http://cvv2-shop.cvv-pin.moscow Внешняя экспертиза программ | Nlpseminar.ru

Прочее

Внешняя экспертиза программ

Внешняя экспертиза

Вы­со­кий уро­вень об­ра­зо­ва­ния ИТММ ННГУ под­твер­жда­ют про­фес­си­о­на­лы. Ни­же­го­род­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Н.И. Ло­ба­чев­ско­го по­лу­чил про­фес­си­о­наль­но-об­ще­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию Ас­со­ци­а­ции ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния Рос­сии по сле­ду­ю­щим на­прав­ле­ни­ям:

  • Об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма под­го­тов­ки ба­ка­лав­ров по на­прав­ле­нию «Фун­да­мен­таль­ная ин­фор­ма­ти­ка и ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии» (с пре­по­да­ва­ни­ем на ан­глий­ском язы­ке);
  • Об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма под­го­тов­ки ба­ка­лав­ров по на­прав­ле­нию «Фун­да­мен­таль­ная ин­фор­ма­ти­ка и ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии» (ин­же­не­рия про­грамм­но­го обес­пе­че­ния);
  • Об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма под­го­тов­ки ма­ги­стров по на­прав­ле­нию «Фун­да­мен­таль­ная ин­фор­ма­ти­ка и ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии» (ин­же­не­рия про­грамм­но­го обес­пе­че­ния).
  • Сер­ти­фи­ка­ты вы­да­ны Ас­со­ци­а­ци­ей ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния Рос­сии — об­ще­рос­сий­ской об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ци­ей, ко­то­рая раз­ра­ба­ты­ва­ет док­три­ну ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния, участ­ву­ет в раз­ра­бот­ке об­ра­зо­ва­тель­ных стан­дар­тов; про­во­дит неза­ви­си­мую об­ще­ствен­ную и на­уч­ную экс­пер­ти­зу го­су­дар­ствен­ных и част­ных про­грамм раз­ви­тия и со­вер­шен­ство­ва­ния ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии; участ­ву­ет в ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии сер­ти­фи­ка­ции и ре­ги­стра­ции про­фес­си­о­наль­ных ква­ли­фи­ка­ций.

    Все про­грам­мы ак­кре­ди­то­ва­ны сро­ком на 5 лет.

    Сер­ти­фи­ка­ты об ак­кре­ди­та­ции об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы под­го­тов­ки ба­ка­лав­ров «Фун­да­мен­таль­ная ин­фор­ма­ти­ка и ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии» (ин­же­не­рия про­грамм­но­го обес­пе­че­ния)

    Сер­ти­фи­ка­ты об ак­кре­ди­та­ции об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы под­го­тов­ки ма­ги­стров «Фун­да­мен­таль­ная ин­фор­ма­ти­ка и ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии» (ин­же­не­рия про­грамм­но­го обес­пе­че­ния)

    Ак­кре­ди­та­ция об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм поз­во­ля­ет выс­ше­му учеб­но­му за­ве­де­нию:

  • про­де­мон­стри­ро­вать при­вер­жен­ность ка­че­ству об­ра­зо­ва­тель­ных услуг и под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов;
  • про­ве­сти неза­ви­си­мую оцен­ку ка­че­ства об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм и под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов;
  • по­лу­чить ре­ко­мен­да­ции по со­вер­шен­ство­ва­нию об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм;
  • пуб­лич­но за­явить о вы­со­ком уровне ка­че­ства под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов;
  • по­вы­сить кон­ку­рен­то­спо­соб­ность на рос­сий­ском рын­ке об­ра­зо­ва­тель­ных услуг;
  • за­во­е­вать и укре­пить свои по­зи­ции на меж­ду­на­род­ном рын­ке об­ра­зо­ва­тель­ных услуг;
  • обес­пе­чить и улуч­шить тру­до­устрой­ство вы­пуск­ни­ков.
  • Вы­пуск­ни­ки про­грамм, ак­кре­ди­то­ван­ных АИОР, име­ют воз­мож­ность в бу­ду­щем прой­ти сер­ти­фи­ка­цию ин­же­нер­ных ква­ли­фи­ка­ций и пре­тен­до­вать на вклю­че­ние в ре­гистр про­фес­си­о­наль­ных ин­же­не­ров (национального/международного уров­ня), на по­лу­че­ние про­фес­си­о­наль­но­го зва­ния EUR ING «Ев­ро­пей­ский ин­же­нер».

    Спи­сок об­ра­зо­ва­тель­ных про­грамм, успеш­но про­шед­ших про­фес­си­о­наль­но-об­ще­ствен­ную ак­кре­ди­та­цию АИОР, пуб­ли­ку­ет­ся в рос­сий­ских и за­ру­беж­ных сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, вно­сит­ся в ре­естр ак­кре­ди­то­ван­ных про­грамм АИОР (жур­нал «Ин­же­нер­ное об­ра­зо­ва­ние», № 17, 2015, стр. 118) и об­ще­ев­ро­пей­ский ре­гистр ак­кре­ди­то­ван­ных ин­же­нер­ных про­грамм Ев­ро­пей­ской сети по ак­кре­ди­та­ции в об­ла­сти ин­же­нер­но­го об­ра­зо­ва­ния ENAEE .

    Перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации

    Тема программы ПК

    Статус получения экспертного заключения («имеется», «в процессе экспертизы», «отсутствует»)

    «Логопедия» (для учителей-логопедов ДОУ)

    «Педагогика и психология» (для педагогов-психологов ДОУ)

    «Управление дошкольным образованием» (для руководителей ДОУ)

    «Информационные технологии в образовании»

    «Дополнительное образование детей»

    «Образование и социализация талантливых и одаренных детей»

    «Физическая культура» (для учителей физической культуры)

    «Физическая культура» (для тренеров-преподавателей)

    «Технология и предпринимательство»

    «Педагогика и методика начального образования»

    «Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС

    «История и обществознание»

    «Технологии педагогического сопровождения и поддержки индивидуально-личностного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

    «Педагогика и психология»

    «Русский язык и литература»

    «Технологии научно-педагогической экспертизы эффективности инновационных процессов в образовании»

    «Организация педагогической деятельности в условиях инноваций: содержание, технология»

    «Профессиональное обучение (по отраслям)» (для мастеров производственного обучения)

    «Профессиональное обучение (по отраслям)» (для преподавателей общепрофессионального и профессионального циклов)

    «Методика использования электронных форм учебников в условиях введения ФГОС» (по предметам)

    «Управление качеством общего образования в условиях реализации ФГОС общего образования»

    «Специальное (коррекционное) образование»

    «Развитие профессионально-педагогических компетенций и творческих способностей учителей, участников профессиональных конкурсов»

    «Инновационные модели организационно-методического сопровождения реализации ФГОС»

    «Достижение нового качества образования через развитие информационной образовательной среды средствами ИКТ»

    «Методика обучения игре в шахматы в условиях реализации ФГОС»

    ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Институт Управления, Бизнеса и Права)»

    МБОУ «Школа № 16» г. Ростова-на-Дону

    Формирование нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма у обучающихся образовательных организаций Ростовской области»

    Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников ЕГЭ экспертами предметных комиссий Ростовской области»

    Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников ГИА – 9 экспертами предметных комиссий Ростовской области»

    Содержание деятельности тьютора в региональной системе независимой оценки качества общего образования»

    ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»

    ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

    Педагогическое сопровождение компетентностного развития молодых педагогов в условиях реализации ФГОС в контексте профессионального стандарта «Педагог»

    ЧОУ ВО «Южный университет (Институт Управления, Бизнеса и Права)»

    Преподавание основ философии в системе среднего профессионального образования

    Правовые основы интелектуальной собственности педагогического работника

    Программы профессиональной переподготовки

    Статус получения экспертного заключения

    «в процессе экспертизы», «отсутствует»)

    Организация, которая проводила экспертизу

    Внешняя экспертиза программ

    Внешняя независимая экспертиза образовательных программ высшего образования

    С целью оказания помощи вузам в подготовке к прохождению государственной аккредитации и контрольно-надзорных процедур, оценки уровня и содержания, а также получения рекомендаций по совершенствованию Гильдия экспертов осуществляет экспертизу качества образовательных программ высшего образования на соответствие нормативным требованиям.
    Экспертиза соответствия документов требованиям ФГОС, а также требованиям, содержащимся в Методике экспертизы на соответствие аккредитационным показателям. Экспертиза проводится экспертами, имеющими практический опыт участия в процедурах государственной аккредитации, может осуществляться камерально или непосредственно в образовательном учреждении.
    По результатам данной экспертизы Вы получите оценку независимого эксперта содержания образовательной программы в соответствии с:
    • государственными требованиями,
    • миссией и стратегической целью вуза-разработчика,
    • принципами формирования Европейского образовательного пространства.
    Результаты экспертизы могут использоваться для управления качеством образовательных программ, информирования общественности и защиты интересов студентов и потенциальных работодателей.
    Гильдия экспертов имеет многолетний опыт в подготовке вузов к процедурам оценки качества образования, в том числе к государственной аккредитации. Эксперты Гильдии – ведущие специалисты вузов России, имеющие практический опыт участия в процедурах оценки качества.
    Экспертные заключения содержат подробный анализ материалов, представленных вузом, их достоинства, замечания и рекомендации по совершенствованию. При наличии положительных экспертных заключений выдается Сертификат соответствия, который подтверждает качество материалов, прошедших экспертизу.
    Стоимость проведения независимой экспертизы рассчитывается индивидуально и зависит от объема работ.

    Заявки на проведение независимой экспертизы принимаются на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Дополнительная информация по запросу.

    Информационно-аналитический журнал

    Ценным опытом проведения внешней оценки качества образования с привлечением зарубежных экспертов, работодателей и студентов стала внешняя экспертиза образовательных программ Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

    Европейские технологии на российском ландшафте

    Современную российскую высшую школу сегодня нельзя характеризовать однозначно: вузы имеют достаточно существенные различия. И это не только исторические и географические особенности, не только различия в объемах и спектре подготовки студентов, но и в качестве и востребованности самого получаемого образования. Безусловно, есть и общие характеристики, главная из которых – практически все высшие учебные заведения России имеют государственную аккредитацию, а значит удовлетворяют минимальным требованиям государства.

    В настоящее время множество вузов готовит специалистов по одним и тем же образовательным программам. Но при этом выпускники одних учебных заведений без труда находят работу и, благодаря высокому качеству подготовки, пользуются большим спросом со стороны работодателей, а выпускники других – с точно такими же, казалось бы, дипломами должны самостоятельно устраиваться на работу и зачастую не по специальности.

    Несомненно, успешность развития содержания и технологий обучения во многом связана с тем, насколько эффективно будет сокращаться нарастающее отставание качества образования от предъявляемых к нему требований работодателя.

    Следует отметить, что государственная аккредитация при всей ее необходимости не мотивирует вузы конкурировать между собой за качество подготовки специалистов и не создает стимулов к повышению качества, так как при общих высоких требованиях всегда устанавливается только нижняя планка всех критериальных показателей.

    Дополнительной системой оценки качества выпускаемых вузами специалистов в настоящее время выступает общественно-профессиональная аккредитация, существенным достоинством которой являются ее независимость от государственных органов управления образованием и участие в процедуре всех заинтересованных сторон: это и академическая общественность, и профессиональная, и сами студенты. Одной из целей общественно-профессиональной аккредитации является повышение качества реализации образовательных программ путем создания атмосферы соревновательности и поддержание желания вузов постоянно повышать качество подготовки специалистов.

    Сегодня общественно-профессиональная аккредитация находится на начальном этапе развития и мало распространена в нашей стране. Услуги по проведению такого рода оценки оказывают только четыре аккредитационных агентства, в том числе Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентр).

    Ценным опытом проведения внешней оценки качества образования с привлечением зарубежных экспертов, работодателей и студентов стала внешняя экспертиза образовательных программ Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в рамках общественно-профессиональной аккредитации, координируемой Нацаккредцентром. Внешняя экспертиза проводилась в период с марта по июнь 2011 года. Ее основными целями были установление соответствия образовательных программ по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Прикладная информатика» стандартам и критериям общественно-профессиональной аккредитации, гармонизированным с Европейскими стандартами и рекомендациями для систем гарантии качества, апробация технологии аккредитации по европейским методикам и выработка рекомендаций по совершенствованию содержания и организации образовательного процесса.

    Экспертная комиссия состояла из пяти зарубежных и российских экспертов. В качестве иностранных в состав комиссии были приглашены Ульрих Хоффман, доктор естественных наук, профессор в области информационных технологий в системах делового администрирования, системного программирования и теоретической информатики, факультет делового администрирования (Университет Leuphana, г. Люнебург, Германия), который был рекомендован для участия в экспертизе Организацией по международной аккредитации программ делового администрирования FIBAA, и Михаэль Шпэт, доктор наук, исполнительный директор компании «Konsu Oy», занимающейся аутсорсерсингом бизнес-процессов, который получил рекомендацию от Института по аккредитации и сертификации и гарантии качества ACQUIN (Германия) и выступил в роли представителя профессионального сообщества.

    Опытом экспертизы с привлечением зарубежных экспертов обладает пока только Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России (АОИР) при общественно-профессиональной аккредитации программ инженерного профиля. Центр использует стандарты и методики, разработанные американским Агентством по аккредитации программ техники и технологий ABET и принятые агентствами стран-участниц Вашингтонского соглашения (Washington Accord). Европейские стандарты и рекомендации для систем гарантии качества ESG, разработанные Европейской ассоциацией агентств гарантии качества в высшем образовании – ENQA и принятые конференцией министров в Бергене в 2005 году как базовый документ формирования систем гарантии качества в странах-участницах Болонского процесса, были использованы в России впервые. Пилотной площадкой для такой апробации европейских технологий экспертной оценки качества образования выступил вуз, имеющий, с одной стороны, славную историю по подготовке специалистов, а с другой – постоянное стремление к внедрению инновационных методов в обучении.

    Московский государственный университет экономики, статистики и информатики основан в 1932 году как Московский институт народнохозяйственного учета в 1948 году и преобразован в Московский экономико-статистический институт (МЭСИ). В 1996 году вуз получил статус университета. Образовательная деятельность высшего учебного заведения ориентирована на международный уровень и базируется на системе управления знаниями, информационно-коммуникационных технологиях, российских государственных образовательных и международных стандартах ISO, IMS и решениях Болонского процесса. С 2005 года в МЭСИ введена двухуровневая система подготовки специалистов и внедрен компетентностный подход к формированию образовательных программ, используется балльно-рейтинговая система оценивания знаний, внедрена кредитно-модульная система зачета учебной нагрузки студентов по типу ECTS.

    Во время внешней экспертизы члены комиссии ознакомились с представленной документацией, провели ряд встреч и интервью со студентами, аспирантами и выпускниками, представителями администрации, профессорско-преподавательским составом и работодателями МЭСИ. На основе полученной информации экспертная комиссия рекомендовала аккредитовать образовательные программы по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Прикладная информатика» сроком на шесть лет, придя к единому мнению о том, что данные образовательные программы в значительной степени соответствуют Стандартам и критериям общественно-профессиональной аккредитации и ESG. С целью совершенствования качества образовательного процесса комиссия выработала ряд рекомендаций, в числе которых:

  • для повышения академической мобильности и профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава (ППС) администрации вуза необходимо расширять возможности для прохождения преподавателями педагогических, научно-педагогических и научных стажировок в других вузах, в том числе и зарубежных;
  • для мотивации личностного и профессионального роста ППС необходимо чаще проводить конференции, мастер-классы и семинары с участием представителей зарубежной академической общественности;
  • для повышения уровня языковой и профессиональной подготовки студентов необходимо более активно привлекать зарубежных преподавателей к чтению курсов по дисциплинам специальностей (на иностранном языке);
  • для развития студенческой мобильности, повышения уровня языковой и профессиональной подготовки вузу необходимо содействовать участию студентов в программах академического обмена с зарубежными вузами.
Читайте так же:  Приказ вызов на работу из отпуска

Безусловно, все эти пожелания и рекомендации имеют самое прямое отношение ко всем вузам, которые хотят реализовать совместные с европейскими вузами образовательные программы, активизировать мобильность студентов и преподавателей, выйти на мировой уровень, позиционируя себя в качестве ведущих российских вузов.

Вместе с тем МЭСИ имеет несомненные достоинства, особо отмеченные комиссией и вызвавшие некоторую зависть немецких представителей экспертной комиссии. Это высокий уровень развития информационно-коммуникационной образовательной системы вуза (виртуальный кампус), обеспечивающей эффективную реализацию образовательных программ, развитую социальную инфраструктуру, доступную для разновозрастного контингента студентов, наличие современных библиотечных и информационных ресурсов. Кроме того, экспертная комиссия отметила высокий корпоративный дух, проявляющийся в преданности сотрудников МЭСИ ценностям, целям и принципам вуза, а также в осознании студентами своей корпоративной принадлежности.

Инициатива российских вузов, связанная со стремлением пройти аккредитацию за рубежом, все больше набирает обороты. И отдельные европейские аккредитационные агентства, вошедшие в Европейский реестр агентств гарантии качества, предлагают свои услуги. Однако опыт проведения общественно-профессиональной аккредитации силами совместной комиссии с участием российских и зарубежных экспертов позволил учесть российские и европейские стандарты качества образования, согласовать отечественные реалии и международные тенденции развития образования.

Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Зайцева Нина Николаевна

Рассматриваются вопросы разработки и внешней экспертизы учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования . Предлагается опыт регионального учебно-методического объединения в системе СПО Волгоградской области по разработке требования к рабочим программам учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом специфики ФГОС СПО по ТОП-50.The article deals with the development and the external expertise of the training and methodological support of the basic vocational educational programs of the system of secondary vocational education . It represents the experience of the regional teaching and methodological association in the system of secondary vocational educationof the Volgograd region in the development of requirements to the working programmes of the academic disciplines and professional modules reflecting the specifics of FSES of SVEbased on the TOP-50.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Зайцева Нина Николаевна

Текст научной работы на тему «Экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования»

И.В. ВЛАСЮК, Н.Н. ЗАЙЦЕВА (Волгоград)

экспертиза учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования

Освещаются вопросы разработки и внешней экспертизы учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ системы среднего профессионального образования. Предлагается опыт регионального учебно-методического объединения в системе СПО Волгоградской области по разработке требований к рабочим программам учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом специфики ФГОС СПО по ТОП-50.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, учебно-методическое обеспечение, модель, внешняя экспертиза, комплексная экспертиза.

В условиях современного социально-экономического развития России система среднего профессионального образования становится все более востребованной. Гуманитарная парадигма профессионального образования предъявляет новые требования к научно-методической культуре педагогов и мастеров производственного обучения, направленной на создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, способствующего освоению студентами фундаментальных теоретических, технологических знаний, способов профессиональной деятельности и позволяющего выпускникам адаптироваться в профессиональном сообществе, ориентироваться в запросах региона [1, с. 13].

в модель учебно-методического обеспечения (УМО) традиционно включены средства нормативного, учебно-методического обеспечения, обучения и контроля. уМо представляет собой систему дидактических средств об-

О Власюк И.В., Зайцева Н.Н., 2020

учения по конкретным учебным дисциплинам, курсам, практике, создаваемой в целях достижения требований ФГОС СПО по ТОП-50. Это система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с рабочей программой и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации целей и содержания образовательного стандарта. уМО выступает как дидактическое средство управления подготовкой квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Проанализировав назначение и роль каждой составной части уМО, мы представили его в виде инвариантной и вариативной частей. Инвариантное наполнение является обязательным для любого преподавателя и мастера производственного обучения. вариативная же составляющая определяется каждым педагогом профессионального образования самостоятельно [5, с. 7].

требования к содержанию отдельных компонентов уМО зависят от вида материала, но при этом сохраняется общий комплексный подход. Так, инвариантная часть УМО дисциплины, междисциплинарного курса, практики в соответствии с выработанной моделью включает в себя нормативно-программную документацию по внедрению ФГОС СПО и обеспечению требований ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» и действующей системы федеральных подзаконных актов. Кроме того, учебно-программная документация представлена такими традиционными элементами, как:

Читайте так же:  Договор помощник юриста

— примерная и рабочая программы профессионального модуля и учебной дисциплины;

— учебно-теоретические материалы (учебник, учебное пособие, курс лекций, в том числе адаптированные опорные конспекты по дисциплине, курсу, практике, планы-конспекты учебных занятий и др.);

— учебно-практические материалы (учебное пособие, указания или рекомендации по выполнению практических / лабораторных работ, в том числе в форме рабочей тетради и др.);

— методические рекомендации по обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС);

— методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине для студентов заочной формы обучения;

— фонды оценочных средств (ФОС), в том числе материалы текущего контроля, комплекты оценочных средств для промежуточной аттестации (перечни вопросов, варианты заданий, тестовый материал для зачетов, экзаменов и др.), контрольные измерительные материалы государственной итоговой аттестации (перечни вопросов, заданий, тестовый материал и др.);

— рекомендации по выполнению курсовой работы / проекта;

— рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы;

— электронные учебные материалы (обязательные для обучения при реализации электронного обучения и на основе дистанционных образовательных технологий — электронные учебные пособия, тестовые материалы и др.) [4, с. 10].

содержание и набор элементов вариативной части учебно-методического обеспечения формируется в соответствии с требованиями профессиональной образовательной организации самостоятельно. Единая для всех вариативная часть УМО в разработанной модели представлена материалами, которые могут заменить, дополнить или углубить инвариантные элементы. Например, это могут быть:

— учебно-теоретические, учебно-методические, практические и учебно-практические адаптированные для студентов пособия;

— рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины или МДК;

— практическое руководство / самоучитель по изучению раздела, темы либо практикум;

— указания по подготовке к практическим / лабораторным работам (семинарским занятиям) или к промежуточной / итоговой аттестации;

— сборники упражнений и задач;

— методические разработки системы учебных занятий;

— указания, инструкции и самый разнообразный дидактический материал — наглядные и раздаточные средства обучения (памятки, карточки, инструкции, опорные сигналы, структурно-логические схемы, кейсы, видеоматериалы, макеты, проспекты и др.) [3, с. 15].

Кроме общепринятой модели УМО, региональным учебно-методическим объединением в системе среднего профессионального образования Волгоградской области вы-

работаны единые требования к каждому элементу: его сущности, назначению, структуре и содержанию, что позволило добиться единых подходов к разработке, оценке и экспертизе создаваемых продуктов образовательной деятельности. с этой же целью два года ранее был создан региональный экспертный научно-методический совет (ЭНМС) — коллегиальный общественный орган, выполняющий свои функции в тесном взаимодействии с профессиональными образовательными, научными и общественными организациями и объединениями, а также другими участниками образовательной деятельности. среди прочего ЭНМС рекомендует лучшие образцы учебно-методических материалов, фондов оценочных средств и учебно-программной документации для размещения в региональном информационном банке учебно-научно-методических материалов по профилям реализуемых рабочих профессий, должностей служащих и специальностей.

создаваемые элементы УМО в зависимости от их назначения и места в основной профессиональной образовательной программе подвергаются экспертизе технического, содержательного или комплексного характера. Техническая экспертиза направлена на анализ и оценку наличия структурных частей и содержания материалов, их соответствия ФГОС СПО и установленным требованиям федерального и регионального уровней, а также профессиональных объединений. Целью содержательной экспертизы является оценка непосредственно содержания основных разделов, его соответствия современному состоянию отрасли, науки, производства в соответствии с профилем и направлением подготовки.

так, для экспертизы рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей в рамках ФГОС СПО 3-го поколения эксперты используют тексты экспертизы, разработанные и рекомендованные Федеральным институтом развития образования. На их базе разработаны требования к рабочим программам учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом специфики ФгОС СПО по тОП-50. Экспертиза других элементов (помимо рабочих программ) УМО представлена текстом комплексной экспертизы, сочетающей в себе требования технического и содержательного характера.

Остановимся на этом подходе чуть подробнее. Экспертные показатели комплексной экспертизы распределяются на три блока, раз-

Комплексная экспертиза учебно-теоретических материалов

Автор / разработчик / составитель_нужное подчеркнуть (указывается ФИО полностью)

Вид материалов_(указывается конкретный вид: краткий курс лекций / курс лекций /

опорные конспекты и др.)

2. Указание вида учебно-теоретических материалов

3. Наименование учебной дисциплины, междисциплинарного курса

6. Указание всех основных частей материалов

7. Указание страниц для всех структурных частей

Введение (пояснительная записка)

8. Сведения о назначении материалов

9. Реферативное содержание материалов, объем работ, особенности построения

10. (Укрупненные) требования к знаниям и умениям студентов

11. Специфика учебной дисциплины / междисциплинарного курса в контексте общей профессиональной подготовки выпускника по профессии / специальности

12. Обобщенные требования к студентам при работе с материалами (строго выполнять весь объем внеаудиторной самостоятельной работы студентов, быть подготовленным к выполнению работы, выполнять требования преподавателя и др.)

Учебный материал (текстовая часть)

13. Номер и наименование темы

14. Цель учебно-теоретических материалов по теме

15. * Используемые средства обучения и их целесообразность (доп. 0-5 баллов)

16. Основные вопросы для изучения темы

17. Основной текст по теме

18. Вопросы и задания для самоконтроля

19. * Справочные данные (доп. 0-5 баллов)

20. Перечень основной и дополнительной литературы к теме

Перечень использованных источников (по всему курсу)

21. Оформление перечня в соответствии с требованиями ГОСТа

22. Четкость формулировок и логичность чередования структурных частей

23. Читаемость шрифта

24. Постраничное размещение

25. Общая привлекательность

26. Рисунки, иллюстративный ряд, схемы, таблицы, диаграммы, модели

ИТОГО: базовые (0-80) + * доп. (0-10)

Материалы рекомендованы к доработке (60—79 % от максимума)

Замечания и рекомендации эксперта по доработке:_

Комплексная экспертиза материалов по лабораторным и практическим работам

Вид материалов_(указывается конкретный вид: методические указания /рекомендации,

№ Наименование экспертного показателя Оценка 0-2 Замечания по показателю

1. Сведения о наименовании образовательной организации

2. Указание вида методических материалов

4. Год создания материалов

5. Оформление оборотной стороны титульного листа

Оценка Замечания по

Введение / пояснительная записка

9. Реферативное содержание материалов, объем работ, вариативность заданий (если есть), особенности построения

10. (Укрупненные) требования к знаниям и умениям студентов до и после выполнения лабораторных / практических работ

12. Обобщенные требования к студентам при подготовке и выполнении работ (строго выполнять весь объем внеаудиторной самостоятельной работы студентов, быть теоретически и практически подготовленным к выполнению работы, выполнять требования преподавателя, в том числе по срокам и оформлению отчетов и др.)

13. Нормы выставления оценок

14. Порядок выполнения пропущенных работ

Структура и содержание каждой работы

15. Номер и наименование (тема) работы

16. Цель выполнения работы

17. Оборудование, материалы

18. Теоретические сведения по теме работы

19. Задание / варианты заданий

20. Порядок выполнения работы

21. Пояснения и рекомендации к выполнению работы

22. * Справочные данные / * доп. 0-5 баллов

23. Контрольные вопросы

24. Рекомендуемая литература к работе

Перечень литературы и средств обучения (по всему курсу)

25. Оформление перечня в соответствии с требованиями ГОСТа

*Общие требования к оформлению отчета по лабораторным и практическим работам (по всему курсу)

26. Сведения о структурных частях отчета и их содержании

27. Соответствие требованиям нормативных документов РФ

28. Указание на форму предъявление отчета (электронный, бумажный печатный или рукописный)

29. Требования к изложению расчетной части (при наличии)

30. Требования к представлению цифрового материала (при наличии)

№ Наименование экспертного показателя Оценка 0-1 Замечания по показателю

31. Четкость формулировок и логичность чередования структурных частей

32. Читаемость шрифта

33. Постраничное размещение

34. Общая привлекательность

35. Рисунки, иллюстративный ряд, схемы, таблицы, диаграммы, модели

ИТОГО: базовые (0-110) + * доп. (0-30)

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из трех альтернативных позиций) да нет

Материалы рекомендованы к утверждению (более 80 % от максимума)

Материалы рекомендованы к доработке (60-79 % от максимума)

Материалы рекомендованы к отклонению (менее 59 % от максимума)

«_»_20_г._/ ФИО, подпись эксперта /

личные по своей ценности: наиболее ценные показатели при полном представлении разработчиком могут иметь «ценность» в пять баллов; менее «ценные» показатели отражают требования технического характера и могут быть оценены не более чем в один балл. Полный перечень экспертных показателей, в свою очередь, представлен двумя группами. Показатели первой группы (их подавляющее большинство) имеют постоянный характер и определяются как базовые. Другая группа показателей имеет непостоянный характер, их наличие обусловлено спецификой разрабатываемого вида материалов, реализуемой профессии или специальности, а также позицией автора-разработчика. такие баллы определяются как дополнительные или добавочные [2, с. 25].

Читайте так же:  Умер наследник кому переходит наследство

По итогам оценки показателей из всех блоков и групп полученные баллы суммируются, и итоговая максимальная сумма (базовые и дополнительные баллы) является основой для принятия решения экспертом: рекомендовать материалы к утверждению (более 80 % от максимума), доработке (60-79 % от максимума) или к отклонению (менее 59 % от максимума). Текст комплексной экспертизы элементов КУМО можно представить на примере оценки учебно-теоретических материалов, приве-деной на с. 15.

Так называемые непостоянные показатели могут не только быть отдельными, но и представлять собой некое единство, отражающее целый раздел, структурную часть и т.п. Наличие таких структурных единиц экспертиру-

емых материалов также определяется спецификой разрабатываемого вида материалов, реализуемой профессии или специальности, позицией автора-разработчика, что наглядно представлено в тексте комплексного экспертного заключения материалов по лабораторным и практическим работам (см. с. 16).

При формировании УМО для педагога профессионального образования выработаны общие требования к подготовке и оформлению учебно-методической документации: подготовка рабочей учебно-методической документации планируется из расчета полного обеспечения ею всех учебных программ по видам занятий; перечень, объем, виды и сроки подготовки учебно-методической документации фиксируются в индивидуальных планах работников и планах методической службы учреждения; рабочая учебно-методическая документация печатается в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в документах методической службы, второй — у автора.

Решение проблемы разработки и внешней оценки УМО образовательных программ системы СПО имеет принципиальное значение для его опережающего развития. Модель УМО реализуемых программ основывается не только на принципе социального заказа (качественная подготовка рабочих и специалистов), но и на принципе развития педагога и самой личности обучающегося, владеющего и управляющего своим профессионально-образовательным ресурсом, воспитанием ответственности за свой образовательный труд на различных уровнях обучения внутри одной

профессиональной образовательной организации и региона в целом.

Система среднего профессионального образования волгоградской области в настоящее время находится в стадии активного реформирования, модернизации управления и содержания. Происходящие в настоящее время процессы глобальной информатизации современного общества определяют разработанную модель УМО для региона как базовую, как отправную точку для ее дальнейшего развития и совершенствования на уровнях педагога, методических объединений педагогов по профилям и направлениям реализуемых программ, профессиональных образовательных организаций и на уровне региона в целом.

1. Власюк И.В., Казакова А.Ф. Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2017. № 8. С. 13.

2. Зайцева Н.Н. Разработка и экспертиза комплексного учебно-методического обеспечения ФГОС профессионального образования: комплекс справочных и оценочных материалов // Методические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования. Волгоград: РИО ГАОУ ДПО «ВГАПО», 2015.

3. Зайцева, Н.Н. 10 шагов разработки контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине // Рабочая тетрадь для преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования. Волгоград: РИО ГАОУ ДПО «ВГАПО», 2015.

4. Зайцева Н.Н. Комплексное учебно-методическое обеспечение ФГОС среднего профессионального образования: разработка и экспертиза // Учебно-методическое пособие для преподавателей и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования. Волгоград: РИО ГБПОУ «ВТК», 2017.

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / сост. С.Е. Луз-

гин; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2011.

2. Zajceva N.N. Razrabotka i jekspertiza kom-pleksnogo uchebno-metodicheskogo obespechenija FGOS professional’nogo obrazovanija: kompleks spra-vochnyh i ocenochnyh materialov // Metodicheskie rekomendacii dlja prepodavatelej i masterov proiz-vodstvennogo obuchenija organizacij srednego professional’nogo obrazovanija. Volgograd: RIO GAOU DPO «VGAPO», 2015.

3. Zajceva, N.N. 10 shagov razrabotki kontrol’no-ocenochnyh sredstv po uchebnoj discipline // Rabo-chaja tetrad’ dlja prepodavatelej i masterov proiz-vodstvennogo obuchenija organizacij srednego profes-sional’nogo obrazovanija. Volgograd: RIO GAOU DPO «VGAPO», 2015.

4. Zajceva N.N. Kompleksnoe uchebno-metodi-cheskoe obespechenie FGOS srednego professional’nogo obrazovanija: razrabotka i jekspertiza // Uchebno-metodicheskoe posobie dlja prepodavatelej i maste-rov proizvodstvennogo obuchenija organizacij srednego professional’nogo obrazovanija. Volgograd: RIO GBPOU «VTK», 2017.

5. Uchebno-metodicheskoe obespechenie obrazo-vatel’nogo processa srednego professional’nogo obra-zovanija: metod. rekomendacii / sost. S.E. Luzgin; Saran. koop. in-t RUK. Saransk, 2011.

Expertise of training and methodological support of basic vocational educational programmes of secondary vocational education

The article deals with the development and the external expertise of the training and methodological support of the basic vocational educational programs of the system of secondary vocational education. It represents the experience of the regional teaching and methodological association in the system of secondary vocational education of the Volgograd region in the development of requirements to the working programmes of the academic disciplines and professional modules reflecting the specifics of FSES of SVEbased on the TOP-50.

Key words: secondary vocational education, training and methodological support, model, external expertise, complex expertise.

МИЭМИС АлтГУ получил сертификат о прохождении международной внешней экспертизы образовательных программ

Была проведена международная профессионально-общественная аккредитация таких образовательных программ МИЭМИС, как 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.04.02 «Менеджмент», 38.05.01 «Экономическая безопасность».

Внешняя экспертная комиссия, включающая в себя представителей вузовского и профессионального сообществ, а также иностранных экспертов, познакомилась с инфраструктурой Алтайского государственного университета, провела встречи с заведующими выпускающих кафедр, студентами и выпускниками программ. Подводя итоги трехдневной работы, эксперты высказали свои пожелания и замечания, указали на положительные стороны образовательных программ и посоветовали обратить внимание на некоторые недочеты. В целом же они отметили, что на сегодняшний день имя Алтайского государственного университета стало своего рода брендом, благодаря которому АлтГУ заметно выделяется на фоне других вузов России.

«Алтайский государственный университет проводит целенаправленную политику по развитию международной деятельности, потому что в современном мире активно развивающемуся вузу необходимо быть видимым на мировой образовательной карте, чтобы на него обратили внимание студенты других стран мира, — отметил по итогам выступления экспертов ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров. – В настоящее время в АлтГУ обучается 1400 иностранных студентов, преимущественно из государств Центральной Азии, но мы хотим расширить их число за счет других стран и, прежде всего, Китайской Народной республики. Мы понимаем, что это сложная системная работа, касающаяся модернизации образовательных программ, это работа по активному внедрению образовательных программ на иностранном языке, что предъявляет высокие требования к языковой подготовке преподавателей. И мы готовы идти в этом направлении, предпринимая ряд определенных шагов».

Поблагодарив членов комиссии за вдумчивую экспертизу, Сергей Николаевич Бочаров отметил, что озвученные экспертами замечания во многом справедливы и университет уже активно над ними работает: реализуется программа развития цифрового университета, укрепляется сотрудничество с работодателями, расширяются международные связи и колаборации.

Итоговая встреча с экспертной комиссией Национального центра профессионально-общественной аккредитации завершилась вручением директору МИЭМИС Степану Игоревичу Межову сертификата о прохождении международной внешней экспертизы образовательных программ.

Напомним, что в состав внешней экспертной комиссии вошли: координатор экспертной комиссии от Национального центра профессионально-общественной аккредитации П.А. Коротков, председатель комиссии, профессор Народного университета Китая (Пекин) Жуй Лю, заместитель председателя комиссии, профессор Сибирского университета потребительской кооперации (Новосибирск) З.А. Капелюк, профессор Университета им. Сунь Ятсена (Гуанчжоу) Ву Пэйгуань, представитель профессионального сообщества, заместитель министра экономического развития Алтайского края С.С. Крыжановский, представитель студенческого сообщества Н.С. Демидов.

Прошла внешнюю экспертизу еще одна образовательная программа

Заключение экспертов Ассоциации удостоверяет европейский уровень профессиональной подготовки в ИМЕН СКФУ по еще одному направлению. Косвенным образом оно доказывает, что право создавать собственные образовательные стандарты, данное федеральным университетам, плодотворно осуществляется Северо-Кавказским федеральным вузом.

Кафедра экологии и природопользования ИМЕН СКФУ

Официальной информацией о СКФУ могут считаться только материалы, размещённые на сайте ncfu.ru или на сайтах третьего уровня доменной зоны ncfu.ru. За сведения, размещённые на внешних ресурсах, СКФУ ответственности не несёт.

«Горячая линия»
по противодействию терроризму и коррупции:
(8652) 33-06-66

Контакт-центр: 8-800-200-64-76
(звонок бесплатный)

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Адрес: 355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1
Телефон: 8 (8652) 95-68-08
Факс: 8 (8652) 95-68-03
E-mail: [email protected]

Приёмная комиссия
Телефон: 8 (8652) 95-68-13
Адрес: 355029, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2 (корпус 10)
E-mail: [email protected]

На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаётесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использовании этих технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *