порядок их уплаты в Таможенном кодексе РФ не раскрываются. И, как нам представляется, сделано это не случайно . ——————————— Подобную позицию ранее высказывали К. В. Чемеринский (Ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2000. С. 14 — 15), М. А. Кочубей (Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д.: РЮИ МВД РФ, 1998. С. 17 — 18), С. Ю. Иванова (Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России, Ульяновск. 2000. С. 110 — 114), А. Козырин (Особенности таможенных режимов // Журнал российского права. 2003. N 7. С. 88 — 91).

Сбор за выдачу лицензии на учреждение склада временного хранения предусмотрен ст. 147 ТК РФ. Его размер в Кодексе не определен, он устанавливается Государственной Думой РФ. В ст. 140 ТК РФ говорится о сборах за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, а также за возобновление их действия. Однако и в этом случае размер сбора регулируется не Кодексом, а постановлениями Государственной Думы. За консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, взимается плата в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов (п. 10 ст. 403 ТК РФ). Аналогичным образом решается вопрос об оплате за принятие предварительного решения (ст. 393 ТК РФ). За участие в аукционах размер взимаемой оплаты Государственным комитетом согласно ст. 398 ТК РФ определяется самостоятельно . ——————————— Станкевич А. В. Некоторые вопросы правового статуса добросовестного приобретателя в спорах с таможенными органами // Журнал российского права. 2005. N 6. С. 70 — 73; Егоров Ю. П. Правовой режим сделок // Государство и право. 2004. N 11. С. 121 — 123.

Таким образом, имея в виду таможенные платежи, таможенное законодательство предусматривает два их вида: 1) платежи, непосредственно связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; 2) иные платежи в сфере таможенного дела. Однако это обстоятельство в уголовном праве не учитывается, хотя оно, по мнению автора, имеет принципиальное значение для решения вопроса об ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Во всей юридической литературе при анализе рассматриваемого преступления как по УК РСФСР 1960 г., так и по УК РФ 1996 г. предмет посягательства просто назывался «таможенные платежи» либо дополнительно к этому перечислялись виды указанных платежей, закрепленные в ст. 110 ТК РФ . ——————————— Уголовный кодекс РСФСР. М.: Юнити, 1994. С. 57.

Читайте так же:  Образец заявления выплату компенсации росгосстраха

Между тем, на наш взгляд, содержание этого понятия несколько уже, оно не охватывает все таможенные платежи, а ограничивается лишь теми, которые непосредственно связаны с ввозом товара или транспортных средств на таможенную территорию или их вывозом с этой территории и являются неотъемлемым условием их перемещения через таможенную границу. Уклонение от уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных сборов за хранение товаров и таможенных сборов за таможенное сопровождение составляет сущность рассматриваемого преступления, определяет его общественную опасность. Автор разделяет позицию С. Ю. Ивановой и считает, что согласно ст. 401 ТК РФ средства, полученные от взимания указанных платежей, вносятся в федеральный бюджет. Стало быть, лицо, уклоняясь от их уплаты, посягает на выполнение таможенными органами одной из важных функций — фискальной, оно препятствует поступлению в доходную часть бюджета средств, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств . ——————————— Иванова С. Ю. Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России. Ульяновск, 2000. С. 108 — 111. Мурадов Э. Ошибки при квалификации экономических преступлений // Российская юстиция. 2004. N 1. С. 45 — 46.

Другие таможенные сборы обусловлены иными действиями, хотя и находящимися в сфере таможенного дела. Так, товары и транспортные средства с момента представления таможенному органу и до их выпуска либо представления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на временном хранении под таможенным контролем (ст. 99 ТК РФ). Такое хранение осуществляется в том числе на складах временного хранения (ст. 100 ТК РФ), которые могут учреждаться лишь по лицензии таможни РФ (ст. 147 ТК РФ). Неуплата сбора за эту лицензию свидетельствует о нарушении иных правил, не связанных с самим фактом перемещения товаров через таможенную границу. В этом случае они уже предъявлены таможенному органу и взяты последним под таможенный контроль. Теоретически допустима ситуация, характеризующая получение лицензии без уплаты соответствующего сбора, хотя практически подобное представить достаточно сложно, поскольку указанные платежи предшествуют выдаче данного документа (за исключением случаев сговора с соответствующими должностными лицами, что будет свидетельствовать об иных преступлениях). Таможенное законодательство не предусматривает таможенного правонарушения, связанного с уклонением от уплаты сборов за выдачу лицензии. Тем более нет оснований это считать таможенным преступлением. Таможенный брокер, а от его имени и таможенный специалист, вправе от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица (ст. 139, 140 и 141 ТК РФ). Неуплата за соответствующую лицензию или квалификационный аттестат нарушает существующие правила допуска указанных лиц к совершению таможенных операций, но не затрагивает правила, регламентирующие осуществление таможенного оформления, в том числе уплату таможенных платежей. Статья 145 ТК РФ, предусматривающая ответственность за незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного брокера либо нарушение условий такой деятельности, также подтверждает сказанное выше. Предварительные решения касаются классификации товаров, определения их таможенной стоимости и страны происхождения, размеров таможенных платежей. Они могут также охватывать вопросы применения законодательства Российской Федерации по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции (ст. 41 ТК РФ). Предварительное решение является обязательным только для таможенных органов. Таким образом, его получение автоматически не превращает заявителя в субъекта внешнеэкономической деятельности или в лицо, ввозящее или вывозящее товары или транспортные средства. Он может в любое время отказаться от предварительного решения таможенного органа. Административная ответственность за уклонение от уплаты причитающихся сумм за совершение указанного действия в законе также не закреплена. В ст. 282 и 283 ТК РФ, предусматривающих взыскание за неправомерное освобождение от таможенных платежей, их занижение либо за действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, описаны иные основания, наличие которых образует состав таможенного правонарушения. На таможенных аукционах реализуются товары, транспортные средства и иные предметы, обращенные в федеральную собственность (ст. 398 ТК РФ). Но даже в этом случае деятельность таможни связана не только с предметами, конфискованными по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, но и с товарами и транспортными средствами, от которых лицо отказалось в пользу государства (ст. 428 ТК РФ). Участник аукциона вступает с таможенным органом в гражданско-правовые правоотношения . Уклонение от уплаты денежных средств за участие в аукционах не затрагивает основных функций таможни, оно влечет согласно гражданскому законодательству признание аукциона несостоявшимся. Вероятно, в том числе и поэтому за данные действия отсутствует даже административная ответственность . ——————————— Михайлова О. Р. Меры ограничения усмотрения налоговых органов при осуществлении контроля // Государство и право. 2005. N 7. С. 90 — 96. Гуреев В. И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины // Государство и право. 2005. N 4. С. 49 — 54.

Таким образом, можно сделать вывод, что имеющиеся в литературе разъяснения относительно предмета преступления, предусмотренного ст. 194 УК, необоснованно расширяют круг таможенных платежей, уклонение от уплаты которых образует рассматриваемое деяние. Возможно, обусловлено это недостаточно конкретной формулировкой диспозиции уголовно-правовой нормы, неадекватно отражающей содержание общественно опасного посягательства. Изменения законодательства, к сожалению, не затронули указанного недостатка . ——————————— Сильченко Н. В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. 2004. N 12. С. 61 — 64.

Устранить сложившееся положение можно одним из двух способов. Наиболее предпочтительным, конечно, является суброгация закона. Законодательное описание предмета преступления следовало бы привести в соответствие, внеся в текст нормы уточнение, ограничивающее перечень платежей, например: «уклонение от уплаты таможенных платежей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу…». Подобная реконструкция ст. 194 УК наиболее точно фиксировала бы социальную направленность преступления, его общественную опасность, причины, обусловившие криминализацию деяния. Второй способ менее радикален, однако и он позволяет правоприменительной практике получить ориентиры в определении предмета посягательства. Его суть заключается в принятии Верховным Судом России соответствующего постановления по этой категории дел с разъяснением понятия таможенных платежей применительно к ст. 194 УК. Статья 323 ТК РФ устанавливает, что основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость. Порядок определения последней закреплен в Законе РФ «О таможенном тарифе». Особенностью исчисления налога на добавленную стоимость является то, что объект налогообложения — таможенная стоимость увеличивается на размер таможенной пошлины, а по подакцизным товарам — и на сумму акциза. Таможенная пошлина, налоги и сбор за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если же декларант, нарушая требования ст. 323 ТК РФ, не вовремя подал или вовсе не подал декларацию, то в этом случае сроки уплаты таможенных платежей будут исчисляться со дня истечения срока подачи декларации. При перемещении через российскую таможенную границу товаров, не предназначенных для коммерческих целей, таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Особые правила существуют в отношении сроков уплаты некоторых видов сборов. Так, таможенные сборы за хранение товаров на таможенном складе уплачиваются до или при выдаче складского свидетельства. Уплата таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров производится после принятия таможенным органом решения об осуществлении таможенного препровождения товаров, но до его фактического начала. Порядок уплаты таможенных платежей установлен в ст. 331 ТК РФ. По общему правилу они уплачиваются таможенному органу. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи уплачиваются государственному предприятию связи, которое затем перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов. Для подакцизных товаров, подлежащих маркировке, предусмотрен особый порядок уплаты таможенных платежей. Частично это делается при покупке акцизных марок. При этом неоплаченная сумма таможенных платежей обеспечивается залогом, гарантией банка или внесением причитающихся сумм на депозит. При таможенном оформлении оставшаяся часть уплачивается в общеустановленном порядке.

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Пункт 10.6 раздела II Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений ТК РФ, относящихся к таможенным платежам.

ПЛАТЕЛЬЩИКИ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Под плательщиками таможенных платежей понимаются лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством и в установленные им сроки уплачивать необходимые таможенные пошлины и налоги.
Плательщики несут ответственность за уплату таможенных платежей (ст. 320 ТК РФ).
ТК РФ допускает уплату таможенных платежей за товары, перемещаемые через таможенную границу любыми лицами. Вместе с тем «любые лица» не могут рассматриваться в качестве плательщиков таможенных платежей, поскольку уплата платежа это их право, но не обязанность.

В случае неуплаты таможенных платежей в установленный срок, таможенный орган будет требовать исполнения соответствующей обязанности только от лиц ответственных за уплату платежа (пункт 2 ст. 348 ТК РФ).

В соответствии со статьей 320 и пунктом 1 ст. 328 ТК РФ всех плательщиков таможенных платежей можно разделить на несколько самостоятельных групп.

1. Обязательные плательщики таможенных платежей.
Обязательными плательщиками таможенных платежей являются декларанты и таможенные брокеры. Данные лица рассматриваются в качестве обязательных плательщиков таможенных платежей, в виду участия в таможенных операциях и процедурах (таможенное оформление товаров), требования которых предусматривают уплату таможенных платежей.

2. Возможные плательщики таможенных платежей. Данная категория плательщиков может рассматриваться в качестве таковых только при наличии определенных обстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через таможенную границу), с которыми ТК РФ связывает возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.

К числу возможных плательщиков таможенных платежей относятся:
— лицо, осуществляющее грузовые операции, при прибытии товаров на таможенную территорию РФ, в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов при разгрузке и перегрузке (перевалке) товаров в морском, речном порту в месте прибытия (пункт 4 ст. 78 ТК РФ.);
— перевозчик товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита (таможенный перевозчик, международный перевозчик или иное лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит) либо экспедитор, в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (пункт 1 ст. 90 ТК РФ);
— владелец склада временного хранения, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 112 ТК РФ), а также иное лицо, осуществляющее временное хранение иностранных товаров (железная дорога — пункт 3 ст. 116 ТК РФ; получатель товаров — пункт 3 ст. 117 ТК РФ);
— владелец таможенного склада, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 230 ТК РФ);
— лицо, получившее разрешение на переработку товаров на таможенной территории или лицо, которому передано разрешение на переработку (пункт 7 ст. 179 ТК РФ);
— лицо, получившее разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления (пункт 6 ст. 192 ТК РФ);
— лицо, получившее разрешение на переработку товаров вне таможенной территории (пункт 5 ст. 203 ТК РФ);
— лицо, получившее разрешение на временный ввоз, или лицо, которому переданы временно ввезенные товары (пункт 7 ст. 212 ТК РФ);
— лицо, поместившее товары под таможенный режим временного вывоза (ст. 257 ТК РФ);
— владелец магазина беспошлинной торговли (пункт 2 ст. 262 ТК РФ);
— лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу (пункт 4 ст. 320 ТК РФ);
— лица, участвующие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения (пункт 4 ст. 320 ТК РФ);
— лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза (пункт 4 ст. 320 ТК РФ), то есть недобросовестные приобретатели товаров;
— организация почтовой связи, утратившая или выдавшая без разрешения таможенного органа международные почтовые отправления (пункт 5 ст. 295 ТК РФ).

ИСЧИСЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком. Исключения из данного правила составляют следующие случаи:
— выставление таможенным органом требования об уплате таможенных платежей;
— исчисление таможенным органом таможенных платежей при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях;
— дополнительные начисления таможенных платежей таможенным органом по результатам проверки сведений, заявленных декларантом. Дополнительные начисления возможны, например, в случаях:
— установления недостоверности сведений о стране происхождения товаров;
— установления нарушений правил классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
— самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров;
— самостоятельного определения таможенным органом количества товаров.

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Вместе с тем, по выбору плательщика, таможенные пошлины, налоги могут уплачиваться как в валюте РФ, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ.

Пересчет валюты РФ в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте РФ, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, — на день фактической уплаты.

Как правило, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Исключения из данного правила составляют случаи:
— выпуска товаров до подачи таможенной декларации;
— уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом;
— уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу РФ либо использованных на таможенной территории РФ в нарушение требований таможенных процедур внутреннего таможенного транзита или временного хранения.

Читайте так же:  Пособие улицы

СРОКИ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Сроком уплаты таможенных платежей является период времени, в течение которого требуется уплатить необходимые суммы или событие, с возникновением которого, ТК РФ связывает необходимость уплаты таможенных платежей.

В соответствии со статьей 329 ТК РФ существуют следующие виды сроков уплаты таможенных платежей:
1. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ — 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия или 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если место таможенного декларирования отлично от места прибытия товаров на таможенную территорию. При этом, совпадение сроков уплаты платежей со сроком подачи таможенной декларации (см. пункт 1 ст. 129 ТК РФ) не должно отождествляться, так как момент принятия декларации, в случае ее подачи, например, на второй или на третий день, не завершает течение срока уплаты платежа.

2. При вывозе товаров, срок уплаты таможенных платежей не имеет как такового периода и определен событием, с которым связано, в том числе возникновение обязанности по уплате таможенных платежей, а именно, подачей таможенной декларации (подпункт 2 пункта 1 ст. 319 и пункт 2 ст. 329 ТК РФ).
Отдельные исключения из этого правила предусмотрены в случаях применения периодического временного декларирования российских товаров (ст. 138 ТК РФ), а также при перемещении товаров трубопроводным транспортом (ст. 312 ТК РФ).

3. При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня завершения действия изменяемого таможенного режима (например, день истечения срока хранения товаров в режиме таможенного склада — абзац 1 пункта 1 ст. 223 ТК РФ).

4. При нецелевом использовании условно выпущенных товаров, сроком уплаты таможенных платежей является первый день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами (например, продажа товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями или продажа товара, ввезенного в качестве гуманитарной помощи). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день принятия таможенным органом таможенной декларации при условном выпуске данных товаров.

5. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет за собой обязанность уплаты таможенных платежей, сроком такой уплаты считается день совершения данного нарушения (например, утрата или выдача без разрешения таможенного органа товаров, перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита, хранящихся на складе временного хранения, или помещенных под таможенный режим таможенного склада, магазина беспошлинной торговли). Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры (например, день прибытия товаров на таможенную территорию — пункт 2 ст. 77 ТК РФ, день получения письменного разрешения на внутренний таможенный транзит — ст. 80 ТК РФ, день завершения внутреннего таможенного транзита — пункт 4 ст. 103, день помещения товаров под избранный таможенный режим — пункт 3 ст. 157 ТК РФ).

6. Сроки уплаты таможенных платежей в случае применения специальных таможенных процедур, установлены для каждой такой процедуры в отдельности. Например, физические лица, перемещающие товары в ручной клади и сопровождаемом багаже, уплачивают таможенные платежи непосредственно при следовании через Государственную границу Российской Федерации (пункт 1 ст. 287 и пункт 1 ст. 286 ТК РФ).

7. Сроки уплаты таможенных платежей, устанавливаемые для отдельных случаев таможенными органами или заинтересованными лицами, с согласия таможенных органов. Например, сроки уплаты таможенных платежей, в отношении временно ввезенных товаров (при уплате периодических сумм таможенных пошлин, налогов — пункт 3 ст. 212 ТК РФ), сроки предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей (пункты 6, 7 ст. 333 ТК РФ).

8. Сроки уплаты таможенных платежей в отношении незаконно ввезенных товаров, обнаруженных у их приобретателей (организаций, осуществляющих оптовую или розничную продажу ввезенных товаров) на территории РФ. В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 391 ТК РФ товары рассматриваются выпущенными для свободного обращения, если лица уплачивают таможенные платежи не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров.

ТК РФ предусматривается изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки либо рассрочки.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Предоставление отсрочки либо рассрочки возможно на срок от одного до шести месяцев и при наличии одного из следующих оснований:
— причинения плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
— задержки плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного плательщиком государственного заказа;
— перемещения плательщиком через таможенную границу товаров, являющихся товарами, подвергающимися быстрой порче;
— осуществления плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.

В случаях возбуждения в отношении плательщика уголовного дела, по признакам таможенного преступления или возбуждения процедуры банкротства, таможенный орган отказывает в выдаче разрешения либо отменяет ранее принятое решение об изменении срока уплаты таможенных платежей.

Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов сопровождается:
— взиманием процентов (начисляемых на сумму задолженности), исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки;
— обеспечением уплаты таможенных платежей.

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Исполнение обязанности по уплате таможенных платежей — совершение плательщиком действий, освобождающих его от обязанности по уплате платежа в отношении перечисленной суммы.

При соблюдении требований таможенных операций и процедур, дата уплаты таможенного платежа не должна превышать установленные сроки уплаты. Иначе, в части превышения таких сроков, образуется недоимка, с которой взимается определенный процент (пени), за просрочку уплаты таможенного платежа.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки).

Исключение составляют случаи:
— выставления требования об уплате таможенных пошлин, налогов поручителю или гаранту (пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией — пункт 3 ст. 349 ТК РФ);
— исполнения требования таможенного органа об уплате таможенных пошлин, налогов в установленный в требовании срок (пени уплачиваются с момента образования недоимки до момента выставления требования, в противном случае пени уплачиваются с момента образования недоимки по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов включительно либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов — пункт 4 ст. 349 ТК РФ);
— нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения (за период временного хранения пени не начисляются и уплате не подлежат — пункт 5 ст. 349 ТК РФ);
— доплаты в течение 10 рабочих дней, со дня получения требования об уплате таможенных платежей, дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов в случае самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров (пункт 7 ст. 323 ТК РФ);
— доплаты вывозных таможенных пошлин, при периодическом временном декларировании российских товаров (на момент подачи полной таможенной декларации — пункт 6 ст. 138 ТК РФ);
— доплаты таможенных пошлин, налогов в течение 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения о необходимости уплаты указанных сумм по результатам выверки количества продуктов переработки (при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории — пункт 2 ст. 185 и пункт 2 ст. 208 ТК РФ);
— доплаты сумм таможенных пошлин, налогов в связи с представлением в таможенный орган уточненных сведений о товарах, перемещаемых трубопроводным транспортом (абзац 2 пункта 2 ст. 312 ТК РФ);
— невозможности уплаты таможенных пошлин, налогов по причине принятия таможенным органом или судом решений о приостановлении операций плательщика в банке или наложении ареста на имущество плательщика (абзац 2 пункта 3 ст. 75 НК РФ).

Момент исполнения обязанности по уплате таможенных платежей зависит от той формы и способа уплаты, которую избирает плательщик (безналичная форма уплаты, внесение денежных средств в кассу таможенного органа, применение микропроцессорных пластиковых карт, зачет авансовых сумм или денежного залога).

На основании ст. 332 ТК РФ, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной в следующих случаях:
1. С момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.
Для целей подтверждения данного факта, плательщиком предоставляется таможенному органу платежное поручение, с отметкой банка о списании соответствующих сумм. На основании пункта 2 ст.149 ТК РФ в случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными. Таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления денежных средств на счета таможенных органов. Условный выпуск товаров при непоступлении сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов возможен.
В случаях уплаты таможенных пошлин, налогов с помощью микропроцессорной пластиковой карты (таможенной карты), подтверждением уплаты таможенного платежа служит платежный документ, сформированный электронным терминалом и подписанный держателем таможенной карты и инспектором таможни.

2. С момента внесения наличных денежных средств /в кассу таможенного органа.
Для юридических лиц — в сумме до 60 тысяч рублей (на основании указания ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами»). При осуществлении таможенного платежа наличными, оформляется таможенный приходной ордер (ТПО).

3. С момента зачета (по инициативе плательщика) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов в качестве таможенных платежей.
Моментом зачета является принятие таможенным органом такого заявления.

4. С момента зачета (по инициативе плательщика) авансовых сумм или денежного залога в качестве таможенных платежей.
Моментом — излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов;
— таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату в случаях, установленных статьей 356 ТК РФ;
— авансовых платежей или денежного залога, является день принятия таможенным органом решения о проведении такого зачета.’);» onclick=»return false» href=»../../payments/order/#»>зачета является получение таможенным органом распоряжения о зачете.
При наличии авансовых сумм на счете таможенного органа, в качестве распоряжения о зачете рассматривается поданная таможенная декларация (применительно к суммам таможенных пошлин, налогов, указанных в ней — пункт 3 ст. 330 ТК РФ).
В случае использования денежного залога для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, помимо распоряжения о зачете требуется подтвердить исполнение обязательства, которое обеспечивалось денежным залогом (пункт 4 ст. 345 ТК РФ). Например, предоставить свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита (пункт 1 ст. 92 ТК РФ), если в соответствии с со ст. 86 ТК РФ применялось обеспечение уплаты таможенных платежей).

5. С момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства.

6. С момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Указанные в двух последних пунктах денежные средства должны фактически поступить на счет таможенного органа.

ФОРМЫ И ВАЛЮТА УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Таможенные платежи уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей, а при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях, организации почтовой связи, которая затем переводит денежные суммы на счет соответствующего таможенного органа (таможенного органа, который их и начислил при осуществлении таможенного оформления товара в месте международного почтового обмена — пункты 3, 4 ст. 295 ТК РФ).

Таможенные платежи могут быть уплачены в любой форме. К формам уплаты таможенных платежей относятся:
— безналичный расчет (платежное поручение, таможенные карты, зачет авансовых сумм, денежного залога, излишне уплаченных и излишне взысканных платежей);
— наличный расчет (оформление таможенного приходного ордера).

Таможенные платежи уплачиваются по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Применение обеспечения уплаты таможенных платежей имеет место в случаях:
— изменения срока уплаты таможенных платежей (предоставление отсрочки или рассрочки);
— условного выпуска товаров;
— перевозки или хранения иностранных товаров (внутренний таможенный транзит, временное хранение товаров на складе получателя);
— осуществления деятельности в области таможенного дела;
— обнаружения таможенным органом товаров, в отношении которых не были уплачены таможенные платежи либо не соблюдены иные требования ТК РФ.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает двадцати тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Исключения составляют случаи, когда в специальных статьях ТК РФ предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей выступает в качестве одного из условий применения соответствующей таможенной процедуры, например, при помещении товаров в режим беспошлинной торговли.

ТК РФ предусматривает следующие способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:
1. Залог товаров и иного имущества.
Предметом залога являются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством РФ. Договор о залоге заключается с оставлением предмета у залогодателя или с передачей заложенного имущества залогодержателю (таможне).

Читайте так же:  Увольнение с мнс

2. Банковская гарантия.
Банковские гарантии вправе выдавать только банки, кредитные организации или страховые организации, включенные в Реестр банков и иных кредитных организаций.
Порядок включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в соответствующий Реестр установлен ТК РФ (ст. 343 ТК РФ).
Порядок ведения данного Реестра установлен приказом ГТК России от 1 сентября 2003 г. № 949 «Об утверждении Правил ведения Реестра банков и иных кредитных организаций»).
Реестр банков и иных кредитных организаций утвержден приказом ГТК России от 1 апреля 2004 г. № 405 «Об утверждении Реестра банков и иных кредитных организаций».

3. Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог).
В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка. Форма и порядок использования таможенной расписки установлены приказом ГТК России от 24 ноября 2003 г. № 1311 «Об утверждении формы таможенной расписки, добавочных листов к таможенной расписке, а также инструкции о порядке заполнения и использования таможенной расписки».
Проценты на сумму денежного залога не начисляются.
При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату или, по желанию плательщика, — использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.
Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в кассу которого суммы денежного залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом.

4. Поручительство.
В соответствии со ст. 346 ТК РФ в качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.
Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым способом, по выбору плательщика. Причем одно обязательство может обеспечиваться несколькими способами. Так же как и несколько обязательств могут обеспечиваться одним способом (генеральное обеспечение — пункт 3 ст. 337 ТК РФ).

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 ст. 338 ТК РФ размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.

Исключения составляют случаи:
— определения размера обеспечения уплаты таможенных платежей как разницы между суммой таможенных платежей исчисленных таможенным органом и суммой таможенных платежей, уплаченных декларантом (пункт 3 ст. 153 ТК РФ);
— установления ФТС России фиксированного размера обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров (например, подакцизных).

ВЗЫСКАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Неуплаченные своевременно таможенные платежи взыскиваются таможенным органом не зависимо от привлечения плательщика к ответственности за нарушение таможенных правил.

Принудительное взыскание таможенных платежей имеет свои особенности в зависимости от лица, в отношении которого могут быть использованы меры по взысканию таможенных платежей.

В отношении юридического лица предусмотрен механизм бесспорного списания необходимых сумм со счетов плательщика-организации в банке, или за счет иного имущества, а также в судебном порядке. Допускается взыскание таможенных платежей за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не выпущены для свободного обращения (находятся под таможенным контролем).

При неисполнении требования об уплате таможенных платежей и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о его счетах, таможенный орган вправе взыскать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога.

Принудительное взыскание с физических лиц производится только в судебном порядке.

Принудительное взыскание неуплаченных сумм таможенных платежей (как с физических, так и с юридических лиц) не производится при наличии одного из следующих обстоятельств:
1. Если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, то есть при истечении срока давности взыскания таможенных платежей. Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. Форма требования утверждена приказом ГТК России от 14 августа 2003 г. № 886 «Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей».

2. Если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей.

ВОЗВРАТ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится при наличии заявления плательщика и по решению таможенного органа, на счет которого поступили соответствующие платежи. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня излишней уплаты либо излишнего взыскания таможенных платежей.

Проценты (по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ) на возвращаемые суммы таможенных платежей начисляются только в том случае, если таможенный орган пропустит месячный срок (со дня подачи плательщиком заявления) принятия решения о возврате. Проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.

ТК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при установлении одного из которых, излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги не возвращаются:
— наличие у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей;
— сумма таможенных платежей, подлежащих возврату менее 150 рублей (за исключением возврата платежей физическим лицам);
— пропущен срок обращения в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей.

Возврату подлежат не только суммы излишне взысканных или излишне уплаченных таможенных платежей, но и суммы пеней и процентов, уплаченные с возвращаемых сумм таможенных пошлин, налогов.

Возврат таможенных платежей, не относящихся к излишне уплаченным или излишне взысканным (например, в случаях отзыва таможенной декларации или вывоза товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта) возможен при подаче плательщиком заявления об этом в течение одного года, со дня следующего за днем наступления оснований для возврата.

Возврат денежного залога осуществляется только при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства.

Денежный залог возвращается таможенным органом, на счет или в кассу которого суммы денежного залога были уплачены, либо таможенным органом, в котором завершаются таможенная процедура или таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом. Денежный залог может быть возвращен в валюте платежа и, в зависимости от формы уплаты, в наличной валюте либо перечислен на счет плательщика.

Возврат авансовых платежей осуществляется применительно к возврату таможенных пошлин, налогов при условии, что заявление о возврате подано в течение трех лет со дня внесения авансовых платежей в кассу или поступления на счет таможенного органа.

Таможенные пошлины

Таможенный досмотр и оформление пошлин вступает в силу с момента пересечения товаром территориальной границы страны (ж/д, авиа, авто, водным транспортом). Вы должны знать, что любые товары, привозимые из-за границы, в том числе почтовые отправления, проходят таможенный досмотр. Таможенная служба занимается тем, что просматривает все входящие и исходящие из страны почтовые отправления, проверяет их содержимое на соответствие законодательству и необходимости уплаты таможенных пошлин. В каждой стране существует список товаров запрещенных к ввозу или вывозу.

Мы рассмотрим законодательство Российской Федерации, Беларуси, Казахстана, Украины и Узбекистана в части получения товаров в международных почтовых отправлениях (МПО) физическими лицами для личного использования.

  • МПО — международное почтовое отправление (пакет, посылка).
  • Пошлина — налог взымаемый таможенной службой.
  • Заявленная (оценочная, таможенная) стоимость — стоимость товара определенная отправителем посылки или работником таможенной службы.
  • Беспошлинный лимит — нормы при соблюдении которых, получаемый в международном почтовом отправлении товар пошлиной не облагается. Нормами обычно ограничиваются стоимость товара, совокупный вес, частота получения.

Россия

  • Максимальный вес одной посылки — до 31 кг.
  • Не более одной посылки в день на одного получателя стоимостью — до $220 (с 1 января 2020 года лимит безпошленного ввоза — 200 евро).
  • Нормы относительно правил пересылки товаров для личного использования в международных почтовых отправлениях (МПО) определены «Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Российской Федерации«.

    Согласно этому документу физическое лицо, находящееся на территории России, может беспошлинно получать в международных почтовых отправлениях, товары для личного использования, стоимость которых не превышает эквивалента 200 евро в одной посылке, а общий вес посылки не превышает 31 килограмм.

    В случае, если указанные нормы превышены, предусмотрена уплата таможенной пошлины в размере 15% от разницы между стоимостью товара и лимита в 200 евро, но не менее 2 евро за 1 килограмм веса в части превышения весовой нормы.

    Украина

  • Максимальный вес одной посылки — до 50 кг.
  • Товары, которые не имеют коммерческий характер, с 1 июля 2020 года — до 100 евро.
  • Для Украины правила следующие: Товары (кроме подакцизных), суммарная стоимость которых не превышает эквивалент 100 евро, и которые отправляются в Украину по адресу одного получателя в одной коробке на протяжении суток, не подлежат налогообложению.

    Если в адрес одного получателя в Украине поступает две или больше посылки в течение суток, и стоимость товаров не превышает 100 евро, то такие посылочные отправления подлежат налогообложению (даже если их суммарный вес меньше 50 кг). То есть, на протяжении суток в адрес одного получателя может поступить только одна посылка стоимостью до 100 евро и весом до 50 кг без налогообложения.

    Товары (кроме подакцизных), суммарная стоимость которых превышает єквивалент 100 евро, но не превышает эквивалент 10000 евро, и которые отправляются в Украину по адресу одного получателя, подлежат налогообложению. Базой для налогооблажения является суммарная стоимость товаров, превышающая эквивалент 100 евро.

    С 26.02.2015 года на международные почтовые отправления, подлежащие налогообложению согласно законодательству (стоимостью более 100 евро) введен Дополнительный импортный сбор в розмере 10% на сумму, превышающую 100 евро.
    На данный момент налогообложение посылок, стоимость которых превышает 150 евро происходит следующим образом:
    Пошлина — 10%
    Дополнительный импортный сбор (ГИС) — 10%
    НДС — 20%.
    Пример: пришла посылка стоимостью 200 евро. Базой налогообложения является сумма, превышающая 100 евро.
    Итак — 200 евро — 100 евро = 100 евро.
    Пошлина — 100 * 0,1 = 10 евро
    ГИС — 100 * 0,1 = 10 евро
    НДС — (100 + 10 (пошлина) + 10 (ГИС)) * 0,2 = 24 евро
    Общая сумма таможенных платежей — 10 + 10 + 24 = 44 евро.
    Оплата в грн по курсу НБУ на дату поступления посылки.

    Посылки, которые поступают на таможню Украины в один день и адресованы в один адрес, но для разных физических лиц и стоимостью до 150 евро каждая, весом до 50 кг, не подлежат налогообложению.

    Беларусь

    • Максимальный вес одной посылки — до 10 кг.
    • Посылки на одного получателя общей стоимостью — до 22 евро.
    • Беларусь, хоть и является страной — участницей Таможенного Союза, однако использовала возможность устанавливать национальным законодательством более жесткие нормы. Согласно таможенному законодательству Республики Беларусь международные почтовые отправления, в течении месяца, в адрес одного лица, с таможенной стоимостью до 22 евро и весом до 10 кг — пошлиной не облагаются. Если стоимость МПО от 22 до 1000 евро, с суммы превышающей норму разрешенную для беспошлинного ввоза взымается пошлина в размере 30%, но не менее 4-х евро за килограмм, и еще 5 евро таможенный сбор.

      При покупке товара за рубежом, с посылкой обязательно идет таможенная декларация. Из США это форма 2976-А Customs Declaration and Dispatch Note. Именно в ней и указывается стоимость купленного товара и на основании этого таможенные органы принимают решение о пропуске или задержке посылки для уплаты пошлины и др. платежей. Предупреждаем, таможенный орган может не поверить указанной стоимости и запросить подтверждающую стоимость товаров информацию (инвойсы, квитанции, распечатки ордеров) или перенаправить посылку на переоценку, с целью определения реальной стоимости вложения.

      Декларацию заполняет отправитель. В данном случае мы. По требованию клиента мы можем указать стоимость близкую к настоящей, но меньшую чем беспошлинный лимит в вашей стране, чтобы избежать дальнейших хлопот с вашей стороны.

      Для других стран СНГ, мы настоятельно рекомендуем изучить таможенные требования к отправляемым Вам товарам и дать нам соответствующие указания.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *