http://cvv2-shop-online.m-shop-cc-ru.ru Требования к вывозу снега | Nlpseminar.ru

Ходатайство

Требования к вывозу снега

Статья 8. Требования к проведению сезонной уборки

Статья 8 . Требования к проведению сезонной уборки

8.1. Уборка территории общего пользования, а также прилегающих территорий в осенне-зимний осуществляется в период с 15 октября до 15 апреля. В зависимости от погодных условий с наступлением резкого похолодания, выпадения снега и установления морозной погоды в период осенне-зимней уборки может быть изменен постановлением Администрации поселения.

8.2. Уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора.

8.3. В зависимости от погодных условий территории с твердым покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину.

8.4. При гололеде в первую очередь очищаются и посыпаются песком или разрешенными против гололедными материалами спуски, подъемы (в том числе лестницы), перекрестки, остановочные и посадочные площадки в местах остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тротуары.

8.5. Очистку от снега дорог, площадей, тротуаров, дорожек необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При снегопадах значительной интенсивности и снежных переносах очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега должна производиться в течение всего снегопада с расчетом обеспечения безопасности движения автотранспорта и пешеходов.

8.6. Обязанность по уборке снега, сосулек с крыш, карнизных свесов, балконов, защитных козырьков, навесов и иных выступающих конструкций зданий, строений и сооружений возлагается на собственников таких объектов.

8.7. Очистка крыш от снега и удаление сосулек производится в светлое время суток с применением мер предосторожности для пешеходов. При этом применяются меры по сохранности деревьев, кустарников, электропроводов, линий связи, иного имущества. Сброшенный снег и наледь убираются ежедневно по окончании работ.

8.8. Вывоз снега, льда, мусора осуществляется в соответствии, установленными законодательством требованиями к сбору и вывозу отходов.

8.9. Летняя уборка осуществляется с 15 апреля до 15 октября Летняя уборка включает следующие мероприятия: подметание, сбор мусора, скашивание травы; очистка, мойка, окраска ограждений.

8.10. Кошение травы осуществляется по мере необходимости (допустимая высота травостоя не более 20 см).

8.11. Кошение травы следует производить в светлое время суток. Косить траву во время дождя, густого тумана (при видимости менее 50 м) и при сильном ветре запрещается.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Самый качественный сервис по
вывозу мусора и уборке снега!

Вывоз мусора

Мы занимаемся вывозом ТБО в Москве и области более 10 лет. Новая техника, профессиональные водители и адекватные цены — мы готовы взяться за любые объемы!

Вывоз снега

Всегда готовы убрать, погрузить и вывезти снег с вашей территории. Свой автопарк грузовой техники и тракторов позволяет держать низкие цены на уборку.

Вывоз мусора и отходов

Мы вывозим вещества, признанные непригодными для дальнейшего использования или после бытового использования продукции:

  • промышленные отходы, остающиеся от деятельности производственных и торговых предприятий (жидкие и твердые);
  • твердые бытовые или твердые коммунальные отходы (ТБО и ТКО);
  • строительный мусор (грунт, битый кирпич, бетон, кафель, песок, элементы фасадов, оконные рамы и тд.) образующийся в процессе демонтажа, ремонта квартиры или строительства зданий или сооружений. Порядок обращения со строительными отходами регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”;
  • опасные отходы (ртутные лампы, батарейки, аккумуляторы, ртутные приборы). Для вывоза таких видов отходов используем специальные контейнеры.
  • медицинские отходы (шприцы, просроченные лекарства и т.д). Мы располагаем всей необходимой техникой для безопасного проведения вывоза медотходов ;
  • вторсырье (картон, бумага, стекло, пластик, металлолом). Для сбора вторсырья мы предлагаем установить герметичные пресс-компакторы объемом от 10- 27 кубометров. При необходимости Бесплатно предоставим сроком на 24 часа контейнер под загрузку вторсырья.
  • электронная техника (компьютеры, факсы, принтеры и т.д.). Стоимость услуг вывоза техники относительно невысока, а сроки выполнения работ минимальны. Важно знать, что согласно закону РФ, утилизация электроники должна производиться с соблюдением определенных правил. Мы гарантируем, что вывоз, утилизация и переработка электронных отходов будет производиться должным образом в соответствии со всеми требованиями закона.
  • вывоз снега и наледи. Наша компания использует для вывоза снега специализированную технику: мультилифты, бункеровозы и самосвалы различного объема. Для погрузки снега можем предложить фронтальные погрузчики. Утилизация снега производится строго на снегоплавильных станциях, с предоставлением отчетных документов Мосводканала о приеме снега.
  • Вы можете оформить заявку на вывоз мусора прямо с сайта, воспользовавшись онлайн-консультантом, по электронной почте [email protected] или в заявке он-лайн.

    Для заключения договора вышлите нам свое техническое задание, мы рассчитаем и пришлем Вам коммерческое предложение.

    Стоимость услуг на вывоз отходов и уборку территории зависит от удаленности объекта и площади территории, предназначенной для уборки, а также длительности сотрудничества с нашей компанией. Постоянные клиенты, как правило, пользуются существенными скидками.

    Мы работаем круглосуточно и без выходных по всей Москве и Московской области.

    Современными машинами, имеющимися в автопарке фирмы, управляют профессиональные водители, обладающие должным опытом и знаниями, необходимыми для безупречного выполнения работы.

    Предоставим весь пакет необходимых экодокументов.

    Компания АГС-Комплекс имеет всю необходимую разрешительную документацию:

  • Договор на утилизацию отходов с полигонами и мусороперерабатывающими предприятиями;
  • Договор на утилизацию снега на снегоплавильных пунктах Мосводканала;
  • Свидетельство о вступлении СРО;
  • Лицензию на работу с государственной тайной (ФСБ).
  • Штатный менеджер-эколог проконсультирует наших Заказчиков, чтобы правильно оформить всю экологическую отчетность.

    Экологическое предприятие «АГС-Комплекс» специализируется на вывозе снега, уборке и вывозе мусора и иных отходов с промышленных предприятий, административных зданий и рынков.
    Мы занимаемся оказанием услуг по вывозу:

  • промышленных отходов;
  • твердых бытовых отходов (ТБО);
  • строительных отходов;
  • металлолома;
  • опилок и отходов деревообработки;
  • В нашем распоряжении находится мощная ремонтная база.

    Фирма имеет необходимые лицензии для выполнения работ по Москве и Московской области.

    Мы заключаем договоры и предоставляем всю необходимую отчетную документацию для своих заказчиков. Наши специалисты помогут оптимизировать расходы на вывоз снега и мусора.
    Отзывы наших клиентов

    Вывоз снега и зимняя уборка территории

    Совсем скоро начнется зимнее время по календарю и горячая пора для городских служб по уборке снега. Нужно будет своевременно убирать снег и наледь и с дорог, и с тротуаров и прилегающих территорий, чтобы обеспечить беспрепятственное движение автомобилей и пешеходов, уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий и травматизма прохожих.

    Чтобы эта работа выполнялась качественно и оперативно, с соблюдением всех правил нормативов жилищно-коммунального хозяйства, необходимо доверять ее профессионалам.

    В зависимости от территории ее убирают вручную или механизированным способом. Дворы, крыши домов, ступеньки лестниц обычно очищают вручную. Снег с трасс и дорог вывозят специальной техникой. Снежная масса вывозится на специальные площадки для сбора снега, откуда она поступает на снегоплавильную станцию.

    Эти сравнительно несложные и недорогие пункты, появившиеся в Москве несколько лет назад, сильно облегчили задачи по утилизации убранного снега и льда. Ведь до них снег просто сбрасывали в реки, а это влекло за собой непременное загрязнение окружающей среды мусором и химическими веществами, что ухудшало экологическое состояние столицы и других городов. Технология, применяемая на снегоплавильных станциях, несмотря на свою простоту, является экологически безопасным, экономически выгодным и эффективным способом утилизации снега.

    Снегоплавильная установка включает в себя приемный бункер для снега и емкости с водой. Поступающую снежную массу, нередко со льдом, загружают в бункер и поливают ее горячей водой. Образующаяся вода проходит через решетку с мелкими ячейками для очистки от мусора и поступает в канализацию. Мусор, оставшийся на решетке, вывозят на полигон, предназначенный для отходов.
    Правильная организация уборки снега помогает решить целый ряд проблем.

    Вывоз и утилизация снега в день его выпадения предотвращает образование наледи, уменьшает степень загрязненности снега, исключает необходимость формирования снежных валов, а также позволяет снизить расходы на противогололедные материалы. Грамотное распределение техники снижает количество машин, занятых в очистке улиц от снега, способствует его оперативному удалению с убираемой территории и, как следствие, сокращает затраты на вывоз снега.

    Создайте себе комфортные условия в борьбе со снегом!
    Заключите договор на уборку снега с компанией АГС-Комплекс, и мы обеспечим очистку территории от снега.
    Тарифы на уборку снега зависят от удаленности объекта и площади территории, предназначенной для уборки, объема снега и работ, а также длительности сотрудничества с компанией. Постоянные клиенты, как правило, пользуются существенными скидками.

    Также на цены на уборку снега влияет и время заключения договора – в разгар работ, когда вывоз снега становится востребованным, растет и стоимость оказываемых услуг.

    В нашей компании механизированная уборка снега осуществляется при помощи высокопроизводительной универсальной техники, применение которой позволяет в кратчайшие сроки осуществить качественную очистку территории. Современными машинами, имеющимися в автопарке фирмы, управляют профессионалы, обладающие должным опытом и знаниями, необходимыми для безупречного выполнения работы.

    В Москве без уборки снега в холодный период года не обойтись (особенно во время снегопадов). Ещё одна наиважнейшая задача зимой – ликвидация льда с дорог и тротуаров. При неэффективном ее решении серьёзно повышается риск травматизма. Очищенные от снега и льда площади в большинстве случаев оказываются несколько замусоренными, поэтому их приходится убирать дополнительно. Затем они зачастую обрабатываются противогололёдными реагентами. Данным видом деятельности имеют право заниматься исключительно специалисты (такие, как наши), обладающие полными знаниями о том, как действовать в соответствии с установленными нормами экологической безопасности.

    Зимой не обойтись и без удаления сосулек с крыш домов, павильонов и киосков. Если с козырьков подъездов иногда без вреда для себя могут убрать сосульки и жильцы дома, то крыши высотных зданий требуют внимания представителей служб, оказывающих услуги по зимней уборке. Процедура удаления ледяных наростов нередко оказывается очень опасной.

    Снег и лёд по действующим сегодня правилам вывозятся на специализированные полигоны или снегоплавильные пункты. Для этого необходимо использовать должным образом оборудованный грузовой автотранспорт, который в нашей компании имеется в достаточном количестве.

    Перед любым видом работ по зимней уборке создаётся техническое задание. В таком задании указывается, кроме прочего, и то, каким методом нужно производить уборку – комплексным, механизированным или ручным. На выбор метода влияют различные параметры – такие, как, например, количество пешеходных дорожек, размер территории, доступность и т.д. Ручной труд используется, как правило, для наведения порядка в труднодоступных местах.

    В случае умеренных снегопадов силы компании распределяются равномерно в соответствии с графиком и фронтом работ. Если на столицу обрушиваются очень серьёзные снегопады, работы обычно начинаются с очистки дорог. Потом происходит уборка снега с пешеходных дорожек. Но на качество деятельности наших сотрудников не влияют ни капризы природы, ни что-то ещё. Если за дело берётся «АГС-Комплекс», результат всегда впечатляет!

    О нашей деятельности

    Экологическая компания АГС-Комплекс начала свою деятельность 20 лет назад, спустя некоторое время мы стали лидерами в сфере коммунального хозяйства. Для сбора, транспортировки, утилизации и переработки отходов наша компания использует существенный опыт, накопленный за годы работы, только современные технологии и высококачественную специализированную технику.

    На нашем предприятии для вывоза, сбора и рециклинга мусора мы используем более 100 единиц различной специализированной техники (мусоровозы, бункеровозы, самосвалы, трактора, погрузчики, поливальные машины и другие), значительное количество сменных контейнеров (объемом от 0,8 кубометров до 27 кубометров и пресс-компакторы), также имеется своя большая ремонтно-производственная база, станция перегруза и новая мусоросортировочная линия.

    © 2004-2020 «АГС-Комплекс» — организация вывоза мусора и снега | ОГРН 1047796769569, ИНН 7727523260

    Уборка и вывоз снега контейнерами и самосвалами

    Уборка и вывоз снега — одна из самых горячих и обсуждаемых тем в осенне-зимний период. Снегопады неотвратимо приходит в жизнь каждого из нас. И тогда мы сталкиваемся с необходимостью изучить особенности, ценообразование, технологии и специфику уборки и вывоза снега.

    Каждую зиму мы ждем снег поэтому очередной снегопад вынуждает нас, хотим мы того или нет, воспользоваться услугой уборки и вывоза снега. Наша компания предлагает качественную уборку и оперативный вывоз снега любых объемов из Москвы и Московской области с применением современных технологий соблюдением экологических требований и правил. Период зимней уборки (уборка снега, вывоз снега) устанавливается с 1 ноября по 15 апреля. В случае существенного изменения погодных условий сроки проведения зимней уборки могут изменяться по указанию заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

    Вывоз снега в Москве и Московской области

    Выгода от сотрудничества с Экологическим Предприятием «ЕГМАНА»

  • заключение соглашения на ВАШИХ условиях
  • круглосуточный прием заявок от наших клиентов, без выходных и праздничных дней
  • оперативная подача спецтехники на объект заказчика в оговоренное время
  • специально обученный персонал с большим опытом уборки и вывоза снега
  • современная техника для уборки, погрузки и вывоза снега
  • персональный менеджер каждому клиенту
  • служба контроля качества
  • у нас заключен договор с АО «МОСВОДОКАНАЛ»
  • предоставление полного пакета документов для бухгалтерии и экологии
  • подтверждение утилизации снега.
  • Абонентское обслуживание и разовая уборка снега

    ЭП «ЕГМАНА» предлагает, как разовый вывоз снега, так и уборку по абонентскому обслуживанию с последующим вывозом.

    Абонентское обслуживание уборки снега — ежедневная уборка территории не зависимо от обильности осадков и чистоты убираемой территории. При абонентском обслуживании мы заключаем договор с вами на весь зимний период, в котором четко прописаны условия и время уборки территории от снега. Абонентское обслуживание по уборке территории от снега больше подходит клиентам с большими площадями. При данном обслуживании мы рекомендуем для удобства заказчика, качества обслуживания и чистоты территории нахождении техника у вас.

    Разовая уборка снега — это уборка территории от снега по заявкам. Мы заключаем договор и по заявке клиента приезжаем для разовой уборки, погрузки или вывоза снега. Разовая уборка снега значительно дешевле, но Вы должны понимать, что снег идет везде одновременно и пробки никто не отменял.

    Зима приходит неожиданно!

    Для заключения договора на услуги уборки и вывоза снега стоит подумать заблаговременно. Ваша организация может значительно сэкономить при раннем заключении договора на уборку снега. Раннее заключение договора на вывоз снега гарантирует Вам бронирование техники и персонала для Вашего объекта.

    Все работы по уборке и вывозу снега проводятся с соблюдением Постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2014 г. N 762-ПП.

    Экологическое Предприятие «ЕГМАНА» при выполнении работ гарантирует выполнение требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы и Московской области.

    Требования законодательства по уборке и вывозу снега в Москве

    18 дек. 2020 г., 17:20

    Каждую зиму жители Москвы сталкиваются с проблемой чистки снега возле домов, предприятий, магазинов, школ и других организаций. Нередко люди получают травмы из-за снежных сугробов и льда. Ещё чаще автомобилисты сталкиваются с проблемами парковки, удобного въезда и выезда. Это вызывает желание разобраться, кто должен очищать территорию, задача ли это мэрии или обязанности возложены на специализированные компании по вывозу снега в Москве.

    Кто отвечает за уборку снега?

    Согласно Постановлению Госстроя РФ № 170, п. 3.6.1, обязанность очищать территорию от осадков лежит на ТСЖ или управляющей компании (УК), с которой собственники квартир заключили соглашение. Это же следует из ст. 36 ЖК РФ.

    Читайте так же:  Право на иск в гражданском и арбитражном процессе

    Если УК не выполняет обязанностей, не убирает осадки, сосульки, жильцы имеют право написать заявление в жилищную инспекцию. Инспектор проверит данные, составит акт, выпишет УК предписание устранить нарушение, а директору – штраф. Если это не поможет, следует обращаться с иском в суд.

    Хозяева частных домов могут обратиться в коммерческую компанию, представляющую услуги по уборке осадков. Если и это не сделано, собственники обязаны производить чистку самостоятельно, своими силами.

    Обязанность по очищению территории вокруг торговых центров, кафе, складов и прочих организаций, лежит на собственниках помещения, либо на арендаторах, если это прописано в договоре аренды.

    Тротуары и дороги Москвы должны чистить коммунальные службы.

    Сроки уборки

    За 4 часа до начала снегопада синоптики обязаны предупредить коммунальные службы. Сразу после извещения, коммунальщики должны начать подготовку. Максимум на неё отводится 3 часа. Подготовка заключается:

    • в проверке готовности спецтехники;
    • в обработке опасных участков реагентами против льда.
    • Трижды в сутки город чистится спецтехникой при обычной погоде, при длительных осадках – каждые 4 часа. С дорог снег убирают на обочины, размеры сугробов не должны превышать 1,5 м. в ширину, и 80 см. в высоту. Запрещено создание сугробов на перекрестках, остановках транспорта, тротуарах и переходах для пешеходов.

      Во дворах жилых домов, тротуары и проходы к подъездам во время снегопада убираются каждые 3 часа. Если погода ясная, осадки незначительные, уборка происходит раз в 24 часа.

      Если возле школ, рынков, театров, больниц, метро и иных социальных объектов образовались сугробы, ликвидировать их обязаны коммунальщики в течение суток.

      Если толщина выпавших осадков до 6 см, уборка производится в течение 4 суток и не более того, в районах Москвы, в течение 2 суток с магистралей и проспектов. Если толщина до 10 см, срок – 4 дня для очищения проспектов и магистралей, 6 дней – для районов города, 9 дней – для шоссе.

      Если осадки выпали ночью, в 5 утра дворники начинают ликвидацию. К 7 утра у подъездов, тротуаров должно быть убрано.

      1. территория у подъездов;
      2. проезды между кварталами;
      3. проходы к остановкам;
      4. территории возле социальных объектов;
      5. парковки;
      6. зоны отдыха.

      Методы очистки

      Существует 3 способа чистки города:

    • на шоссе применяется механический метод;
    • возле зданий, в парках, на пешеходных зонах комплексный способ;
    • в местах, где не проходит спецтранспорт, ручной метод.
    • Благодаря работе пунктов для приёма снега, удалось улучшить экологию в столице. Зимой 2020 – 2020 года подобные организации запускаются в Московской области.

      Наличие лицензии

      ИП и юридические лица, осуществляющие уборку снега и мусора, с 1.07.16 обязаны иметь лицензию на деятельность. За работу без разрешения полагается штраф.

      Для того чтобы получить лицензию, следует обзавестись транспортом для очищения, взять на себя обязанность по утилизации. Например, у компании должно быть заключено соглашение с полигоном для захоронения ТКО, либо с заводом по переработке мусора.

      Утилизация снега

      Осадки вывозятся на специальные пункты для плавки. В Москве действует 35 круглосуточных пунктов от Мосводоканала, 156 мобильных пунктов.

      Одна точка принимает до 400 самосвалов в сутки, автомобиль разгружается за 2 минуты.

      Вначале снег помещается в бункер, где измельчатся дробилками, затем поливается теплыми (до +15 градусов) сточными водами и, соответственно, плавится. Потом вода сливается для очищения на городских сооружениях и отправляется в канализацию. Мусор собирается специальными решётками и увозится на полигоны.

      Первые пункты начали работу в 2000 году. До этого вода отправлялась в Москву-реку и Яузу, что привело к ухудшению экологии.

      Кто контролирует уборку?

      За очищением Москвы следят жилищные инспекторы, собственники жилых домов, Роспотребнадзор и Прокуратура. Именно туда следует обращаться гражданам, если уровень очищения осадков находится на низком уровне.

      На правах рекламы

      Вывоз снега

      Передвигаться по заснеженным улицам не просто неудобно, но и зачастую невозможно. Из-за неубранного снега на дорогах возникают пробки, заставляющие горожан менять привычный жизненный ритм и отказываться от важных планов.

      Если снег не убирается достаточно долго, то на его месте образуется грязная масса, что абсолютно недопустимо.

      Поэтому на хозяйственников возлагается обязанность по своевременной очистке от снега . При этом выполнение работ по очистке улиц, дворов и общественных мест должно осуществляться с соблюдением техники безопасности согласно требованиям, указанным в инструкциях. Сотрудникам служб, предоставляющих услуги по уборке и вывозу снега, даются необходимые указания.

      Некоторые руководители организаций, которые не имеют непосредственного отношения к деятельности, связанной с уборкой и вывозом снега, поручают очистку подведомственных площадей своим работникам. Однако результативность и полезность подобного подхода вызывают обоснованные сомнения.

      Немногие люди могут достойно справиться с выполнением непривычных для них функций без специальной подготовки. Оставаясь продолжительное время на морозе, они нередко простужаются, из-за чего наносится ущерб производственному процессу. Хранить снег на городской территории запрещено. Нарушение данного запрета чревато большими штрафами. Поэтому самостоятельная уборка снега связана со многими отрицательными последствиями.

      Когда уборкой снега занимаются работники специализированных компаний, они используют экскаваторы-погрузчики, самосвалы и контейнеры-мультилифты. Расчет стоимости уборки, погрузки и вывоза снега осуществляется в соответствии с удаленностью точки утилизации снега от места его уборки. Кроме того, на цену оказывают влияние площадь территории, объем выпавшего снега, объем контейнера или кузова автомашины, используемых для транспортировки.

      При подписании договора заказчик должен согласовать с менеджером площадь очищаемой от снега территории и совместно с ним установить число автотранспортных средств, требующихся для вывоза снега с учетом объема и характера работ. В данном случае можно также использовать план территории. Менеджер обязан предъявить клиенту все документы, подтверждающие наличие у компании права на ведение данной деятельности.

      » Форум по промышленной экологии » Обменяемся опытом » Вывоз снега (Архив) тему, страницу

      Niva2017, Инспекторы ссылались на ФККО (там есть что-то подобное ) и письмо РПН.
      И вот на это Судебное постановление:

      Постановление от 17 декабря 2015 г. по делу № А41-66844/2013
      Десятый арбитражный апелляционный суд (10 ААС)
      ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

      117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

      Дело № А41-66844/13
      17 декабря 2015 года
      г. Москва

      Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года

      Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2015 года

      Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

      председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,

      судей: Шевченко Е.Е., Мищенко Е.А.,

      при ведении протокола судебного заседания: секретарем Белкиным Н.А.,

      рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2015 года по делу № А41-66844/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по исковому заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу к ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ», ОАО «Клинское дорожное ремонтно-строительное управление», ОАО «Дмитровский автодор», Администрации г.Дубна о возмещении вреда почвам как объекту охраны окружающей среды, причиненного вследствие нарушения природоохранного законодательства, третьи лица: ООО «Экотех»; ООО «КомТек», Правительство Московской области,

      при участии в заседании:

      от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу – Бабченко А.Д., представитель по доверенности от 04.03.2015,

      от ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ» — Свистунова С.А., представитель по доверенности от 01.01.2015; Бикина К.Е., представитель по доверенности от 01.01.2015,

      от ОАО «Клинское дорожное ремонтно-строительное управление» — представитель не явился, извещен надлежащим образом,

      от ОАО «Дмитровский автодор» — представитель не явился, извещен надлежащим образом,

      от Администрации г. Дубна – Блошкина Т.В., представитель по доверенности от 27.04.2015,

      от ООО «Экотех» — представитель не явился, извещен надлежащим образом,

      от ООО «КомТек» — представитель не явился, извещен надлежащим образом,

      от Правительства Московской области — представитель не явился, извещен надлежащим образом,

      Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «ДУБНАДОРСТРОЙ» (далее – ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ»), Открытому акционерному обществу «Дмитровский автодор» (далее – ОАО «Дмитровский автодор»), Открытому акционерному обществу «Клинское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – ОАО «Клинское ДРСУ») и просил суд взыскать ущерб, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, в размере 327 549 950 руб.

      00 коп., а именно: с ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ» в размере 326 346 819 руб. 97 коп.; с ОАО «Дмитровский автодор» в размере 661 721 руб. 51 коп.; с ОАО «Клинское ДРСУ» в размере 541 408 руб. 51 коп.

      Решением Арбитражного суда Московской области от 11.07.2014 года в удовлетворении требований было отказано.

      Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2014 года решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

      Арбитражный суд Московского округа постановлением от 27.11.2014 года решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд

      кассационной инстанции указал, что ущерб, причиненный почвам, может быть причинен не только в результате загрязнения, при котором необходим отбор почв, но и в результате захламления почв отходами производства и потребления вне зависимости от концентраций загрязняющих веществ в самой почве. Суд кассационной инстанции также указал на неправильные выводы судов первой и апелляционной инстанций о неверном расчете размера ущерба (при применении коэффициента Кисх и массы снега). Как указал суд кассационной инстанции, при новом рассмотрении дела необходимо привлечь в качестве соответчика Администрацию города Дубны, а также выяснить имели ли возможность исполнители по муниципальным контрактам знать о том, что площадка для складирования снега не соответствует СанПин 2.1.7.1322-03 и имелась ли у данных лиц возможность отказаться от исполнения муниципального контракта.

      В ходе нового рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования в порядке, предусмотренном статье 49 АПК РФ, в соответствии с которыми истец просил

      взыскать солидарно с ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ», ОАО «Дмитровский автодор», ОАО «Клинское ДРСУ» и Администрации города Дубны Московской области 327 324 725 рублей вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

      При новом рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Правительство Московской области.

      Решением Арбитражного суда Московской области от 20.08.2015 в иске отказано.

      Не согласившись с данным судебным актом, Департамент обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что загрязненный снег вывозился на необорудованную площадку, предоставленную обществам администрацией для вывоза и складирования снега. Загрязненный снег согласно заключению относится к отходам четвертого класса опасности, в результате захламления земельного участка отходами почве причинен ущерб, рассчитанный согласно утвержденной методике, исходя из установленной расчетным путем плотности снега. Указал, что ущерб подлежит взысканию солидарно с ответчиков, поскольку причинен их совместными действиями по вывозу снега (обществами) и предоставлению земельного участка для этих целей (администрацией).

      Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

      Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ОАО «Клинское дорожное ремонтно-строительное управление», ОАО «Дмитровский автодор», ООО «Экотех»; ООО «КомТек», Правительства Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.

      В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

      Представители общества и администрации возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указали, что вред почвам причинен не был, доказательств обратного истцом не представлено. Отходы снеготаяния на земельном участке отсутствуют. Представитель общества пояснил, что снег ОАО «Дубнадорстрой» на земельный участок не вывозился, а после очистки дорожной сети размещался на обочине. Вывозом снега занимались другие ответчики. Указали, что захламление земельного участка снегом невозможно в силу его природы. Используемая истцом в расчете ущерба плотность снега не может быть принята, поскольку не подтверждена надлежащим образом и не может учитываться в целях определения размера ущерба по специальной методике.

      Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

      Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.12.2012 года между Администрацией города Дубны Московской области и ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ» на основании протокола проведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 0148300025312000055-2 от 14.12.2012 года был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту муниципальных автомобильных дорог в 2013 году № 0148300025312000055-0243203-01 (Т. 1 л.д. 62 – 75).

      В соответствии с п. 1.1. данного Муниципального контракта Исполнитель (ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ») обязался в соответствии с условиями и требованиями аукционной документации выполнить работы по содержанию и текущему ремонту муниципальных автомобильных дорог в 2013 году и сдать их результат Заказчику (Администрации города Дубны Московской области).

      Конкретные виды работ, которые должны были быть выполнены ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ» в рамках исполнения данного муниципального контракта по содержанию и текущему ремонту муниципальных автомобильных дорог указаны в приложении № 1, в том числе: — очистка дорог от снега плужным способом; — очистка дорог от снега автогрейдером; — очистка обочин от снега плужным снегоочистителем на базе трактора; — погрузка снега снегопогрузчиком в машины с кузовом более 6 куб.м; -очистка парковочных карманов от снега автогрейдером; — очистка автобусных остановок от снега.

      В соответствии с Муниципальным контрактом все работы должны были производиться в соответствии с экологическими нормами и действующим законодательством, регулирующим вопросы охраны окружающей среды. Срок действия муниципального контракта определен с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года.

      24.12.2012 года между Администрацией города Дубны Московской области и ОАО «Дмитровский автодор» на основании протокола проведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 0148300025312000060-2 от 11.12.2012 года был заключен муниципальный контракт на вывоз снега в 2013 году № 0148300025312000060-0243203-01 (т. 2 л.д. 75 – 79).

      В соответствии с п. 1.1. данного Муниципального контракта Исполнитель (ОАО «Дмитровский автодор») обязался в соответствии с условиями и требованиями аукционной документации выполнить работы по вывозу снега в 2013 году, по мере его

      скопления, обеспечивать содержание площадок складирования снега и результат выполненных работ сдать Заказчику (Администрации города Дубны Московской области).

      При этом в соответствии с п. 2.1. Муниципального контракта и приложением № 1 к муниципальному контракту следует, что в рамках исполнения данного муниципального контракта, цена контракта рассчитывалась исходя из количества снега,

      которое должно было быть вывезено исполнителем в размере 11 000 куб.м.

      В соответствии с Муниципальным контрактом все работы должны были производиться в соответствии с экологическими нормами и действующим законодательством, регулирующим вопросы охраны окружающей среды.

      01.03.2013 года между Администрацией города Дубны Московской области и ОАО «Клинское ДРСУ» на основании протокола проведения итогов открытого аукциона в электронной форме № 0148300025313000002-2 от 15.02.2013 года был заключен муниципальный контракт на вывоз снега в 2013 году (т. 2 л.д. 123 – 128).

      В соответствии с п. 1.1. данного Муниципального контракта Исполнитель (ОАО «Клинское ДРСУ») обязался в соответствии с условиями и требованиями аукционной документации выполнить работы по вывозу снега в 2013 году, по мере его скопления, обеспечивать содержание площадок складирования снега и результат выполненных работ сдать Заказчику (Администрации города Дубны Московской области).

      которое должно было быть вывезено исполнителем в размере 9 000 куб.м.

      Срок действия Муниципального контракта — с момента заключения по 20.04.2013 года.

      На территории города Дубны распоряжением Главы Администрации города Дубны от 23.10.2012 года № 907-р утверждены местоположения площадок для временного складирования снега организациями, заключившими муниципальные контракты на обслуживание городских дорог, УК, ТСЖ и другими организациями города: Левобережье – Коммунальный проезд дом № 15 в районе полигона для утилизации отходов (площадка № 1) и Правобережье – пересечение Ратмино и бетонной

      дороги, бывшее стрельбище ВВВСКУ (площадка № 2) (т. 1 л.д. 58 – 60). При этом как

      следует из данного распоряжения и прилагаемых к нему схемах площадок следует, что

      участки под полигонами не формировались, на кадастровый учет не ставились, конкретная площадь, предоставляемая под складирование снега не определялась, при

      этом территория площадки № 2 расположена на земельном участке с кадастровым номером 50:40:0020264:1, данный вывод подтверждается, в том числе письмом Администрации города Дубны от 16.04.2013 года № 86 (т. 1 л.д. 57).

      Факт выполнения работ по Муниципальному контракту ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ» подтверждается Актом о приемке выполненных работ от 31.01.2013 года № 1 за период с 01.01.2013 по 31.01.2013 года (т. 2 л.д. 135 – 136), Актом о приемке выполненных работ от 28.02.2013 года № 2 за период с 01.02.2013 по 28.02.2013 года (т. 2 л.д. 137 – 138), Актом о приемке выполненных работ от 31.03.2013

      года № 3 за период с 01.03.2013 по 31.03.2013 года (т. 2 л.д. 139 – 140), справками о стоимости выполненных работ (т. 4 л.д. 17 – 28).

      Выполнение работ ОАО «Дмитровский автодор» подтверждается Актом № 1/13 за январь 2013 года от 31.03.2013 года, в соответствии с которым исполнитель выполнил, принятые на себя обязательства по вывозу снега в объеме 11000 куб.м. (т. 2 л.д. 142).

      Выполнение работ ОАО «Клинское ДРСУ» подтверждается Актом № 52/13-А за март 2013 года от 31.03.2013 года, в соответствии с которым исполнитель выполнил, принятые на себя обязательства по вывозу снега в объеме 9000 куб.м (т. 2 л.д. 141).

      03.04.2013 года на основании обращения физического лица Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу было возбуждено дело об административном правонарушении и

      назначено административное расследование по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, что подтверждается определением № 13-34/128 (т. 1 л.д. 48 – 49).

      В рамках административного расследования с площадки № 2, предназначенной в соответствии с распоряжением Администрации города Дубны для временного складирования снега, отобраны пробы снега с улично-дорожной сети, а также отходов снеготаяния, что подтверждается Актами отбора почвы, жидких и твердых отходов, осадков шламов, активного ила и донных отложений от 15.04.2013 года №№ 59/П, 60/П, 61/П, 62/П, 63/П (т. 1 л.д. 190 – 194).

      По результатам исследования отобранных проб составлены Протоколы количественного химического и морфологического анализа (КХА) отходов, почв (т. 1

      На основании проведенного анализа Пушкинской исполнительной лабораторией ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» составлено экоаналитическое заключение, из которого следует, что отобранные снежные насыпи относятся к IV классу опасности отхода (Т. 1 л.д. 200).

      В дальнейшем ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по центральному федеральному округу» был составлен Технический отчет «Измерение несанкционированной свалки грязного снега по адресу: Московская область, г. Дубна,

      ул. Кирова; Московская область, автодорога г. Дубна – л. Ратмино» (Т. 1 л.д. 201 – 254).

      В соответствии с Техническим отчетом общая площадь участка несанкционированной свалки грязного снега на рельефе составляет 7,21 га, общий объем грязного снега – 143 879 куб.м.

      15.05. 2013 года в отношении ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ» составлен протокол об административном правонарушении № 13-33/733, по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в соответствии с которым установлено, что ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ» на основании Муниципального контракта

      от 25.12.2012 года осуществляло работы по уборке дорожно-уличной сети города Дубны Московской области, в результате выполнения данных работ допустило размещение несанкционированной свалки снега (т. 1 л.д. 128 – 131).

      К указанному протоколу прилагались объяснения генерального директора ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ», из которых следовало, что общество в рамках выполнения принятых на себя обязательств осуществляло вывоз снега на площадку, указанную в распоряжении Главы Администрации города Дубны, кроме ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ»

      на указанную площадку осуществлялся вывоз снега сторонними предприятиями и организациями (т. 1 л.д. 103 – 104).

      22.05.2013 года ООО «ДУБНАДОРСТРОЙ» на основании постановления о назначении административного наказания № 13-35/760 было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ (т. 1 л.д. 134 – 142).

      В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

      Согласно положениям статьи 1082 Гражданского кодекса РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает

      лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь

      того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

      В силу положений части 1 статьи 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

      В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.

      Исходя из содержания пункта 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

      В соответствии с ч. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей

      среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их

      отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

      При этом компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно

      либо по решению суда или арбитражного суда.

      Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска мотивировано тем, что факт загрязнения почвы истцом не доказан, поскольку для проведения исследования отбирались лишь образцы снежных насыпей, а не почвенные. При этом захламления земельного участка именно отходами производства и потребления также не состоялось, поскольку, захламление земельного участка может быть осуществлено только твердыми производственными и бытовыми отходами, в том числе твердыми коммунально-бытовыми отходами, тогда как снег, образовавшийся на улично-дорожной сети, не относится к твердым производственным и бытовым отходам, так как представляет собой атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов или снежинок различной формы, выпадающие из облаков при температуре воздуха ниже 0°С, и осевшие на поверхности земли и иных предметах.

      Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что вред почвам при отвале снега на земельные участки, не предназначенные для указанных целей, может быть причинен только в результате их загрязнения, а не захламления. Вместе с тем, сам факт загрязнения почвы материалами дела не установлен, учитывая, что никакие почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования истцом не проводились.

      В силу статьи 1 Федерального Закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены

      для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

      Согласно Комплексной стратегии обращения в твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Минприроды России от

      14.08.2013 года № 298, отходы потребления — подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары (продукцию), подлежащие утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров (продукции).

      Пунктом 3.11. ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, установлено, что к отходам производства относятся: остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

      Согласно примечанию, к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.» Согласно пункту 3.12. данного ГОСТ к отходам потребления относятся остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. В соответствии с примечанием к отходам потребления также относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. «

      Из Методических рекомендаций по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и направленными письмом от 23.05.2012 года № ВК-03-03-36/6231, следует, что захламление земель представляет собой размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.). А равно: накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах.

      Из письма Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19.01.2010 года № 12- 44/377 также следует, что снег и уличный смет в зимний период не относится к отходам производства и потребления.

      Кроме того, для возникновения обязанности возместить вред необходимо как установление факта причинения вреда в результате определенных действий, причинной

      связи между таким воздействием и наступившим результатом, так и установление вины.

      Следовательно, для удовлетворения требования о взыскании вреда истцу необходимо доказать совокупность условий, необходимых для привлечения к данному виду гражданско-правовой ответственности, а именно: наличие и размер убытков, противоправность действий и вину ответчика, а также причинно-следственную связь

      между действиями ответчика и возникшими у истца убытками.

      В соответствии со статьей 65 АПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и

      Как установлено судом, площадка для вывоза снега с улично – дорожной сети была представлена ответчикам Администрацией поселения для временного хранения и последующего таяния снега, она не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадки отсутствуют обваловка и обособленная сеть ливнестоков, с очистными сооружениями, что нарушает санитарно-эпидемиологические правила и нормы.

      Согласно ст. 6 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с отходами относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

      В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды.

      Согласно ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией. Определение мест строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

      Следовательно, отходы производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду могут быть размещены только на специальных объектах, в местах, определенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основании выданных ими разрешений.

      Земельный участок был выделен Администрацией как место для складирования снега, вывозимого с автомобильных дорог и улиц города в рамках выполнения подрядных работ непосредственно по заданиям самого Заказчика — Администрации города Дубны.

      Рассматривая вопрос о возможности обществ, выступавших подрядчиками по уборке дорожной сети и вывозу снега на площадку по заданиям администрации, не допускать нарушения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у них не имелось оснований не исполнять условия контракта, поскольку не осуществлять уборку улиц и дорог без вывоза снега они не имели возможности в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации в городском поселении. Вывозить снег с дорожной сети на иную, оборудованную площадку, у подрядчиков не имелось оснований, поскольку площадка для вывоза и складирования снега была определена правовым актом администрации, принятым в соответствии с полномочиями, предоставленными Законом.

      С учетом изложенных обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии виновных действий со стороны обществ, привлеченных ответчиками по настоящему делу.

      Именно действия администрации находятся в причинной связи с возможными негативными последствиями в виде причинения вреда почве.

      При этом, денежные средства в счет возмещения вреда, причиненного природным объектам, в рассматриваемом случае подлежат взысканию в соответствующий бюджет муниципального образования, которые впоследствии подлежат направлению на восстановление природных объектов.

      Таким образом, взыскание ущерба с администрации за счет казны муниципального образования в бюджет муниципального образования, не повлечет в данном случае достижения цели предъявленного иска.

      При этом, как пояснили апелляционному суду представители администрации и ОАО «Дубнадорстрой», в последующие зимние периоды снег вывозился на снегоплавильные предприятия, что повлекло удорожание услуг подрядчиков и соответственно изменение цены договора.

      Также апелляционный суд считает необходимым учесть, что земельный участок, на который вывозился снег, отнесен к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для строительства, что дополнительно свидетельствует о том, что размещение снега, вывезенного с дорожно – уличной сети города и впоследствии растаявшего, не причинило в данном конкретном случае ущерба окружающей среде большего, чем в случае таяния этого снега на обочинах дорог, газонах, тротуарах города.

      Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.

      Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.

      В связи с изложенным арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции..

      Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

      решение Арбитражного суда Московской области от 20.08.2015 по делу № А41-66844/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

      Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия

      Уборка снега, мусора

      Автор: Мария Уваева

      Начальник юридического отдела

      Каждый зимний сезон «снежный плен», созданный далеко не матушкой-природой, причиняет массу неудобств пешеходам, автомобилистам. Еще сложнее преодолевать снежные завалы приходится людям с детьми, пенсионерам, инвалидам.

      Не вовремя убранный снег, наледь, сосульки подвергают чудовищному риску жизнь, здоровье, имущество людей (вследствие непосредственного воздействия «орудий природы», невозможности подъехать к зданиям машинам медицинской, пожарной, спасательной служб и т.д.).

      При возникновении поднимаемой в настоящей статье проблемы стоит выяснить, какая структура и (или) какое должностное лицо ответственно за содержание объекта. В г. Москве это могут быть:

      управляющие компании или товарищества собственников жилья, если, к примеру, не очищены дворовые территории

      службы ГУП «Мосгортранс» , если не очищены остановки

      службы Московского метрополитена, если надо убрать территорию вблизи подземных переходов и вестибюлей метро

      собственники, которые отвечают за чистоту возле заправок, торговых и офисных центров.

      После этого в адрес ответственного лица необходимо написать частную или коллективную жалобу (претензию) путем отправки через электронную приемную или почтовым отправлением. Также можно явиться на личный прием к уполномоченному лицу либо позвонить на горячую линию.

      По вопросам, связанным с уборкой снега, мусора, в г. Москве следует обращаться в:

      свою управляющую компанию или ТСЖ;

      столичное объединение административно-технических инспекций — ОАТИ. О складировании снега можно сообщать в Департамент природопользования и охраны окружающей среды;

      органы исполнительной власти через портал «Наш город» ;

      Роспотребнадзор и прокуратуру (сюда следует направлять претензии по качеству предоставления услуг, а также в случаях нарушения соответствующего договора);

      единую справочную службу мэрии Москвы;

      Правительство Москвы с помощью официального портала (раздел «Городской советник» );

      ДомДворДороги (это интернет-сервис по наведению порядка в ЖКХ).

      При взаимодействии с представителем любой организации всегда четко фиксируйте его должность, ФИО, спрашивайте о сроке ответа.

      Если не соблюдаются нормы по очистке и вывозу снега, мусора, а должностные лица местного, регионального, а, может, и федерального уровня не реагируют должным образом на жалобы, претензии, манипулируют фактами, то надо обращаться в суд. На этот счет мы специально проанализировали самые показательные судебные решения.

      Не менее редкими, но более опасными, являются случаи причинения вреда здоровью снегом и сосульками, гололедицей. Иллюстрацией данного является гражданское дело № 33-9299 (определение Приморского Краевого Суда от 14.10.2015) по иску гражданки к Управляющей компании о возмещении материального и морального вреда. Истица, выходя из дома, поскользнулась на обледеневшем крыльце и упала, после чего была доставлена в больницу, где ей был поставлен диагноз — оскольчатый перелом наружной лодыжки и заднего края большеберцовой кости правой голени со смещением. В связи с полученной травмой истица 3 месяца была нетрудоспособна, ею был утрачен заработок.

      Суд (еще первой инстанции) пришел к выводу о том, что вред здоровью истицы причинен в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по очистке придомовой территории от наледи и снега. Ссылку ответчика на то, что претензий, связанных с некачественной уборкой территории, к нему не поступало, а из акта, подписанного собственниками дома, в котором проживает истица, следует, что уборка в спорный период производилась качественно, суд не принял во внимание, так как данные обстоятельства сами по себе не подтверждают факт надлежащего исполнения ответчиком обязанности по уборке снега и наледи на момент получения истицей травмы.

      Суд при удовлетворении иска применил:

      П. 1 ст. 1085 ГК РФ (при причинении гражданину увечья или иного повреждения его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение).

      Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке, утвержденные муниципальным правовым актом города от 05.04.2011 № 297-МПА

      Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

      Для правильного разрешения споров, связанных с причинением вреда имуществу не убранными явлениями природы, устанавливаются юридически значимые обстоятельства, в частности:

      наличие вины ответчика в причинении ущерба,

      причинно-следственная связь между его действиями и наступившими последствиями,

      соответствие объекта, которому причинен вред, специальным нормам и правилам,

      размер причиненного ущерба.

      Для этого, как правило, проводится судебная строительно-техническая экспертиза. В рамках нее эксперт в отношении исследуемого объекта:

      определяет, соответствует ли он определенным свойствам,

      анализирует, отвечает ли требованиям действующих норм (например, строительных) и правил (например, по уходу за кровлей),

      констатирует факт нарушения технологии работ,

      усматривает следы механических повреждений, пробоины, неровности поверхности, вмятины, следы,

      устанавливает, имеются ли отслоения и т.д.

      В зимний период одними из самых частых случаев причинения вреда имуществу являются случаи повреждения припаркованного автомобиля сосульками и снегом с крыш. Иллюстрацией является апелляционное определение Новосибирского областного суда от 24 ноября 2015 г. по делу № 33-10231/2015.

      Поскольку причинно-следственная связь между повреждениями автомашины и падением снега с крыши была установлена, суд возложил на управляющую компанию обязанность по возмещению ущерба, причиненного имуществу истца по вине ответчика. Определяя размер ущерба, суд принял во внимание заключение экспертов, согласно которому была определена стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа.

      При этом надо отметить, что суд пришел к выводу о том, что со стороны истца имела место грубая неосторожность, которая содействовала возникновению вреда, выразившаяся в игнорировании возможного схода снега с крыши дома. Исходя из этого, суд определил степень вины истца равной 20%, степень вины ответчика — 80%, взыскав с ответчика сумму пропорционально степени вины.

      Наглядным примером причинения вреда имуществу вследствие виновных действий ТСЖ выступает следующее дело. Т. обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «М» о возмещении материального вреда, обязании обустроить конструкцию кровли (апелляционное определение Алтайского краевого суда от 02.122015 по делу № 33-116112015). Согласно материалам дела, в результате очистки на помещение истца был сброшен снег, кроме того, была сброшена льдина, которая повредила кровлю этого помещения. Вода, появившаяся от таяния снега, проникла через повреждения в ее помещение. В результате этого помещению истца был нанесен ущерб.

      Обстоятельства причинения вреда ответчиком подтверждались:

      актом проверки состояния кровли,

      отчетом об оценке стоимости ущерба от затопления.

      В ходе разбирательства суд применил к спорным правоотношениям положения ст. 1064 ГК РФ (вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вина причинителя вреда является общим условием ответственности за причинение вреда. При этом вина причинителя презюмируется, поскольку он освобождается от возмещения вреда только тогда, когда докажет, что вред причинен не по его вине). Исходя из того, что ущерб в виде затопления нежилого помещения причинен истцу не по вине ответчика, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в части, касаемой возмещения ущерба, нанесенного затоплением помещения, и удовлетворил требования в части возложения на ответчика обязанности по обустройству конструкции крыши дома над нежилыми помещениями истца снегозадерживающими устройствами.

      По поводу споров, связанных с уборкой мусора, в основном, встречается отрицательная судебная практика.

      Московский областной суд (апелляционное определение) по делу № 33-5863 об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, выполнения работ по приведению контейнерных площадок и контейнеров для мусора в надлежащий вид; об оспаривании решения о ликвидации контейнерных площадок, действий по понуждению заключить договор установил:

      выявление отделом Главного управления государственного административно-технического надзора частных случаев обнаружения на контейнерных площадках для сбора и временного хранения бытовых отходов навалов мусора не является доказательством бездействия администрации городского округа по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в целом;

      сбор и вывоз мусора на территории частных домовладений на территории микрорайона из индивидуальных бачков под мусор соответствует Положению о нормах и правилах благоустройства в городском округе;

      установление способа сбора и вывоза мусора на территории частных домовладений находится в компетенции органа местного самоуправления и принимается, исходя из принципа экономической целесообразности;

      доказательств нарушения права заявителя на благоприятную окружающую среду по делу не установлено;

      довод заявителя о том, что замена способа сбора и вывоза мусора от частных домовладений с общих контейнерных площадок и бункеров-накопителей на сбор и вывоз мусора с индивидуальных контейнеров, предоставляемых на безвозмездной основе, создает угрозу нарушения его права, не подтвержден доказательствами.

      Исходя из этого, суд определил: решение городского суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

      Как следует из нижепредставленного дела, оплачивать услуги за вывоз мусора, за уборку снега собственники земельного участка должны, несмотря на то, что соответствующий договор не был заключен.

      Собственник земельного участка, не являющийся членом дачного некоммерческого товарищества (ДНТ), обратился в суд с иском к товариществу об обязании заключить договор на пользование объектами инфраструктуры, взыскании уплаченных денег (апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-4782/2015). Целевого взноса за водоснабжение он не платил. Договор с ДНТ о пользовании объектами инфраструктуры не заключал. Однако с него стали взимать ежемесячные платежи на оплату услуг за пользование системами водоснабжения, за вывоз мусора, за уборку снега. В указанных услугах истец не нуждается, в связи с чем полагает, что оплаченные им денежные средства являются неосновательным обогащением.

      При разрешении спора суд руководствовался положениями ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку денежные средства были оплачены истцом добровольно за пользование инфраструктурой, поэтому оснований для применения положений ст. 1102 ГК РФ у суда не имелось. Кроме того, суд мотивировал свое решение тем, что истец к ответчику в установленном порядке с просьбой о заключении договоров на пользование объектами инфраструктуры не обращался.

      1. Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от способа управления обеспечивается управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, ЖК, либо подрядными организациями (при непосредственном управлении многоквартирным домом), что следует из п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года.

      2. Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать несколько выводов относительно первостепенных действий в случае повреждения имущества по причине падения снега с крыш:

      — После обнаружения следов повреждения имущества необходимо обратиться в органы УВД для документальной фиксации происшествия. Протокол о происшествии может быть составлен и участковым. В протоколе необходимо отразить свое мнение по поводу случившегося;

      — По возможности надо зафиксировать общий вид, следы ущерба, место происшествия, дома вместе с адресом, откуда предположительно упал снег и сосульки;

      — Очень важно наличие свидетелей. Если очевидцы не могут ждать составления протокола, то достаточно будет записать в протокол их координаты. От дождавшихся составления документов свидетелей, помимо координат и подписей, необходимо получить и небольшие объяснения по поводу случившегося;

      — На месте происшествия должен присутствовать и представитель эксплуатационной службы, которая обслуживает дом, под которым стоит автомобиль. Он должен составить акт о случившемся происшествии, в котором отражаются все его обстоятельства.

      3. Обязательное досудебное урегулирование споров, связанных с причинением вреда здоровью, законодательством не предусмотрено, поэтому доводы о том, что истец с заявлениями и претензиями после получения травмы не обращался, не имеют правового значения.

      4. Нормы ГК РФ об имущественной ответственности ответчика за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги), полностью соответствуют аналогичным положениям Закона о защите прав потребителей. В связи с этим следует признать, что в случае причинения вреда из-за недостатков товара (работы, услуги) законодатель допускает конкуренцию договорного и деликтного исков, оставляя право выбора правового основания иска за гражданином-потребителем.

      5. Если акт приемки выполненных работ не был представлен стороной при рассмотрении дела судом первой инстанции, то он не принимается судом второй инстанции в качестве доказательства по рассматриваемым делам в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ.

      6. Для определения размера причиненного ущерба обычно приглашают независимых оценщиков (в ходе судебного разбирательства нужно ходатайствовать о возмещении подобных расходов), однако, как показывает практика, подобного экспертного отчета для победы в суде может быть недостаточно, если отчет составлен с нарушением специальных норм, либо противоречит проведенной судом экспертизе.

      7. Если стороны не были лишены возможности ознакомиться с протоколом судебного заседания и в предусмотренном статьей 231 ГПК РФ порядке принести на него замечания, то дальнейшие доводы о том, что протокол судебного заседания не полно отражает ход судебного разбирательства, и в нем отсутствуют отметки, позволяющие идентифицировать документы, исследованные судом, будут признаны несостоятельными.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *