http://cvv-me-new-site.ru Закон о пиве федеральный закон | Nlpseminar.ru

Защита

Закон о пиве федеральный закон

Федеральный закон от 07.03.2005 N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ (РАСПИТИЯ)

ПИВА И НАПИТКОВ, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ НА ЕГО ОСНОВЕ

9 февраля 2005 года

25 февраля 2005 года

Настоящим Федеральным законом устанавливаются ограничения розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения по розничной продаже пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемых на основе пива напитков с указанным содержанием этилового спирта (далее — пиво и напитки, изготавливаемые на его основе), участниками которых являются юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, потребляющие в определенных настоящим Федеральным законом местах пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.

Статья 2. Ограничения розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе:

1) в детских, образовательных и медицинских организациях;

2) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

3) в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

Статья 3. Ограничения потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и иные меры по реализации настоящего Федерального закона

1. Не допускается потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в местах, указанных в пунктах 1 — 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а несовершеннолетними, кроме того, в любых общественных местах.

2. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящего Федерального закона и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.

Статья 4. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

7 марта 2005 года

Судебная практика и законодательство — 11-ФЗ Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 10, ст. 759);

статьи 2 и 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

— для распространения алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 2, 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»; п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);

— от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

— от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ «О навигационной деятельности»;

— статьи 2 и 3 Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

— пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

Закон о пиве в РФ: штрафы, последние поправки

В прошедшем 2017 году законодательство в сфере оборота алкогольной продукции, в частности пива, претерпело некоторые изменения. Были ужесточены меры наказания за нарушения в данной области, а также изменены некоторые положения, касающиеся правил оборота спиртосодержащей продукции.

Суть закона

Главным правовым документом в области реализации алкоголя, и пива в частности, выступает Федеральный закон N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Был принят Государственной Думой РФ в июле и одобрен Советом Федерации РФ в ноябре 1995 года.

Структурно закон 171-ФЗ представлен четырьмя главами, включающими в себя 27 статей. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив основные тезисы:

Глава 1. Общие положения: сфера действия закона, основные понятия, профильное законодательство, государственная монополия на производство и оборот спирта и алкоголя, полномочия федеральных и местных органов в данной сфере.

Также читайте Федеральный закон о банкротстве физических лиц. Подробнее по ссылке:

Глава 2. Требования к производству и обороту пива: правила пользования оборудованием, оборот и поставки спирта и алкоголя, сопроводительная документация, особые требования, налогообложение и маркировка, регулирование импорта и экспорта алкогольной продукции, учет и декларирование объема производства, оборота и использования объема винограда (при производстве винно-коньячной продукции), регистрация производственного оборудования, требования к розничной реализации, правила и ограничения по распитию.

Глава 3. Лицензирование: виды деятельности, подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензии, приостановление, возобновление и прекращение действия и аннулирование лицензии, порядок обжалования отказа в выдаче лицензии.

О государственной тайне читайте в статье:

Глава 4. Государственный надзор: контроль в области производства, надзор за соблюдением обязательных требований, лицензионный контроль, надзор за использованием оборудования, общественный контроль, СРО виноделов и виноградарей, пресечение незаконного производства и оборота алкоголя, ограничения, особенности применения отдельных положений закона 171-ФЗ.

Как видно из тезисной структуры закона, основными предметами регулирования настоящего закона являются производство и оборот этилового производства и алкогольной продукции, а также ограничения в части распития алкоголя.

Что касается пива, в пункте 13.1 части 1 ст. 2 закона 171-ФЗ дается определение данного напитка, краткое описание технологии производства и характеристика допусков по содержанию компонентов.

Также читайте: ФЗ 261 в последней редакции. Подробности тут:

Также в «законе о пиве» прописано, что технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков должно быть оснащено автоматикой, измеряющей и учитывающей концентрацию (крепость) напитка, а также объем готовой продукции, исключение сделано для небольших пивных заводов.

В статье 12 закона прописано, что на пиво и пивные напитки требования к обязательной маркировке алкогольной продукции не распространяются.

Также для пива и пивных напитков сделано исключение в области розничной торговли. При розничной торговле алкоголем и оказании услуг общественного питания, реализацию алкогольной продукции имеют право осуществлять только организации. Однако на реализацию пива и пивных напитков также имеют право индивидуальные предприниматели.

Согласно положениям части 7 статьи 16 об особых требованиях к розничной торговле алкоголем при оказании услуг общественного питания, а также к распитию алкоголя, запрет на распитие алкоголя в общественных местах распространяется в том числе на пиво и пивные напитки. Если же напиток был приобретен в заведении, употреблять его следует только в данном объекте.

Согласно части 9 той же статьи «закона о продаже пива» правило о запрете продажи алкоголя в промежутке между 23 и 8 часами по местному времени распространяются в том числе на пиво, однако торговля данным напитком в заведениях (ресторанах, барах и пр.) разрешена.

ФЗ о торговле в новой редакции здесь:

В пункте 1 статьи 18 прописано, что производство и оборот пива и пивных напитков не подлежат лицензированию. Напомним, что термин «оборот» (согласно п. 16 ст. 2) включает в себя закупку, поставку, хранение, перевозку и розничную продажу.

1 января 2020 года закончились отсрочки и послабления, распространявшиеся на Крым и город Севастополь. Теперь к производству и обороту алкоголя на данной территории требования предъявляются в полном объеме.

Предусмотрены ли штрафы за нарушение закона?

В июле 2017 года Президентом был подписан закон, вносящий поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают повышение ответственности за незаконную реализацию алкоголя. Ответственность за нарушение правил производства и реализации алкогольной продукции прописана в статьях 14.16 — 14.19 КоАП РФ.

Разберемся, как торговать пивом по новому закону. При продаже бутылочного и разливного пива, продавцу необходимо учитывать и соблюдать следующие основные моменты:

Время торговли. По закону 171-ФЗ, допустимое время продажи алкоголя по стране — с 8 до 23 часов по местному времени. В отдельных городах и субъектах установлены еще более строгие ограничения, а к ночному запрету могут также быть добавлены отдельные праздничные дни, в которые нельзя продавать алкоголь в розницу — например, в дни школьных выпускных.

За нарушение предусмотрен штраф в размере:

  • Для продавца — 30 — 50 тысяч рублей;
  • Для собственника магазина или торговой точки: 5-10 тысяч рублей;
  • Для индивидуального предпринимателя и юридического лица: до 100 тысяч рублей с конфискацией.
  • Место торговли. Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах (здание должно быть капитальным и состоять в едином реестре недвижимости). Реализация пива в ларьках и киосках запрещена. Так же запрещено продавать пиво в следующих объектах и на прилегающих к ним территориям: детские, образовательные и медицинские учреждения, спортивные и культурные объекты, общественный транспорт всех видов и его остановки, АЗС, рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления (за исключением общепита), военные объекты.

    За реализацию алкоголя в неположенном месте предусмотрен штраф в размере:

    • С владельцев бизнеса 10-15 тысяч рублей;
    • С юридического лица — до 300 тысяч рублей.
    • ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система. Организации и ИП, закупающие пиво для розничной реализации, обязаны подключаться к системе только для подтверждения закупок оптовых партий у легальных поставщиков. Продавцу необходимо пройти регистрацию на сайте Росалкогольрегулирования. После этого в системе надо будет каждый раз подтверждать факт закупки партии и отражать остатки продукции.

      За нарушение порядка фиксации информации об объемах оборота алкоголя в системе ЕГАИС налагаются штрафы следующего размера:

    • Для физических лиц (руководителя компании) — от 10 до 15 тысяч рублей;
    • Для юридических лиц — 150 000 — 200 000 рублей.
    • В обоих случаях возможна конфискация незаконно реализуемой продукции.

      Наличие кассы. С 31 марта 2017 года торговля пивом, в том числе в общепите, возможна только с применением кассового аппарата — независимо от налогового режима. Торговля пивом без использования кассового аппарата наказывается согласно статье 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:

    • Для ИП и руководителей организаций — 25% — 50% от суммы расчета, но не менее 10 000 рублей;
    • Для организаций — от 75% до 100% размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.
    • Возраст покупателя. При малейшем сомнении в возрасте покупателя, продавцу стоит попросить того предъявить удостоверяющий документ.

      За продажу алкогольной продукции несовершеннолетним предусмотрен административный штраф размером (ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ):

    • Для продавца — от 30 до 50 тысяч рублей;
    • Для руководителя (должностного лица) — от 100 до 200 тысяч рублей;
    • Для юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей.
    • Ведение журнала учета объема розничной торговли является обязательным требованием для продавцов алкоголя и в частности пива. Журнал должен заполняться ежедневно.

      За нарушение данного требования или неправильное ведение журнала предусмотрен штраф размером:

    • Для ИП — от 10 до 15 тысяч рублей;
    • Для организаций — от 150 до 200 тысяч.
    • Помимо того, ежеквартально в Росалкогольрегулирование должна сдаваться декларация по обороту пива. Скачайте полезные файлы:

      Тара и её объем. Нашумевшее в относительно недавнем времени нововведение предписывает запрет на производство и продажу пива, разлитого в пластиковую тару объемом более 1,5 л. Связано это изменение было с государственной политикой борьбы с пивным алкоголизмом и сделано для сокращения потребления алкоголя населением.

      За нарушение данного положения предусмотрен штраф:

    • Для ИП — от 100 до 200 тысяч рублей;
    • Для организаций — от 300 до 500 тысяч.
    • В случае незаконной продажи алкоголя физическим лицом, нарушителю грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей (ст. 14.17.1 КоАП РФ).

      Какие были внесены изменения?

      С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, прописанные в Федеральном законе N 278-ФЗ от 29 июля 2017 года. Во многом правки коснулись оборота лекарственных и медицинских средств и препаратов, содержащих спирт.

      Ниже будут рассмотрены подробнее поправки к закону, которые коснулись именно оборота пива и алкогольной продукции.

      П. 2.3 ст. 11 был изложен в другой редакции. Так, организация, производящая алкогольную продукцию, должна иметь в собственности, хозяйственном ведении, управлении или аренде на срок от одного года соответствующие установленным требованиями производственные и складские помещения, которые являются объектами недвижимости.

      Статья 11 закона 171-ФЗ также была дополнена пунктом 8, согласно которому производство алкогольных напитков, крепость которых составляет менее 15%, содержащих тонизирующие вещества, запрещено. Такие напитки разрешено производить только с целью экспорта.

      Пункт 1 статьи 14 был изложен в новой редакции. Его положения по большей части коснулись учета объема производства алкогольной продукции и порядка ее декларирования, о чем было рассказано подробно в подразделе настоящей статьи про штрафы.

      Пункт 1 статьи 26 об ограничениях в области производства и оборота алкоголя был дополнен абзацем, прописывающим, что отныне при перемещении по территории России и через государственную границу как пешком, так и на автомобиле или другом транспорте, на одного человека должно приходиться не более 10 литров немаркированной алкогольной продукции.

      Внимание! Законом 171-ФЗ запрещена реклама дистанционной розничной продажи алкогольных напитков — в том числе в интернете. Соответствующая поправка была внесена в закон о СМИ.

      Штраф за распространение такой информации составит:

    • Для граждан от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
    • Для должностных лиц — от 20 тыс. до 40 тыс. рублей;
    • Для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
    • Скачать действующую редакцию закона

      Данная информация будет полезна как производителям, так и потребителям пива и пивных напитков. Кроме того, информация, изложенная в статье, может служить памяткой для владельцев и руководителей магазинов и заведений, реализующих данную продукцию.

      Для более подробного ознакомления с положениями закона, предлагаем скачать Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2020 года.

      Закон о пиве: последние изменения

      Закон о продаже пива регламентирует реализацию и изготовление пивной продукции на территории РФ и заграницей. Закон про пиво с 1 января 2017 года претерпел существенные корректировки. В частности они касаются мест реализации пива, лицензирования и новой упаковки. Закон о разливном пиве касается как оптовой, так и розничной торговли. Теперь индивидуальные предприниматели, торгующие пивом, должны зарегистрироваться в ЕГАИС.

      Описание закона

      Федеральный закон о продаже и обороте алкогольной продукции, этилового спирта и спиртосодержащих препаратов вступил в силу в ноябре 1995 года. Закон включает в себя четыре главы и двадцать семь статей. Он регулирует товарооборот и производство на территории РФ алкоголя и продукции, имеющей в составе спирт. Последние поправки вносились в закон третьего июля 2016 года, и вступают в действие с первого июля 2017 года. Краткое содержание Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ о Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

      • Первый раздел — устанавливает общие положения закона и полномочия органов госвласти в сфере производства и товарооборота продукции;
      • Второй раздел регламентирует требования к производимой продукции и товарообороту на территории РФ и за рубежом;
      • Третий раздел устанавливает порядок лицензирования по выпуску алкогольной и спиртосодержащей продукции;
      • Четвертый раздел устанавливает контроль и ответственность за несоблюдение норм ФЗ -171.
      • Скачать

        Положения Федерального закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции дают информацию о порядке продажи и производства алкоголя и продуктов, содержащих этиловый спирт.

        Обновленный ФЗ-171 можно скачать тут

        Последние изменения

        Закон про пиво с 1 января 2017 года претерпел существенные изменения в 11 статье 6.1 пункта ФЗ и в статье 16. В частности они касаются вето на производство и оборот алкоголя в пластиковых упаковках, объемом более 1,5 литров.

        С первого июля текущего года, изменение касается не только оптовых производителей, но и розничных, что указывается в статье 16 п.15 и п.2. ФЗ — 171. Как торговать пивом по новому закону?

        Согласно новым поправкам в 16 статье ФЗ-171 устанавливается запрет на реализацию пивной продукции на следующих территориях и объектах:

      • Медучреждениях, школах, детских садах, ВУЗах;
      • Объектах культурного и спортивного назначения;
      • В общественном транспорте и на остановках для транспорта;
      • Местах большого скопления людей — рынках, вокзалах, аэропортах, кроме точек общественного питания;
      • АЗС;
      • Объектах военного и стратегического назначения.

      Пиво разрешено реализовывать в официальных торговых точках стационарного типа, внесенных в ЕГРН. По новым поправкам, запрещено продавать пиво в сооружениях временного типа (киоски, ларьки). Нельзя продавать пиво дистанционно. Для тех торговых площадок, где реализуется не только пивная, но и другая алкогольная продукция, работает ограничение по площади:

    • От пятидесяти кв.м. для городов;
    • От 25 кв.м. для сел.
    • Если реализуется только пивная продукция, то ограничения нет. Также Госдума не одобрила запрет на торговлю разливным пивом в помещениях нежилого типа, находящихся в МКД, но в некоторых регионах такой запрет работает на региональном уровне.

      Временной промежуток реализации пива установлен между 8 утра и 23 вечера, кроме объектов общепита. По новому закону разрешено продавать разливное пиво, если торговый объект работает как точка общепита, например, бар-магазин, летний кафетерий. Таким образом, можно продавать пиво на территориях общественно-культурных мест (театры, концертные залы, и пр), если в мероприятиях не участвуют дети. Это же правило работает и для других объектов.

      Новое положение в статье 11 определяет запрет на производство в пластиковой таре, если литраж превышает полтора литра. Это касается и оптовых и розничных производителей разливного пива. С января текущего года ИП, торгующие пивной продукцией, обязаны пройти регистрацию в ЕГАИС.

      Штрафы за нарушение ФЗ

      За нарушение норм закона грозят крупные административные штрафы как директору компании, нарушившей закон, так и самой компании.

    • Размер взыскания для начальника организации — от ста до двухсот тысяч рублей;
    • Взыскание для компании — от трехсот до пятиста тысяч рублей.
    • Кроме того, нарушителям может грозить не только денежный штраф, но и конфискация товара. Постановление выносит суд, исходя из материалов дела, по своему усмотрению.

      Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части лицензирования пивных напитков)

      Данный законопроект предусматривает введение лицензирования производства и оборота пивных напитков, а также обязательную маркировку соответствующей продукции в связи с наличием большой доли нелегального алкоголя в обороте. Помимо этого, документом вводится понятие специального пива: напитка с содержанием этилового спирта, образовавшегося путем брожения сусла из солода, хмеля, хмелепродуктов, с добавлением воды и пивных дрожжей.

      Внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 1999, № 2, ст. 245; 2001, № 53, ст. 5022; 2002, № 30, ст. 3026, 3033; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3113; 2006, № 31, ст. 3433; № 43, ст. 4412; 2007, № 1, ст. 11; № 17, ст. 1931; № 31, ст. 3994; № 49, ст. 6063; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 21; № 52, ст. 6450; 2010, № 15, ст. 1737; № 31, ст. 4196; 2011, № 1, ст. 42; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4566; № 30, ст. 4601; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4322, № 53, ст. 7584, 7611; 2013, № 30, ст. 4065; № 44, ст. 5635) следующие изменения:

      1) в пункте 2 статьи 1, в пункте 7 статьи 2 слова «пива и напитков, изготовляемых на основе пива» в соответствующем числе и падеже заменить словами «пива, специального пива, напитков, изготовляемых на основе пива» в соответствующем числе и падеже;

      2) пункты 13.2, 13.3 статьи 2 считать соответственно пунктами 13.3, 13.4 статьи 2;

      3) статью 2 дополнить пунктом 13.2 следующего содержания: «13.2) специальное пиво — алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 50 процентов и более 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 10 процентов и более 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода»;

      4) по тексту слова «пива и пивных напитков» заменить словами «пива, специального пива, пивных напитков»;

      5) в абзаце первом пункта 2 статьи 12 слова «пива и пивных напитков» заменить словами «пива, специального пива»;

      6) в абзаце втором пункта 1 статьи 18 слова «пива и пивных напитков» заменить словами «пива, специального пива».

      Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Федеральный закон от 29.06.2015 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

      Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

      Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

      Внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года № 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 1999, № 2, ст. 245; 2001, № 53, ст. 5022; 2002, № 30, ст. 3026; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3113; 2006, № 1, ст. 20; 2007, № 1, ст. 11; № 31, ст. 3994; № 49, ст. 6063; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 21; № 52, ст. 6450; 2011, № 30, ст. 4566; 2012, № 53, ст. 7584; 2013, № 30, ст. 4065; № 44, ст. 5635; 2015, № 1, ст. 43, 44, 47; № 14, ст. 2022) следующие изменения:

      1) пункт 4 статьи 1 после слов «парфюмерно-косметической продукции» дополнить словами «, товаров бытовой химии и средств личной гигиены»;

      2) в пункте 1 статьи 6:

      а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

      «выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;»;

      б) дополнить абзацем следующего содержания:

      «утверждение перечня поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;

      а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

      «2. Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, сусла, виноградного сусла, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

      Основное технологическое оборудование для производства вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

      Требование абзаца второго настоящего пункта не распространяется на:

      основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год при условии, что уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не принято решение о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в порядке, установленном пунктом 6 статьи 14 настоящего Федерального закона;

      основное технологическое оборудование для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих им на праве собственности или на праве аренды (далее — собственный виноград);

      основное технологическое оборудование организаций, осуществляющих производство только вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.

      Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждается Правительством Российской Федерации.

      Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

      Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающим в себя программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы и программно-аппаратные средства организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей и индивидуальных предпринимателей, представляющие собой комплекс технических устройств и программного обеспечения, и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.

      Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции.

      Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, наряду с приемом и передачей информации, указанной в абзаце десятом настоящего пункта, должны обеспечивать нанесение на федеральные специальные марки и считывание с них сведений о такой продукции, указанных в пункте 3 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.

      Программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, наряду с приемом и передачей информации, указанной в абзаце десятом настоящего пункта, должны обеспечивать прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.

      Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, превышающем 200 декалитров в год, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием указанного оборудования.

      Программно-аппаратные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих оборудование для учета объема оборота вина, игристого вина (шампанского), должны обеспечивать нанесение на федеральные специальные марки и считывание с них сведений о такой продукции, указанных в пункте 3 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением хранения) такой продукции.

      Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема импорта алкогольной продукции, маркируемой акцизными марками, должны обеспечивать нанесение на акцизные марки и считывание с них сведений о такой продукции, указанных в пункте 3 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.

      Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, указанных в пункте 3 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.

      Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.»;

      б) пункт 2 1 изложить в следующей редакции:

      «2 1 . Указанное в абзаце восьмом пункта 2 настоящей статьи требование не распространяется на учет объема:

      1) розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;

      2) розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

      3) розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Перечень таких поселений определяется законом субъекта Российской Федерации;

      4) закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

      5) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;

      6) временного хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

      7) производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям;

      8) производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;

      9) перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;

      10) перевозок алкогольной продукции, а также спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта не более 25 процентов объема готовой продукции;

      11) производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда и хранения таких вин.»;

      4) в пункте 7 статьи 9 после слова «импорта» дополнить словами «из государств, не являющихся членами ЕАЭС», слова «и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного)» исключить;

      5) в пункте 1 статьи 10 2 :

      а) подпункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

      «2) справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, для импортированного этилового спирта в целях производства этилового спирта по фармакопейным статьям и для импортированного этилового спирта по фармакопейным статьям. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС;

      3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, для этилового спирта в целях производства этилового спирта по фармакопейным статьям и для этилового спирта по фармакопейным статьям;»;

      б) в подпункте 5 после слова «импорта» дополнить словами «из государств, не являющихся членами ЕАЭС», слова «и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного)» исключить;

      6) в пункте 2 4 статьи 11:

      а) в абзаце первом слова «Российской Федерации, по предложению» заменить словами «Российской Федерации по предложению»;

      б) абзац третий изложить в следующей редакции:

      «Производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения осуществляется организациями (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей) из винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих этим организациям на праве собственности, аренды или на ином законном основании, либо из винограда, выращенного на виноградниках, которые принадлежат другим лицам и сведения о которых внесены в реестр виноградных насаждений.»;

      а) абзац шестой пункта 2 3 после слов «специальных марках,» дополнить словами «определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации, и»;

      б) в подпункте 1 пункта 5 1 слова «таможенным законодательством Таможенного союза» заменить словами «правом ЕАЭС»;

      8) в пункте 1 статьи 13 слова «таможенным законодательством Таможенного союза» заменить словами «правом ЕАЭС»;

      9) в пункте 6 статьи 14:

      а) в абзаце пятом слова «указанной в абзацах шестом и седьмом пункта 2 статьи 8» заменить словами «указанной в абзацах третьем и четвертом пункта 2 статьи 8»;

      б) в абзаце восьмом слова «предусмотренной абзацами шестым и седьмым пункта 2 статьи 8» заменить словами «предусмотренной абзацами третьим и четвертым пункта 2 статьи 8»;

      10) в абзаце пятнадцатом пункта 3 статьи 20 слова «и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему» исключить;

      11) в пункте 1 статьи 26:

      а) в абзаце четвертом слова «предусмотренных абзацами шестым — девятым пункта 2 статьи 8» заменить словами «предусмотренных абзацами третьим — шестым пункта 2 статьи 8»;

      б) абзац тридцать третий изложить в следующей редакции:

      «отгрузка этилового спирта для организации, осуществляющей производство алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, передача произведенного этилового спирта структурным подразделением организации другому ее структурному подразделению для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, импорт с территории государств — членов ЕАЭС этилового спирта, являющегося товаром ЕАЭС, для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции до уплаты в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции или представления банковской гарантии в целях освобождения от его уплаты в случаях, если уплата такого авансового платежа или представление такой банковской гарантии предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;»;

      а) в пункте 1 слова «абзацев первого и второго (в части требования иметь соответственно производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более), абзаца третьего пункта 2 3 (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции) статьи 11» заменить словами «абзацев первого и второго пункта 2 3 (в части требования иметь соответственно производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более) статьи 11», слова «и тридцать второго (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции)» исключить;

      б) в подпункте 2 пункта 2 слова «, абзаца третьего пункта 2 3 статьи 11 (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции)» заменить словами «статьи 11», слова «и тридцать второго (в части производства коньячного дистиллята обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции)» исключить;

      в) дополнить пунктами 5 — 8 следующего содержания:

      «5. До 1 января 2016 года для юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), которые были созданы в Республике Крым или городе федерального значения Севастополе до 1 января 2015 года и имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование, допускается производство коньячного дистиллята их обособленным подразделением, осуществляющим производство коньяка, а также производство коньяка обособленным подразделением указанных юридических лиц, использующим основное технологическое оборудование для производства коньячного дистиллята.

      6. До 1 июля 2016 года требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются в Республике Крым или городе федерального значения Севастополе в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

      7. До 1 января 2017 года требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются в городских поселениях Республики Крым или города федерального значения Севастополя в отношении розничной продажи алкогольной продукции, а также в отношении закупки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой в целях последующей розничной продажи такой продукции индивидуальными предпринимателями.

      8. До 1 января 2020 года требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона не применяются в сельских поселениях Республики Крым или города федерального значения Севастополя в отношении розничной продажи алкогольной продукции, а также в отношении закупки пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой в целях последующей розничной продажи такой продукции индивидуальными предпринимателями.».

      1. Установить, что требования абзацев восьмого, десятого и двенадцатого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

      2. Установить, что требования абзацев восьмого, шестнадцатого и семнадцатого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются:

      1) до 1 января 2016 года в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

      2) до 1 июля 2016 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях;

      3) до 1 июля 2017 года в отношении розничной продажи алкогольной продукции в сельских поселениях.

      3. До 1 июля 2016 года положения абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25 и абзаца двадцать первого пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не применяются к организациям, осуществляющим производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции.

      4. До 1 июля 2016 года непередача организациями, осуществляющими производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, информации об объеме производства и оборота такой продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может рассматриваться как нарушение установленного порядка учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.

      2. Пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2020 года.

      Президент Российской Федерации В. Путин

      Закон о пиве федеральный закон

      Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

      В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

      Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

      Обзор документа

      Письмо Федеральной антимонопольной службы от 19 сентября 2020 г. N АК/75067/18 “О распространении рекламы безалкогольного пива на радио”

      В соответствии с пунктом 28 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2020 году, утвержденным приказом ФАС России от 19.04.2020 N 508/18, ФАС России направляет разъяснение по вопросу допустимости распространения рекламы безалкогольного пива на радио.

      Требования к рекламе алкогольной продукции установлены статьей 21 Федерального закона «О рекламе».

      В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 данной статьи), при кино- и видеообслуживании.

      Таким образом, распространение рекламы пива в радиопрограммах ограниченно допускается.

      Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

      Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. В случае если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции. Соответственно, на рекламу такого пива не распространяются требования статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

      Вместе с тем согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

      Учитывая изложенное, если распространяется реклама безалкогольного пива с использованием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения, в том числе пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

      Федеральный закон «О рекламе» не содержит ограничений по распространению рекламы безалкогольных напитков (в том числе, безалкогольного пива) на радио.

      Специфика распространения рекламы на радио не предусматривает наличия в рекламе безалкогольного пива пиктограммы, в которой указывается на безалкогольный характер напитка, предусмотренной для рекламы с наличием видеоряда.

      При оценке рекламы безалкогольного пива, распространяемой в радиопрограммах, следует исходить из доступности восприятия в указанной рекламе указания на то, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво.

      Данное указание на безалкогольный характер напитка должно быть доведено до потребителя рекламы в аудиоряде рекламного ролика четким и разборчивым текстом (голосом).

      А.Б. Кашеваров

      Обзор документа

      Ограничений по распространению рекламы безалкогольных напитков (в т. ч. безалкогольного пива) на радио нет. Однако нужно учитывать доступность восприятия указания на то, что речь идет именно о безалкогольном пиве.

      Данное указание должно быть доведено до потребителя в аудиоряде рекламного ролика четким и разборчивым текстом (голосом).

      Отмечено, что специфика распространения рекламы на радио не предусматривает наличия в рекламе безалкогольного пива пиктограммы, в которой указывается на безалкогольный характер напитка, предусмотренной для рекламы с наличием видеоряда.

      Реклама алкогольной продукции, пива и табачных изделий

      («Налоги» (газета), 2007, N 6)

      РЕКЛАМА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПИВА И ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

      Семенихин В. В., заместитель Генерального директора ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

      Реклама алкогольной продукции, пива и табачных изделий — это информация о товарах, относящихся к алкогольной продукции, к пиву и к напиткам, изготавливаемым на его основе, а также к табаку, табачным изделиям и курительным принадлежностям. Такая реклама может быть распространена любым способом, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к товару с целью увеличения его продаж.

      Требования к рекламе алкогольной продукции, пива и табачных изделий установлены Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе». Помимо названного Закона, торговые организации, осуществляющие рекламирование такой продукции, должны руководствоваться специальными законами. К ним относятся Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ), Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон N 87-ФЗ).

      Рассмотрим требования, предъявляемые законодательством к рекламе алкогольной продукции, пива и табачных изделий.

      Реклама алкогольной продукции

      Рекламе алкогольной продукции посвящена статья 17 Федерального закона N 171-ФЗ, в соответствии с этой статьей:

      «Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.

      При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации».

      Данная статья регулирует отношения в области рекламы, а именно: устанавливает ограничения по рекламе алкогольных напитков и, следовательно, входит составной частью в систему законодательства Российской Федерации о рекламе.

      Правовое регулирование вопроса производства и оборота алкогольной продукции осуществляется Федеральным законом N 171-ФЗ.

      Конкретизируют его положения многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняющие нормы Закона. Все эти документы обладают юридической силой и применяются в процессе осуществления организациями и предпринимателями соответствующей деятельности.

      Для того чтобы понять, какие именно напитки относятся к данной продукции, обратимся к Федеральному закону N 171-ФЗ. В статье 2 данного Федерального закона N 171-ФЗ приведены основные термины и понятия:

      1) этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец;

      2) денатурированный этиловый спирт (денатурат) — этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной Федеральным законом N 171-ФЗ;

      3) спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;

      4) спиртосодержащая пищевая продукция — пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый), за исключением алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции;

      5) спиртосодержащая непищевая продукция — непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;

      6) денатурированная спиртосодержащая продукция — спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной Федеральным законом N 171-ФЗ;

      7) алкогольная продукция — пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

      8) питьевой этиловый спирт — ректификованный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95 процентов объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой;

      9) спиртные напитки — алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину;

      10) водка — спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции;

      11) вино — алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22 процентов объема готовой продукции;

      12) натуральное вино — алкогольная продукция, которая произведена из виноматериалов (произведенных без добавления этилового спирта) без добавления этилового спирта и ароматических и вкусовых добавок, с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции, в том числе игристое вино, газированное вино, шипучее вино, шампанское.

      Необходимо обратить внимание, что если вино произведено без добавления этилового спирта, то есть путем естественного брожения виноградного или плодового сырья, но при этом добавлен сахар или ароматические добавки, то такое вино не может считаться натуральным. Этот вывод возникает при анализе норм Закона;

      13) виноматериалы — спиртосодержащая пищевая продукция, которая используется в качестве сырья для производства вина и получена в результате спиртового брожения винограда, виноградного сусла либо плодового или ягодного сока без добавления ароматических и вкусовых добавок, без добавления или с добавлением этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) дистиллятов, с содержанием этилового спирта не более 22,5 процента объема готовой продукции;

      14) безводный (стопроцентный) спирт — условное понятие, применяемое в расчетах.

      Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» четко определено, что с 1 января 2006 года действие данного Закона не распространяется на пиво и натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 процентов, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.

      Статья 21 Федерального закона N 38-ФЗ устанавливает особенности рекламы алкогольной продукции. Статья состоит из ограничений, которые должны соблюдаться торговыми организациями при рекламировании алкогольной продукции, и обязанностей, установленных рекламодателям и рекламораспространителям. Остановимся сначала на запретах и ограничениях.

      Ограничения по содержанию.

      Реклама алкогольной продукции не должна:

      1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

      2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

      3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;

      4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

      5) обращаться к несовершеннолетним.

      Как уже было отмечено, в соответствии с СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией, устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. С этой целью в законодательстве Российской Федерации содержится комплекс норм. Поэтому естественно, что Федеральный закон N 38-ФЗ особо защищает интересы несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Нельзя злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта;

      6) использовать образы несовершеннолетних.

      В Федеральном законе N 38-ФЗ установлены ограничения в отношении рекламы товаров, непосредственно не предназначенных для несовершеннолетних. Использование образов несовершеннолетних в рекламе разрешается, за исключением определенных социально опасных товаров, где это допустить невозможно. Это касается алкоголя, пива, табака, а также товаров, которые представляют определенную опасность для несовершеннолетних.

      Ограничения по размещению.

      «Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

      1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

      2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио — и видеопродукции;

      3) в теле — и радиопрограммах, при кино — и видеообслуживании;

      4) на всех видах транспортных средств общего пользования;

      5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

      6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

      Кроме того, торговые организации, осуществляющие торговлю алкогольной продукцией, обязаны обеспечить наличие в процессе рекламы алкогольной продукции предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.

      Причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

      Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в торговых организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

      В соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ пиво не относится к алкогольной и спиртосодержащей продукции и не подпадает под действие данного Закона.

      Вопрос о рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, относительно недавно получил законодательное закрепление. В Федеральном законе N 38-ФЗ ему посвящена отдельная статья. В статье 22 Федерального закона N 38-ФЗ, так же как и в статье, посвященной рекламе алкогольной продукции, содержатся ограничения, которые должны выполняться при рекламе пива.

      Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:

      1) содержать утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

      2) осуждать воздержание от употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

      3) содержать утверждение о том, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безвредны или полезны для здоровья;

      4) содержать упоминание о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, является одним из способов утоления жажды;

      5) обращаться к несовершеннолетним;

      6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

      «Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться:

      1) в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени;

      2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио — и телепередачах, аудио — и видеопродукции;

      3) при кино — и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени;

      4) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

      5) в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;

      7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений».

      Аналогично с рекламой алкогольной продукции устанавливается обязанность сопровождать рекламу предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. А также устанавливается обязательная продолжительность и объем такого предупреждения.

      В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино — и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства) (пункт 3 статьи 22 Федерального закона N 38-ФЗ).

      Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в иных организациях или местах запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в раздаче образцов и предлагать им такие образцы.

      В статье 23 Федерального закона N 38-ФЗ содержатся особенности, установленные законодателем для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

      Табак как представитель дикой флоры был известен еще в древности: в Европе, Азии, Африке. Табак является самой распространенной непищевой сельскохозяйственной культурой в мире. Табак выращивается более чем в 100 странах мира.

      Табак — это однолетняя техническая культура, продуктом возделывания которой являются листья, предназначенные для получения табачной продукции.

      В статье 1 Федерального закона от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» приведено понятие табачных изделий: «табачные изделия — изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка — крупка курительная».

      Миллионы людей во всем мире курят. Российская Федерация находится на четвертом месте в мире по употреблению табака. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей стране курит почти треть всего населения в возрасте от 15 лет и старше и, что наиболее опасно, в это число входят женщины и юношество. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, угарный газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие; а вредных веществ содержится почти 1200!

      О вреде курения сказано немало. Борьба против табака — это один из важнейших приоритетов в области охраны здоровья населения. Борьба с табачной эпидемией имеет огромное значение для охраны здоровья всех граждан, особенно детей и молодежи, которые должны надлежащим образом информироваться о том, что употребление табака вызывает зависимость и подвергает их смертельной опасности. Комплексные стратегии, позволяющие добиться измеримого снижения уровней употребления табака, должны эффективно осуществляться по всей России. Важнейшими компонентами комплексных стратегий могут являться высокие налоги на табачные изделия; запреты на рекламирование, спонсорство и продвижение на рынок табачных изделий; защита людей от пассивного курения в общественных местах и в местах работы; обеспечение доступности мер, помогающих отказаться от курения, и жесткий контроль над контрабандой табачных изделий.

      Таким образом, законодательное установление особых правил рекламирования табака, табачных изделий и курительных принадлежностей — это одно из направлений комплексной стратегии государства, направленной на снижение уровня потребления табака, борьбу с табакокурением.

      К курительным принадлежностям относятся: трубки, кальяны, сигаретная бумага, зажигалки, мундштуки, портсигары и другие подобные товары.

      В части первой статьи 23 Федерального закона N 38-ФЗ содержатся требования к содержанию рекламы данной продукции, перечислены пункты, которые не должны присутствовать в рекламе.

      Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна:

      1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

      2) осуждать воздержание от курения;

      3) обращаться к несовершеннолетним;

      4) использовать образы несовершеннолетних.

      Кроме запретов в части содержания Законом устанавливаются некоторые запреты для размещения рекламы табака.

      Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна размещаться:

      1) в теле — и радиопрограммах, при кино — и видеообслуживании.

      Так как теле — и радиопрограммы охватывают самую обширную аудиторию потребителей рекламы, запрет на размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей является достаточно жесткой ограничительной мерой;

      2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио — и видеопродукции.

      В данном случае речь опять идет о защите несовершеннолетних в рекламе. Провозглашенный запрет злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта проходит через весь Федеральный закон N 38-ФЗ;

      3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

      Данное ограничение связано с тем, что первые и последние страницы журналов больше обращают на себя внимание;

      4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

      5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

      6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

      7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

      Как вы могли заметить, ограничение территориального размещения рекламы содержится в требованиях к рекламе всех социально опасных продуктов.

      Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

      Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

      Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что законодатель идет по пути поэтапного внедрения запретов и ограничений на рекламу алкогольной продукции, пива и табачных изделий.

      Читайте так же:  Сделать генеральную доверенность цена

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *